Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы к экзамену:
1.Крупные химические аварии в России и за рубежом.
2. Виды химических аварий и их классификация.
3. Плановые выбросы химически опасных веществ.
4. Масштаб и продолжительность химического заражения, поражающие лекторы. Возможные последствия аварий на ХОО.
5. Сильно действующие и ядовитые вещества (СДЯВ), АХОВ, боевые химически опасные 5 вещества (БХОВ) как
6. Классификация АХОВ. Пути проникновения в организм.
7.Защитные механизмы организма.
8. Наиболее распространенные АХОВ: хлор, аммиак, концентрированные кислоты, сероводород, формальдегид. Их свойства, использование в производстве
на объектах экономики (ОЭ), потенциальная опасность.
9. Основные признаки отравления, оказание первой помощи.
10. Дегазирующие средства.
11. Радиационно-потенциально опасные объекты (РОО).
12.Как подготовиться к радиационной аварии.
13. Последствия радиационных аварий.
14. Виды и сравнительная характеристика ионизирующих излучений.
15. Единицы измерения радиоактивности.
16. Общее понятие о воздействии ионизирующих излучений на организм человека.
17. Факторы, влияющие на степень поражения ионизирующими излучениями.
18. Классификация лучевых поражений. Острая лучевая болезнь (ОЛБ), вызванная общим внешним равномерным или относительно равномерным гамма-нейтронным облучением.
19. Степени тяжести ОЛБ.
20. Периоды в развитии ОЛБ.
21. Водные ресурсы и водное хозяйство страны. Основные отрасли водного хозяйства. Общее понятие о гидротехнических сооружениях (ГТС).
22. Основная классификация плотин. Определение понятия «гидродинамическая авария» (ГДА).
23.Крупные гидродинамические происшествия в России и за рубежом.
24. Основные потенциально опасные ГТС.
25. Причины и поражающие факторы гидродинамических аварий.
26. Как подготовиться к аварии. Наводнение: понятие, опасность, оповещение.
27.Катастрофическое затопление: определение понятия, причины, признаки, основные поражающие факторы.
28. Первичные, вторичные и долговременные последствия ГДА.
29. Правила поведения населения при угрозе и во время ГДА.
Темы рефератов с презентацией:
1.Система оповещения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
2.Определение степени потенциальной техногенной опасности места проживания.
3.Мероприятия по повышению устойчивости коммунальных систем жизнеобеспечения.
4.Мероприятия по повышению устойчивости энергетических сетей.
5.Обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения.
6.Вероятность чрезвычайных ситуаций, связанных с залповым выбросом экологически опасных веществ.
7.Меры защиты, профилактики и предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных с залповым выбросом экологически опасных веществ.
8.Виды транспортных аварий (катастроф): происходящие на производственных объектах; случающиеся во время движения транспорта.
9.Обеспечение безопасности пассажиров в железнодорожном транспорте. Особенности эвакуации пассажиров и пострадавших в случае железнодорожной аварии.
10.Особенности аварий на водном транспорте, их причины и последствия. Возможные аварийные ситуации.
11.Коллективные и индивидуальные спасательные средства. Правила пользования ими. Меры по обеспечению безопасности пассажиров.
12.Особенности аварий на воздушном транспорте, их причины и последствия. Возможные аварийные ситуации: вынужденная посадка самолета на сушу и аварийная эвакуация; пожар в самолете; вынужденная посадка самолета на воду.
13.Причины дорожно-транспортных происшествий и их последствия. Элементы активной и пассивной безопасности автомобиля. Участники дорожного движения.
14.Характеристика горючих, взрыво- и пожароопасных веществ и материалов. Классификация веществ и материалов по группам возгораемости: негорючие, трудногорючие, горючие. Горючие и легковоспламеняющиеся жидкости.
15.Основные понятия и определения: противопожарная защита, план эвакуации при пожаре, пожарная безопасность, взрывобезопасность, пожарная охрана, противопожарные мероприятия, пожарная профилактика.
16.Законодательство Российской Федерации в области пожарной безопасности
17.Первичные средства пожаротушения. Система оповещения о пожаре. Действия и правила поведения при пожаре.
18.Основные понятия и определения: взрыв, детонация, взрывное вещество, взрывное горение, зона действия взрыва, воздушная ударная волна.
19.Характерные особенности взрыва. Разновидности взрыва: взрывное горение и детонация.
20.Понятие о воздушной ударной волне. Характерные особенности образования воздушной ударной волны и механизм ее образования.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Семинарские занятия нацелены на закрепление изученного материала, развитие умений и навыков подготовки рефератов с презентацией, решении ситуационных задач(познавательные общеучебные и логические универсальные учебные действия -УУД), приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений (коммуникативные УУД), а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Подготовку к семинарскому занятию рекомендуется осуществлять в следующем порядке:
1) проанализировать план семинарского занятия;
2) прочитать конспект лекции и материал по учебной литературе;
3) найти определения ключевых понятий;
4) написать небольшие конспекты к каждому устному вопросу семинарского занятия;
5) решить ситуационные задачи (при их наличии);
6) по согласованию с другими студентами группы выбрать один вопрос и подготовить по нему реферат и презентацию.
Семинар начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. В ходе семинара предполагается свободный обмен мнениями по избранной тематике: обсуждаются ключевые понятия, рассматриваются намеченные вопросы, возможен просмотр фрагмента фильма по теме семинара. Основная часть семинара - заслушивание сообщений обучающихся. Сообщение является самостоятельной работой, обучающимися анализируются и обобщаются публикации по заданной тематике, вырабатывается и обосновывается собственная позиции обучающегося в отношении рассматриваемой проблемы.
Рекомендации по написанию реферата с презентацией
1. Выберите тему. Она должна быть интересна Вам.
2. Найдите книги и статьи по выбранной теме, в том числе в интернет-ресурсах. Сделайте выписки из книг и статей.
3. Напишите реферат.
4. Составьте план сообщения на 5-10 мин, в сопровождении с презентацией.
Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата с презентацией, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение тестовых заданий.
Рекомендации по подготовке к экзамену.
При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Нельзя ограничивать подготовку простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Любой вопрос при сдачеэкзамена необходимо излагать с позиции значения для профессиональной деятельности специалиста.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Лицам с ограниченными возможностями здоровья увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
-выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для лиц с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.