2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_История России с древнейших времен до конца XVIII века_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История России с древнейших времен до конца XVIII века
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
 
экзамен 1, 2
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
72
самостоятельная работа
124
аудиторные занятия
128
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
9 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
324
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
17 4/6
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
32
32
48
48
Практические
48
48
32
32
80
80
Итого ауд.
64
64
64
64
128
128
Кoнтактная рабoта
64
64
64
64
128
128
Сам. работа
44
44
80
80
124
124
Часы на контроль
36
36
36
36
72
72
Итого
144
144
180
180
324
324
 
 
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Рафиков А.М. _________________
 
 
История России с древнейших времен до конца XVIII века
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова И.В.

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании систематизированных знаний об основных этапах, закономерностях и особенностях истории России периода становления российской государственности, крупнейших переменах во всех сферах жизни страны и в системе международных отношений для формирования гражданской позиции обучающихся, их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучить исторические даты, факты, события, характеризующие политические, социально-экономические и культурные закономерности развития России до конца XVIII века;
1.4
обращать внимание не только на фиксацию исторических фактов, но и на их нравственное осмысление для формирования гражданской позиции обучающихся
1.5
показать историю России до конца XVIII века личностной и фактичной;
1.6
сформировать историческое сознание посредством усвоения новых понятий и терминов, принятых в новейших теоретических и практических исследованиях;
1.7
сформировать умение выражать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения по проблемным вопросам России до конца XVIII века;
1.8
познакомить с технологиями приобретения, использования и обновления знаний по истории России до конца XVIII века;
1.9
сформировать навык анализа исторических проблем, установления причинно-следственных связей; выявления общих черт и различий сравниваемых исторических процессов и событий;
1.10
сформировать умение ориентироваться в источниках и основной историографической литературе;
1.11
организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся;
1.12
развить творческие способности обучающихся.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Антропология
2.2.2
История России XIX века
2.2.3
История средних веков
2.2.4
История и культура татарского народа
2.2.5
История России новейшего времени
2.2.6
История Татарстана
2.2.7
Новая история стран Европы и Америки
2.2.8
Новейшая история стран Европы и Америки
2.2.9
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.10
История
2.2.11
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.12
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.13
Производственная педагогическая практика
2.2.14
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.15
Технология организации вожатской работы в оздоровительных лагерях
2.2.16
История и культура татарского народа
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-2:      способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции 
 
Знать:
 
основные этапы исторического развития для формирования гражданской позиции
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
основные закономерности историческиго развития для формирования гражданской позиции
 
основные концепции к пониманию истории России для формирования гражданской позиции
 
 
Уметь:
 
описывать этапы  историческиго развития для формирования гражданской позиции
 
характеризовать  закономерности историческиго развития для формирования гражданской позиции
 
анализировать основные концепции к пониманию истории России для формирования гражданской 
 
 
Владеть:
 
навыком  характеристики этапов историческиго развития для формирования гражданской позиции
 
навыками  анализа  закономерностей историческиго развития для формирования гражданской позиции
 
навыком анализа основных концепций к пониманию истории России для формирования гражданской позиции
 
 
 
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности
 
Знать:
 
сновы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей
 
способы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей
 
технологии организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей
 
 
Уметь:
 
применять способы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей
 
проводить отбор способов организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей
 
выбирать технологии сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации
 
 
Владеть:
 
навыками применения знаний по истории России с древнейших времен до конца XVIII века  для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей
 
навыками применения знаний истории по России с древнейших времен до конца XVIII века для поддержки сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей
 
навыками реализации технологий сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные этапы истории России с древнейших времен до конца ХVIII века для формирования гражданской позиции;
3.1.2
основные исторические даты, факты, характеризующие политическое, экономическое, социальное и культурное развитие России с древнейших времен до конца ХVIII века;
3.1.3
основные закономерности политического, экономического, социального и культурного развития государства;
3.1.4
основные типы и виды исторических источников, методику их критического анализа для развития самостоятельности и творческих способностей.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать исторические проблемы,
3.2.2
ориентироваться в источниках и основной историографической литературе, использовать методику их критического анализа для развития самостоятельности и творческих способностей;
3.2.3
использовать результаты анализа исторических источников для объяснения исторических фактов;
3.2.4
анализировать исторические проблемы, устанавливать  причинно-следственные связи; выявлять общие черты и различия исторических процессов и событий для формирования гражданской позиции.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
историческими понятиями и терминами;
3.3.2
технологиями приобретения, использования и обновления знаний по истории России для развития самостоятельности и творческих способностей;
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
3.3.3
общенаучными принципами и методами познания исторических процессов;
3.3.4
навыками анализа исторических источников;
3.3.5
навыками выявления причинно-следственных связей; общих черт и различий сравниваемых исторических процессов и событий для формирования гражданской позиции;
3.3.6
навыками  выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу крупных исторических деятелей, социальных и политических институтов, а также народов России в достижения мировой цивилизации.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. История России с древнейших времен до XVII в.

