(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова И.В.
ции
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы и задания к экзамену
1. Предмет и задачи курса «История России».
2. Происхождение славян, территория их расселения.
3. Общественный строй, занятия, культура и верования восточных славян в VI-IX вв.
4. Соседние народы и государства восточных славян в VI-IX вв. (Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжско-Камская Булгария). Их взаимоотношения с восточными славянами.
5. Территория расселения и союзы племен восточных славян в VI-IX вв.
6. Образование Древнерусского государства: социально-экономические и политические факторы.
7. Династия Рюриковичей в истории Руси IX-XVI вв.
8. Исторические источники и историография Древнерусского государства.
9. Норманнская и антинорманнская теории происхождения Древнерусского государства. Роль варягов в истории Руси.
10. Становление и развитие государства Русь в конце IX-начале XII вв. Политический строй. Складывание древнерусской народности.
11. Социально-экономическое развитие Древнерусского государства в конце IX-начале XII вв. Становление и развитие феодальных отношений.
12. Свободные общинники и феодально-зависимое население Древнерусского государства (челяди, холопы, закупы, рядовичи, смерды, изгои и др.). Их социально-экономическое положение и права.
13. Культура Руси до монгольского нашествия. Письменность, летописи, литература, архитектура, искусство, быт населения.
14. «Повесть временных лет» как источник по истории Древнерусского государства. Критический подход в историографии к ПВЛ и летописям русских земель.
15. Принятие Русью христианства как государственной религии и становление православной церкви. Значение.
16. «Слово о полку Игореве» - исторический источник и памятник культуры.
17. Взаимоотношение славян и Руси в IX-XIII вв. с тюркскими народами и ханствами: торки, черные клобуки, берендеи, печенеги и половцы.
18. Исторические источники периода феодальной раздробленности на Руси.
19. Историография периода феодальной раздробленности на Руси.
20. Политическая раздробленность на Руси. Причины распада Древнерусского государства на отдельные княжества и последствия для русских земель.
21. Экономическое состояние русских земель и княжеств в период раздробленности.
22. Политическое развитие Руси периода феодальной раздробленности.
23. Новгородская и Псковская феодальные республики: политический строй, хозяйство, социально-экономическое
положение масс.
24. Возникновение Монгольского государства. Походы монголов в 1206-1236 гг. Борьба башкир и Волжской Болгарии с монгольскими завоевателями.
25. Татаро-монгольское нашествие и завоевание Северо-восточной и Юго-западной Руси. Причины поражения русских княжеств.
26. Борьба Руси с крестоносцами и шведскими рыцарями в XIII веке. Александр Невский.
27. Создание «Русской Правды». Источники, редакции и списки. «РП» – важнейший исторический источник.
28. Исторические источники Золотой Орды.
29. Историография Золотой Орды.
30. Образование Золотой Орды. Государственный строй, социально-экономическое развитие,
31. Золотая Орда: территория, население, города, культура, язык, письменность.
32. Русские земли и города в период господства Золотой Орды во второй половине XIII - первой половине XV вв. Начало борьбы между русскими княжествами за великое княжение.
33. Противостояние Тохтамыша и Тимура. Противоречия внутри Золотой Орды и ее распад. Образование Крымского, Астраханского, Сибирского, Казанского ханств и Ногайской Орды.
34. Великое княжество Литовское: территория, население, политическая и социально-экономическая история.
35. Православная церковь и монастыри на Руси в XIV-XV вв
36. Великое княжение Ивана I Даниловича Калиты, Ивана II Красного, Дмитрия Донского.
37. Великое княжение Василия I и Василия II Темного.
38. Великое княжение Ивана III Васильевича. Конец господства Орды. Судебник 1497 г.
39. Исторические источники Русского централизованного государства.
40. Историография Русского централизованного государства.
41. Внутренние и внешнеполитические причины образования Русского централизованного государства.
42. Основание Москвы и Московского княжества. Возвышение Москвы и начало объединения русских земель. Деятельность московских князей, их отношения с Ордой.
43. Завершение объединения русских земель. Освобождение русских земель от ордынского господства в конце XV - начале XVI вв. и образование Русского централизованного государства. Василий III. Елена Глинская. Начало правление Ивана IV.
44. Установление самодержавной власти при Иване IV Грозного. Опричнина.
45. Реформы Ивана IV Грозного: денежная, военная, административная, религиозная и др. Судебник 1550 г. Стоглавый собор 1551 г. «Избранная рада» и ее роль.
46. Восточная политика самодержавия во второй половине XVI в.
47. Ливонская война 1558-1583 гг. Причины, ход и итоги.
48. Русская культура во второй половине XIV-XVI вв. (Устное народное творчество, летописание, исторические повести, архитектура, живопись.).
49. Общественно-политическая мысль России XVI века.
Задание: работа с картой и с историческими источниками
2 семестр
Вопросы и задания к экзамену
1. Историография «Смутного времени».
2. Кризис российского общества и государства в конце XVI- нач. XVII вв.
3. Лжедмитрий I – первый самозванец.
4. Правление Василия Шуйского.
5. Восстание Ивана Болотникова.
6. Лжедмитрий II – «тушинский вор».
7. Польская интервенция в России.
8. I-II народные ополчения и деятельность К. Минина и Д. Пожарского.
9. Земский собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы.
10. Основные этапы закрепощения крестьян.
11. Социально-экономическое развитие России в XVII веке. (Территория и население, сельское хозяйство, ремесло, мануфактура, торговля).
12. Социальная структура российского общества в XVII в.
13. Государственный строй России в XVII в.
14. Окончательное формирование крепостного права в России. Соборное уложение 1649 г.
