2022-2023_z44_03_05 ФК и БЖ 2192_ 2193_ 2092_ 1992 гр__plx_Опасные ситуации техногенного характера и защита от них_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 5
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
119
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
8
8
Практические
2
2
6
6
8
8
Итого ауд.
6
6
10
10
16
16
Кoнтактная рабoта
6
6
10
10
16
16
Сам. работа
30
30
89
89
119
119
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
36
36
108
108
144
144
 
 
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р. _________________
 
 
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся систематизированных знаний теоретического и практического характера в области опасностей техногенного характера и их поражающих факторов.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать знания о правилах и способах защиты в опасных ситуациях техногенного характера, а также о ликвидации их последствий;
1.4
адаптировать теоретические знания в области безопасности жизнедеятельности для применения их в процессе осуществления профессиональной деятельности. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Избранный вид спорта и руководство соревновательной деятельностью
2.1.2
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.3
Педагогика и психология физической культуры
2.1.4
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
2.1.5
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные игры
2.1.6
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
2.1.7
Теория и методика физической культуры и спорта
2.1.8
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.1.9
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.10
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.11
Общая и социальная психология
2.1.12
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.1.13
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.14
Психолого-педагогический практикум
2.1.15
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
2.1.16
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
2.1.17
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
2.1.18
Учебная практика по безопасности жизнедеятельности
2.1.19
Анатомия человека
2.1.20
Безопасность жизнедеятельности
2.1.21
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.22
История (история России, всеобщая история)
2.1.23
Концепции современного естествознания
2.1.24
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.25
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.26
Физиология человека
2.1.27
Философия  
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Международное олимпийское движение
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.4
История физической культуры
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
стр. 4
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
УК-8.3: Владеет навыками проектирования мероприятий по поддержке безопасных условий жизнедеятельности при угрозе и возникновении ЧС, военных конфликтов, по сохранению природной среды; навыками оказания первой помощи
 
УК-8.2: Оценивает и анализирует риски для жизнедеятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, социального и техногенного происхождения, военных конфликтов; проектирует  безопасный образ жизни для обеспечения устойчивого развития природы и общества; демонстрирует приемы оказания первой помощи 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
определения, характеристики, причины и признаки, возможные последствия, правила и способы защиты от опасностей техногенного характера;
3.1.2
средства и методы повышения безопасности;  
3.1.3
реализацию концепции устойчивого развития образования;
3.1.4
вероятностную оценку возникновения опасностей техногенного характера на уровне субъекта Федерации и региона.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
прогнозировать возникновение опасностей техногенного характера;
3.2.2
эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;
3.2.3
планировать мероприятия по защите персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ;
3.2.4
формировать у обучающихся культуру безопасности жизнедеятельности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
владеть основными способами индивидуальной и коллективной защиты жизни и здоровья при авариях и катастрофах техногенного характера;
3.3.2
навыками проектирования мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях и оказанию доврачебной помощи;
3.3.3
приемами оценки теоретических знаний в области безопасности жизнедеятельности и их использования в педагогической деятельности.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Опасные ситуации техногенного  характера

 
1.1
Перспективы развития систем обеспечения жизнедеятельности /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
1.2
Необходимость оценки опасности техносферы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
1.3
Техногенное загрязнение биосферы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
1.4
Техногенное загрязнение природной среды  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
1.5
Техногенные опасности в экономике России /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

5
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
1.6
ЧС техногенного характера: общее понятие,классификация, причины, фазы течения. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
1.7
Понятие об опасных и чрезвычайных ситуациях в техносфере. Виды опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
1.8
ЧС на химически опасном объекте /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

5
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
4
0
 
стр. 5
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
1.9
Классификация АХОВ. Пути проникновения в организм. Защитные механизмы организма. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
1.10
Состояние химически опасных объектов в России /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
1.11
ЧС на радиационно-опасном объекте /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
1.12
Мероприятия по предотвращению радиационных аварий,снижению потерь и ущерба /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
1.13
Классификация лучевых поражений. Острая лучевая болезнь (ОЛБ) /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
1.14
Пожары и взрывы на объектах экономики. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
1.15
Состояние взрывоопасных объектов в России /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
1.16
ЧС на гидротехническом сооружении. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
1.17
Причины и поражающие факторы гидродинамических аварий. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
1.18
Транспортные аварии: определение понятия, классификация /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
1.19
Безопасность на транспорте. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
1.20
ЧС на коммунально-энергетических системах жизнеобеспечения. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
 
Раздел 2. Защита населения в чрезвычайных ситуациях 

 
2.1
Защита населения в условиях ЧС техногенного происхождения /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
2.2
Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

9
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
2.3
Организация мероприятий по локализации последствий чрезвычайных ситуаций и защите населения /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
2.4
Отработка правил поведения при ЧС /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
2.5
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

9
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1.Крупные химические аварии в России и за рубежом.

