Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова Ирина Валерьевна
ции
системе социально-гуманитарных наук.
Основы методологии
исторической науки.
Периодизация истории
России /Лек/
Э1 Э2 Э3
системе социально-гуманитарных наук.
Основы методологии
исторической науки.
Периодизация истории
России /Ср/
Э1 Э2 Э3
исторический источник.
Становление и развитие
историографии /Ср/
Э1 Э2 Э3
государственности в
контексте мировой
истории /Ср/
Э1 Э2 Э3
веках и европейское
средневековье /Ср/
Э1 Э2 Э3
в отечественной и
европейской истории.
Начало и противоречия российской модернизации /Ср/
Э1 Э2 Э3
в отечественной и
европейской истории.
Начало и противоречия российской модернизации /Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
XXI века. Россия в борьбе с международным терроризмом на рубеже XX- XXI вв. /Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы и задания к зачёту
1. Охарактеризуйте историю как науку: ее методологию, функции и роль в жизни общества.
2. Определите причины, предпосылки и особенности становления государственности в России. Проанализируйте процесс формирования государств в Древнем мире, Средневековье, в Европе и на мусульманском Востоке.
3. Перечислите ключевые этапы развития и основные события истории Древнерусского государства в IX – XII веках.
4. Выделите положительные и негативные последствия политической раздробленности русских земель и княжеств в начале XII – первой половине XIII веков. Объясните влияние раздробленности на борьбу с татаро-монгольскими завоевателями и агрессией шведских и немецких рыцарей.
5. Объясните причины, ход и последствия объединения русских земель вокруг Москвы в конце XV – начале XVI веков.
6. Выделите ключевые этапы и события в истории русской культуры IX-XV веков.
7. Охарактеризуйте особенности исторического развития России в XVI веке. Назовите особенности процесса закрепощения крестьян в России, трансформации российской государственности при Иване Грозном.
8. Раскройте особенности социально-политического развития российского общества в XVII столетии. Определите причины «Смутного времени» и государственного кризиса в России (конец XVI – начало XVII вв.). Объясните сущность понятий: «Соборное Уложение» 1649 г.; Церковный раскол; «Бунташный век».
9. Перечислите новые явления в русской культуре XVI-XVII в.
10. Общая оценка реформаторской деятельности Петра I: позитивные и негативные последствия. Определите характерные признаки абсолютизма в России, его отличия от западно-европейского.
11. Дайте характеристику политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.
12. Назовите ключевые события и направления внешней политики России в XVIII веке.
13. Определите особенности развития русской культуры в XVIII веке.
14. Охарактеризовать основные направления внутренней и внешней политики Александра I. Отечественная война 1812 г.: причины, ход, итоги.
15. Назовите предпосылки декабристского движения в России, перечислите политические требования декабристов.
16. Российский абсолютизм в 30-40-е гг. XIX века. Назовите отличия российского политического строя в указанный период от предшествующих и последующих этапов социально-политического развития государства.
17. Западничество и славянофильство в общественной мысли России. Дайте оценку основным идеям западников и славянофилов.
18. Государственные реформы 60-70-х гг. XIX века: причины, предпосылки, реализация, оценки в общественно-политической мысли.
19. Революционное движение в пореформенной России. Назовите его ключевые направления, лидеров, их идеи о переустройстве российского государства.
20. Русская культура XIX века. Дайте характеристику основных направлений (литература, живопись, театр, музыка) и их выдающихся представителей.
21. Социально-экономическое развитие России на рубеже веков. Покажите сильные и слабые стороны реформ С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.
22. Политические партии в России начала XX века: ключевые идеи, лидеры, политические программы.
23. Первая русская революция 1905-1907 гг.: причины, ход, результаты.
24. Назовите особенности становления парламентаризма в России. Дайте характеристику работы Государственных Дум I и II созывов.
25. Русская культура «серебряного века»: ключевые особенности культурного развития России в конце XIX – первой четверти ХХ в.
26. Дайте характеристику ключевым событиям и этапам Великой российской революции. (Февральская революция. Падение самодержавия; Россия в период от февраля к октябрю: выбор альтернатив исторического развития; Октябрьская революция. Приход к власти большевиков. II Съезд Советов.).
27. Гражданская война 1917-1920-е гг. как часть Великой российской революции: причины, характеристика противоборствующих сил, последствия.
28.Дайте оценку внутренней и внешней политики Советского государства в 20-30 гг. ХХ в. (новая экономическая политика; образование СССР; национальная политика советского правительства; культурное строительство в советском государстве в 20-30-е гг. XX века; Форсированная индустриализация; коллективизация сельского хозяйства, ее итоги; формирование культа личности Сталина.)
