2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Современные программы по экологическому образованию в ДОО_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
92
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
92
92
92
92
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., Доцент, Беляева Н.Л. _________________
 
 
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова И.М.

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины
1.2
подготовка обучающихся к профессиональной деятельности  в области экологического образования дошкольников.
1.3
Задачи освоения:
1.4
сформировать представления о современных особенностях изучения экологии в дошкольной образовательной организации
1.5
сформировать умение проведения занятий по экологическим темам.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.2
Теория и технологии физического воспитания детей
2.1.3
Теория начального математического образования
2.1.4
Теория начального языкового образования
2.1.5
Технология обучения компьютерной грамотности
2.1.6
Дошкольная педагогика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Географическое образование младших школьников
2.2.2
Историческое образование младших школьников
2.2.3
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.2.4
Производственная педагогическая практика
2.2.5
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.6
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.7
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.2.8
Теория и технологии экологического образования детей
2.2.9
Технологии начального литературного образования
2.2.10
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.2.11
Курсовая работа по дошкольному образованию
2.2.12
Литературное образование дошкольников
2.2.13
Методика обучения татарскому языку
2.2.14
Организация деятельности младших школьников на занятиях по музыке
2.2.15
Организация дошкольного образования
2.2.16
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.17
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.2.18
Теория и технологии музыкального воспитания детей
2.2.19
Производственная преддипломная практика
2.2.20
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.21
Географическое образование младших школьников
2.2.22
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основы реализации образовательной программы по экологическому развитию детей в соответствии с ФГОС
 
требования и критерии разработки образовательной программы по экологическому развитию детей в соответствии с ФГОС
 
основы проектирования разных видов образовательных программ по экологическому развитию детей в соответствии с ФГОС
 
 
Уметь:
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
реализовывать образовательную программу по экологическому развитию детей соответствии с требованиями ФГОС
 
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по уэкологическому развитию детей в соответствии с ФГОС
 
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по экологическому развитию детей в соответствии с ФГОС
 
 
Владеть:
 
навыками составления образовательной программы на основе методических разработок по экологическому развитию детей в соответствии с требованиями ФГОС 
 
навыками разработки и реализации образовательной программы по экологическому развитию детей в соответствии с ФГОС с учетом специфики образовательного учреждения 
 
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по экологическому развитию детей в соответствии с ФГОС
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методологические и естественнонаучные основы экологического образования детей дошкольного возраста;
3.1.2
систему научных знаний о современных концепциях и технологиях экологического воспитания детей дошкольного возраста;
3.1.3
методы диагностики экологической воспитанности дошкольников.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
оперировать  основными понятиями в области  экологического образования дошкольников;
3.2.2
сформировать систему научных знаний о современных концепциях и технологиях экологического воспитания детей дошкольного возраста;
3.2.3
диагностировать результаты экологического образования детей.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
анализа и отбора оптимального содержания экологического образования ребёнка.
3.3.2
навыки работы по обеспечению охраны жизни и здоровья дошкольников в ДОО;
3.3.3
навыки проведения ООД экологической направленности в ДОО;
3.3.4
навыки проведения диагностики экологической воспитанности дошкольников.
3.3.5
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы экологического образования детей дошкольного возраста

 
1.1
Экология как наука. Экологическое образование дошкольников.   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
1.2
Основные понятия, законы, правила экологии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
1.3
Основы социальной экологии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
1.4
Концепция экологического образования дошкольников /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
1.5
Экологическое образование в обеспечении охраны жизни и здоровья детей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
1.6
Здоровьесберегающие технологии  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
1.7
Идеи использования природы в воспитании детей дошкольного возраста в истории зарубежной прогрессивной педагогики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
1.8
Идеи использования природы в воспитании детей дошкольного возраста в истории русской прогрессивной педагогики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
1.9
Значение идей прогрессивных педагогов на становление и развитие экологического образования дошкольников /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
 
Раздел 2.  Педагогические основы экологического

образования детей

 
2.1
Содержание экологического образования дошкольников в комплексных и современных парциальных программах /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
2.2
Возможности личностного развития ребенка-дошкольника в процессе освоения содержания экологической программы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
2.3
Содержание экологического образования дошкольников в комплексных и современных парциальных программах /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
 
Раздел 3. Средства, методы и формы экологического образования

 
3.1
Экологическая предметно-развивающая среда как средство экологического образования дошкольников /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
3.2
Требования, предъявляемые к подбору и размещению объектов уголка природы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
3.3
Разрабатываание проекта экологической предметно-развивающей  среды с учетом требований по обеспечению охраны жизни и здоровья детей.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1
3
0
 
3.4
Оценка подбора растений и их размещение в уголке природы детского сада. Выращивание комнатного растения способом вегетативного размножения.Проведение выгонки луковичных растений и оживления веток в условиях детского сада. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
3.5
Участок детского сада, его планировка и озеленение, значение для экологического образования детей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
3.6
Планирование и озеленение участка детского сада.Приемы ландшафтного озеленения при создании участка дошкольной образовательной организации /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1
3
0
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.7
Наблюдение как основной метод экологического образования дошкольников /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
3.8
Особенности руководства наблюдениями в разных возрастных группах /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
3.9
Разработка для дошкольников примерных алгоритмов наблюдений за растением и за животным /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1
3
0
 
3.10
Разработка примеров воссоздающего, распознающего, сравнительного наблюдений для средней или старшей возрастной группы. Изучение способов фиксации длительных наблюдений в разных возрастных группах. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
3.11
Модели и  моделирующая деятельность в экологическом образовании дошкольников /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
3.12
Составьте конспект образовательного мероприятия экологической направленности, включающего моделирующую деятельность детей. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
3.13
Модели и  моделирующая деятельность в экологическом образовании дошкольников /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1
3
0
 
