(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
ции
искусство". Истоки ДИ
основные термины и
понятия. /Лек/
Э1 Э2
Э1 Э4
Э2 Э4
Э1 Э9
фактура в предметах
декоративного
искусства. Выполнение упражнения (коллекция текстур). /Пр/
Э1 Э2 Э10 Э11
использование формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания декоративного мотива. Учебно-творческое задание (копирование декоративных мотивов). /Ср/
Э10 Э11
искусства в системе эстетической
организации среды и формирования
художественного вкуса обучающихся на уроках и внеурочной деятельности. /Лек/
Э2 Э9
произведений декоративного
искусства.(миниатюрные и монументальные формы).Разработка наглядных пособий по декоративному искусству. /Пр/
Э8 Э10
Э10 Э11
закономерности и средства в
декоративном искусстве. Стиль в ДИ. /Лек/
Э1 Э9
композиций в материале. Анализ основных декоративных стилей (Др.Египет, ДР.Греция, Готика, Барокко, Модерн). /Пр/
Э1 Э2 Э9
Э10 Э12
Э10 Э11 Э12
Э12 Э13 Э14
Э12 Э13 Э14
Э12 Э13 Э14
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3 Э4
зарисовок изделий
декоративного
искусства и народных
промыслов /Ср/
Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э3
Э3 Э4
Э4
Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э5 Э7
Э5 Э6 Э7
Э6
Э1 Э2
Э1 Э2
Э2
Э8 Э12
Э4
Э8 Э10
Э13 Э14
Э11 Э12
Э4 Э10
Э10 Э11 Э12
Э1 Э2 Э9
1.Предметная область «Декоративное искусство» в обучении школьников.
2.Истоки, основные термины, понятия декоративного искусства.
3.Специфика декоративного искусства и декоративного творчества.
4.Виды декоративного искусства.
5.Материалы, используемые в декоративном искусстве.
6.Синтез архитектуры, скульптуры, монументального искусства
7.Основные понятия и термины в декоративном искусстве.
8.Эстетическая сущность и специфика декоративного искусства.
9.Декоративное и народное искусство. Традиции и современность.
10.Татарское народное декоративно-прикладное искусство и его роль в формировании
личности школьника.
11.Татарский орнамент - как средство художественно-эстетического развития школьников.
Орнамент на уроках декоративного рисования в школе.
12.Разработка цикла интегративных уроков (5-7 класс) по татарскому искусству в средней школе.
13.Профессионально-творческая деятельность учёных-педагогов, занимающихся проблемами
использования народного искусства в процессе обучения и воспитания.
14.Использование татарского народного декоративно-прикладного во внеурочной творческой работе в школе.
15. Методика проведения урока-беседы "Орнамент в декоративно-прикладном искусстве татар".
16. Методика выполнения наглядных пособий для уроков по татарскому народному декоративно-прикладному искусству.
17. Методика проведения внеурочного занятия "Народные промыслы Татарстана XX века".
18. Значение изучения народного татарского искусства в современной школе.
19. Художественная обработка цветного стекла.
20. Искусство витража: традиции и современность.
21. Разновидности плоскостных и объемных декоративных композиций.
22.Особенности восприятия школьниками произведений декоративного искусства (миниатюрные и монументальные формы).
23. Роль и место декоративного искусства в системе эстетической организации среды урока.
24.Формирование художественного вкуса обучающихся на уроках и внеурочной деятельности.
25.Организация школьной выставки декоративных изделий.
26.Колористика в декоративном искусстве.
27.Основные признаки декоративных стилей (Др. Египет, Др. Греция)
28. Основные признаки декоративных стилей (Готика, Барокко, Модерн).
29.Интеграция учебных предметов для организации проектной деятельности на уроках декоративного искусства в 5 классе.
30.Формы организации коллективных творческих дел со школьниками на занятиях декоративным искусством во внеурочных занятиях.
Задание к зачету:
1.Назовите материалы, используемые в декоративном искусстве. Возможности применения их в школьном обучении декоративному искусству.
