2022-2023_b44_03_05 ИЗО и Т 251_plx_Стилизация в живописи и графике_Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Стилизация в живописи и графике
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет с оценкой 1
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
50
аудиторные занятия
94
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
19 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
38
38
38
38
Практические
56
56
56
56
Итого ауд.
94
94
94
94
Кoнтактная рабoта
94
94
94
94
Сам. работа
50
50
50
50
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Большакова С.В.;PhD, старш.преп. , Батаева Л.А. _________________
 
 
Стилизация в живописи и графике
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - изучение будущим учителем изобразительного искусства и технологии основ стилизации объектов окружающей действительности, в том числе природной и предметной форм, живописными средствами с целью развития творческих способностей обучающихся, поддержания их активности, инициативности и самостоятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучить основные методы, стили, приемы стилизации для формирования культурных потребностей различных социальных групп;
1.4
развить художественно-образное мышление обучающихся средствами стилизации;
1.5
научить организовывать сотрудничество при изучении стилизации в соответствии с учебно-творческой задачей;
1.6
владеть основами композиционно-графических действий по созданию художественного образа на основе знаний принципов и правил стилизации;
1.7
получить опыт самостоятельного использования приемов стилизации в живописи на уроках изобразительного искусства в школе, организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История визуально-пространственных искусств
2.2.2
Материаловедение и новые материалы
2.2.3
Учебная проектно-творческая практика (пленэр-бионическая практика)
2.2.4
Дизайн
2.2.5
Прикладная механика
2.2.6
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр 2)
2.2.7
Методика обучения изобразительному искусству
2.2.8
Методика обучения и воспитания по профилю "Технология"
2.2.9
Пластическая анатомия
2.2.10
Декоративное искусство
2.2.11
Учебная проектно-технологическая практика
2.2.12
Академический рисунок
2.2.13
Курсовой проект по дисциплине "Техническое творчество и основы проектирования"
2.2.14
Мультимедийные технологии в СОШ
2.2.15
Производственная педагогическая практика по 1 профилю
2.2.16
Техническое творчество и основы проектирования
2.2.17
Анализ и интерпретация произведений искусства
2.2.18
Дизайн и декоративно-прикладное творчество
2.2.19
Инженерная и компьютерная графика
2.2.20
Мехатроника и робототехника
2.2.21
Передовые производственные технологии
2.2.22
Производственная педагогическая практика по 2 профилю
2.2.23
Электротехника и электроника
2.2.24
3-D моделирование и прототипирование
2.2.25
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.26
Конструирование и моделирование швейных изделий
2.2.27
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.28
Скульптура
2.2.29
Академическая живопись
2.2.30
Технология обработки текстильных материалов
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета).
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теоретические основы стилизации объектов окружающей действительности живописными и графическими  средствами;
3.1.2
способы организации сотрудничества обучающихся на уроке ИЗО, способы поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности;
3.1.3
методику преподавания стилизации в живописи и графике на уроке ИЗО в соответствии с ФГОС.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
поддерживать активность обучающихся,инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности на уроке изобразительного искусства;
3.2.2
применять методы и приемы стилизации объектов окружающей действительности живописными и графическими средствами в работе над стилизованной композицией;
3.2.3
организовывать обучение основам живописной и графической стилизации на уроке в школе в соответствии с ФГОС;
3.2.4
использовать выразительные возможности стилизации для решения творческих задач.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
умением выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп
3.3.2
практическими навыками стилизации объектов окружающей действительности живописными и графичческими средствами;
3.3.3
основами стилизованного изображения в процессе самостоятельной творческой деятельности (в любом виде изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и компьютерной графике).  
3.3.4
навыками создания учебных и творческих стилизованных композиций живописными и графическими  материалами,
3.3.5
навыками руководства процессом выполнения живописной стилизации в изобразительной деятельности детей в условиях СОШ.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основные законы, правила, приемы, средства работы над стилизованной композицией

 
1.1
Методы изображения окружающей действительности средствами живописи и графики.Ocнoвныe выpaзитeльныe cpeдcтвa живописи и графики  и их иcпoльзoвaниe в cтилизoвaннoй кoмпoзиции  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
1
0
 
