2022-2023_z44_03_05 ФК и БЖ 2192_ 2193_ 2092_ 1992 гр__plx_Опасные ситуации социального характера и защита от них_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Опасные ситуации социального характера и защита от них
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
119
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
119
119
119
119
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р. _________________
 
 
Опасные ситуации социального характера и защита от них
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: подготовить обучающихся к осуществлению безопасной профессиональной деятельности в системе образовательных учреждений, детского отдыха и туризма, к упреждающим комплексным действиям по защите жизни, здоровья обучающихся и воспитанников от социальных опасностей.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
способствовать освоению необходимой теоретической базы, изучению понятийного аппарата и терминологии в области социальной безопасности;
1.4
сформировать представления об основах безопасности жизнедеятельности человека в социуме, о видах, сущности и закономерностях социально опасных ситуаций и явлений;
1.5
сформировать знания о принципах и методах обеспечения безопасности в социальной среде, о системе общественной безопасности и программах социальной защиты граждан в России и международной научить распознавать опасные ситуации и проявления их в обществе, предвидеть социальные риски и взаимосвязи опасных факторов;
1.6
обеспечить практическими навыками для использования методов прогнози¬рования, их развития и оценки последствий социальных опасностей;
1.7
способствовать практической подготовке к эффективному использованию мер и средств по снижению социальных угроз;
1.8
содействовать воспитанию личной культуры безопасного мышления, поведения и деятельности в различных условиях социальной среды.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Физиология человека
2.1.2
Философия
2.1.3
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.4
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.5
Концепции современного естествознания
2.1.6
История (история России, всеобщая история)
2.1.7
Анатомия человека
2.1.8
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.9
Безопасность жизнедеятельности
2.1.10
Учебная практика по безопасности жизнедеятельности
2.1.11
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
2.1.12
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
2.1.13
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
2.1.14
Психолого-педагогический практикум
2.1.15
Производственная  практика по воспитательной работе
2.1.16
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.17
Общая и социальная психология
2.1.18
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.1.19
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.20
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
2.1.21
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
2.1.22
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные игры
2.1.23
Теория и методика физической культуры и спорта
2.1.24
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями
2.1.25
Педагогика и психология физической культуры
2.1.26
Избранный вид спорта и руководство соревновательной деятельностью
2.1.27
Методы психолого-педагогического исследования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Безопасное проведение спортивных и культурно-спортивных мероприятий
2.2.2
Обеспечение безопасности на транспорте
 
стр. 4
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
2.2.3
Основы национальной безопасности и оборона государства
2.2.4
Система гражданской защиты населения
2.2.5
Лечебная физическая культура
2.2.6
Охрана труда на производстве и ОО
2.2.7
Пожарная безопасность
2.2.8
Физиология спорта
2.2.9
Международное олимпийское движение
2.2.10
Курсовая работа по безопасности жизнедеятельности
2.2.11
Система гражданской защиты населения
2.2.12
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.13
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.14
Спортивная медицина
2.2.15
Спортивная морфология
2.2.16
История физической культуры
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.3: Владеет навыками проектирования мероприятий по поддержке безопасных условий жизнедеятельности при угрозе и возникновении ЧС, военных конфликтов, по сохранению природной среды; навыками оказания первой помощи
 
УК-8.2: Оценивает и анализирует риски для жизнедеятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, социального и техногенного происхождения, военных конфликтов; проектирует  безопасный образ жизни для обеспечения устойчивого развития природы и общества; демонстрирует приемы оказания первой помощи 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
общие закономерности возникновения, причины и последствия социальных опасностей, движущие силы, механизмы и факторы развития опасностей, сущность понятий «опасная и чрезвычайная ситуация социального характера», «социальный риск»;
3.1.2
виды опасных ситуаций и вредных факторов в социальной сфере; механизм их перерастания в ЧС регионального и глобального масштаба;
3.1.3
особенности массовых беспорядков, вооруженных конфликтов, экстремизма; черты современного терроризма и тоталитарных сект; социальные аспекты безопасности семьи, бытовой безопасности, опасности детской безнадзорности и девиантного поведения подростков;
3.1.4
основные направления и методы деятельности государственных и общественных структур, призванных защищать граждан от опасностей социального характера;
3.1.5
основные признаки социальных опасностей и происшествий, способы их прогнозирования и предотвращения;
3.1.6
основные элементы концепций, программ и систем обеспечения социальной безопасности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
самостоятельно использовать источники для пополнения своих знаний и педагогического арсенала;
3.2.2
выявлять и анализировать признаки, причины и условия возникновения опасных ситуаций социального характера;
3.2.3
оценивать вероятность и риски возникновения потенциальных социальных угроз для обучающихся и принимать меры к их предупреждению в условиях ОО;
3.2.4
предвидеть возникновение опасных или чрезвычайных ситуаций в быту, на улице, в сфере детского отдыха и туризма;
3.2.5
действовать и применять полученные умения и навыки в целях обеспечения безопасности обучающихся и воспитанников;
3.2.6
принимать своевременные меры предотвращения и ликвидации опасных ситуаций социального характера в ОО.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
профессиональным языком данной предметной области знания;
3.3.2
методами выявления, анализа и оценки различных видов социальных опасностей в сфере образования;
3.3.3
общими методами и принципами безопасного поведения в обществе, в быту и в образовательном учреждении;
 
