(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой д-р ист. наук, доц. И.В.Корнилова
ции
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы и задания к зачету:
3 семестр:
1.Место средневековья во всемирно-историческом процессе; его хронологические рамки и периодизация. Проблемы периодизации в отечественной и зарубежной историографии.
2.Европа: многообразие вариантов развития. Специфика развития отдельных регионов. Западно- и восточноевропейский варианты средневекового исторического развития.
3.Проблема феодализма: понятие и его применение. Типология феодализма.
4.Основные элементы общественно-политической и экономической системы раннесредневекового общества Западной Европы до XI века. Особенности феодальной собственности.
5.Христианизация Римской империи: основные этапы, отличительные черты.
6.Основные принципы ранних христианских учений (до Аврелия Августина - до IV века). Развитие христианского учения: Блаженный Августин. Вера, религия и человек в контексте новых социально-политических отношений (IV - IX века).
7.Становление христианской церкви. Церковная иерархия и создание Ватикана. Светское папское государство. Монашество и его идеалы. Монашество в социальной иерархии раннего средневекового общества.
8.Великое переселение народов: особый период исторического развития. Основные этапы и их периодизация. Этническое пространство. Понятие «варвар» в представлении поздней античной исторической мысли.
9.Германцы в I в. до н.э. - IV в. н.э. Источники по истории древних германцев. Хозяйственная жизнь, изменения в общественно-политическом строе.
10.«Германский» этап Великого переселения народов: характеристика основных событий. Причины массовых вторжений германских племен на территорию Римской империи в IV-V вв.
11.«Гуннский» этап Великого переселения народов: изменение этнополитической карты Европы. Вторжение гуннов в Европу в V в. Падение Западной Римской империи.
12.«Славянский» этап Великого переселения народов. Завершение миграционных процессов в Европе.
13.Характер и значение варварских завоеваний. Социально-экономические, политические и этнические изменения в Западной и Юго-Восточной Европе в V-VII вв.
14.Варварские королевства. Образование варварских королевств: предпосылки, характер, процесс образования.
15.Проблема перехода от античности к средним векам в отечественной и зарубежной историографии.
16.Государство франков при Меровингах. Хозяйство, общественный строй, пережитки античного общества. Источники.
17.Переворот в аграрных отношениях у франков. Создание бенефициальной системы, её значение.
18.Образование империи Каролингов. Внутренняя и внешняя политика.
19.Италия VIII-XI вв. Особенности процесса феодализации в Северной, Средней и Южной Италии.
20.Ранняя Византия. Специфика ранневизантийского общества.
21.Государство времен Юстиниана I: направления политики.
22.Этнографические и административные изменения в период правления Ираклийской и Исаврийской династий.
23.Македонская династия: законодательная деятельность и развитие дипломатии.
24."Смутное время" Византии. Восточная Римская империя в XI - XV вв. Падение Константинополя.
25.Первое Болгарское царство. Особенности образования, формирование феодальных отношений. Внешняя политика.
26.История арабского халифата.
27.Япония в средние века.
28.Китай в средние века.
29.Индия в средние века.
30.Франция IX-X вв. Нормирование основных классов феодального общества. Политическая раздробленность.
31.Германия X в. Процесс феодализации. Основные направления внешней политики.
32.Оттоновское Возрождение. Начало Франконской династии: Конрад II и Генрих III.
33.Англия в IX-XI вв. Объединение англо-саксонских королевств. Борьба с датчанами. Последствия датского завоевания.
34.Культура в раннесредневековой Европе. Античное и варварское наследие. Каролингское возрождение. Деятели Каролингского возрождения.
35.Образование Венгерского королевства.
36.Своеобразие формирования государства в скандинавских странах. Образование Датского, Шведского и Норвежского королевств.
37.Шотландия: от образования к упрочению единого государства.
38.Развитие стран Пиренейского полуострова в IX - XI веках. Начало Реконкисты: основные центры.
39.Кризис церковной жизни в IX - XI веках. Раскол католической и православной церкви.
40.Крестовые походы: причины, этапы и результат. Общее и особенное в военно-колонизационном движении.
41.Духовные и духовно-рыцарские ордена.
42.Альбигойские воины: Причины, подготовка и этапы. Характеристика основных сражений: идеологическое и политическое значение.
Задания: работа с картой и с источниками.
Вопросы и задания к экзамену:
4 семестр:
1.Возникновение городов в Западной Европе: причины, особенности хозяйственной системы и социальная структура. Теории происхождения средневековых городов.
2.Средневековый город в Западной Европе XI - XV вв.: социально- экономическая структура.
3.Европейский город в XI - XV вв.: политическая структура. «Коммунальные революции». Этапы социальной борьбы в
4.Франция XII-XIII вв. Предпосылки и начало объединения французских земель.
5.Франция после Столетней войны. Завершение централизации. Укрепление королевской власти.
6.Англия в XI - сер. XIV вв.: социально-экономическое и политическое развитие.
7.Германия XII-XIV вв. Особенности экономического и политического развития. Немецкая агрессия против поморских и полабских славян.
8.Борьба за инвеституру.
9.Католическая церковь и ереси XI- сер. XIV вв. Инквизиция.
10.Обострение социальных и этнических противоречий в Чехии в XIV в. Ян Гус и его учение. Гуситские войны. Историческое значение гуситских войн.
11.Италия XII-XIV вв. Образование городов-коммун, их превращение в города-государства.
12.Пиренейский полуостров в XI - XIV вв.: социально-экономическое и политическое развитие.
13.Развитие хозяйственной и политической системы стран Скандинавии в XI-XV вв.
14.Столетняя война.