1.2
Выполнение упражнений с использованием основных композиционных законов, правил, приемов, средств: статика – динамика, симметрия – асимметрия, ритм – метр, большое - маленькое, темное - светлое,  точка- линия – пятно, контраст – нюанс, укрупнение – размельчение. /Пр/
Л1.1Л3.1

Э2 Э4

2
1
0
 
1.3
Выполнение упражнений с использованием основных композиционных законов, правил, приемов, средств: статика – динамика, симметрия – асимметрия, ритм – метр, большое - маленькое, темное - светлое,  точка- линия – пятно, контраст – нюанс, укрупнение – размельчение. /Ср/
Л1.1Л3.1

Э4

6
1
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
1.4
Контраст и нюанс в живописной и графической композиции /Лек/

4
1
0
 
1.5
Стилизация в различных жанрах и видах живописи и графике. Выполнение упражнений на изучение декоративных колоритов. /Ср/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э4

6
1
0
 
 
Раздел 2. Понятие «стилизации». Основные приемы стилизации. 

 
2.1
Cтилизaция кaк мeтoд изoбpaжeния пpeдмeтoв oкpужeния в различных жанрах живописи и графики.  

Пoнятиe cтилизaции и cтиля. Виды живописнoй cтилизaции

/Лек/

Л1.1Л3.1

Э4

6
1
0
 
2.2
Выполнение упражнения с использованием основных приемов стилизации - композиционного упражнения по изучению живописных и графичных  пейзажных мотивов: «Стихии природы: воздух, земля, вода, огонь» или «Времена года: зима, весна, лето, осень» способом деления поверхности листа на части (строго геометрически или свободно) и заполнения полученных плоскостей декором (текстурами, передающими фактуру поверхности или характер того  или иного состояния природы).Выполнение упражнения с использованием основных приемов стилизации - композиционного упражнения «Стилизация природной формы. Цветок» («Стилизация природной формы. Дерево») с целью практического изучения основных приемов стилизации: введение в изображение модуля; создание эффекта прозрачности; заполнение реальных образов орнаментом; увеличение части изображения и т.д. /Пр/
Л1.1Л3.1

Э4

4
1
0
 
2.3
Выполнение упражнения с использованием основных приемов стилизации - композиционного упражнения по изучению живописных и графических пейзажных мотивов /Ср/

4
1
0
 
2.4
Стилизация в произведениях авангардных направлений живописи (пуантиллизм, фовизм, ташизм, лучизм и пр.) /Лек/

2
1
0
 
2.5
Выполнение живописной работы (упражнений)в стиле авангардных направлений в живописи (мотивы природы, натюрморт и др.).

/Пр/

4
1
0
 
2.6
Выполнение графической стилизованной работы (мотивы природы, натюрморт и др.).

/Ср/

Л1.1Л3.1

Э4

6
1
0
 
 
Раздел 3. Виды, основные мотивы и композиции орнамента.

 
3.1
Дeкopaтивныe пoдхoды к cтилизaции в живописи через закономерности цветоведения (виды гармоний). Колер в декоративной живописи.

/Лек/

Л1.1Л3.1

Э2 Э4

6
1
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
3.2
Практическое изучение основ реалистического и орнаментального искусства. Виды орнамента, базовые мотивы орнамента, универсальные орнаментальные живописные композиции.

Выполнение композиционного упражнения «Орнаментальное решение природной формы. Цветок. Дерево». Практическое изучение основ орнаментального искусства.

Выполнение композиционного упражнения «Орнаментальное решение природной формы. Человек». /Пр/

Л1.1Л3.1

Э4

4
1
0
 
3.3
Практическое изучение основ реалистического и орнаментального искусства. Виды орнамента, базовые мотивы орнамента, универсальные орнаментальные живописные композиции. /Ср/

4
1
0
 
3.4
Цветовая стилизация природных форм на основе стилевых особенностей орнаментального искусства разных народов и стилей. /Лек/

4
1
0
 
3.5
Цветовая стилизация природных форм на основе стилевых особенностей орнаментального искусства разных народов и стилей. /Пр/

2
1
0
 
3.6
Практическое изучение основ орнаментального искусства. Выполнение упражнения "Цветовая стилизация в культуре народов Европы, Востока, России". /Ср/
Л1.1Л3.1

Э4

6
1
0
 
 
Раздел 4. Приемы стилизации природных форм на основе стилевых особенностей орнаментального искусства разных народов и стилей.