2.Составьте Ментальную карту по одной из тем изученного раздела.
3.На примере творчества народного мастера назовите основные принципы декоративного творчества.
4.Приведите пример ассоциативности и стилизации в декоративной разработке мотива.
5.Соотнесите роль и место декоративного искусства в системе эстетической организации среды и формирования художественного вкуса обучающихся на уроках и внеурочной деятельности.
Вопросы к экзамену, 8 семестр.
1.Текстура и фактура в предметах декоративного искусства.
2.Особенности используемых материалов в декоративном искусстве
3.Технологические приёмы выполнения фактуры различными графическими средствами.
4.Особенности и приемы выполнения фактуры различными графическими средствами
5. Виды художественной обработки древесины (роспись, резьба).
7. Художественная керамика, её виды и основные центры производства декоративных
изделий из глины.
8. Виды художественной обработки войлока.
9.Виды художественной обработки кожи.
11. Художественная обработка металла, традиции и современность.
12. Основные виды художественных работ по металлу.
13. Традиционные виды художественной обработки металла.
14.Синтез декоративного искусства с другими видами художественно- творческой
деятельности человека.
15. Ремесло как явление традиционного декоративно-прикладного искусства.
16. Татарское народное декоративно-прикладное искусство и его роль в формировании
личности школьника.
18. Методика выполнения наглядных пособий для уроков по татарскому народному
декоративно-прикладному искусству.
19. Средства композиции в декоративном искусстве.
20.Роль и место декоративного искусства в системе эстетической организации среды и
формирования художественного вкуса школьника.
21.Особенности восприятия произведений декоративного искусства.
22. Виды композиции в ДПИ.
23.Техника (основные требования) выполнения обмеров
24.Методика выполнения зарисовок изделий декоративного искусства и народных промыслов
25. Содержание понятия "народное художественное творчество".
26. Исторические этапы становления отечественной народной художественной культуры.
27.Синтез декоративного искусства с другими видами художественно- творческой деятельности человека.
28. Средства композиции в декоративном искусстве.
29. Виды орнаментов в декоративном искусстве.
30. Основные принципы и закономерности построения орнаментальных композиций.
31. Профессиональное авторское декоративное искусство.
32. Национальные формы народного декоративного творчества.
33. Виды художественных работ с текстильными материалами.
34.Ковроткачество, основные виды и направления по сохранению и развитию данного вида художественных работ.
35. Традиции и современность в искусстве по выделыванию изделий из кожи.
36. Художественное стекло, возможности использования его в декоративном творчестве.
37. Формы проведения внеурочных занятий по изучению основ декоративного искусства со школьниками.
38. Технология мастер-класса в обучении школьников основам декоративного искусства.
39. Задачи обучения школьников основным видам декоративного творчества в соответствии с ФГОС.
40. Роль методических разработок и дидактических пособий в области декоративного искусства для обучения школьников.
Задания на экзамен:
1.Выполните сравнительную таблицу специфики декоративной деятельности народного и профессионального мастера.
2.Приведите пример изготовление макетов декоративных изделий с народной росписью.
3.Сформулируйте признаки критерии профессионального авторского декоративного искусства.
4.Назовите возрастные задачи обучения школьников основным видам декоративного творчества в соответствии с ФГОС.
5.Назовите требования к методическим разработкам в области декоративного искусства для обучения школьников 5-7 классов.
Тематика докладов и презентаций
1.Народное искусство и произведения современных художников декоративно-прикладного искусства.
2.Виды декоративного искусства.
3.Педагогический потенциал обучения школьников декоративному искусству.
4.Основные принципы декоративного творчества.
5.Ассоциативность как основа стилизации и декоративной разработке мотива.
6.Декоративные свойства и текстура материала и фактура в предметах декоративного искусства.
7.Роль декоративного искусства в системе эстетической организации среды и формирования художественного вкуса обучающихся.
8.Традиционные виды декоративного искусства России.
