2022-2023_b44_03_05 ИЗО и Т 251_plx_Декоративное искусство_Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Декоративное искусство
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
экзамен 8 зачет с оценкой 7
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
120
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
13 2/6
14 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
14
14
26
26
Практические
38
38
56
56
94
94
Итого ауд.
50
50
70
70
120
120
Кoнтактная рабoта
50
50
70
70
120
120
Сам. работа
22
22
38
38
60
60
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
144
144
216
216
 
 
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
PhD, доц., Большакова С.В. _________________
 
 
Декоративное искусство
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель дисциплины: дать основные знания в области декоративного искусства и его основных технологий, позволяющих осуществлять педагогическую деятельность в школе, осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся.
1.2
Задачи дисциплины:
1.3
подготовить обучающегося к осуществлению духовно-нравственного воспитания на основе базовых национальных ценностей;
1.4
научить понимать ценность материальной культуры на примере декоративного творчества;
1.5
дать базовые знания по декоративной обработке различных материалов;
1.6
подготовить обучающихся  к самостоятельному проведению занятий в общеобразовательной школе по декоративному искусству.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Живопись
2.1.2
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.3
Основы вожатской деятельности
2.1.4
Пластическая анатомия
2.1.5
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.6
Рисунок
2.1.7
Композиция
2.1.8
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
2.1.9
Педагогика
2.1.10
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.11
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.12
Учебная технологическая практика
2.1.13
Дизайн
2.1.14
Психология
2.1.15
Психология воспитательных практик
2.1.16
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр 2)
2.1.17
Учебная технологическая практика
2.1.18
Прикладная механика
2.1.19
Материаловедение и новые материалы
2.1.20
Технологии обработки материалов и пищевых продуктов
2.1.21
Учебная проектно-творческая практика (пленэр-бионическая практика )
2.1.22
Введение в профессию
2.1.23
Перспектива
2.1.24
Стилизация в живописи и графике
2.1.25
Скульптура
2.1.26
Бумагопластика
2.1.27
Цветоведение и колористика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Анализ и интерпретация произведений искусства
2.2.2
Дизайн и декоративно-прикладное творчество
2.2.3
Инженерная и компьютерная графика
2.2.4
Мехатроника и робототехника
2.2.5
Передовые производственные технологии
2.2.6
Производственная педагогическая практика по 2 профилю
2.2.7
Резьба по гипсу
2.2.8
Электротехника и электроника
2.2.9
3-D моделирование и прототипирование
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.2.10
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.11
Конструирование и моделирование швейных изделий
2.2.12
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.13
Технологии обработки керамики
2.2.14
Художественная роспись по дереву
2.2.15
Лепка в художественном творчестве детей
2.2.16
Технологии обработки стекла
2.2.17
Технология обработки текстильных материалов
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета.
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору).
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета).
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности.
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности.
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные виды декоративного искусства для осуществления целенаправленной воспитательной деятельности,постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета;
3.1.2
технологию и технику создания произведений декоративного искусства для использования теоретических знаний и практических умений в предметной области для решения профессиональных задач;
3.1.3
структуру, состав и дидактические единицы предметной области "Искусство" в разделе декоративного искусства;
3.1.4
духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять отбор учебного содержания в сфере декоративного искусства для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС;
3.2.2
формировать развивающую образовательную среду средствами декоративного искусства для достижения личностных, предметных, метапредметных реультатов обучения;
3.2.3
использовать образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании декоративного искусства в учебной и во внеурочной деятельности;
3.2.4
разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)в области создания декоративной композиции;
 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
3.3.2
способами организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий;
3.3.3
терминологией декоративного искусства для использования в профессиональной деятельности;
3.3.4
основными техниками и технологиями создания художественных произведений декоративного искусства00.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Декоративное искусство: история и морфология 

 
1.1
Введение в предмет "Декоративное

искусство". Истоки ДИ

основные термины и

понятия. /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-1.2
7
0
 
1.2
Виды декоративного искусства (текстиль, керамика, бумагопластика, стекло,металл и т.д.). Материальная основа ДИ. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.2
7
0
 