 
4.1
Приемы  стилизации природных форм на основе стилевых особенностей орнаментального искусства разных народов и стилей с древних времен до начала ХХ века.

/Лек/

Л1.1Л3.1

Э4

2
1
0
 
4.2
Практическое изучение приемов стилизации природных форм на основе стилевых особенностей орнаментального искусства разных народов и стилей.

Выполнение композиционного упражнения «Стилизация природной формы. Животные, птицы, насекомые».

- в традициях орнаментального искусства Древнего Египта, Древней Греции, Древней Руси, Китая, Персии и др.;

- в каком-либо стиле искусства: романика, готика, возрож-дение, барокко, рококо и др.

/Пр/

Л1.1Л3.1

Э4

4
1
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
4.3
Выполнение живописной работы с использованием основных приемов стилизации на основе стилевых особенностей орнаментального искусства разных народов и стилей - тематической стилизованной композиции (творческое задание). Примерные темы композиции:

1. «Стилизация природных форм. Первобытное искусство».

2. «Стилизация природных форм. Древний Египет».

3. «Стилизация природных форм. Древняя Греция».

4. «Стилизация природных форм. Византия».

5. «Стилизация природных форм. Арабское искусство».

6. «Стилизация природных форм. Древняя Русь».

7. «Стилизация природных форм. Романика».

8. «Стилизация природных форм. Готика».

9. «Стилизация природных форм. Возрождение».

10. «Стилизация природных форм. Барокко».

11. «Стилизация природных форм. Рококо».

12. «Стилизация природных форм. Классицизм».

13. «Стилизация природных форм. Ампир».

14. «Стилизация природных форм. Модерн».

17. «Стилизация природных форм. Абстракционизм Супрематизм».

/Пр/

Л1.1Л3.1

Э4

6
1
0
 
4.4
Выполнение композиционного упражнения «Стилизация природной формы. Животные, птицы, насекомые

/Ср/

Л1.1Л3.1

Э4

2
1
0
 
4.5
Выполнение живописной работы с использованием основных приемов стилизации на основе стилевых особенностей орнаментального искусства разных народов и стилей - тематической стилизованной композиции (творческое задание).

/Ср/

Л1.1Л3.1

Э4

2
1
0
 
 
Раздел 5. Приемы стилизации предметных форм на основе стилевых особенностей искусства разных эпох и народов

 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
5.1
Выполнение живописной работы с использованием основных приемов стилизации на основе стилевых характеристик предметных форм разных народов и стилей - тематической стилизованной композиции (творческое задание). Примерные темы композиции:

1. «Стилизация предметных форм. Первобытное искусство».

2. «Стилизация предметных форм. Древний Египет».

3. «Стилизация предметных форм. Древняя Греция».

4. «Стилизация предметных форм. Древний Рим».

5. «Стилизация предметных форм. Византия».

6. «Стилизация предметных форм. Арабо- мусульманское искусство».

7. «Стилизация предметных форм. Древняя Русь».

8. «Стилизация предметных форм. Романика».

9. «Стилизация предметных форм. Готика».

10. «Стилизация предметных форм. Эпоха Возрождения».

11. «Стилизация предметных форм. Барокко».

12. «Стилизация предметных форм. Рококо».

13. «Стилизация предметных форм. Классицизм».

14. «Стилизация предметных форм. Ампир».

15. «Стилизация предметных форм. Модерн».

16. «Стилизация предметных форм. Ар Деко».

/Пр/

Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э4

12
1
0
 
 
Раздел 6. Приемы стилизации архитектурных форм на основе стилевых особенностей искусства разных эпох и народов.

 
6.1
Стилевые характеристики искусства архитектуры с древних времен до начала ХХ века. Изучение приемов и способов изображения архитектуры в искусстве разных народов и стилей.

/Лек/

Л1.1Л3.1

Э1 Э4

4
1
0
 
6.2
Практическое изучение стилевых характеристик архитектуры разных народов и стилей. Выполнение композиционного упражнения «Стилизация архитектурных форм в графике. Город и стиль».