стр. 5
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
3.3.4
методами формирования психологической устойчивости поведения обучающихся в условиях опасностей в ОО;
3.3.5
простейшими методиками оценки допустимого риска в сфере социальных отношений;
3.3.6
навыками поиска и трактовки информации о федеральных и региональных нормативных актах и программах обеспечения социальной безопасности.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы социальной безопасности

 
1.1
Понятие опасной и чрезвычайной ситуации социального происхождения /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
1.2
Виды социальных опасностей, закономерности проявления и развития /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

4
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
1.3
Защита населения и территорий в условиях ЧС социального характера  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
1.4
Возможные ЧС социального характера на территории России  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

1
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
1.5
Нормативно-правовые меры защиты от социальных опасностей /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
1.6
Риск в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

3
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
1.7
Управление рисками ЧС социального характера  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
 
Раздел 2. Теоретическая модель личности безопасного типа поведения 

 
2.1
Типологические черты личности безопасного типа поведения  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
2.2
Психофизиологические характеристики личности безопасного типа поведения  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
2.3
Психологические проблемы в чрезвычайных ситуациях социального характера /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
2.4
Социальные характеристики личности безопасного типа поведения  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
 
Раздел 3. Опасности в духовной сфере и политике

 
3.1
Локальные и региональные вооруженные конфликты, массовые беспорядки. Причины возникновения /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
3.2
Межэтнические противоречия и конфликты, пути их разрешения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

5
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
3.3
Современный терроризм: истоки и характерные черты  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

1
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
3.4
Военные конфликты и международное право. Средства и методы ведения военных действий /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
3.5
Локальные войны и региональные вооруженные конфликты. Стратегия поведения и способы защиты  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

7
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
3.6
Религиозные секты в России, в том числе запрещенные и их деструктивная деятельность /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

4
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
3.7
Современный религиозный экстремизм и защита от его проявлений  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

8
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
3.8
Профилактика терроризма. Правила поведения при контакте с террористами  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
3.9
Использование силовых структур во внутренних вооруженных конфликтах /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
3.10
Современные этнополитические процессы в России и перспективы их развития  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

8
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
3.11
Современный религиозный экстремизм и защита от его проявлений  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
3.12
Особенности терроризма в России  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
 
Раздел 4. Опасности в экономической сфере

 
4.1
Бедность и безработица /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
4.2
Угрозы в финансовой и кредитной сфере /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
4.3
Опасности на потребитнльском рынке /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
4.4
Конфликты на производстве /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
4.5
Деструктивные коммерческие культы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
 
Раздел 5. Социальные опасности в быту и повседневной жизни

 
5.1
Безпризорность и безнадзоность детей /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
5.2
Насилия над детьми и защита от них /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

8
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
5.3
Девиантное поведение детей и подростков /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
5.4
Социальные угрозы табакокурения, алкоголизации, наркотизации общества /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
5.5
Меры комплексного подхода к профилактике употребления и распрастронения психоактивных веществ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
5.6
Аддиктивное поведение и его последствия /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
стр. 7
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
5.7
Опасности сексуальной "свободы" /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
5.8
Виды инфекций передающихся половым путем /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

8
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
5.9
Проституция как опасное социальное явление /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
5.10
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2

9
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1. Безопасность жизнедеятельности как научная дисциплина: объект, субъект, цель, задачи (социальный аспект).

2. Классификации опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера. Понятие ЧС социального характера.

3. Понятие и методы прогнозирования социальных угроз и опасных ситуаций.

4. Социальная среда. Человек как элемент системы «человек – среда».

5. Демографические проблемы современности.

6. Безработица и финансовые трудности как социальная опасность.

7. Деструктивная религиозная организация: понятие, виды. Религиозный экстремизм.

8. Понятие и виды экстремизма. Политический экстремизм.

9. Религиозная безопасность личности. Опасность тоталитарных сект.

10. Сущность массовых беспорядков. Толпа и закономерности ее поведения. Виды толпы.

11. Механизмы управления толпой. Правила поведения в толпе.

12. Сущность массовых беспорядков. Массовая паника. Факторы возникновения и механизмы развития паники.

13. Межэтнические противостояния, религиозный экстремизм.

14. Локальные и региональные вооруженные конфликты.

15. Юридические нормы правил ведения войны.

16. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения при ведении военных действий. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

17. Межнациональные конфликты и сепаратизм. Геноцид.

18. Терроризм как глобальная проблема человечества.

19. Классификация терроризма. Цели борьбы с терроризмом.