9.Декоративное искусство и его разновидности в Татарстане.
10.Декоративное текстильное искусство (ткачество, вышивка)
11.Декоративное искусство росписи.
12.Декоративное искусство в традиционном и современном интерьере.
13.Особенности декоративной композиции ее основные закономерности и средства.
14.Декоративное искусство Др. Египта.
15.Декоративное искусство античности
16.Декоративное искусство европейского средневековья.
17.Декоративное искусство барокко.
18.Декоративное искусство модерна.
20.Образцы татарского орнамента в декоративных изделиях.
Изучение основ декоративного искусства – необходимый фактор для создания обучающимися грамотных учебно-творческих работ. Помимо аудиторных занятий обучающемуся необходимы самостоятельное изучение программы учебного курса. Композиция в декоративном искусстве имеет свои особенности. В первую очередь эта работа с плоскостью, членение плоскости на части, уход от трехмерного пространства к двухмерному, отказ от линейно – воздушной перспективы и объема. Для того, чтобы профессионально–грамотно построить композицию с одним выраженным центром, а затем полицентрическую композицию. Для этого студенты должны в изучении литературы, упражнениях укрепить знания по следующим законам и правилам её построения: Принципы формообразования в декоративной композиции (симметрия, асимметрия в декоративной композиции); ритм и ритмико-пластическое движение формы (статика, динамика, экспрессия). Курс выстроен так, что позволяет сформировать умения последовательно работать над декоративно-прикладным произведением - от замысла и эскиза до его завершения. Воплощение идеи и темы декоративной композиции требует постоянного наблюдения, изучения действительности посредством рисунка, этюда, а также систематических упражнений. Этим объясняется насыщенность курса практическими заданиями по самостоятельному изучению основ декоративной композиции.
Методические указания к лекциям.
Лекция предваряет практическую работу по программе курса, поэтому следует внимательно ее прослушивать и по возможности конспектировать. В процессе лекционных занятий преподаватель разбирает сложности выполнения заданий, ошибки. Для записи лекций необходимо иметь отдельную тетрадь.
Методические указания к практическим работам
Аудиторные практические занятия отводятся заданиям и упражнениям по закреплению теоретических положений и развитию навыков сознательного отношения к декораторской работе в интерьере, а также к пониманию в этом процессе роли художественного текстиля. Все средства построения произведения, закономерности и приемы выражения
В рамках самоподготовки студент изучает цветовые, формальные возможности декоративной композиции с целью создания эскизов для текстильных изделий.
Выработка практических навыков в работе над изделием состоит в выполнении последовательных, методически выстроенных этапов:
- разработка идеи декоративной композиции с учетом ее характера и назначения;
- поиск пластического, цветового и колористического решения (эскиз);
- разработка картона (законченного подготовительного рисунка композиции - изображения в натуральную величину) или законченного композиционного эскиза декоративного изделия.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся ОДО.
Самостоятельная работа (СРС) обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.Самостоятельная работа студентов в вузе рассматривается как фактор повышения качества образования. Основное содержание СРС заключается в самостоятельном поиске информации, приобретении знаний для решения учебных, научных или профессиональных задач, творческое восприятие и осмысление учебного материала в ходе лекций, подготовки к практическим занятиям, экзаменам без непосредственного руководства со стороны преподавателя, но по его заданию и под его наблюдением.
По содержанию самостоятельная СРС по изучению настоящей дисциплины делится на две части: организуемая преподавателем и организуемая самим студентом по своему усмотрению без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям и практическим занятиям, зачетам, экзаменам). Содержание самостоятельной работы, организуемой преподавателем, входит в состав рабочей программы дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний и умений по данному курсу.
Методические указания по подготовке к зачету с оценкой.
Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет. При подготовке к зачету (в конце 7 семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Методические указания по подготовке к экзамену.
Для сдачи экзамена обучающемуся необходимо выполнить практическую часть программы и изучить ее теоретический компонент. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос на экзамене. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для таких обучающихся устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата).
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.