(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э2 Э4
Э4
Э1 Э2 Э4
Пoнятиe cтилизaции и cтиля. Виды живописнoй cтилизaции
/Лек/
Э4
Э4
/Пр/
/Ср/
Э4
/Лек/
Э2 Э4
Выполнение композиционного упражнения «Орнаментальное решение природной формы. Цветок. Дерево». Практическое изучение основ орнаментального искусства.
Выполнение композиционного упражнения «Орнаментальное решение природной формы. Человек». /Пр/
Э4
Э4
/Лек/
Э4
Выполнение композиционного упражнения «Стилизация природной формы. Животные, птицы, насекомые».
- в традициях орнаментального искусства Древнего Египта, Древней Греции, Древней Руси, Китая, Персии и др.;
- в каком-либо стиле искусства: романика, готика, возрож-дение, барокко, рококо и др.
/Пр/
Э4
1. «Стилизация природных форм. Первобытное искусство».
2. «Стилизация природных форм. Древний Египет».
3. «Стилизация природных форм. Древняя Греция».
4. «Стилизация природных форм. Византия».
5. «Стилизация природных форм. Арабское искусство».
6. «Стилизация природных форм. Древняя Русь».
7. «Стилизация природных форм. Романика».
8. «Стилизация природных форм. Готика».
9. «Стилизация природных форм. Возрождение».
10. «Стилизация природных форм. Барокко».
11. «Стилизация природных форм. Рококо».
12. «Стилизация природных форм. Классицизм».
13. «Стилизация природных форм. Ампир».
14. «Стилизация природных форм. Модерн».
17. «Стилизация природных форм. Абстракционизм Супрематизм».
/Пр/
Э4
/Ср/
Э4
/Ср/
Э4
1. «Стилизация предметных форм. Первобытное искусство».
2. «Стилизация предметных форм. Древний Египет».
3. «Стилизация предметных форм. Древняя Греция».
4. «Стилизация предметных форм. Древний Рим».
5. «Стилизация предметных форм. Византия».
6. «Стилизация предметных форм. Арабо- мусульманское искусство».
7. «Стилизация предметных форм. Древняя Русь».
8. «Стилизация предметных форм. Романика».
9. «Стилизация предметных форм. Готика».
10. «Стилизация предметных форм. Эпоха Возрождения».
11. «Стилизация предметных форм. Барокко».
12. «Стилизация предметных форм. Рококо».
13. «Стилизация предметных форм. Классицизм».
14. «Стилизация предметных форм. Ампир».
15. «Стилизация предметных форм. Модерн».
16. «Стилизация предметных форм. Ар Деко».
/Пр/
Э1 Э2 Э4
/Лек/
Э1 Э4
- в традициях архитектуры Древнего Египта, Древней Греции, Древней Руси, Китая, Персии и др.;
- в каком-либо стиле архитектуры: романика, готика, возро-ждение, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн.
/Пр/
Э4
Выполнение композиционного упражнения «Графическая схема. Город. Деревня». /Пр/
1. «Архитектура Древнего Египта».
2. «Архитектура Древней Греции».
3. «Архитектура Византии».
4. «Архитектура стран Востока».
5. «Исламская архитектура».
6. «Архитектура Древнего Рима».
7. «Архитектура Древней Руси».
8. «Архитектура романского стиля».
9. «Архитектура готики».
10. «Архитектура эпохи Возрождения».
11. «Архитектура классицизма».
12. «Архитектура модерна».
13. «Зодчество татарского народа» и др.
/Пр/
Э2 Э4
/Ср/
Э4
/Лек/
Э2 Э4
Э4
/Ср/
Э4
Э4
Э2 Э4
Контрольные вопросы к зачету
1.Понятие живописной и графической стилизации.
2.Средства и приемы стилизации в живописи и графики.
3.Композиционные особенности использования принципов стилизации в живописи и графики.
4.Влиянние больших стилей на развитие европейской живописи.
5.Понятие малого стиля. Стиль и манера мастера.
6.Точка (мазок) как структурный элемент стилизации.
7.Живописная плоскость как элемент стилизации.
8.Колорит как условие стилизации.
9.Виды живописных колоритов. Характер смешения цвета в стилизованном произведении.
10.Система контрастов в графической стилизации.
11.Нюанс в живописной стилизации.
12.Особенности стилизациии образа животного в живописи и графики.
13.Особенности стилизации натюрморта в живописи и графики.
14.Особенности стилизации пейзажа в живописи и графики.
15.Особенности стилизации портрета в живописи и графики.
16.Особенности выполнения стилизованной серии в живописи и графики.
17.Стиь и манера художника в стилизации (привести примеры) в живописи и графики.
18.Линия и контур в стилизации в живописи и графики.
19.Симметрия и асимметрия в структуре живописной и графической композиции.
20.Монохроматическая система живописной и графической стилизации.
21.Родственно-цветовая схема в построении композиции в живописной и графической стилизации.
22.Контрастно-цветовая схема в построении стилизованной композиции в живописи и графики.
23.Триадная (трёхцветовая схема цветовой гармонии) в живописной и графической стилизации мотива.
24.Тональные отношения в построении стилизованной композиции в живописи и графики
35.Методические принципы использования закономерностей стилизации в обучении школьников.
Контрольные задания.
1. Выполнение живописной и графической работы с использованием основных приемов стилизации - тематической стилизованной композиции. Примерные темы композиций
2. «Стилизация природных форм. Цветочная композиция».
3. «Стилизация природных форм. Мир насекомых».
4. «Стилизация природных форм. Мир животных».
5. «Стилизация природных форм. Мир птиц».
6. «Стилизация природных форм. Подводный мир».