1.3
Материалы, используемые в декоративном искусстве. Возможности применения их в школьном обучении декоративному искусству. (Ментальная карта по материалам ДИ). /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4

4
ПК-1.2
7
0
 
1.4
Основные принципы декоративного творчества. Ассоциативность и стилизация в декоративной разработке мотива. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э9

2
ПК-3.1
7
0
 
1.5
Декоративные свойства и текстура материала и

фактура в предметах

декоративного

искусства. Выполнение упражнения (коллекция текстур). /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э10 Э11

4
7
0
 
1.6
Особенности

использование формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания декоративного мотива. Учебно-творческое задание (копирование декоративных мотивов). /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э10 Э11

4
7
0
 
1.7
Роль и место декоративного

искусства в системе эстетической

организации среды и формирования

художественного вкуса обучающихся на уроках и внеурочной деятельности. /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э9

2
ПК-2.1 ПК-2.2
7
0
 
1.8
Особенности восприятия школьниками

произведений декоративного

искусства.(миниатюрные и монументальные формы).Разработка наглядных пособий по декоративному искусству. /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э8 Э10

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.2 ПК-1.3
7
0
 
1.9
Разработка обзорной презентации по видам декоративного искусства в среде для школьников 5-7 классов. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э10 Э11

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.3 ПК-3.2
7
0
 
 
Раздел 2. Принципы и правила декоративнойи композиции. 

 
2.1
Декоративная композиция: ее основные

закономерности и средства  в

декоративном искусстве. Стиль в ДИ. /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э9

2
ПК-1.1 ПК-1.2
7
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.2
Стилистические особенности

композиций в материале. Анализ основных декоративных стилей (Др.Египет, ДР.Греция, Готика, Барокко, Модерн). /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э9

4
ПК-1.1 ПК-1.3
7
0
 
2.3
Разновидности плоскостных и объемных декоративных композиций. Колористика в декоративном искусстве. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э10 Э12

2
ПК-1.1 ПК-1.3
7
0
 
2.4
Синтез формы и цвета в произведениях ДИ.Разработка плоскостной декоративной композиции в заданном стиле. Эскиз формат А3(живописно-графические средства). Итоговое декоративное панно - формат А2 (материал по выбору).  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э10 Э11 Э12

10
ПК-1.3 ПК-3.1
7
0
 
2.5
Орнамент в декоративной композиции. Образцы татарского орнамента в декоративных изделиях. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э12 Э13 Э14

2
ПК-3.2 ОПК-4.1
7
0
 
2.6
Методика разработки плоскостной декоративной композиции разных форматов (круг, квадрат и пр.)Цветовая комбинарорика в декоративной композиции. Декоративное панно. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э12 Э13 Э14

6
ПК-1.1 ПК-1.2
7
0
 
2.7
Разработка объемных декоративных композиций (призматическая, цилиндрическая, коническая формы). Форма и образ в декоративной композиции. Анализ аналогов.Эскизирование.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э12 Э13 Э14

14
ПК-2.2 ПК-3.1
7
0
 
2.8
Изготовление макета объемной декоративной композиции в имитационной технике с использование национальных декоративных мотивов. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ОПК-4.1
7
0
 
2.9
/ЗачётСОц/
Л1.1Л2.1Л3.1

0
7
0
 
 
Раздел 3. Основы народного и авторского декоративного искусства

 
3.1
Профессионализм народного искусства (народный мастер). Обучение и воспитание в процессе реализации творческих дел. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ОПК-4.1
8
0
 
3.2
Народное искусство и произведения современных художников декоративно-прикладного искусства.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ОПК-4.1
8
0
 
3.3
Выполнение

зарисовок изделий

декоративного

искусства и народных

промыслов /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
 
3.4
Основные народные художественные промыслы России. Виды изделий и их декорирование (посуда, игрушка, утварь и пр.). /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

