2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_Музееведение_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Музееведение
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
 
зачет 5
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
72
аудиторные занятия
72
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
18 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
54
54
54
54
Итого ауд.
72
72
72
72
Кoнтактная рабoта
72
72
72
72
Сам. работа
72
72
72
72
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Рафиков А.М. _________________
 
 
Музееведение
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор И.В.Корнилова

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся системы знаний и представлений в области музееведения и экскурсоведения, с учётом логических и содержательно-методических связей в предметных областях "История России. Всеобщая история", "Обществознание" и ориентации на становление личностных характеристик выпускника школы через урочную и внеурочную деятельность, формирование способности разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы, опираясь на опыт и знания музееведения.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы;
1.4
познакомить обучающихся с важнейшими направлениями деятельности музеев, культурным наследием региона, спецификой формирования музейных фондов, их изучением, построением экспозиций и выставок, развитием коммуникативной деятельности;
1.5
дать представление об экскурсионной деятельности, раскрыв общие и специфические признаки и функции экскурсии.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История средних веков
2.1.2
История древнего мира
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Культурология
2.2.2
Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.3
Культурно-просветительская практика
2.2.4
История мировой культуры
2.2.5
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.6
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.7
Производственная культурно-просветительская практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-14: способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы
 
Знать:
 
основы разработки и реализации культурно-просветительских программ
 
способы разработки и  реализации культурно-просветительских программ
 
методы разработки и реализации  культурно-просветительских программ
 
 
Уметь:
 
проводить отбор содержания культурно-просветительских программ
 
разрабатывать культурно-просветительские программы
 
реализовывать культурно-просветительских программы
 
 
Владеть:
 
навыками подбора содержания культурно-просветительских программ;
 
навыками разработки  культурно-просветительских программ;
 
навыками реализации культурно-просветительских программ.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы разработки и реализации культурно-просветительских программ;
3.1.2
способы разработки и реализации культурно-просветительских программ;
3.1.3
методы разработки и реализации культурно-просветительских программ;
3.1.4
методики и технологии решения задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.5
методику и технологии синтеза знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории и обществознания;
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
3.1.6
основные термины, понятия и категории музееведения;
3.1.7
историю и современные тенденции развития музейного дела в России и мире;
3.1.8
методики работы в основных сферах музейной деятельности – научного комплектования, экспертизы, учета, хранения, научного описания и экспозиции музейных предметов и коллекций, культурно-образовательной деятельности;
3.1.9
сущность экскурсии, ее функции;
3.1.10
признаки экскурсии, ее классификационные типы;
3.1.11
основы музееведения в аспекте экскурсионно-выставочной работы;
3.1.12
последовательность этапов проектирования экскурсии;
3.1.13
методику проведения экскурсии;
3.1.14
организацию деятельности экскурсионного учреждения, должностные обязанности экскурсовода.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить отбор содержания культурно-просветительских программ;
3.2.2
разрабатывать культурно-просветительские программы;
3.2.3
использовать методы разработки и реализации культурно-просветительских программ;
3.2.4
применять методику и технологии решения задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.2.5
применять методику и технологии синтеза знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории и обществознания;
3.2.6
составлять экскурсионную информацию;
3.2.7
собирать «портфель экскурсовода»;
3.2.8
подбирать и систематизировать материал для основной части экскурсий;
3.2.9
изучать и систематизировать передовой отечественный опыт в организации экскурсий;
3.2.10
проектировать экскурсию в соответствии с требованиями ГОСТ;
3.2.11
анализировать новые и пересматривать действующие государственные стандарты  и другие нормативные документы, направленные на организацию экскурсионной  деятельности;
3.2.12
разработать новые аспекты и адаптировать имеющуюся методику проведения экскурсии с учетом современных требований.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками подбора содержания культурно-просветительских программ;
3.3.2
навыками разработки  культурно-просветительских программ;
3.3.3
навыками разработки и реализации  культурно-просветительских программ;
3.3.4
методиками и технологиями решения задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.3.5
методикой и технологиями синтеза знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории и обществознания;
3.3.6
навыками работы с музейными предметами (классификация, нумерация и т.д.)и научно-фондовой работы;
3.3.7
навыками работы с музейной экспозицией при составлении плана проведения экскурсии;
3.3.8
навыками применения полученных знаний в качестве методологических принципов анализа музейного собрания, экспозиций и выставок, реставрации  и хранения музейных предметов и коллекций;
3.3.9
навыками создания методических разработок, технологических карт маршрутов, карточек (паспортов) и других документов, необходимых для осуществления экскурсионной деятельности;
3.3.10
навыками ведения экскурсии.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Музееведение как научная дисциплина