- в традициях архитектуры Древнего Египта, Древней Греции, Древней Руси, Китая, Персии и др.;

- в каком-либо стиле архитектуры: романика, готика, возро-ждение, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн.

/Пр/

Л1.1Л3.1

Э4

2
1
0
 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
6.3
Принципы и методы работы над стилизованной композицией с изображением архитектурных объектов.

Выполнение композиционного упражнения «Графическая схема. Город. Деревня». /Пр/

2
1
0
 
6.4
Выполнение живописной работы с использованием основных приемов стилизации на основе стилевых характеристик архитектуры разных народов и стилей - тематической стилизованной композиции (творческое задание). Примерные темы композиции:

1. «Архитектура Древнего Египта».

2. «Архитектура Древней Греции».

3. «Архитектура Византии».

4. «Архитектура стран Востока».

5. «Исламская архитектура».

6. «Архитектура Древнего Рима».

7. «Архитектура Древней Руси».

8. «Архитектура романского стиля».

9. «Архитектура готики».

10. «Архитектура эпохи Возрождения».

11. «Архитектура классицизма».

12. «Архитектура модерна».

13. «Зодчество татарского народа» и др.

/Пр/

Л1.1Л3.1

Э2 Э4

6
1
0
 
6.5
Выполнение живописной и графической работы с использованием основных приемов стилизации на основе стилевых характеристик архитектуры разных народов и стилей - тематической стилизованной композиции (творческое задание)

/Ср/

Л1.1Л3.1

Э4

6
1
0
 
 
Раздел 7. Приемы стилизации в композиции с изображением человека

 
7.1
Изучение приемов и способов изображения человека в искусстве разных народов и стилей.

/Лек/

Л1.1Л3.1

Э2 Э4

6
1
0
 
7.2
Выполнение композиционного упражнения «Человек и стиль». Практическое изучение стилевых особенностей костюма разных времен и народов.упражнений на стилизацию мотивов пейзажа, портрета, сюжетные мотивы. /Пр/
Л1.1Л3.1

Э4

8
1
0
 
7.3
Создание образа в тематической стилизованной композиции с изображением человека. Выполнение живописной и графической работы с использованием основных приемов стилизации (творческое задание)

/Ср/

Л1.1Л3.1

Э4

2
1
0
 
7.4
Выполнение контрольного задания /Ср/
Л1.1Л3.1

Э4

6
1
0
 
7.5
Зачет по вопросам /ЗачётСОц/
Л1.1Л3.1

Э2 Э4

0
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
стр. 10
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Контрольные вопросы к зачету

1.Понятие живописной и графической стилизации.

2.Средства и приемы  стилизации в живописи и графики.

3.Композиционные особенности использования принципов стилизации в живописи и графики.

4.Влиянние больших стилей на развитие европейской живописи.

5.Понятие малого стиля. Стиль и манера мастера.

6.Точка (мазок) как структурный элемент стилизации.

7.Живописная плоскость как элемент стилизации.

8.Колорит как условие стилизации.

9.Виды живописных колоритов. Характер смешения цвета в стилизованном произведении.

10.Система контрастов в графической стилизации.

11.Нюанс в живописной стилизации.

12.Особенности стилизациии образа животного в живописи и графики.

13.Особенности  стилизации натюрморта в живописи и графики.

14.Особенности  стилизации пейзажа в живописи и графики.

15.Особенности  стилизации портрета в живописи и графики.

16.Особенности выполнения стилизованной  серии в живописи и графики.

17.Стиь и манера художника в  стилизации (привести примеры) в живописи и графики.

18.Линия и контур в  стилизации в живописи и графики.

19.Симметрия и асимметрия в структуре живописной и графической композиции.

20.Монохроматическая система живописной и графической стилизации.

21.Родственно-цветовая схема в построении композиции в живописной и графической стилизации.

22.Контрастно-цветовая схема в построении стилизованной композиции  в живописи и графики.

23.Триадная (трёхцветовая схема цветовой гармонии) в живописной и графической стилизации мотива.

24.Тональные отношения в построении стилизованной композиции в живописи и графики

35.Методические принципы использования закономерностей  стилизации в обучении школьников.

Контрольные задания.

1. Выполнение живописной и графической работы с использованием основных приемов стилизации - тематической стилизованной композиции. Примерные темы композиций

2. «Стилизация природных форм. Цветочная композиция».