2
ПК-3.2 ОПК-4.1
8
0
 
3.5
Декор посуды. Виды народных декоративных росписей. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
 
3.6
Изучение основ художественной росписи по дереву (мезенская, городецкая). /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
 
3.7
Разработка эскизов декоративной композиции с народными видами росписи. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
3.8
Изготовление макетов декоративных изделий с народной росписью. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

4
ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
3.9
Текстильные декоративные технологии (войлоковаляние, ткачество). /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
8
0
 
3.10
Разработка эскизов декоративных текстильных изделий (плоскостная и объемная композиция) /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
8
0
 
3.11
Народные художественные промыслы Татарстана. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э7

4
ПК-3.2 ОПК-4.1
8
0
 
3.12
Виды орнамента и способов декорирования традиционных образцов татарского декоративного искусства (вышивка, узорная кожа, филигрань).  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6 Э7

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ОПК-4.1
8
0
 
3.13
Выполнение изделий татарского ДИ в имитациооных техниках (джутовая филигрань).  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э6

6
ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2
8
0
 
3.14
Профессиональное авторское декоративное искусство. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ОПК-4.1
8
0
 
3.15
Авторские декоративные техники. Способы декорирования авторских изделий (кукла, текстиь, мелкая пластика, бижютерия)декорирования.Разработка эскизов.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
8
0
 
3.16
Выполнение авторского декоративного изделия (макет).  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

6
ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
 
 
Раздел 4. Методики освоения основных видов декоративного искусства.

 
4.1
Задачи обучения школьников основным видам декоративного творчества в соответствии с ФГОС.Методические разработки в области ДИ для обучения детей. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э8 Э12

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-3.2
8
0
 
4.2
Использование формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания декоративных изделий (эскизов, макетов, образцов).  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

4
ПК-2.1 ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
 
4.3
Технология мастер-класса в обучении школьников основам декоративного искусства. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2
8
0
 
4.4
Методика проведения обучающего мастер-класса по изготовлению декоративных объектов из бумаги. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-3.1 ПК-3.2
8
0
 
4.5
Изготовление дидактических пособий (образцов декоративных изделий)из бумаги (маска, цветы, игрушки). /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
 
4.6
Методика проведения демонстрационного мастер-класса по изготовлению декоративных объектов из текстиля. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э8 Э10

6
ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2
8
0
 
4.7
Изготовление дидактических пособий (образцов декоративных изделий)из текстиля. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э13 Э14

4
ПК-2.1 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2
8
0
 
4.8
Технологии проведения внеурочных занятий по изготовлению декоративных изделий из металла. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э11 Э12

8
ПК-2.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2
8
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
4.9
Разработка дидактических пособий (образцов декоративных изделий)из металла. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э10

2
ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
8
0
 
4.10
Изучение техник декративного искусства в проектных технологиях(стекло, керамика). /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э10 Э11 Э12

8
ПК-1.3 ПК-3.1
8
0
 
4.11
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э9

36
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ОПК-4.1
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету с оценкой (7 семестр)

1.Предметная область «Декоративное искусство» в обучении школьников.

2.Истоки, основные термины, понятия декоративного искусства.

3.Специфика декоративного искусства и декоративного творчества.

4.Виды декоративного искусства.

5.Материалы, используемые в декоративном искусстве.

6.Синтез архитектуры, скульптуры, монументального искусства

7.Основные понятия и термины в декоративном искусстве.

8.Эстетическая сущность и специфика декоративного искусства.

9.Декоративное и народное искусство. Традиции и современность.

10.Татарское народное декоративно-прикладное искусство и его роль в формировании

личности школьника.

11.Татарский орнамент - как средство художественно-эстетического развития школьников.

Орнамент на уроках декоративного рисования в школе.

12.Разработка цикла интегративных уроков (5-7 класс) по татарскому искусству в средней школе.

13.Профессионально-творческая деятельность учёных-педагогов, занимающихся проблемами

использования народного искусства в процессе обучения и воспитания.

