2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_Опасные ситуации социального характера и защита от них_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Опасные ситуации социального характера и защита от них
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 8 зачет 7
Виды контроля  в семестрах:
экзамензачет
36
самостоятельная работа
94
аудиторные занятия
86
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
16 5/6
13 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
12
12
28
28
Практические
32
32
26
26
58
58
Итого ауд.
48
48
38
38
86
86
Кoнтактная рабoта
48
48
38
38
86
86
Сам. работа
60
60
34
34
94
94
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р. _________________
 
 
Опасные ситуации социального характера и защита от них
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: подготовить обучающихся к осуществлению безопасной профессиональной деятельности в системе образовательных учреждений, детского отдыха и туризма, к упреждающим комплексным действиям по защите жизни, здоровья обучающихся и воспитанников от социальных опасностей, т.е. повысить уровень безопасности образовательного пространства.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
способствовать освоению необходимой теоретической базы, изучению понятийного аппарата и терминологии в области социальной безопасности;
1.4
сформировать представления об основах безопасности жизнедеятельности человека в социуме, о видах, сущности и закономерностях социально опасных ситуаций и явлений;
1.5
сформировать знания о принципах и методах обеспечения безопасности в социальной среде, о системе общественной безопасности и программах социальной защиты граждан в России и международной научить распознавать опасные ситуации и проявления их в обществе, предвидеть социальные риски и взаимосвязи опасных факторов;
1.6
обеспечить практическими навыками для использования методов прогнози¬рования, их развития и оценки последствий социальных опасностей;
1.7
способствовать практической подготовке к эффективному использованию мер и средств по снижению социальных угроз;
1.8
содействовать воспитанию личной культуры безопасного мышления, поведения и деятельности в различных условиях социальной среды.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
2.1.2
Документирование образовательного процесса и управленческой деятельности
2.1.3
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные игры
2.1.4
Охрана труда на производстве и в учебном процессе
2.1.5
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
2.1.6
Теория и методика обучения базовым видам спорта / плавание
2.1.7
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
2.1.8
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
2.1.9
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
2.1.10
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Опасные ситуации техногенного  характера и защита от них
2.2.2
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.2.3
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные единоборства
2.2.4
Способы автономного выживания
2.2.5
Эргономические основы безопасности жизнедеятельности
2.2.6
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.7
Безопасность на  дороге и в общественном транспорте
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
Основы реализации образовательной программы по учебному предмету основы беопасности жизнедетелности в соответствии с ФГОС
 
Требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету основы беопасности жизнедетелности в соответствии с ФГОС
 
Основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету основы беопасности жизнедетелности в соответствии с ФГОС
 
 
Уметь:
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Реализовывать образовательную программу по учебному предмету основы беопасности жизнедетелности в соответствии с требованиями ФГОС
 
Разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету основы беопасности жизнедетелности в соответствии с ФГОС
 
Разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету основы беопасности жизнедетелности в соответствии с ФГОС
 
 
Владеть:
 
Навыками составления образовательной программы на основе методических разработок по учебному предмету основы беопасности жизнедетелности в соответствии с требованиями ФГОС 
 
Навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету основы беопасности жизнедетелности в соответствии с ФГОС с учетом специфики образовательного учреждения 
 
Навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмету основы беопасности жизнедетелности в соответствии с ФГОС
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
общие закономерности возникновения, причины и последствия социальных опасностей, движущие силы, механизмы и факторы развития опасностей, сущность понятий «опасная и чрезвычайная ситуация социального характера», «социальный риск»;
3.1.2
виды опасных ситуаций и вредных факторов в социальной сфере; механизм их перерастания в ЧС регионального и глобального масштаба;
3.1.3
особенности массовых беспорядков, вооруженных конфликтов, экстремизма; черты современного терроризма и тоталитарных сект; социальные аспекты безопасности семьи, бытовой безопасности, опасности детской безнадзорности и девиантного поведения подростков;
3.1.4
основные направления и методы деятельности государственных и общественных структур, призванных защищать граждан от опасностей социального характера;
3.1.5
основные признаки социальных опасностей и происшествий, способы их прогнозирования и предотвращения;
3.1.6
основные элементы концепций, программ и систем обеспечения социальной безопасности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
самостоятельно использовать источники для пополнения своих знаний и педагогического арсенала;
3.2.2
выявлять и анализировать признаки, причины и условия возникновения опасных ситуаций социального характера;
3.2.3
оценивать вероятность и риски возникновения потенциальных социальных угроз для обучающихся и принимать меры к их предупреждению в условиях ОО;
3.2.4
предвидеть возникновение опасных или чрезвычайных ситуаций в быту, на улице, в сфере детского отдыха и туризма;
3.2.5
действовать и применять полученные умения и навыки в целях обеспечения безопасности обучающихся и воспитанников;
3.2.6
принимать своевременные меры предотвращения и ликвидации опасных ситуаций социального характера в ОО.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
профессиональным языком данной предметной области знания;
3.3.2
методами выявления, анализа и оценки различных видов социальных опасностей в сфере образования;
3.3.3
общими методами и принципами безопасного поведения в обществе, в быту и в образовательном учреждении;
3.3.4
методами формирования психологической устойчивости поведения обучающихся в условиях опасностей в ОО;
3.3.5
простейшими методиками оценки допустимого риска в сфере социальных отношений;
3.3.6
навыками поиска и трактовки информации о федеральных и региональных нормативных актах и программах обеспечения социальной безопасности.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы социальной безопасности