3. «Стилизация природных форм. Мир насекомых».

4. «Стилизация природных форм. Мир животных».

5. «Стилизация природных форм. Мир птиц».

6. «Стилизация природных форм. Подводный мир».

7. Выполнение творческой  работы с использованием основных приемов стилизации на основе стилевых особенностей орнаментального искусства разных народов и стилей

8. Выполнение композиционного упражнения «Стилизация природной формы. Животные, птицы, насекомые».

- в традициях орнаментального искусства Древнего Египта, Древней Греции, Древней Руси, Китая, Персии и др.;

- в каком-либо стиле искусства: романика, готика, возрождение, барокко, рококо и др.

9. Выполнение композиционного упражнения «Человек и стиль». Стилевые особенности изображение человека в искусстве разных народов и стилей.

10.Выполнение композиционного упражнения «Мир архитектуры».Стилевые особенности изображение элементов архитектуры в искусстве разных народов и стилей.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Темы докладов (с презентацией).

1. Точка – средство выражения в стилизованной  композиции.

2. Линия - средство выражения в стилизованной композиции.

3. Пятно - средство выражения в стилизованной композиции.

4. Фактура и текстура - средства выражения в стилизованной композиции.

5. Размер, масштаб, пропорции, модуль - средства выражения в стилизованной композиции

6. Средства гармонизации художественной формы в стилизованной композиции.

7. Художественные средства построения стилизованной  композиции.

8. Основные принципы создания стилизованной  композиции.

9. Стилизация – искусство декоративного обобщения в живописи и графики.

10. Способы и приемы стилизации в живописи и графики

11. Декоративность как средство выразительности в стилизованной  композиции.

12. Виды и композиционная структура цветного (живописного) орнамента.

13. Искусство стилизации в Древнем Египте и в Древней Греции.

14. Искусство стилизации в Византия.

15. Живописная стилизация в арабском искусстве.

16. Живописная стилизация и искусство орнамента в Древней Руси.

17. Живописная стилизация и декор в искусстве Японии.

18. Живописная стилизация и орнамент в искусстве Китая.

 
стр. 11
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
19. Декор и стиль в живописи искусства романики и готики.

20. Декор и стиль в  живописи искусства Возрождения.

21. Декор и стиль. Изобразительное искусство барокко.

22. Декор и стиль. Изобразительное  искусство классицизма.

23. Декор и стиль. Изобразительное искусство ампира.

24. Декор и стиль. Изобразительное искусство модерна.

25. Супрематизм. Выразительность и ассоциативность геометрической формы.

26.Анализ формы и передача выразительности животного средствами цветовой (живописной)стилизации.

27.Создание образа в пейзаже с помощью средств и приемов живописной и графической стилизации.

28.Создание образа в портрете с помощью средств и приемов  стилизации в живописи и графики.

29.Создание образа в натюрморте с помощью средств и приемов  стилизации в живописи и графики.

30.Опыты современных художников в стилизации живописи (оп-арт, пуантиллизм, экспрессионизм, фовизм, ташизм и пр.)

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Соколов, М. В. 
Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие  : / М. В. Соколов, М. С. Соколова. —  Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2017. — 467 c. — ISBN 978-5-4486-0248-1. - Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/71803.html.
Саратов :  Ай Пи Эр Медиа, 2017
 
Л1.2
Скакова, А. Г. 
Рисунок и живопись: Рисунок и живопись: учебник для вузов / А. Г. Скакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 164 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10876-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456665
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Коробейников, В. Н. 
Академическая живопись: практикум для обучающихся по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль подготовки «Художественная керамика»; квалификация (степень) выпускника «бакалавр»: / В. Н. Коробейников. —  Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2017. — 60 c. — ISBN 978-5-8154-0386-4. — Текст: электронный // ЭБС «IPRbooks»  [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/76327.html.
Кемерово:Кемеровский государственный институт культуры, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
ПРОБЛЕМА ПОСТИЖЕНИЯ УСЛОВНОСТИ И СТИЛИЗАЦИИ В ЖИВОПИСИ В ПРОЦЕССЕ ЕЕ ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА: [сайт]. – URL:http://izron.ru/articles/pedagogika-i-psikhologiya-tendentsii-i-perspektivy-razvitiya-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezh/sektsiya-2-teoriya-i-metodika-obucheniya-i-vospitaniya-spetsialnost-13-00-02/problema-postizheniya-uslovnosti-i-stilizatsii-v-zhivopisi-v-protsesse-ee-osvoeniya-studentami-dekor/  (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э2
Граф.дизайн. Стилизация предметов: [сайт]. – URL:  .http://learn.unium.ru/uniumdesign/design1/lesson4/(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э3
Графическая стилизация: [сайт].– URL:    http://aliveline.ru/index.php/line/style(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э4
Стилизация (изобразительное искусство): [сайт]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Стилизация_(изобразительное_искусство)  – Текст: электронный
 