29. Великая Отечественная война Советского Союза. 1941-1945 гг. Охарактеризуйте основные этапы и ключевые сражения. Покажите влияние внешней политики СССР на ход Великой Отечественной войны.
30. Назовите положительные и отрицательные тенденции в социально-экономическом и политическом развитии СССР в 50-80-е гг. XX в.
31. Дайте оценку Перестройки в СССР (1985-1991). Назовите ее причины и последствия.
32. Проанализируйте причины, ход и основные результаты Холодной войны второй половины ХХ века.
33. Перечислите основные причины распада СССР и дайте характеристику основным событиям политической истории российского государства в 1989-1993 гг.
34. Перечислите и охарактеризуйте ключевые события и процессы внешней политики Российской Федерации в конце ХХ – начале XXI века.
35. Сформулируйте основные преимущества и недостатки формационного и цивилизационного подходов к изучению всеобщей истории.
36. Дайте характеристику эпохи палеолита.
37. Перечислите ключевые последствия неолитической (аграрной) революции для развития человечества.
38. Назовите и кратко охарактеризуйте не менее шести теорий происхождения государства, существующих в мировой историографии.
39. Дайте характеристику политического, культурного развития и социального устройства цивилизаций Древнего Египта и Месопотамии. Назовите ключевые этапы их исторического развития.
40. Охарактеризуйте зарождение государственности, особенности политического устройства, экономического развития и культуры Древней Индии и Древнего Китая.
42. Назовите основные этапы развития цивилизации Древнего Рима и охарактеризуйте их. Перечислите ключевые особенности древнеримской политической, правовой системы и культуры.
43. Дайте общую характеристику исторического развития Европы в эпоху Средневековья.
44. Охарактеризуйте экономическое и политическое развитие Англии в Средние века.
45. Охарактеризуйте развитие Франции в период Средних веков (экономика, политика, культура).
46. Назовите особенности и общие черты развития науки и культуры в средневековой Европе, Китае и на Ближнем Востоке.
47. Опишите процесс формирования и развития мировых религий в Средние века. Дайте общую характеристику развития христианских церквей, возникновение и распространение ислама.
48. Перечислите и охарактеризуйте «буржуазные» революции в Европе XVII-XVIII вв.
49. Великие географические открытия. Назовите ключевые экспедиции эпохи (организаторы, даты), их достижения и влияние на становление колониальных государств.
50. Перечислите колониальные империи эпохи Нового времени. Кратко охарактеризуйте процесс их формирования и первых этапов развития (XVI-XVII века).
51. Промышленный переворот в странах Европы и Америки: назовите общие тенденции и региональные особенности.
52. Колониальные империи XVIII – XIX вв.
53. Первая Мировая война: перечислите ее предпосылки, назовите ключевые этапы и дайте характеристику основных результатов..
54. Перечислите основные положения Версальской системы мира. Опишите характер взаимоотношений между Великобританией, Францией, США, Германией, Италией и СССР в межвоенный период.
55. Назовите причины, этапы и итоги Второй Мировой войны.
56. Объясните причины складывания биполярной системы мира после Второй Мировой войны. Раскройте значение понятия «Холодная война» и охарактеризуйте ее роль в истории ХХ столетия.
57. Перечислите причины, предпосылки зарождения и характер национально-освободительных движений и распада колониальных империй в XX в.
58. Обозначьте основные особенности общественно-политического развития Китая и Индии во второй половине XX в.
59. Охарактеризуйте основные этапы развития стран Центральной и Восточной Европы в 1945–1990 гг.
60. Перечислите и проанализируйте особенности послевоенного развития стран Западной Европы и Америки. Дайте оценку политики США и ССР по восстановлению экономики стран-участниц Второй мировой войны.
61. Проанализируйте социально-экономическое развитие стран Западной Европы и Америки в условиях научно-технической революции.
62. Объясните причины распада «социалистического лагеря» и охарактеризуйте международные отношения конца XX – начала XXI вв.
Задание
На конкретном примере покажите и докажите роль исторических знаний в формировании личностного потенциала информатика.
1 семестр
Контрольная работа.
Вариант 1:
1. Проблема становления российской государственности в отечественной историографии. Норманнская и антинорманнская теория.
2. Зависимость русских княжеств от Золотой Орды: влияние на российскую культуру и государственность.
Вариант 2:
1. Причины и последствия принятия христианства на Руси в 988 году.
2. Начало территориальной экспансии России при Иване Грозном.
2 семестр
Контрольная работа.
Вариант 1:
1. Особенности становления государственности в странах Древнего Востока и Античности.
2. Формирование европейских колониальных империй.
Вариант 2:
1. Цивилизации Древней Индии и Китая.
2. Вторая мировая война: причины, предпосылки, ход, итоги и последствия для мирового сообщества.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора,
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.