 
1.1
Музееведение как научная дисциплина /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ПК-14
5
0
 
1.2
История музейного дела в дореволюционной России /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-14
5
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
1.3
Основные направления деятельности современных музеев РФ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-14
5
0
 
 
Раздел 2. Музейный предмет и фонды музея

 
2.1
Учет и обеспечение сохранности музейных предметов /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-14
5
0
 
2.2
Музейный предмет и его свойства /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-14
5
0
 
 
Раздел 3. Актуальные проблемы научно-исследовательской работы музеев

 
3.1
Актуальные проблемы научно-исследовательской работы музеев /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ПК-14
5
0
 
3.2
Проектная деятельность в музее /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-14
5
0
 
3.3
Типы и направления научных исследований в музее /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-14
5
0
 
 
Раздел 4. Музейная экспозиция

 
4.1
Культурно-образовательная деятельность в музее

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1

4
ПК-14
5
0
 
4.2
Экспозиционная работав музее /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

14
ПК-14
5
0
 
4.3
Художественное проектирование экспозиции /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-14
5
0
 
 
Раздел 5. Экскурсионная методика и пути ее совершенствования

 
5.1
Методика организации и проведения экскурсии /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

8
ПК-14
5
0
 
5.2
Объекты экскурсионного показа /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-14
5
0
 
5.3
Технология разработки экскурсии /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-14
5
0
 
 
Раздел 6. Профессиональное мастерство экскурсовода

 
6.1
Профессиональные качества экскурсовода /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-14
5
0
 
6.2
Профессиональные знания и навыки экскурсовода /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-14
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1.История становления музееведения как научной дисциплины

2.Объект, предмет, метод музееведения. Структура музееведения. Музееведение в системе наук.

3.История музейного дела

4.Музей как социокультурный институт. Социальные функции музеев, музейная коммуникация

5.Музейный предмет, его свойства и функции. Коллекция, виды коллекций

6.Классификация музеев. Государственная музейная сеть и её современное состояние

7.Музей как научно-исследовательское учреждение. Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
8.Организация научно-исследовательской работы в музее

9.Понятие «фонды музея». Научная организация музейных фондов

10.Изучение музейных предметов

11.Комплектование фондов музея. Учёт музейных фондов

12.Хранение музейных фондов

13.Задачи консервации и реставрации. Упаковка и транспортировка музейных предметов. Система хранения музейных фондов

14.Музейная экспозиция. Основные понятия

15.Методы построения экспозиций. Экспозиционные материалы

16.Научное проектирование экспозиции. Художественное проектирование экспозиции

17.Музейное оборудование.

18.Основные формы культурно-образовательной деятельности

19.Музейная аудитория и её изучение

20.Государственное регулирование музеев. Основы законодательства Российской Федерации в сфере культуры

21.Музейный менеджмент и маркетинг.

22.Понятие «экскурсия». Экскурсия как процесс познания. Экскурсия как вид деятельности. Отечественная традиция экскурсионного дела: теория и практика.

23.Познавательный тур как многодневная экскурсия.

24.Роль и место экскурсии в социально-культурной деятельности и различных видах туризма.

25.Психологические аспекты экскурсии. Функции экскурсии и их сочетание. Принцип научности в экскурсии. Признаки экскурсии.

26.Экскурсионный метод: его значение, цель и задачи. Экскурсия как педагогический процесс. Логические методы познания в экскурсиях.

27.Классификация экскурсий и экскурсионных объектов. Тематика и содержание экскурсий.

28.Драматургия экскурсии. Реализация принципа наглядности в экскурсии.

29.Роль и особенности показа и рассказа в экскурсии. Трансформация устной речи в зрительные образы: приемы и механизмы.