2. Виды химических аварий и их классификация.

3. Плановые выбросы химически опасных веществ.

4. Масштаб и продолжительность химического заражения, поражающие лекторы. Возможные последствия аварий на ХОО.

5. Сильно действующие и ядовитые вещества (СДЯВ), АХОВ, боевые химически опасные 5 вещества (БХОВ) как 

 
стр. 6
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
поражающие факторы источника возможной ЧС. Общая характеристика ОСОБ: физико-химические свойства, токсикологические свойства и т.д.

6. Классификация АХОВ. Пути проникновения в организм.

7.Защитные механизмы организма.

8. Наиболее распространенные АХОВ: хлор, аммиак, концентрированные кислоты, сероводород, формальдегид. Их свойства, использование в производстве

на объектах экономики (ОЭ), потенциальная опасность.

9. Основные признаки отравления, оказание первой помощи.

10. Дегазирующие средства.

11. Радиационно-потенциально опасные объекты (РОО).

12.Как подготовиться к радиационной аварии.

13. Последствия радиационных аварий.

14. Виды и сравнительная характеристика ионизирующих излучений.

15. Единицы измерения радиоактивности.

16. Общее понятие о воздействии ионизирующих излучений на организм человека.

17. Факторы, влияющие на степень поражения ионизирующими излучениями.

18. Классификация лучевых поражений. Острая лучевая болезнь (ОЛБ), вызванная общим внешним равномерным или относительно равномерным гамма-нейтронным облучением.

19. Степени тяжести ОЛБ.

20. Периоды в развитии ОЛБ.

21. Водные ресурсы и водное хозяйство страны. Основные отрасли водного хозяйства. Общее понятие о гидротехнических сооружениях (ГТС).

22. Основная классификация плотин. Определение понятия «гидродинамическая авария» (ГДА).

23.Крупные гидродинамические происшествия в России и за рубежом.

24. Основные потенциально опасные ГТС.

25. Причины и поражающие факторы гидродинамических аварий.

26. Как подготовиться к аварии. Наводнение: понятие, опасность, оповещение.

27.Катастрофическое затопление: определение понятия, причины, признаки, основные поражающие факторы.

28. Первичные, вторичные и долговременные последствия ГДА.

29. Правила поведения населения при угрозе и во время ГДА.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов с презентацией:

1.Система оповещения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

2.Определение степени потенциальной техногенной опасности места проживания.

3.Мероприятия по повышению устойчивости коммунальных систем жизнеобеспечения.

4.Мероприятия по повышению устойчивости энергетических сетей.

5.Обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения.

6.Вероятность чрезвычайных ситуаций, связанных с залповым выбросом экологически опасных веществ.

7.Меры защиты, профилактики и предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных с залповым выбросом экологически опасных веществ.

8.Виды транспортных аварий (катастроф): происходящие на производственных объектах; случающиеся во время движения транспорта.

9.Обеспечение безопасности пассажиров в железнодорожном транспорте. Особенности эвакуации пассажиров и пострадавших в случае железнодорожной аварии.

10.Особенности аварий на водном транспорте, их причины и последствия. Возможные аварийные ситуации.

11.Коллективные и индивидуальные спасательные средства. Правила пользования ими. Меры по обеспечению безопасности пассажиров.

12.Особенности аварий на воздушном транспорте, их причины и последствия. Возможные аварийные ситуации: вынужденная посадка самолета на сушу и аварийная эвакуация; пожар в самолете; вынужденная посадка самолета на воду.

13.Причины дорожно-транспортных происшествий и их последствия. Элементы активной и пассивной безопасности автомобиля. Участники дорожного движения.

14.Характеристика горючих, взрыво- и пожароопасных веществ и материалов. Классификация веществ и материалов по группам возгораемости: негорючие, трудногорючие, горючие. Горючие и легковоспламеняющиеся жидкости.