14.Использование татарского народного декоративно-прикладного во внеурочной творческой работе в школе.

15. Методика проведения урока-беседы "Орнамент в декоративно-прикладном искусстве татар".

16. Методика выполнения наглядных пособий для уроков по татарскому народному декоративно-прикладному искусству.

17. Методика проведения внеурочного занятия "Народные промыслы Татарстана XX века".

18. Значение изучения народного татарского искусства в современной школе.

19. Художественная обработка цветного стекла.

20. Искусство витража: традиции и современность.

21. Разновидности плоскостных и объемных декоративных композиций.

22.Особенности восприятия школьниками произведений декоративного искусства (миниатюрные и монументальные формы).

23. Роль и место декоративного искусства в системе эстетической организации среды урока.

24.Формирование художественного вкуса обучающихся на уроках и внеурочной деятельности.

25.Организация школьной выставки декоративных изделий.

26.Колористика в декоративном искусстве.

27.Основные признаки декоративных стилей (Др. Египет, Др. Греция)

28. Основные признаки декоративных стилей (Готика, Барокко, Модерн).

29.Интеграция учебных предметов для организации проектной деятельности на уроках декоративного искусства в 5 классе.

30.Формы организации коллективных творческих дел со школьниками на занятиях декоративным искусством во внеурочных занятиях.

Задание к зачету:

1.Назовите материалы, используемые в декоративном искусстве. Возможности применения их в школьном обучении декоративному искусству.

2.Составьте Ментальную карту по одной из тем изученного раздела.

3.На примере творчества народного мастера назовите основные принципы декоративного творчества.

4.Приведите пример ассоциативности и стилизации в декоративной разработке мотива.

5.Соотнесите роль и место декоративного искусства в системе эстетической организации среды и формирования художественного вкуса обучающихся на уроках и внеурочной деятельности.

Вопросы к экзамену, 8 семестр.

1.Текстура и фактура в предметах декоративного искусства.

2.Особенности используемых материалов в декоративном искусстве

3.Технологические приёмы выполнения фактуры различными графическими средствами.

4.Особенности и приемы выполнения фактуры различными графическими средствами

5. Виды художественной обработки древесины (роспись, резьба).

 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
6. Основные центры изготовления декоративных изделий из дерева.

7. Художественная керамика, её виды и основные центры производства декоративных

изделий из глины.

8. Виды художественной обработки войлока.

9.Виды художественной обработки кожи.

11. Художественная обработка металла, традиции и современность.

12. Основные виды художественных работ по металлу.

13. Традиционные виды художественной обработки металла.

14.Синтез декоративного искусства с другими видами художественно- творческой

деятельности человека.

15. Ремесло как явление традиционного декоративно-прикладного искусства.

16. Татарское народное декоративно-прикладное искусство и его роль в формировании

личности школьника.

18. Методика выполнения наглядных пособий для уроков по татарскому народному

декоративно-прикладному искусству.

19. Средства композиции в декоративном искусстве.

20.Роль и место декоративного искусства в системе эстетической организации среды и

формирования художественного вкуса школьника.

21.Особенности восприятия произведений декоративного искусства.

22. Виды композиции в ДПИ.

23.Техника (основные требования) выполнения обмеров

24.Методика выполнения зарисовок изделий декоративного искусства и народных промыслов

25. Содержание понятия "народное художественное творчество".

26. Исторические этапы становления отечественной народной художественной культуры.

27.Синтез декоративного искусства с другими видами художественно- творческой деятельности человека.

28. Средства композиции в декоративном искусстве.

29. Виды орнаментов в декоративном искусстве.

30. Основные принципы и закономерности построения орнаментальных композиций.

31. Профессиональное авторское декоративное искусство.

32. Национальные формы народного декоративного творчества.

33. Виды художественных работ с текстильными материалами.

34.Ковроткачество, основные виды и направления по сохранению и развитию данного вида художественных работ.

35. Традиции и современность в искусстве по выделыванию изделий из кожи.

36. Художественное стекло, возможности использования его в декоративном творчестве.

