2022-2023_b44_03_05 И и ИЯ 182 гр__plx_Организация дополнительного образования (по первому профилю) Архивное и музейное дело в практике краеведческой работы_История и Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)   Архивное и музейное дело в практике краеведческой работы
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Иностранный язык
 
зачет 4
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
18
16
18
Практические
16
18
16
18
Итого ауд.
32
36
32
36
Кoнтактная рабoта
32
36
32
36
Сам. работа
40
36
40
36
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Рафиков А.М. _________________
 
 
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)   Архивное и музейное дело в практике краеведческой работы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Иностранный язык
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор И.В.Корнилова

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся системы знаний и представлений в области архивоведения и музееведения и ориентации на становление личностных характеристик выпускника школы через урочную и внеурочную деятельность, формирование способности разрабатывать программы отдельных учебных предметов.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать у обучающихся способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы;
1.4
познакомить обучающихся с основными компонентами основных и дополнительных образовательных программ;
1.5
познакомить обучающихся с важнейшими направлениями деятельности музеев, культурным наследием региона, спецификой формирования музейных фондов, их изучением, построением экспозиций и выставок;
1.6
сформировать у обучающихся представление о методике экскурсионной деятельности;
1.7
изучить основные этапы развития архивного дела, основные виды архивных хранилищ;
1.8
познакомить обучающихся с деятельностью основных архивохранилищ России, в том числе с архивами Республики Татарстан;
1.9
познакомить обучающихся с технологиями приобретения, использования и обновления знаний по архивному делу;
1.10
сформировать у обучающихся умение разрабатывать программы воспитания, в том числе адаптивные совместно с соответствующими специалистами;
1.11
сформировать у обучающихся способности управлять своим временем на основе полученных в ходе обучения навыков, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
1.12
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Вспомогательные исторические дисциплины
2.1.2
Иностранный язык
2.1.3
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.4
Русский язык и культура речи
2.1.5
Учебная практика. Ознакомительная практика
2.1.6
Производственная практика. Практика по воспитательной работе
2.1.7
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.8
Учебная ознакомительная практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.2.2
Методика обучения предмету "история"   
2.2.3
Курсовая работа по истории России
2.2.4
Методика обучения предмету "иностранный язык"
2.2.5
Производственная практика. Педагогическая практика
2.2.6
Технологии и средства цифрового обучения
2.2.7
Экономика
2.2.8
Курсовая работа по Всеобщей истории
2.2.9
Учебная практика. Культурно-просветительская  практика
2.2.10
Курсовая работа по теории и практике иностранного языка
2.2.11
Организация дополнительного образования (по второму профилю)   Теория и практика перевода иностранных источников
2.2.12
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.13
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.14
Производственная педагогическая практика
2.2.15
Учебная музейная  практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 4
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.2: Создает и достраивает индивидуальную траекторию саморазвития при получении основного и дополнительного образования
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Демонстрирует знание основных компонентов основных и дополнительных образовательных программ
 
ОПК-2.2: Осуществляет разработку программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
ОПК-2.5: Демонстрирует умение разрабатывать программы воспитания, в том числе адаптивные совместно с соответствующими специалистами
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы разработки и реализации основных, дополнительных образовательных и культурно-просветительских программ;
3.1.2
способы разработки и реализации основных, дополнительных образовательных и культурно-просветительских программ;
3.1.3
методы разработки и реализации основных, дополнительных образовательных и культурно-просветительских программ;
3.1.4
методики и технологии решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.5
методику и технологии синтеза знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории;
3.1.6
основные термины, понятия, категории архивного и музейного дела;
3.1.7
историю и современные тенденции развития архивного и музейного дела в России и мире;
3.1.8
методики работы в основных сферах музейной деятельности – научного комплектования, экспертизы, учета, хранения, научного описания и экспозиции музейных предметов и коллекций;
3.1.9
основы музееведения в аспекте экскурсионно-выставочной работы;
3.1.10
методику работы в основных сферах архивной деятельности – фондирования, экспертизы ценности, учета и обеспечения сохранности архивных документов;
3.1.11
сущность научно-исследовательской работы с архивными документами;
3.1.12
методику подготовки архивных документов к публикации.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить отбор содержания основных, дополнительных образовательных и культурно-просветительских программ;
3.2.2
разрабатывать основные, дополнительные образовательные и культурно-просветительские программы;
3.2.3
реализовывать в профессиональной деятельности основные, дополнительные образовательные и культурно-просветительские программы;
3.2.4
применять методику и технологии решения задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.2.5
применять методику и технологии синтеза знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории;
3.2.6
использовать в профессиональной деятельности термины, понятия, категории архивного и музейного дела;
3.2.7
ориентироваться в истории и современных тенденциях развития архивного и музейного дела в России и мире;
3.2.8
использовать методики работы в основных сферах музейной деятельности – научного комплектования, экспертизы, учета, хранения, научного описания и экспозиции музейных предметов и коллекций;
3.2.9
осуществлять экскурсионно-выставочную деятельность в музейных учреждениях;
3.2.10
применять методику работы в основных сферах архивной деятельности – фондирования, экспертизы ценности, учета и обеспечения сохранности архивных документов;
3.2.11
осуществлять научно-исследовательскую работу с архивными документами;
3.2.12
применять методику подготовки архивных документов к публикации.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками подбора содержания основных, дополнительных образовательных и культурно-просветительских программ;
3.3.2
навыками разработки основных, дополнительных образовательных и  культурно-просветительских программ;
 