15.Основные понятия и определения: противопожарная защита, план эвакуации при пожаре, пожарная безопасность, взрывобезопасность, пожарная охрана, противопожарные мероприятия, пожарная профилактика.

16.Законодательство Российской Федерации в области пожарной безопасности

17.Первичные средства пожаротушения. Система оповещения о пожаре. Действия и правила поведения при пожаре.

18.Основные понятия и определения: взрыв, детонация, взрывное вещество, взрывное горение, зона действия взрыва, воздушная ударная волна.

19.Характерные особенности взрыва. Разновидности взрыва: взрывное горение и детонация.

20.Понятие о воздушной ударной волне. Характерные особенности образования воздушной ударной волны и механизм ее образования. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении  к РПД.
 
 
стр. 7
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Танкенов, А.С.
Опасности техногенного характера и защита от них : учебное пособие. Направление пoдгoтoвки 44.03.01 Педагoгическoе oбразoвание / Направленнoсть прoграммы Oбразoвание в oбласти безoпаснoсти жизнедеятельнoсти / составители А. С. Танкенoв, В. В. Васильев, В. В. Власов. — 203 c— Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/87024.html
Сургут : Сургутский государственный педагогический университет, 2016, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Айзман, Р.И.
Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи : учебное пособие / Р. И. Айзман, Л. К. Айзман, Н. В. Балиоз [и др.] ; под ред. Р. И. Айзман, С. Г. Кривощеков, И. В. Омельченко. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. — 463 c. — ISBN 978-5-379-02006-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/65283.html 
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017. 
 
Л2.2
Айзман, Р. И.
Безопасность жизнедеятельности: словарь-справочник / Р. И. Айзман, С. В. Петров, А. Д. Корощенко ; под редакцией В. Б. Рубанович, С. В. Петров. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. — 352 c. — ISBN 978-5-379-02025-5  URL: http://www.iprbookshop.ru/65271.html
Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахкиямова, Г.Р.
Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях: учебно-методическое пособие / Г. Р. Ахкиямова. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015. — 148 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/49915.html 
Н.Челны: НИСПТР, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций http://0bj.ru/

 
Э2
Студенческая библиотека онлайн https://studbooks.net/70718/bzhd/obschie_polozheniya_bezopasnosti_zhiznedeyatelnosti

 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
стр. 8
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-222 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

   В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

   Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Семинарские занятия   нацелены на   закрепление изученного материала, развитие умений и навыков подготовки рефератов с презентацией, решении ситуационных задач(познавательные общеучебные и логические  универсальные учебные действия -УУД), приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений (коммуникативные УУД), а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.  Подготовку к семинарскому занятию рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

1) проанализировать план семинарского занятия;  

2) прочитать конспект лекции и материал по учебной литературе;

3) найти определения ключевых понятий;

4) написать небольшие конспекты к каждому устному вопросу семинарского занятия;

5) решить ситуационные задачи (при их наличии);

6) по согласованию с другими студентами группы выбрать один вопрос и подготовить по нему реферат и презентацию.  

Семинар  начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику.  В ходе  семинара  предполагается  свободный обмен мнениями по избранной тематике:  обсуждаются ключевые понятия, рассматриваются  намеченные вопросы, возможен просмотр фрагмента фильма по теме семинара.  Основная часть семинара - заслушивание  сообщений обучающихся. Сообщение является   самостоятельной  работой,    обучающимися анализируются  и обобщаются  публикации по заданной тематике, вырабатывается  и обосновывается  собственная  позиции обучающегося в отношении рассматриваемой  проблемы.       

    Рекомендации по написанию реферата с презентацией

1. Выберите тему. Она должна быть интересна Вам.

2. Найдите книги и статьи по выбранной теме, в том числе в интернет-ресурсах. Сделайте выписки из книг и статей.

3. Напишите реферат.

4. Составьте план сообщения на 5-10 мин, в сопровождении с презентацией.

  Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-  чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

 
стр. 9
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

-  ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата с презентацией, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение тестовых заданий.

    Рекомендации по подготовке к экзамену.

При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Нельзя ограничивать подготовку  простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.

Любой вопрос при сдачеэкзамена необходимо излагать с позиции значения для профессиональной деятельности специалиста.

    Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Лицам с ограниченными возможностями здоровья увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для лиц с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.