15.Гуманистическое движение в Европе XIV - XVI вв.: основные направления, периодизация. Влияние гуманизма на идеологическое и культурное развитие.
16.Великие географические открытия: причины, основные направления. Первооткрыватель: человек и эпоха.
17.Последствия Великих географических открытий для стран Европы и Нового Света.
18.Зарождение раннекапиталистических отношений в Европе. Формы организации торговли и кредита в средневековой Европе. Торговые компании, банки.
19.Германия в эпоху Реформации. Лютеранство. Анабаптизм.
20.Особенности политического, экономического развития Швейцарского союза кантонов. У.Цвингли, Ж.Кальвин: вероучение и политические взгляды.
21.Итальянские войны 1494 - 1559 гг.
22.Англия в XV - середине XVII вв.: политическое и религиозное развитие. Королевская Реформация.
23.Франция в эпоху гражданских войн XVI в.
24.Франция в конце XVI-середине XVII вв.
25.Испания в XV-середине XVII вв. Испано-португальские отношения. Империя Карла V.
26.Нидерландская революция.
27.Италия в XVI-середине XVII вв.
28.Англия в XVI-середине XVII вв. Экономическое и социальное развитие.
29.Влияние реформационного движения на развитие стран Северной Европы.
30.Контрреформация в Европе.
31.Абсолютизм и его варианты в Европе.
32.Европа и турецкая экспансия. Основные военные действия. Восток- Запад: характер отношений.
33.Тридцатилетняя война: причины, ход, результаты и роль войны в истории государств Европы раннего Нового времени.
34.Средневековая Венгрия: особенности развития.
35.Восстания в период развитого средневековья.
36.Социальные утопии позднего средневековья.
37.Феномен итальянского Возрождения.
38.Северное Возрождение.
39.Мир средневекового человека.
40.История повседневности в средние века.
Задания: работа с картой и с источниками.
Темы рефератов:
3 семестр:
1. Проблема эволюции общины у германцев в I-VI вв. до н.э. (по данным Цезаря, Тацита, "Салической правды").
2. "Великое переселение народов" и теория пассионарности Л.Н. Гумилева.
3. Социально-экономическая характеристика феодальной вотчины эпохи Каролингов.4. Византийская община по данным "Земледельческого закона".
5. Походы викингов как явление мировой истории.
6. Ислам и его социально-политическая роль в возникновении государственности у арабов.
7. Проблемы истории средневекового города в Европе.
8. Средневековые ремесленные цехи.
9. Институт королевской власти в средние века.
10. "Великая хартия вольностей": у истоков сословного представительства в Англии.
11. Сословная монархия во Франции в XIII-XV вв.
12. Социальная борьба европейского крестьянства в XIV-XV вв.
13. Средневековые ереси и католическая церковь.
14. Папство в средневековой истории Европы.
15. Средневековая инквизиция.
16. Крестовые походы и их место в мировой истории.
17. Духовно-рыцарские ордены в истории средневековья (возможно написание работы по любому из орденов).
18. Нищенствующие монашеские ордены в средневековой Европе (возможно написание работы по любому из орденов).
19. "Народное христианство" в средневековой Европе.
21. Германия в период правления Оттона I (936-973)
22. Образование Северо-Вэйского государства
23. Образование Делийского султаната
24. Пророк Мухаммед и его учение
25. Арабские завоевания при первых халифах
26. Государства крестоносцев на Востоке и военно-монашеские ордена
27. Скандинавская мифология в «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде»
28. Норманнское завоевание Англии
29. Сюжет о Тристане и Изольде в рыцарском романе средневековья
30. Культура в странах Арабского халифата
Текущий контроль
Темы рефератов:
4 семестр:
1. Географические представления средневековья в Европе и на Востоке.
2. Древние цивилизации Америки.
3. Великие географические открытия – начало всемирной истории.
4. Основные черты ментальности средневекового человека.
5. Повседневная жизнь западноевропейского средневековья.
6. Рыцарство в европейской и мировой истории.
7. Духовное сословие ("молящиеся") и его роль в средневековом обществе.
8. Средневековые горожане как социоисторический тип человека.
9. Средневековые крестьяне как социоисторический тип человека.
10. Женщина в средневековом европейском обществе.
11. Положение восточной женщины в средневековье.
12. Дети в средневековом социуме.
13. Маргиналы в средневековье.
14. Социально-политические и этические воззрения Эразма Роттердамского.
15. Учение М. Лютера и его социальная сущность.
16. Феномен религиозных войн во Франции в XVI в.
17. "Охота на ведьм" как исторический феномен.
18. Орден иезуитов и Контрреформация.
19. Итальянское Возрождение в портретах его деятелей.
20. Феномен мусульманского Ренессанса в Средневековье.
21. Исторические личности средневековья и раннего нового времени: по выбору студента (например: Карл Великий, Юстиниан I, Феодора, Ричард I Львиное сердце, Жанна д'Арк, Екатерина Медичи, Елизавета I Английская, Генрих IV Бурбон, кардинал Ришелье, пророк Мухаммад, Салах-ад-Дин, Сулейман Кануни, Омар Хайям, Чингисхан, Чжу Юань чжан, Токугава Иэясу, и др.).
22. Грюнвальдская битва
23. Эпос «Беовульф»
24. «Витязь в Тигровой шкуре» Шота Руставели
25. «Песнь о Нибелунгах»
26. «Лейли и Меджнун» Алишера Навои
27. Англия в период правления Эдуарда I
28. Восстание Этьена Марселя
29. Учение Яна Гуса и взгляды его последователей
30. Крестьянская война в Тюрингии и Саксонии. Томас Мюнцер
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.