 
1.1
Понятие опасной и чрезвычайной ситуации социального происхождения /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-1
7
0
 
1.2
Виды социальных опасностей, закономерности проявления и развития /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-1
7
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
1.3
Защита населения и территорий в условиях ЧС социального характера  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1
7
0
 
1.4
Возможные ЧС социального характера на территории России  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1
7
0
 
1.5
Нормативно-правовые меры защиты от социальных опасностей /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1
7
0
 
1.6
Риск в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

12
ПК-1
7
0
 
1.7
Управление рисками ЧС социального характера  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

20
ПК-1
7
0
 
 
Раздел 2. Теоретическая модель личности безопасного типа поведения 

 
2.1
Типологические черты личности безопасного типа поведения  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-1
7
0
 
2.2
Психофизиологические характеристики личности безопасного типа поведения  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-1
7
0
 
2.3
Психологические проблемы в чрезвычайных ситуациях социального характера /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1
7
0
 
2.4
Социальные характеристики личности безопасного типа поведения  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

16
ПК-1
7
0
 
 
Раздел 3. Опасности в духовной сфере и политике

 
3.1
Локальные и региональные вооруженные конфликты, массовые беспорядки. Причины возникновения /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-1
7
0
 
3.2
Межэтнические противоречия и конфликты, пути их разрешения /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-1
7
0
 
3.3
Современный терроризм: истоки и характерные черты  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-1
8
0
 
3.4
Военные конфликты и международное право. Средства и методы ведения военных действий /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1
7
0
 
3.5
Локальные войны и региональные вооруженные конфликты. Стратегия поведения и способы защиты  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1
7
0
 
3.6
Религиозные секты в России, в том числе запрещенные и их деструктивная деятельность /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1
7
0
 
3.7
Современный религиозный экстремизм и защита от его проявлений  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1
7
0
 
3.8
Профилактика терроризма. Правила поведения при контакте с террористами  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1
7
0
 
3.9
Использование силовых структур во внутренних вооруженных конфликтах /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-1
7
0
 
3.10
Современные этнополитические процессы в России и перспективы их развития  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1
7
0
 
3.11
Современный религиозный экстремизм и защита от его проявлений  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1
7
0
 
3.12
Особенности терроризма в России  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-1
7
0
 
 
Раздел 4. Опасности в экономической сфере

 
4.1
Бедность и безработица /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-1
8
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
4.2
Угрозы в финансовой и кредитной сфере /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-1
8
0
 
4.3
Опасности на потребитнльском рынке /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1
8
0
 
4.4
Конфликты на производстве /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ПК-1
8
0
 
4.5
Деструктивные коммерческие культы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

10
ПК-1
8
0
 
 
Раздел 5. Социальные опасности в быту и повседневной жизни

 
5.1
Безпризорность и безнадзоность детей /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-1
8
0
 
5.2
Насилия над детьми и защита от них /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ПК-1
8
0
 
5.3
Девиантное поведение детей и подростков /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-1
8
0
 
5.4
Социальные угрозы табакокурения, алкоголизации, наркотизации общества /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ПК-1
8
0
 
5.5
Меры комплексного подхода к профилактике употребления и распрастронения психоактивных веществ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

10
ПК-1
8
0
 
5.6
Аддиктивное поведение и его последствия /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-1
8
0
 
5.7
Опасности сексуальной "свободы" /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1
8
0
 
5.8
Виды инфекций передающихся половым путем /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

8
ПК-1
8
0
 
5.9
Проституция как опасное социальное явление /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ПК-1
8
0
 
5.10
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2

36
ПК-1
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1. Безопасность жизнедеятельности как научная дисциплина: объект, субъект, цель, задачи (социальный аспект).

2. Классификации опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера. Понятие ЧС социального характера.

3. Понятие и методы прогнозирования социальных угроз и опасных ситуаций.

4. Социальная среда. Человек как элемент системы «человек – среда».

5. Демографические проблемы современности.

6. Безработица и финансовые трудности как социальная опасность.

7. Деструктивная религиозная организация: понятие, виды. Религиозный экстремизм.

8. Понятие и виды экстремизма. Политический экстремизм.

9. Религиозная безопасность личности. Опасность тоталитарных сект.

10. Сущность массовых беспорядков. Толпа и закономерности ее поведения. Виды толпы.

11. Механизмы управления толпой. Правила поведения в толпе.

12. Сущность массовых беспорядков. Массовая паника. Факторы возникновения и механизмы развития паники.

13. Межэтнические противостояния, религиозный экстремизм.

14. Локальные и региональные вооруженные конфликты.