37. Формы проведения внеурочных занятий по изучению основ декоративного искусства со школьниками.

38. Технология мастер-класса в обучении школьников основам декоративного искусства.

39. Задачи обучения школьников основным видам декоративного творчества в соответствии с ФГОС.

40. Роль методических разработок и дидактических пособий в области декоративного искусства для обучения школьников.

Задания на экзамен:

1.Выполните сравнительную таблицу специфики декоративной деятельности народного и профессионального мастера.

2.Приведите пример изготовление макетов декоративных изделий с народной росписью.

3.Сформулируйте признаки критерии профессионального авторского декоративного искусства.

4.Назовите возрастные задачи обучения школьников основным видам декоративного творчества в соответствии с ФГОС.

5.Назовите требования к методическим разработкам в области декоративного искусства для обучения школьников 5-7 классов.

 
5.2. Темы письменных работ
7 семестр

Тематика докладов и презентаций

1.Народное искусство и произведения современных художников декоративно-прикладного искусства.

2.Виды декоративного искусства.

3.Педагогический потенциал обучения школьников декоративному искусству.

4.Основные принципы декоративного творчества.

5.Ассоциативность как основа стилизации и декоративной разработке мотива.

6.Декоративные свойства и текстура материала и фактура в предметах декоративного искусства.

7.Роль декоративного искусства в системе эстетической организации среды и формирования художественного вкуса обучающихся.

8.Традиционные виды декоративного искусства России.

9.Декоративное искусство и его разновидности в Татарстане.

10.Декоративное текстильное искусство (ткачество, вышивка)

11.Декоративное искусство росписи.

12.Декоративное искусство в традиционном и современном интерьере.

13.Особенности декоративной композиции ее основные закономерности и средства.

14.Декоративное искусство Др. Египта.

15.Декоративное искусство античности

16.Декоративное искусство европейского средневековья.

17.Декоративное искусство барокко.

18.Декоративное искусство модерна.

 
стр. 10
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
19.Виды орнамента в декоративном искусстве.

20.Образцы татарского орнамента в декоративных изделиях.

 
5.3. Фонд оценочных средств
дан в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ильина, Т. В.
Введение в искусствознание : учебник для вузов / Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 201 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10029-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494948 (дата обращения: 03.05.2022).: учебник для вузов
Издательство Юрайт, 2022.
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Шокорова Л.В. 
Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве / Л. В. Шокорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 110 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-09988-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441332 (дата обращения: 29.04.2019).: учебник
Москва: Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Беляева, О. А. 
Композиция : практическое пособие для вузов / О. А. Беляева. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022 ; Кемерово : Изд-во КемГИК. — 59 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11593-2 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-8154-0413-7 (Изд-во КемГИК). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495911 (дата обращения: 02.05.2022).: практическое пособие для вузов
Издательство Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Декоративно-прикладное искусство
 
Э2
Декоративное искусство
 
Э3
Русские народные промыслы
 
Э4
Произведение народного декоративного искусства: виды 
 
Э5
Султанова, Р.Художественная культура татар
 
Э6
Фуад Валеев: Татарское народное декоративное искусство (XVIII- начало XX в.). Истоки и традиции. Монография
 
Э7
ТАТАРСКОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
 
Э8
Мастер-класс как эффективный метод обучения детей декоративно-прикладному творчеству
 
Э9
Борев, Ю.Б. Эстетика
 
Э10
Многообразие видов искусства. 
 
Э11
ВИДЫ ТЕХНИК ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА (ИСКУССТВА).
 
Э12
Особенности и виды декоративной композиции 
 
Э13
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ ОРНАМЕНТЕ
 
стр. 11
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Э14
Основы создания орнаментальной композиции
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-103 Читальный зал: помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, стеллажи, стол, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебная литература.
 
7.2
2-208 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Изучение дисциплины начинается с ознакомления обучающегося с содержанием рабочей программы дисциплины (РПД).РПД в электронном и бумажном видах представлена в библиотеке вуза.Рекомендуем обратить особое внимание на ожидаемые результаты,   приведенные в перечне знаний и умений, которые студент  должен приобрести в ходе изучения данного предмета, на содержание вопросов к  текущему контролю знаний.