30.«Темпоритм» пешеходной экскурсии. Углубление экскурсионной ситуации посредством взаимодействия трех компонентов экскурсии: экскурсовод, объекты и экскурсанты.

31.Предварительная работа при подготовке новой экскурсии и ее непосредственная разработка. Выбор темы, определение цели и задач экскурсии.

32.Отбор и изучение экскурсионных объектов. Принципы отбора экскурсионных объектов для показа в данной экскурсии. Перечень и характеристика основных и дополнительных объектов.

33.Составление паспортов памятников, вошедших в экскурсию. Оценка внешнего вида памятника.

34.Составление маршрута экскурсии. Традиционный подход и возможности новаторства. Комплектование «портфеля экскурсовода» и применение его в экскурсии.

35.Этапы подготовки и техника ведения экскурсии. Составление индивидуального текста. Утверждение и прием экскурсии. Методические приемы показа и рассказа.

36.Стилистика речи экскурсовода. Приемы усиления эмоционально- образной выразительности речи. Роль личности экскурсовода и пути повышения его мастерства.

37.Характеристики аудитории, их влияние на подготовку и проведение экскурсии. Невербальные средства общения. Культура поведения и речевой этикет экскурсовода.

38.Экскурсионная программа как содержательная часть туристской программы.

Задание: заполнение карточки научного описания музейного предмета.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов:

1.Музеи г. Набережные Челны на современном этапе: структура, характерные особенности и перспективы развития.

2.Архитектура старых Челнов.

3.Многоконфессиональный город.

4.Экскурсия по НГПУ.

5.Обзорная экскурсия по городу.

6.История возникновения города.

7.Театральная жизнь города.

8.Любимые места отдыха жителей и гостей города.

9.Крупнейшие предприятия города.

10.Парки и сады города.

11.Научный потенциал города.

12.Обычаи и традиции горожан.

13.Возможности экстремального и активного отдыха в республике.

14.История одной или нескольких улиц.

15.Места жизни и творчества известных людей.

Текущий контроль успеваемости

Реферат

Темы рефератов:

5 семестр:

1.Музеи г. Набережные Челны на современном этапе: структура, характерные особенности и перспективы развития.

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
2.Архитектура старых Челнов.

3.Многоконфессиональный город.

4.Экскурсия по НГПУ.

5.Обзорная экскурсия по городу.

6.История возникновения города.

7.Театральная жизнь города.

8.Любимые места отдыха жителей и гостей города.

9.Крупнейшие предприятия города.

10.Парки и сады города.

11.Научный потенциал города.

12.Обычаи и традиции горожан.

13.Возможности экстремального и активного отдыха в республике.

14.История одной или нескольких улиц.

15.Места жизни и творчества известных людей.

16. Музей Метрополитен в Нью-Йорке

17. Национальный музей Прадо в Мадриде

18. Музей Гетти в Лос-Анджелесе

19. Национальный музей авиации и космонавтики в Вашингтоне

20. Государственная Третьяковская галерея

21. Музей истории города Елабуги

22. Государственный Историко-Архитектурный и Этнографический Музей-Заповедник, Кижи

23. Государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина

24. Музей естественной истории Татарстана

25. Остров-град Свияжск

26. Музей 1000-летия Казани

27. Еврейский музей и центр толерантности

28. Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан

29. Билярский государственный историко-археологический и природный музей-заповедник

30. Проектная деятельность в музейной работе

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Кулемзин, А. М.
Памятники истории культуры и их охрана: учебное пособие для вузов / А. М. Кулемзин. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Кемерово : КемГИК. — 146 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11569-7 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-8154-0417-5 (КемГИК). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/445642 
Москва : Издательство Юрайт;  Кемерово : КемГИК, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Балюк, А.Д.
Экскурсоведение: учебное пособие для вузов / А. Д. Балюк. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12454-5 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-400-01457-4 (Издательство Тюменского государственного университета). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/447537
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Восколович, Н. А.
Маркетинг туристских услуг: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Восколович. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с. — ISBN 978-5-534-08265-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/424719 
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru 
 
Э3
Государственный исторический музей: сайт / Министерство культуры РФ. – Москва, 2013. – URL: shm.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-215 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-208 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. 

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.