20. Государственные меры борьбы с терроризмом.

21. Организация эвакуации при угрозе теракта (в образовательном учреждении, в жилом доме).

22. Действия в экстремальных ситуациях связанных с терроризмом.

23. Бытовые конфликты. Опасность насилия в семье.

24. Опасности на потребительском рынке.

25. Сущность производственных конфликтов.

26. Девиантное поведение личности как социальная опасность.

27. Детская безнадзорность: социальный аспект.

28. Социальная опасность проституции.

29. Методы и средства профилактики девиантного поведения.

30. Государственная политика в области противостояния социальным опасностям.

31. Психофизиологические аспекты состояния, поведения и действий человека в чрезвычайной ситуации социального характера.

32. Понятие риска. Виды рисков. Управление рисками.

33. Защита населения и территорий в условиях ЧС социального характера.

34. Опасности на потребительском рынке.

35. Угрозы в финансовой и кридитной сфере.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов с презентацией:

1. Правила безопасного поведения в ОО и общественных местах.

2. Преступления против жизни и здоровья в ОО и в быту.

3. Криминогенные ситуации в ОО и меры защиты от них.

4. Преступления несовершеннолетних в сфере оборота наркотиков.

5. Преступления и правонарушения на транспорте. Меры профилактики и защиты от них. Правила безопасного поведения в городском общественном транспорте.

6. Неправомерные действия сотрудников органов внутренних дел. Меры профилактики конфликтов с ОВД.

7. Правовые основы необходимой обороны и самообороны.

8. Вымогательство и мошенничество – меры защиты и предупреждения.

 
стр. 8
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
9. Динамика и статистика преступности в городе.

10. Причины преступлений в конкретном ОО, или городе.

11. Криминогенные ситуации и криминогенная обстановка в ОО.

12. Порядок привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних учащихся или их родителей за вред, причиненный ОО.

13. Профилактические действия с целью снижения преступности в среде несовершеннолетних.

14. Грабеж и разбойное нападение. Меры и способы защиты и предупреждения.

15. Анализ криминальных групп подростков в городе.

16. Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера в доме и на улице.

17. Конфликты в сфере услуг. Правила при покупке товара и его обмене.

18. Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителя.

19. Места повышенной криминогенной опасности в городе.

20. Правила безопасности учащегося при общении с незнакомым человеком.

21. Меры предосторожности от преступников на рынке, в торговых центрах.

22. Деятельность государственных служб по защите населения от опасных ситуаций криминального характера.

23. Способы ликвидации последствий опасных ситуаций криминального характера.

24. Психологические проблемы выживания в опасных ситуациях криминального характера.

25. Психологические особенности поведения человека в опасной ситуации криминального характера и после нее.

26. Направления и меры противодействия террористической деятельности подростков уголовного характера.

27. Формы проявления, особенности и методы противоправного религиозного экстремизма.

28. Зоны повышенной криминогенной опасности и особенности поведения в них.

29. Применение оружия и различных способов защиты от преступников в пределах необходимой самообороны.

30. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними.

31. Беспорядки на массовых мероприятиях, преступления фанатов.

32. Влияние алкоголизма и наркомании на преступность.

33. Маньяки, насильники, убийцы - разбор отдельной личности (Чикатило, Битцевский маньяк, другие).

34. Воспитательная работа с учащимися, попавшими под влияние уголовной среды.

35. Педагогические средства противостояния уголовной психологии и субкультуре.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении РПД "Опасные ситуации социального характера и защита от них"

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Кисляков, П.А.
Социальная безопасность личности, общества, государства. Теория и практика обеспечения: учебное пособие / П. А. Кисляков, С. В. Петров, В. В. Филанковский. — Саратов : Ай Пи Ар Букс, 2015. — 263 c. — ISBN 978-5-906-17272-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/33859.html 
Саратов : Ай Пи Ар Букс, 2015
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кисляков  П. А.
Безопасность образовательной среды. Социальная безопасность: учебное пособие для вузов / П. А. Кисляков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 156 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11818-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/446879 
М:Юрайт, 2019
 
Л2.2
Денщикова, Т. Ю. 
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них: учебное пособие / Т. Ю. Денщикова, Е. В. Макарова, Ю. А. Маренчук, Н. В. Елисеева. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. — 364 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/63030.html
Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Официальный сайт МЧС России.- URL: http://www.mchs.gov.ru
 
стр. 9
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
Э2
Журнал "Безопасность жизнедеятельности".- URL: http://novtex.ru/bjd/
 
Э3
Образовательный портал Обж.ру. - URL: http://www.obzh.ru/
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-222 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: стационарные компьютеры, наушники, WEB-камера, учебное оборудование, очки дополненной реальности полупрофессиональные учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

      В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

      В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

      В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами,    рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов 

 
стр. 10
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

     Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

     Рекомендации по подготовке к экзамену

Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен

При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

     Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

       Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.