    Изучение основ декоративного искусства – необходимый фактор для создания обучающимися грамотных учебно-творческих работ. Помимо аудиторных занятий обучающемуся необходимы самостоятельное изучение программы учебного курса. Композиция в декоративном искусстве имеет свои особенности. В первую очередь эта работа с плоскостью, членение плоскости на части, уход от трехмерного пространства к двухмерному, отказ от линейно – воздушной перспективы и объема. Для того, чтобы профессионально–грамотно построить композицию с одним выраженным центром, а затем полицентрическую композицию. Для этого студенты должны в изучении литературы, упражнениях укрепить знания по следующим законам и правилам её построения: Принципы формообразования в декоративной композиции (симметрия, асимметрия в декоративной композиции); ритм и ритмико-пластическое движение формы  (статика, динамика, экспрессия). Курс выстроен так, что позволяет сформировать умения последовательно работать над декоративно-прикладным произведением - от замысла и эскиза до его завершения. Воплощение идеи и темы декоративной композиции требует постоянного наблюдения, изучения действительности посредством рисунка, этюда, а также систематических упражнений. Этим объясняется насыщенность курса практическими заданиями по самостоятельному изучению основ декоративной композиции.

   Методические указания к лекциям.

Лекция предваряет практическую работу по программе курса, поэтому следует внимательно ее прослушивать и по возможности конспектировать. В процессе лекционных занятий преподаватель разбирает сложности выполнения заданий, ошибки. Для записи лекций необходимо иметь отдельную тетрадь.

   Методические указания к практическим работам

Аудиторные практические занятия отводятся заданиям и упражнениям по закреплению теоретических положений и развитию навыков сознательного отношения к декораторской работе в интерьере, а также к пониманию в этом процессе роли художественного текстиля. Все средства построения произведения, закономерности и приемы выражения 

 
стр. 12
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
композиционного центра, ритма, равновесия, статики и динамики, тона, цвета, колорита не являются самоцелью, а служат наиболее яркому выражению содержания произведения; установкам на разработку эскизов композиций практических заданий (раскрытие целей, задач и содержания практических заданий).

В рамках самоподготовки студент изучает цветовые, формальные возможности декоративной композиции с целью создания эскизов для текстильных изделий.

Выработка практических навыков в работе над изделием состоит в выполнении последовательных, методически выстроенных этапов:

- разработка идеи декоративной композиции с учетом ее характера и назначения;

- поиск пластического, цветового и колористического решения (эскиз);

- разработка картона (законченного подготовительного рисунка композиции - изображения в натуральную величину) или законченного композиционного эскиза декоративного изделия.

     Методические указания к самостоятельной работе обучающихся  ОДО.

Самостоятельная работа (СРС) обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.Самостоятельная работа студентов  в вузе рассматривается как фактор повышения качества образования. Основное содержание СРС заключается в самостоятельном поиске информации, приобретении знаний для решения учебных, научных или профессиональных задач, творческое восприятие и осмысление учебного материала в ходе лекций, подготовки к практическим занятиям, экзаменам без непосредственного руководства со стороны преподавателя, но по его заданию и под его наблюдением.

По содержанию самостоятельная СРС по изучению настоящей дисциплины делится на две части: организуемая преподавателем и организуемая самим студентом по своему усмотрению без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям и практическим занятиям, зачетам, экзаменам). Содержание самостоятельной работы, организуемой преподавателем, входит в состав рабочей программы дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний и умений по данному курсу.

     Методические указания по подготовке к зачету с оценкой.

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет. При подготовке к зачету (в конце 7 семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

     Методические указания по подготовке к экзамену.

Для сдачи экзамена обучающемуся необходимо выполнить практическую часть программы и изучить ее теоретический компонент. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос на экзамене. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

    Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для таких обучающихся устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата).

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.