15. Юридические нормы правил ведения войны.

16. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения при ведении военных действий. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

17. Межнациональные конфликты и сепаратизм. Геноцид.

Вопросы к экзамену:

1. Терроризм как глобальная проблема человечества.

2. Классификация терроризма. Цели борьбы с терроризмом.

3. Государственные меры борьбы с терроризмом.

4. Организация эвакуации при угрозе теракта (в образовательном учреждении, в жилом доме).

5. Действия в экстремальных ситуациях связанных с терроризмом.

6. Бытовые конфликты. Опасность насилия в семье.

7. Опасности на потребительском рынке.

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
8. Сущность производственных конфликтов.

9. Девиантное поведение личности как социальная опасность.

10. Детская безнадзорность: социальный аспект.

11. Социальная опасность проституции.

12. Методы и средства профилактики девиантного поведения.

13. Государственная политика в области противостояния социальным опасностям.

14. Психофизиологические аспекты состояния, поведения и действий человека в чрезвычайной ситуации социального характера.

15. Понятие риска. Виды рисков. Управление рисками.

16. Защита населения и территорий в условиях ЧС социального характера.

17. Опасности на потребительском рынке.

18. Угрозы в финансовой и кридитной сфере.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов с презентацией ( 7 семестр):

1. Правила безопасного поведения в ОО и общественных местах.

2. Преступления против жизни и здоровья в ОО и в быту.

3. Криминогенные ситуации в ОО и меры защиты от них.

4. Преступления несовершеннолетних в сфере оборота наркотиков.

5. Преступления и правонарушения на транспорте. Меры профилактики и защиты от них. Правила безопасного поведения в городском общественном транспорте.

6. Неправомерные действия сотрудников органов внутренних дел. Меры профилактики конфликтов с ОВД.

7. Правовые основы необходимой обороны и самообороны.

8. Вымогательство и мошенничество – меры защиты и предупреждения.

9. Динамика и статистика преступности в городе.

10. Причины преступлений в конкретном ОО, или городе.

11. Криминогенные ситуации и криминогенная обстановка в ОО.

12. Порядок привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних учащихся или их родителей за вред, причиненный ОО.

13. Профилактические действия с целью снижения преступности в среде несовершеннолетних.

14. Грабеж и разбойное нападение. Меры и способы защиты и предупреждения.

15. Анализ криминальных групп подростков в городе.

16. Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера в доме и на улице.

Темы рефератов с презентацией ( 8 семестр):

1.Конфликты в сфере услуг. Правила при покупке товара и его обмене.

2.Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителя.

3.Места повышенной криминогенной опасности в городе.

4.Правила безопасности учащегося при общении с незнакомым человеком.

5.Меры предосторожности от преступников на рынке, в торговых центрах.

6.Деятельность государственных служб по защите населения от опасных ситуаций криминального характера.

7.Способы ликвидации последствий опасных ситуаций криминального характера.

8.Психологические проблемы выживания в опасных ситуациях криминального характера.

9.Психологические особенности поведения человека в опасной ситуации криминального характера и после нее.

10.Направления и меры противодействия террористической деятельности подростков уголовного характера.

11.Формы проявления, особенности и методы противоправного религиозного экстремизма.

12.Зоны повышенной криминогенной опасности и особенности поведения в них.

13.Применение оружия и различных способов защиты от преступников в пределах необходимой самообороны.

14.Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними.

15.Беспорядки на массовых мероприятиях, преступления фанатов.

16.Влияние алкоголизма и наркомании на преступность.

17.Маньяки, насильники, убийцы - разбор отдельной личности (Чикатило, Битцевский маньяк, другие).

18.Воспитательная работа с учащимися, попавшими под влияние уголовной среды.

19.Педагогические средства противостояния уголовной психологии и субкультуре.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении РПД "Опасные ситуации социального характера и защита от них"

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Денщикова, Т. Ю. 
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них: учебное пособие / Т. Ю. Денщикова, Е. В. Макарова, Ю. А. Маренчук, Н. В. Елисеева. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. — 364 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/63030.html
Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2015
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
С.В. Петров, Л.А.Гиренко, И.П. Слинькова
Социальные опасности и защита от них: учеб. пособие 
Новосибирск: АРТА, 2011
 
Л2.2
Кисляков, П.А.
Социальная безопасность личности, общества, государства. Теория и практика обеспечения: учебное пособие / П. А. Кисляков, С. В. Петров, В. В. Филанковский. — Саратов : Ай Пи Ар Букс, 2015. — 263 c. — ISBN 978-5-906-17272-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/33859.html 
Саратов : Ай Пи Ар Букс, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Официальный сайт МЧС России.- URL: http://www.mchs.gov.ru
 
Э2
Журнал "Безопасность жизнедеятельности".- URL: http://novtex.ru/bjd/
 
Э3
Образовательный портал Обж.ру. - URL: http://www.obzh.ru/
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-222 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные 
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

      В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

      В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

      В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами,    рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

     Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

     Рекомендации по подготовке к экзамену

Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен

При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

     Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

      Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.