 
1.1
Вводная лекция. Вводное занятие /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОК-2 ПК-7
1
0
 
1.2
Древнейшие народы и цивилизации на территории нашей страны. Сущность феодализма. Общие причины и предпосылки образования государства /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ОК-2 ПК-7
1
0
 
1.3
Государство Русь в IX–начале XII вв. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОК-2 ПК-7
1
0
 
1.4
Восточные славяне. Образование древнерусского государства. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-7
1
0
 
1.5
Русские земли и княжества в начале XII - пер. пол. XIII в. Политическая раздробленность. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

8
ОК-2 ПК-7
1
0
 
1.6
Моноголо-татарское нашествие и борьба Руси против крестоносцев. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-7
1
0
 
1.7
Культура Руса до монгольского нашествия. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

8
ОК-2 ПК-7
1
0
 
1.8
Русские земли и княжества в начале XII - пер. пол. XIII вв. Политическая раздробленность. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

4
ОК-2 ПК-7
1
0
 
1.9
Моноголо-татарское нашествие и борьба Руси против крестоносцев. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ОК-2 ПК-7
1
0
 
1.10
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в XV - начале XVI в. Образование Российского государства. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-7
1
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
1.11
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в XV - начале XVI в. Образование Российского государства. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ОК-2 ПК-7
1
0
 
1.12
Золотая Орда в XIII-XV вв. и ее распад. Крымское, Сибирское, Казанское ханства и Ногайская Орда. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

8
ОК-2 ПК-7
1
0
 
1.13
Социально-экономическое развитие России в XVIв. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

4
ОК-2 ПК-7
1
0
 
1.14
Реформы Ивана IV /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ОК-2 ПК-7
1
0
 
1.15
Опричнина. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

8
ОК-2 ПК-7
1
0
 
1.16
Складывание крепостного права и ее историография /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ОК-2 ПК-7
1
0
 
1.17
Русская культура второй половины XIII-XVIвв. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

4
ОК-2 ПК-7
1
0
 
1.18
Россия в конце XVI века. Царь Федор Иванович /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ОК-2 ПК-7
1
0
 
1.19
Борис Годунов и переход России к смутному времени. Россия на рубеже XVI-XVII в. Лжедмитрий I, Лжедмитрий II. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ОК-2 ПК-7
1
0
 
1.20
Выход России из периода Смутного времени. Общенациональное движение К. Минин. и князь Пожарский /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ОК-2 ПК-7
1
0
 
1.21
Экзамен по дисциплине /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

36
ОК-2 ПК-7
1
0
 
 
Раздел 2. Россия начала XVII- конца XVIII вв.

 
2.1
Социально-экономическое развитие в XVII в. Россия после Смуты. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

4
ОК-2 ПК-7
2
0
 
2.2
Воцарение династии Романовых. Михаил Федорович.Формирование государственной власти и управления. Внешняя политика. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-7
2
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
2.3
Социально-политическое развитие России.Соборное Уложение 1649 г.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

10
ОК-2 ПК-7
2
0
 
2.4
Утверждение крепостного права. Переход от монархии с сословным представительством к абсолютизму. Алексей Михайлович Романов. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

4
ОК-2 ПК-7
2
0
 
2.5
Начало модернизации России. Церковный раскол. Состояние культуры. Бунташный век. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-7
2
0
 
2.6
Русская культура в XVIIв. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

8
ОК-2 ПК-7
2
0
 
2.7
Кризис власти после смерти Алексея Михайловича. Регентсво царевны Софьи. Стрелецкий бунт. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

4
ОК-2 ПК-7
2
0
 
2.8
Россия в конце XVII –пер. чет. XVIII вв. Петровские преобразования. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-7
2
0
 
2.9
Внешняя политика Петра I. Северная война. Прутский поход. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

