Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Вопросы к экзамену:
1. Безопасность жизнедеятельности как научная дисциплина: объект, субъект, цель, задачи (социальный аспект).
2. Классификации опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера. Понятие ЧС социального характера.
3. Понятие и методы прогнозирования социальных угроз и опасных ситуаций.
4. Социальная среда. Человек как элемент системы «человек – среда».
5. Демографические проблемы современности.
6. Безработица и финансовые трудности как социальная опасность.
7. Деструктивная религиозная организация: понятие, виды. Религиозный экстремизм.
8. Понятие и виды экстремизма. Политический экстремизм.
9. Религиозная безопасность личности. Опасность тоталитарных сект.
10. Сущность массовых беспорядков. Толпа и закономерности ее поведения. Виды толпы.
11. Механизмы управления толпой. Правила поведения в толпе.
12. Сущность массовых беспорядков. Массовая паника. Факторы возникновения и механизмы развития паники.
13. Межэтнические противостояния, религиозный экстремизм.
14. Локальные и региональные вооруженные конфликты.
15. Юридические нормы правил ведения войны.
16. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения при ведении военных действий. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.
17. Межнациональные конфликты и сепаратизм. Геноцид.
18. Терроризм как глобальная проблема человечества.
19. Классификация терроризма. Цели борьбы с терроризмом.
20. Государственные меры борьбы с терроризмом.
21. Организация эвакуации при угрозе теракта (в образовательном учреждении, в жилом доме).
22. Действия в экстремальных ситуациях связанных с терроризмом.
23. Бытовые конфликты. Опасность насилия в семье.
24. Опасности на потребительском рынке.
25. Сущность производственных конфликтов.
26. Девиантное поведение личности как социальная опасность.
27. Детская безнадзорность: социальный аспект.
28. Социальная опасность проституции.
29. Методы и средства профилактики девиантного поведения.
30. Государственная политика в области противостояния социальным опасностям.
31. Психофизиологические аспекты состояния, поведения и действий человека в чрезвычайной ситуации социального характера.
32. Понятие риска. Виды рисков. Управление рисками.
33. Защита населения и территорий в условиях ЧС социального характера.
34. Опасности на потребительском рынке.
35. Угрозы в финансовой и кридитной сфере.
Темы рефератов с презентацией:
1. Правила безопасного поведения в ОО и общественных местах.
2. Преступления против жизни и здоровья в ОО и в быту.
3. Криминогенные ситуации в ОО и меры защиты от них.
4. Преступления несовершеннолетних в сфере оборота наркотиков.
5. Преступления и правонарушения на транспорте. Меры профилактики и защиты от них. Правила безопасного поведения в городском общественном транспорте.
6. Неправомерные действия сотрудников органов внутренних дел. Меры профилактики конфликтов с ОВД.
7. Правовые основы необходимой обороны и самообороны.
8. Вымогательство и мошенничество – меры защиты и предупреждения.
10. Причины преступлений в конкретном ОО, или городе.
11. Криминогенные ситуации и криминогенная обстановка в ОО.
12. Порядок привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних учащихся или их родителей за вред, причиненный ОО.
13. Профилактические действия с целью снижения преступности в среде несовершеннолетних.
14. Грабеж и разбойное нападение. Меры и способы защиты и предупреждения.
15. Анализ криминальных групп подростков в городе.
16. Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера в доме и на улице.
17. Конфликты в сфере услуг. Правила при покупке товара и его обмене.
18. Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителя.
19. Места повышенной криминогенной опасности в городе.
20. Правила безопасности учащегося при общении с незнакомым человеком.
21. Меры предосторожности от преступников на рынке, в торговых центрах.
22. Деятельность государственных служб по защите населения от опасных ситуаций криминального характера.
23. Способы ликвидации последствий опасных ситуаций криминального характера.
24. Психологические проблемы выживания в опасных ситуациях криминального характера.
25. Психологические особенности поведения человека в опасной ситуации криминального характера и после нее.
26. Направления и меры противодействия террористической деятельности подростков уголовного характера.
27. Формы проявления, особенности и методы противоправного религиозного экстремизма.
28. Зоны повышенной криминогенной опасности и особенности поведения в них.
29. Применение оружия и различных способов защиты от преступников в пределах необходимой самообороны.
30. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними.
31. Беспорядки на массовых мероприятиях, преступления фанатов.
32. Влияние алкоголизма и наркомании на преступность.
33. Маньяки, насильники, убийцы - разбор отдельной личности (Чикатило, Битцевский маньяк, другие).
34. Воспитательная работа с учащимися, попавшими под влияние уголовной среды.
35. Педагогические средства противостояния уголовной психологии и субкультуре.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.
С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к экзамену
Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен
При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.