Э5
Стилизация в декоративно-прикладном искусстве : [сайт].– URL:   https://lektsii.org/2-(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный45030.html
 
Э6
Электронный каталог НГПУ - URL: http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
стр. 12
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.4
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.5
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102б Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-312 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного тип, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-312 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного тип, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для работы с первоисточниками.

   Методические рекомендации к лекциям

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

   Методические рекомендации к практическим занятиям

Каждое практическое  задание реализуется через две основные формы работы - аудиторную и самостоятельную.

Аудиторные занятия отводятся в основном упражнениям по закреплению теоретических положений и развитию навыков сознательного отношения к средствам, правилам, приемам стилизации различных объектов окружающей действительности.  Композиционные упражнения рекомендуется выполнять на бумаге формата А4, в технике тушь-перо.

Устный, письменный и изобразительный анализ выполненных учебных и творческих заданий проводится как самим преподавателем, так и обучающимся самостоятельно в рамках самоподготовки.

   Методические рекомендации к самостоятельной работе обучающихся

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа по дисциплине включает:

- изучение дополнительной учебно-методической и справочной литературы,

- подготовку к лабораторным занятиям (поиск информации, подбор иллюстративного материала),

 
стр. 13
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
- выполнение контрольных заданий, предусмотренных программой дисциплины.

Самостоятельное изучение теоретических вопросов по каждому из разделов дисциплины способствует более осмысленному выполнению практических работ и творческих заданий; выработке практических навыков последовательной работы над стилизованной живописной и графической  композицией (вынашивание идеи, разработка темы, сюжета по задуманной или заданной теме и выражение ее в конструктивно-пластической форме (эскиз), поиск графического решения, разработка законченного композиционного эскиза); подготавливает обучающегося  к педагогической деятельности в школе.

В качестве вспомогательного средства освоения основ стилизации обучающимися проводятся экскурсии в художественные музеи, галереи и на выставки.

    Методические указания для выполнения контрольных заданий.

Для повышения эффективности контроля знаний обучающихся  при изучении курса предполагается выполнение двух контрольных заданий. Перед выполнением контрольного задания необходимо проработать литературу, предложенную преподавателем или подобранную самостоятельно. Выполнение контрольных заданий отражает: способность обучающегося логично мыслить и излагать определенную точку зрения по той или иной проблеме дисциплины; умение использовать полученные знания по дисциплине при анализе современных проблем практики преподавания изобразительного искусства. При выполнении контрольных заданий надо показать вариативность решения учебно-практической задачи, способность выбрать свою позицию. Контрольные задания рекомендуется выполнять на бумаге формата А3, в технике тушь, перо.

     Методические указания для выполнения реферативных работ.

В конце изучения дисциплины студенты выполняют самостоятельную исследовательскую реферативную работу на предложенную тему. Написание реферата обогащает знания обучающихся по выбранной теме, помогает им логично, грамотно обобщить и изложить в письменном виде собранный материал (овладение студентом навыками научной организации своего умственного труда и профессиональной культуры), а затем умело, аргументировано публично устно защитить его перед своими сокурсниками (формирование ораторских и организаторских способностей докладчика). Реферат — письменная работа, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца). Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. Реферат отвечает на вопрос — что обучающегося требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. Тему реферата может предложить преподаватель или сам обучающийся, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем.В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания. Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Язык реферата должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.

     Методические указания к зачету.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой. Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой. При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин. Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

    Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для таких обучающихся устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

 
стр. 14
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата).

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.