2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_Вспомогательные исторические дисциплины_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Вспомогательные исторические дисциплины
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
 
зачет 1
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, Доцент, Рафиков А.М. _________________
 
 
Вспомогательные исторические дисциплины
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор И.В.Корнилова

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании знаний об основах вспомогательных исторических дисциплин с целью овладения методикой и техническими приемами комплексного источниковедения, необходимыми для внешней критики исторических источников и получения более глубоких представлений о политической, социально-экономической и культурной истории, необходимых для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развитии творческих способностей.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
развитие исторического мышления и сознания обучающихся на основе рассмотрения событий и явлений в их исторической взаимосвязи, целостности и преемственности;
1.4
определение ключевых достижений и главных тенденций развития в области основных вспомогательных исторических дисциплин;
1.5
раскрытие особенностей различных видов источников и их использования в научных исследованиях и своей профессиональной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов предыдущего уровня образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Антропология
2.2.2
История России XIX века
2.2.3
Историческая география
2.2.4
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.2.5
Технология организации вожатской работы в оздоровительных лагерях
2.2.6
История и культура татарского народа
2.2.7
Образовательное право
2.2.8
Новейшая история стран Европы и Америки
2.2.9
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.10
Политология
2.2.11
Всеобщая история государства и права
2.2.12
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.13
История  государства и права России
2.2.14
История государственного управления России
2.2.15
История государственности и права тюркских и мусульманских народов
2.2.16
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.17
Учебная археологическая практика
2.2.18
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.19
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.20
Производственная преддипломная практика
2.2.21
История и культура татарского народа
2.2.22
Историческая география
2.2.23
История государственного управления России
2.2.24
История  государства и права России
2.2.25
Технология организации вожатской работы в оздоровительных лагерях
2.2.26
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать:
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
критерии успешного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса
 
теоретические и прикладные основы проектирования взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
 
Уметь:
 
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями)
 
определять основные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса для достижения образовательных целей 
 
определять приоритетные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса, опираясь на конкретные характеристики образовательной среды
 
 
Владеть:
 
навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов обучения, воспитания и развития
 
навыками взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса по заданным критериям успешного взаимодействия 
 
навыками проектирования направлений взаимодействия с участниками образовательного процесса для решения поставленных задач
 
 
 
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности
 
Знать:
 
основы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей
 
критерии организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей
 
методологию организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей
 
 
Уметь:
 
анализировать характеристики сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей
 
оценивать характеристики организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей
 
выбирать принципы сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации
 
 
Владеть:
 
навыками применения знаний для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей
 
навыками разработки комплекса мероприятий  для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей
 
навыками проектирования программы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
специфику вспомогательных исторических дисциплин в системе исторической науки
3.1.2
историю развития вспомогательных исторических дисциплин в России;
3.1.3
предмет и содержание исторической хронологии и исторической метрологии;
3.1.4
термины и понятия исторической хронологии и исторической метрологии.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать конкретно-историческую ситуацию с точки зрения использования приемов исторической хронологии и исторической метрологии;
3.2.2
устанавливать между различными системами летосчисления взаимосвязь, производить хронологические расчеты;
3.2.3
соотносить метрологические системы в России IX–XX вв., переводить в современные единицы измерения;
3.2.4
использовать принципы и методы исторической хронологии и исторической метрологии для объяснения исторических фактов.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками  анализа конкретно-исторических проблем в их временном развитии;
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
3.3.2
навыками решения задач по переводу временной информации источников в современную систему летосчисления, перевода метрологической информации источников в современную метрическую систему измерений;
3.3.3
навыками применения методов исторической хронологии и исторической метрологии для анализа конкретно-исторических проблем.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Предмет и содержание ВИДов

 
1.1
Вспомогательные исторические дисциплины в системе исторического знания /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

4
ПК-6
1
0
 
1.2
История развития вспомогательных исторических дисциплин в России /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-6
1
0
 
1.3
Вспомогательные исторические дисциплины в системе исторического знания /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-6
1
0
 
 
Раздел 2. Историческая хронология

 
2.1
Хронология в мировой истории /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

4
ПК-6 ПК-7
1
0
 
2.2
Календарные системы в мировой истории /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-6 ПК-7
1
0
 
2.3
Хронология в мировой истории /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-6
1
0
 
2.4
История русского календаря /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

4
ПК-6 ПК-7
1
0
 
2.5
История календаря в России  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-6 ПК-7
1
0
 
2.6
История русского календаря /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-6 ПК-7
1
0
 
 
Раздел 3. Историческая метрология

 
3.1
Российская метрология /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

4
ПК-6 ПК-7
1
0
 
3.2
Метрические системы в истории России /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-6 ПК-7
1
0
 
3.3
Российская метрология /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-6
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1. Понятие и предмет исследования вспомогательных исторических дисциплин.

2. Классификация и объекты изучения ВИДов.