10
ОК-2 ПК-7
2
0
 
2.10
Борьба дворянских группировок за власть при преемниках Петра I. Дворцовые перевороты.Екатерина I и Петр II.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

4
ОК-2 ПК-7
2
0
 
2.11
Анна Иоановна. Верховный тайный совет и его политика. Переворот 1730 г. “Бироновщина”. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-7
2
0
 
2.12
Международное положение России в 1725-1762 гг.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

12
ОК-2 ПК-7
2
0
 
2.13
Правление Елизаветы Петровны. Международное положение России в 1725-1762 гг.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

4
ОК-2 ПК-7
2
0
 
2.14
Правление Елизаветы Петровны. Международное положение России в 1725-1762 гг.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ОК-2 ПК-7
2
0
 
2.15
Михаил Ломоносов и становление российской науки. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

12
ОК-2 ПК-7
2
0
 
2.16
Правление Петра III,дворцовый переворот 1762 г.Воцарение Екатерины II    /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

6
ОК-2 ПК-7
2
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
2.17
Екатерина II и “Просвещенный” абсолютизм, его характер и социальная сущность. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

8
ОК-2 ПК-7
2
0
 
2.18
Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

14
ОК-2 ПК-7
2
0
 
2.19
Внешняя политика Ектерины II. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

6
ОК-2 ПК-7
2
0
 
2.20
Феодально-крепостническая политика Павла I. Политика контрреформ. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

8
ОК-2 ПК-7
2
0
 
2.21
Культура России в ХVIII в. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

14
ОК-2 ПК-7
2
0
 
2.22
Экзамен по дисциплине /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

36
ОК-2 ПК-7
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

1 семестр

Вопросы и задания к экзамену

1. Предмет и задачи курса «История России».

2. Происхождение славян, территория их расселения.

3. Общественный строй, занятия, культура и верования восточных славян в VI-IX вв.

4. Соседние народы и государства восточных славян в VI-IX вв. (Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжско-Камская Булгария). Их взаимоотношения с восточными славянами.

5. Территория расселения и союзы племен восточных славян в VI-IX вв.

6. Образование Древнерусского государства: социально-экономические и политические факторы.

7. Династия Рюриковичей в истории Руси IX-XVI вв.

8. Исторические источники и историография Древнерусского государства.

9. Норманнская и антинорманнская теории происхождения Древнерусского государства. Роль варягов в истории Руси.

10. Становление и развитие государства Русь в конце IX-начале XII вв. Политический строй. Складывание древнерусской народности.

11. Социально-экономическое развитие Древнерусского государства в конце IX-начале XII вв. Становление и развитие феодальных отношений.

12. Свободные общинники и феодально-зависимое население Древнерусского государства (челяди, холопы, закупы, рядовичи, смерды, изгои и др.). Их социально-экономическое положение и права.

13. Культура Руси до монгольского нашествия. Письменность, летописи, литература, архитектура, искусство, быт населения.

14. «Повесть временных лет» как источник по истории Древнерусского государства. Критический подход в историографии к ПВЛ и  летописям русских земель.

15. Принятие Русью христианства как государственной религии и становление православной церкви. Значение.

16. «Слово о полку Игореве» - исторический источник и памятник культуры.

17. Взаимоотношение славян и Руси в IX-XIII вв. с тюркскими народами и ханствами: торки, черные клобуки, берендеи, печенеги и половцы.

18. Исторические источники периода феодальной раздробленности на Руси.

19. Историография периода феодальной раздробленности на Руси.

20. Политическая раздробленность на Руси. Причины распада Древнерусского государства на отдельные княжества и последствия для русских земель.

21. Экономическое состояние русских земель и княжеств в период раздробленности.

22. Политическое развитие Руси периода феодальной раздробленности.

23. Новгородская и Псковская феодальные республики: политический строй, хозяйство, социально-экономическое

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
положение масс.

24. Возникновение Монгольского государства. Походы монголов в 1206-1236 гг. Борьба башкир и Волжской Болгарии с монгольскими завоевателями.

25. Татаро-монгольское нашествие и завоевание Северо-восточной и Юго-западной Руси. Причины поражения русских княжеств.

26. Борьба Руси с крестоносцами и шведскими рыцарями в XIII веке. Александр Невский.

27. Создание «Русской Правды». Источники, редакции и списки. «РП» –  важнейший исторический источник.

28. Исторические источники Золотой Орды.

29. Историография Золотой Орды.