15. Русская культура в XVII в. («Обмирщение» культуры, просвещение, литература).
16. Русская культура в XVII в. (Театр, архитектура, живопись).
17. Принятие Украины в состав Российского государства.
18. Восстание Степана Разина 1670-1671 гг.
19. Реформы Церкви в середине XVII в. «Великий раскол» русской церкви.
20. «Двоецарствие» Ивана и Петра Романовых. Стрелецкие восстания и политика Софьи Алексеевны.
21. Историография петровского времени.
22. Начало государственной деятельности Петра I. Первые реформы.
23. «Великое посольство» 1697-1698 гг. и его результаты.
24. Азовские походы Петра I.
25. Военные реформы Петра I.
26. Хозяйственные реформы Петра I.
27. Петр I и церковь.
28. Административные реформы Петра I.
29. Предпосылки и причины складывания в России абсолютной монархии.
30. Экономика России в первой четверти XVIII в. (крупное и мелкое производство, ремесло и торговля).
31. Высшие государственные учреждения в России в первой половине XVIII в. (Правительствующий Сенат, Светлейший Синод).
32. Реформа местного управления 1708 г. и его значение.
33. Северный союз и первый период Северной войны. Полтавская битва.
34. Денежная реформа Петра I.
35. Создание флота в России.
36. Восстание низов в первой четверти XVIII в. Астраханское восстание. Восстание Кондратия Булавина.
37. Русско-турецкая война 1710-1711 гг. Русско-турецкие отношения 1712-1715 гг. Андрианопольский мир.
38. Второй этап Северной войны. Сражения за господство на море.
39. Завершающий этап Северной войны. Ништадский мир 1721 г.
40. Указ о престолонаследии. Трагедия царя и трагедии наследника.
41. Российская культура в петровскую эпоху. Зарождение новой культуры.
42. Вопрос о престолонаследии после смерти Петра I. Борьба придворных партий за власть. Правление Екатерины I и Петра II.
43. Политический курс правительства при Анне Иоановне. (1730-1740). Бироновщина.
44. Дворцовые перевороты середины XVIII в. Правление Елизаветы Петровны, Петра III. Воцарение Екатерины II.
45. Социальная политика правительства Елизаветы Петровны (1741-1761).
46. Социально-экономическое развитие России после Петра I до начала правления Екатерины II. (Территория и население. Сельское хозяйство, промышленность, торговля).
47. Государственные преобразования и финансовая политика в России после Петра I до начала правления Екатерины II.
48. Положение народных масс, социальные взрывы и национальные движения после Петра I.
49. Россия и европейские державы после Петра I до начала правления Екатерины II. Польско-русские отношения. Русско- шведская война 1741-1743 гг. Семилетняя война 1757-1763 гг.
50. Восточный вопрос и русско-турецкая война 1735-1739 гг.
51. Начало присоединения Казахстана к Русскому государству.
52. Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в.
53. Внутренняя политика Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм» в России.
54. Уложенная комиссия 1767-1768 гг. и обсуждение в ней крестьянского вопроса.
55. Крестьянская война в России 1773-1775 гг. (причины, этапы, движущие силы, предводители, причины поражения).
56. Реформы Екатерины II (губернская, центральных учреждений, образования, сословная, городская, управление окраинами).
57. Общественно-политические воззрения Екатерины II и ее ближайшего окружения.
59. А.Н. Радищев – первый в России революционер.
60. Культура России XVIII в. (архитектура, живопись, театр, скульптура, быт и нравы).
61. Просвещение, наука и техника в России в XVIII в.
62. Внешняя политика России при Екатерине II (основные направления).
63. Русско-турецкая война 1768-1674 гг. Первый раздел Польши.
64. Русско-турецкая война 1787-1790 гг. Ясский мир. Война со Швецией в 1788-1790 гг. Верельский мир.
65. Русский царизм и французская революция 1789 г. Второй и третий разделы Польши.
66. Историография истории России второй половины XVIII в.
67. Воцарение Павла I и его контрреформы.
Задание: работа с картой и с историческими источниками
Тематика контрольных работ
1 семестр
Вариант 1:
1. Взаимоотношение славян и Руси в IX-XIII вв. с тюркскими народами и ханствами: торки, черные клобуки, берендеи, печенеги и половцы.
2. Историография периода феодальной раздробленности на Руси.
Вариант 2:
1. Возникновение Монгольского государства. Походы монголов в 1206-1236 гг. Борьба башкир и Волжской Болгарии с монгольскими завоевателями
2 семестр, текущий контроль
Вариант 1:
1.Общее и особенное в крестьянских восстаниях С.Разина и Е.Пугачева
2.Финансовые реформы в России XVIII века
Вариант 2:
1.Церковные реформы XVII века. Причины и противоречия реформ
2.Военные реформы Петра 1
Эссе
1 семестр
Задание 1. Прочитать монографию (Вернадский Г.В. Киевская Русь.. – М.: Ломоносов, 2015. - 854 с. ил.) .
На основе прочитанной монографии написать эссе на темы:
1. Изложите свою точку зрения на особенности возникновения государственности на Руси.
2.Выявите закономерности в процессе принятия христианства на Руси.
3.Представте взгляды Владимира Мономаха на политический строй Руси в период феодальной раздробленности.
2 семестр
Задание 2.Прочитать монографию (Павленко Н.И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1990. – 591 с. ил.).
На основе прочитанной монографии написать эссе на темы:
1.Анализ методов государственной политики Петра 1.
2.Выявите закономерности и противоречия в реформах Петра 1.
3.Представте взгляды Петра 1 на политический строй России начала XVIII века.
4.Воссоздайте реальный образ Петра 1.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций,
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.