3. Значение ВИДов в исторических исследованиях.

4. Основные закономерности истории развития вспомогательных исторических дисциплин в России.

5. Понятие и предмет изучения исторической хронологии. Возникновение хронологии.

6. Единицы счета времени.

7. Типы календаря.

8. Римский календарь.

9. Юлианский и григорианский календари.

10. Календарные системы в мировой истории.

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
11. Эры и их виды.

12. Датировка начала нового года. Поясное время.

13. Развитие системы счета времени в России.

14. Новогодие в истории России. Мартовский и сентябрьский календарные циклы. Индикты.

15. Круги солнца. Вруцелето.

16. Установление дат по праздникам церковного календаря и астрономическим явлениям.

17. Понятие, предмет и источники исторической метрологии.

18. Метрология Древнерусского государства (X – начало XII вв.).

19. Русская метрология периода раздробленности (XII – XV вв.).

20. Метрология Московского государства XVI – XVII вв.

21. Метрология периода Российской империи (XVIII – начала XX вв.).

22. Создание Международной метрической (десятеричной) системы

23. Происхождение письменности у восточных славян (пиктографическое письмо, кириллица и глаголица)

24. Палеография Древней Руси: ранний и поздний устав

25. Материал для письма, орудия письма и украшение рукописей в Древней Руси

26. Палеография Руси конца XIII–XV вв.: полуустав

27. Материал для письма, орудия письма и украшение рукописей в конце XIII–XV вв.

28. Палеография в России XVI–XIX вв.: скоропись XVI−XVII вв., скоропись XVIII–XIX вв.

29. Материал для письма, орудия письма и украшение рукописей в XVI–XIX вв.

30. Понятие и задачи геральдики. История возникновения гербов. Правила теоретической геральдики

31. Понятие вексиллографии. Разновидности и составные элементы знамен

32. История государственного флага и герба России

33. Нумизматика: предмет, задачи, специальная терминология, возникновение первых монет, разновидности кладов

34. Монетная система Древней Руси (X–XIII вв.)

35. Иностранные деньги в Древней Руси (X–XIII вв.)

Задание:

1) рассчитать круг Луны для дат: 6750 г. от сотворения мира; 1242 г. от Рождества Христова.

2) Определить размеры сохи и живущей чети

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов

1.Представление первобытных народов о времени.

2.Представление о времени в античности.

3.Представление о времени в средние века.

4.Шумерский календарь.

5.Древнеегипетский календарь.

6.Вавилонский календарь.

7.Древнееврейский календарь.

8.Время и календарь в Древней Греции.

9.Китайский календарь.

10.Представление о времени и календаре у древних славян.

11.Мусульманский календарь.

12.Календарь майя.

13.Календарь Великой французской революции 1789 г.

14.Современный (григорианский) календарь: история возникновения, астрономические основания.

15.Календарные реформы в России ХХ века.

16.«Русская правда» как источник о древнерусских мерах.

17.Денежно-весовые и денежно-счетные единицы Древнерусского государства.

18.Сошное письмо. Торговые единицы Московского государства.

19.Метрологическая реформа 1835 г.: основное содержание и изменения в русских мерах.

20.Эволюция мер длины в русской метрологии.

21.Меры земельной площади в России.

22.Эволюция мер сыпучих тел в русской метрологии.

23.Эволюция мер жидкости в русской метрологии.

24.Эволюция меры веса в русской метрологии.

25.Орудия взвешивания в русской метрологии.

26.Современная метрологическая система.

27.Становление и развитие системы государственного поверочного дела в России до начала ХХ в.

28.Меры и поверочное дело в СССР и Российской Федерации.

29. Использование периодических циклов в датировке исторических событий

30. Бытовые меры длины в России XVIII - начала XX в.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении
 
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Гребенюк, А.В.
Теория и методология истории:  учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Гребенюк, И. В. Колосова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 266 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-08011-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/424100 
Москва: издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Усков, И.Ю.
Вспомогательные исторические дисциплины. Часть 1. Историческая генеалогия: учебное пособие/И.Ю. Усков.— Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2006.— 116 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21955.html.— ЭБС «IPRbooks»
Кемеровский государственный институт культуры, 2006
 
Л2.2
Соловьева, С. В.
Источниковедение истории России: учебно-методическое пособие / С. В. Соловьева, И. Л. Гаврилюк. — Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2019. — 97 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/87228.html
Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Родионова Д.Д., Усков И.Ю.
Вспомогательные исторические дисциплины: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 51.03.04 (072300) «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», профили подготовки: «Культурный туризм и экскурсионная деятельность», «Выставочная деятельность»/ Родионова Д.Д., Усков И.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2014.— 208 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/55222.html.— ЭБС «IPRbooks» 
Кемеровский государственный институт культуры, 2014
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
История.РФ.  – URL:  https://histrf.ru/biblioteka/b/eliektronnyie-riesursy-po-istorii-rossii
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
7.1
2-215 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-208 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать 

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.