30. Образование Золотой Орды. Государственный строй, социально-экономическое развитие,

31. Золотая Орда: территория, население, города, культура, язык, письменность.

32. Русские земли и города в период господства Золотой Орды во второй половине XIII - первой половине XV вв. Начало борьбы между русскими княжествами за великое княжение.

33. Противостояние Тохтамыша и Тимура. Противоречия внутри Золотой Орды и ее распад. Образование Крымского, Астраханского, Сибирского, Казанского ханств и Ногайской Орды.

34. Великое княжество Литовское: территория, население, политическая и социально-экономическая история.

35. Православная церковь и монастыри на Руси в XIV-XV вв

36. Великое княжение Ивана I Даниловича Калиты, Ивана II Красного, Дмитрия Донского.

37. Великое княжение Василия I и Василия II Темного.

38. Великое княжение Ивана III Васильевича. Конец господства Орды. Судебник 1497 г.

39. Исторические источники Русского централизованного государства.

40. Историография Русского централизованного государства.

41. Внутренние и внешнеполитические причины образования Русского централизованного государства.

42. Основание Москвы и Московского княжества. Возвышение Москвы и начало объединения русских земель. Деятельность московских князей, их отношения с Ордой.

43. Завершение объединения русских земель. Освобождение русских земель от ордынского господства в конце XV - начале XVI вв. и образование Русского централизованного государства. Василий III. Елена Глинская. Начало правление Ивана IV.

44. Установление самодержавной власти при Иване IV Грозного. Опричнина.

45. Реформы Ивана IV Грозного: денежная, военная, административная, религиозная и др. Судебник 1550 г. Стоглавый собор 1551 г. «Избранная рада» и ее роль.

46. Восточная политика самодержавия во второй половине XVI в.

47. Ливонская война 1558-1583 гг. Причины, ход и итоги.

48. Русская культура во второй половине XIV-XVI вв. (Устное народное творчество, летописание, исторические повести, архитектура, живопись.).

49. Общественно-политическая мысль России XVI века.

50. Складывание крепостного права

Задание. Работа с картой и источниками.

2 семестр

Вопросы и задания к экзамену

1. Историография «Смутного времени».

2. Кризис российского общества и государства в конце XVI- нач. XVII вв.

3. Лжедмитрий I  – первый самозванец.

4. Правление Василия Шуйского.

5. Восстание Ивана Болотникова.

6. Лжедмитрий II – «тушинский вор».

7. Польская интервенция в России.

8. I-II народные ополчения и деятельность К. Минина и Д. Пожарского.

9. Земский собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы.

10. Основные этапы закрепощения крестьян.

11. Социально-экономическое развитие России в XVII веке. (Территория и население, сельское хозяйство, ремесло, мануфактура, торговля).

12. Социальная структура российского общества в XVII в.

13. Государственный строй России в XVII в.

14. Окончательное формирование крепостного права в России. Соборное уложение 1649 г.

15. Русская культура в XVII в. («Обмирщение» культуры, просвещение, литература).

16. Русская культура в XVII в. (Театр, архитектура, живопись).

17. Принятие Украины в состав Российского государства.

18. Восстание Степана Разина 1670-1671 гг.

19. Реформы Церкви в середине XVII в. «Великий раскол» русской церкви.

20. «Двоецарствие» Ивана и Петра Романовых. Стрелецкие восстания и политика Софьи Алексеевны.

21. Историография петровского времени.

22. Начало государственной деятельности Петра I. Первые реформы.

23. «Великое посольство» 1697-1698 гг. и его результаты.

24. Азовские походы Петра I.

25. Военные реформы Петра I.

26. Хозяйственные реформы Петра I.

27. Петр I и церковь.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
28. Административные реформы Петра I.

29. Предпосылки и причины складывания в России абсолютной монархии.

30. Экономика России в первой четверти XVIII в. (крупное и мелкое производство, ремесло и торговля).

31. Высшие государственные учреждения в России в первой половине XVIII в. (Правительствующий Сенат, Светлейший Синод).

32. Реформа местного управления 1708 г. и его значение.

33. Северный союз и первый период Северной войны. Полтавская битва.

34. Денежная реформа Петра I.

35. Создание флота в России.

36. Восстание низов в первой четверти XVIII в. Астраханское восстание. Восстание Кондратия Булавина.

37. Русско-турецкая война 1710-1711 гг. Русско-турецкие  отношения 1712-1715 гг. Андрианопольский мир.

38. Второй этап Северной войны. Сражения за господство на море.