7. Выполнение творческой работы с использованием основных приемов стилизации на основе стилевых особенностей орнаментального искусства разных народов и стилей
8. Выполнение композиционного упражнения «Стилизация природной формы. Животные, птицы, насекомые».
- в традициях орнаментального искусства Древнего Египта, Древней Греции, Древней Руси, Китая, Персии и др.;
- в каком-либо стиле искусства: романика, готика, возрождение, барокко, рококо и др.
9. Выполнение композиционного упражнения «Человек и стиль». Стилевые особенности изображение человека в искусстве разных народов и стилей.
10.Выполнение композиционного упражнения «Мир архитектуры».Стилевые особенности изображение элементов архитектуры в искусстве разных народов и стилей.
Темы докладов (с презентацией).
1. Точка – средство выражения в стилизованной композиции.
2. Линия - средство выражения в стилизованной композиции.
3. Пятно - средство выражения в стилизованной композиции.
4. Фактура и текстура - средства выражения в стилизованной композиции.
5. Размер, масштаб, пропорции, модуль - средства выражения в стилизованной композиции
6. Средства гармонизации художественной формы в стилизованной композиции.
7. Художественные средства построения стилизованной композиции.
8. Основные принципы создания стилизованной композиции.
9. Стилизация – искусство декоративного обобщения в живописи и графики.
10. Способы и приемы стилизации в живописи и графики
11. Декоративность как средство выразительности в стилизованной композиции.
12. Виды и композиционная структура цветного (живописного) орнамента.
13. Искусство стилизации в Древнем Египте и в Древней Греции.
14. Искусство стилизации в Византия.
15. Живописная стилизация в арабском искусстве.
16. Живописная стилизация и искусство орнамента в Древней Руси.
17. Живописная стилизация и декор в искусстве Японии.
18. Живописная стилизация и орнамент в искусстве Китая.
20. Декор и стиль в живописи искусства Возрождения.
21. Декор и стиль. Изобразительное искусство барокко.
22. Декор и стиль. Изобразительное искусство классицизма.
23. Декор и стиль. Изобразительное искусство ампира.
24. Декор и стиль. Изобразительное искусство модерна.
25. Супрематизм. Выразительность и ассоциативность геометрической формы.
26.Анализ формы и передача выразительности животного средствами цветовой (живописной)стилизации.
27.Создание образа в пейзаже с помощью средств и приемов живописной и графической стилизации.
28.Создание образа в портрете с помощью средств и приемов стилизации в живописи и графики.
29.Создание образа в натюрморте с помощью средств и приемов стилизации в живописи и графики.
30.Опыты современных художников в стилизации живописи (оп-арт, пуантиллизм, экспрессионизм, фовизм, ташизм и пр.)
Методические рекомендации к лекциям
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
Методические рекомендации к практическим занятиям
Каждое практическое задание реализуется через две основные формы работы - аудиторную и самостоятельную.
Аудиторные занятия отводятся в основном упражнениям по закреплению теоретических положений и развитию навыков сознательного отношения к средствам, правилам, приемам стилизации различных объектов окружающей действительности. Композиционные упражнения рекомендуется выполнять на бумаге формата А4, в технике тушь-перо.
Устный, письменный и изобразительный анализ выполненных учебных и творческих заданий проводится как самим преподавателем, так и обучающимся самостоятельно в рамках самоподготовки.
Методические рекомендации к самостоятельной работе обучающихся
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа по дисциплине включает:
- изучение дополнительной учебно-методической и справочной литературы,
- подготовку к лабораторным занятиям (поиск информации, подбор иллюстративного материала),
Самостоятельное изучение теоретических вопросов по каждому из разделов дисциплины способствует более осмысленному выполнению практических работ и творческих заданий; выработке практических навыков последовательной работы над стилизованной живописной и графической композицией (вынашивание идеи, разработка темы, сюжета по задуманной или заданной теме и выражение ее в конструктивно-пластической форме (эскиз), поиск графического решения, разработка законченного композиционного эскиза); подготавливает обучающегося к педагогической деятельности в школе.
В качестве вспомогательного средства освоения основ стилизации обучающимися проводятся экскурсии в художественные музеи, галереи и на выставки.
Методические указания для выполнения контрольных заданий.
Для повышения эффективности контроля знаний обучающихся при изучении курса предполагается выполнение двух контрольных заданий. Перед выполнением контрольного задания необходимо проработать литературу, предложенную преподавателем или подобранную самостоятельно. Выполнение контрольных заданий отражает: способность обучающегося логично мыслить и излагать определенную точку зрения по той или иной проблеме дисциплины; умение использовать полученные знания по дисциплине при анализе современных проблем практики преподавания изобразительного искусства. При выполнении контрольных заданий надо показать вариативность решения учебно-практической задачи, способность выбрать свою позицию. Контрольные задания рекомендуется выполнять на бумаге формата А3, в технике тушь, перо.
Методические указания для выполнения реферативных работ.
В конце изучения дисциплины студенты выполняют самостоятельную исследовательскую реферативную работу на предложенную тему. Написание реферата обогащает знания обучающихся по выбранной теме, помогает им логично, грамотно обобщить и изложить в письменном виде собранный материал (овладение студентом навыками научной организации своего умственного труда и профессиональной культуры), а затем умело, аргументировано публично устно защитить его перед своими сокурсниками (формирование ораторских и организаторских способностей докладчика). Реферат — письменная работа, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца). Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. Реферат отвечает на вопрос — что обучающегося требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. Тему реферата может предложить преподаватель или сам обучающийся, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем.В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания. Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Язык реферата должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.
Методические указания к зачету.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой. Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой. При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин. Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для таких обучающихся устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата).
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.