3.14
Словесные методы в системе экологического образования дошкольников /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
3.15
Народные приметы, пословицы, поговорки в экологическом образовании детей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
3.16
Рассказы о природе для детей разных возрастных групп. Методика проведения итоговой беседы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1
3
0
 
3.17
Составление  списка художественной литературы о природе для дополнительного чтения  в разных возрастных группах /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
3.18
Экологическое образование дошкольников в  игровой деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
3.19
Игры разного вида в решении задач экологического образования; их специфика, место в системе экологической работы. Составление методической разработки и проведение одного из вариантов игры с экологическим содержанием /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
3.20
Элементарная исследовательская деятельность  в экологическом образовании дошкольников /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.21
Система элементарных опытов по изучению свойств и качеств предметов и явлений живой и неживой природы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
3.22
Организованная образовательная деятельность (ООД) как основная форма экологической работы с дошкольниками /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
3.23
Составление конспекта ООД экологической направленности для дошкольников /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1
3
0
 
3.24
Классификация видов труда дошкольников в уголке природы и на участке детского сада /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1
3
0
 
3.25
Экскурсии как форма организации экологической работы с детьми /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
3.26
Составление плана экскурсионной работы для одной возрастной группы детского сада /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
3.27
Разработка план-конспекта нерегламентированной экологической деятельности детей  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
 
Раздел 4.  Организация и управление процессом экологического образования  в ДОО

 
4.1
Изучение основных направлений работы по экологическому образованию детей в ДОО /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1
3
0
 
4.2
Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
3
0
 
4.3
Разработка системы диагностических заданий по оценке экологической воспитанности детей  и проведение с детьми в ДОО  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1
3
0
 
4.4
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение ФОС к РПД
 
5.2. Темы письменных работ
см. приложение ФОС к РПД
 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение ФОС к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Козина, Е. Ф. 
Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте : учебник для бакалавриата / Е. Ф. Козина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 454 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-05347-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438826
Юрайт, 2022
 
Л1.2
Третьякова, Н. А.
Основы экологии : учебное пособие для вузов
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Н. В. Микляева 
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 450 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12763-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498837: учебник и практикум для вузов
Юрайт, 2023
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ганиева Г.Р.
Практикум по теории и технологиям экологического образования детей
Н.Челны: НГПУ, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Вебинар «Экологическое образование как средство реализации ФГОС ДО» Рыжова Н.А., д.п.н., профессор МГПУ  https://www.youtube.com/watch?v=ANpYHXuk_dA
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.6
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.7
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.8
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.9
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.10
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-312 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного тип, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения курсового проектирования, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
1.Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в информационной образовательной среде.

2. Занятия лекционного типа

Лекционный курс предполагает систематизированное изложение основных вопросов учебного плана.

На первой лекции лектор предупреждает студентов, применительно к какому базовому учебнику (учебникам, учебным пособиям) будет прочитан курс.

Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных

вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.

3. Занятия семинарского типа

Семинарские занятия представляют собой детализацию лекционного теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы.

Основной формой проведения семинаров является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. В обязанности преподавателя входят: оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.

Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:

• ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;

• участие в дискуссиях;

• выполнение проектных и иных заданий;

• ассистирование преподавателю в проведении занятий.

Ответ должен быть аргументированным, развернутым, не односложным, содержать ссылки на источники.

Доклады и оппонирование докладов проверяют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и строгость рассуждений.

Оценивание заданий, выполненных на семинарском занятии, входит в накопленную оценку.

4. Самостоятельная работа обучающихся

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Цели самостоятельной работы:

• систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

• углубление и расширение теоретических знаний;

• формирование умений использовать нормативную и справочную документацию, специальную литературу;

• развитие познавательных способностей, активности студентов, ответственности и организованности;

• формирование самостоятельности мышления, творческой инициативы, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

• развитие исследовательских умений и академических навыков.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики.

Технология организации самостоятельной работы студентов включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.

Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить инструктаж по выполнению задания. В инструктаж включается:

• цель и содержание задания;

• сроки выполнения;

• ориентировочный объем работы;

• основные требования к результатам работы и критерии оценки;

• возможные типичные ошибки при выполнении.

Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Студенты должны подходить к самостоятельной работе как к наиважнейшему средству закрепления и развития теоретических знаний, выработке единства взглядов на отдельные вопросы курса, приобретения определенных навыков и использования профессиональной литературы.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:

• просматривать основные определения и факты;

• повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;

• изучить рекомендованную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;

• самостоятельно выполнять задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;

• использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;

• выполнять домашние задания по указанию преподавателя.

 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
4.1. Выполнение домашнего задания

Домашнее задание оценивается по следующим критериям:

• Степень и уровень выполнения задания;

• Аккуратность в оформлении работы;

• Использование специальной литературы;

• Сдача домашнего задания в срок.

Оценивание домашних заданий входит в накопленную оценку.

4.2. Работа с медиаматериалами

Самостоятельная работа в современном учебном процессе подразумевает ознакомление студента с различными видео и аудиоматериалами на русском и иностранных языках. Можно обозначить следующие цели работы:

• усилить запоминание теоретических положений через визуальное и слуховое восприятие;

• ознакомиться с авторским изложением сложных моментов;

• сформировать свою точку зрения с учетом представленных дискуссий;

• разобрать примеры и практические кейсы;

• выполнить задания и отвечать на поставленные вопросы.

5. Групповые и индивидуальные консультации

Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на контактную работу.

6. Методические рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.