39. Завершающий этап Северной войны. Ништадский мир 1721 г.

40. Указ о престолонаследии. Трагедия царя и трагедии наследника.

41. Российская культура в петровскую эпоху. Зарождение новой культуры.

42. Вопрос о престолонаследии после смерти Петра I. Борьба придворных партий за власть.  Правление Екатерины I и Петра II.

43. Политический курс правительства при Анне Иоановне. (1730-1740). Бироновщина.

44. Дворцовые перевороты середины XVIII в. Правление Елизаветы Петровны, Петра III. Воцарение Екатерины II.

45. Социальная политика правительства Елизаветы Петровны (1741-1761).

46. Социально-экономическое развитие России после Петра I до начала правления Екатерины II. (Территория и население. Сельское хозяйство, промышленность, торговля).

47. Государственные преобразования и финансовая политика в России после Петра I до начала правления Екатерины II.

48. Положение народных масс, социальные взрывы и национальные движения после Петра I.

49. Россия и европейские державы после Петра I до начала правления Екатерины II. Польско-русские отношения. Русско- шведская война 1741-1743 гг. Семилетняя война 1757-1763 гг.

50. Восточный вопрос и русско-турецкая война 1735-1739 гг.

51. Начало присоединения Казахстана к Русскому государству.

52. Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

53. Внутренняя политика Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм» в России.

54. Уложенная комиссия 1767-1768 гг. и обсуждение в ней крестьянского вопроса.

55. Крестьянская война в России 1773-1775 гг. (причины, этапы, движущие силы, предводители, причины поражения).

56. Реформы Екатерины II (губернская, центральных учреждений, образования, сословная, городская, управление окраинами).

57. Общественно-политические воззрения Екатерины II и ее ближайшего окружения.

58. Общественно-политическая мысль в России во второй половине XVIII в. (М. Щербатов, А. Сумароков, П.И. Панин, Я.П. Козельский, Н.И. Новиков и др.)

59. А.Н. Радищев – первый в России революционер.

60. Культура России XVIII в. (архитектура, живопись, театр, скульптура, быт и нравы).

61. Просвещение, наука и техника в России в XVIII в.

62. Внешняя политика России при Екатерине II (основные направления).

63. Русско-турецкая война 1768-1674 гг. Первый раздел Польши.

64. Русско-турецкая война 1787-1790 гг. Ясский мир.Война со Швецией в 1788-1790 гг. Верельский мир.

65. Русский царизм и французская революция 1789 г. Второй и третий разделы Польши.

66. Воцарение Павла I и его контрреформы.

Задание. Работа с картой и источниками.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика контрольных работ

1 семестр

Вариант 1:

1. Взаимоотношение славян и Руси в IX-XIII вв. с тюркскими народами и ханствами: торки, черные клобуки, берендеи, печенеги и половцы.

2. Историография периода феодальной раздробленности на Руси.

Вариант 2:

1. Возникновение Монгольского государства. Походы монголов в 1206-1236 гг. Борьба башкир и Волжской Болгарии с монгольскими завоевателями

2 семестр

Вариант 1:

1.Общее и особенное в крестьянских восстаниях  С.Разина и Е.Пугачева

2.Финансовые реформы в России XVIII века

Вариант 2:

1.Церковные реформы XVII века. Причины и противоречия реформ

2.Военные реформы Петра 1

 
5.3. Фонд оценочных средств
 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
См. фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Кириллов, В.В.
История России в 2 ч. Часть 1. До ХХ века : учебное пособие для вузов / В. В. Кириллов. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 352 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08563-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437467
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Личман, Б.В.
История России с древнейших времен до конца хiх века : учебное пособие для вузов / Б. В. Личман. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 241 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10595-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/430893
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Крамаренко, Р. А.
Отечественная история: Крамаренко, Р. А. Отечественная история : учебное пособие для вузов / Р. А. Крамаренко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 199 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07130-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438200 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна
История России: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 462 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-09040-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433031 
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Кущенко, С.В.
История России. Тесты : учебное пособие для вузов / С. В. Кущенко [и др.] ; ответственный редактор С. В. Кущенко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 144 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07916-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438074 
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л3.2
Степанова, Л.Г.
История России: Практикум : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Л. Г. Степанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 231 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09507-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/428042
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru  
 
Э3
Канал истории. - URL: http://www.historychannel.com 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-201 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).  Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-216 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска проектор,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; 

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

 
стр. 14
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.