стр. 5
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
3.3.3
навыками реализации основных, дополнительных образовательных и культурно-просветительских программ;
3.3.4
методиками и технологиями решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.3.5
методикой и технологиями синтеза знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории;
3.3.6
основными терминами, понятиями, категориями архивного и музейного дела;
3.3.7
представлениями об истории и современных тенденциях развития архивного и музейного дела в России и мире;
3.3.8
методиками работы в основных сферах музейной деятельности – научного комплектования, экспертизы, учета, хранения, научного описания и экспозиции музейных предметов и коллекций;
3.3.9
основами музееведения в аспекте экскурсионно-выставочной работы;
3.3.10
методикой работы в основных сферах архивной деятельности – фондирования, экспертизы ценности, учета и обеспечения сохранности архивных документов;
3.3.11
навыками научно-исследовательской работы с архивными документами;
3.3.12
методикой подготовки архивных документов к публикации.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Архивоведение: теория, методика, предмет изучения

 
1.1
Предмет, объект, методы и задачи архивоведения.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

4
УК-6.2
4
0
 
1.2
Основные библиографические пособия и справочники. /Ср/
Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
 
Раздел 2. История архивного дела в России

 
2.1
Архивы периода Российской империи

/Лек/

Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
2.2
Архивы советского и постсоветского периода

/Ср/

Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
 
Раздел 3. Теория и практика современного архивоведения 

 
3.1
Архивный фонд Российской Федерации

/Лек/

Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
3.2
Система научно-справочного аппарата к архивным документам

/Пр/

Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
3.3
Основы архивной эвристики и использование архивных документов /Ср/
Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
 
Раздел 4. Музееведение как научная дисциплина

 
4.1
Понятие музееведения, его предмет, объект и методология /Лек/
Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
4.2
История музейного дела в дореволюционной России  /Пр/
Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
4.3
Основные направления деятельности современных музеев РФ  /Ср/
Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
 
Раздел 5. Музейный предмет и фонды музея

 
5.1
Правила комплектования музеев РФ /Лек/
Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
5.2
Учет и обеспечение сохранности музейных предметов /Пр/
Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
5.3
Научно-исследовательская работа в фондах музея /Ср/
Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
 
Раздел 6. Методика музейно-выставочной и экскурсионной деятельности

 
6.1
Экспозиционная работав музее  /Лек/
Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
6.2
Методика организации и проведения экскурсии  /Пр/
Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
6.3
Профессиональные качества экскурсовода  /Ср/
Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
6.4
/Зачёт/
Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1. Понятие архивоведения, его теоретические и методологические основы.

2. Организация архивной службы в России. Архивное законодательство.

3. История архивного дела в России

4. Современный состав Архивного фонда РФ и его классификация.

5. Сеть и функции государственных архивов РФ.

6. Организация документов в пределах архивов по фондам, объединенным архивным фондам, коллекциям.

7. Комплектование архивов Российской Федерации (определение источников комплектования; организация комплектования).

8. Организация учета документов Архивного фонда Российской Федерации.

9. Обеспечение сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации

10. Система научно-справочного аппарата к архивным документам.

11. Использование архивных документо

12. Регулирование доступа к документам Архивного фонда Российской Федерации.

13. Основы архивной эвристики.

14. Объект, предмет, метод музееведения. Структура музееведения. Музееведение в системе наук.

15. История музейного дела в России

16. Музей как социокультурный институт. Социальные функции музеев, музейная коммуникация

17. Организация научно-исследовательской работы в музее

18. Понятие «фонды музея». Научная организация музейных фондов

19. Комплектование фондов, хранение и учет музейных предметов

20. Музейная экспозиция и методы ее построения

21. Понятие «экскурсия». Экскурсия как процесс познания. Экскурсия как вид деятельности. Отечественная традиция экскурсионного дела: теория и практика

 
стр. 7
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
22. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Принципы отбора экскурсионных объектов для показа в данной экскурсии. Перечень и характеристика основных и дополнительных объектов

23. Составление паспортов памятников, вошедших в экскурсию. Оценка внешнего вида памятника

24. Составление маршрута экскурсии. Традиционный подход и возможности новаторства. Комплектование «портфеля экскурсовода» и применение его в экскурсии

25. Этапы подготовки и техника ведения экскурсии. Составление индивидуального текста. Утверждение и прием экскурсии. Методические приемы показа и рассказа

26. Стилистика речи экскурсовода. Приемы усиления эмоционально- образной выразительности речи. Роль личности экскурсовода и пути повышения его мастерства

27. Характеристики аудитории, их влияние на подготовку и проведение экскурсии. Невербальные средства общения. Культура поведения и речевой этикет экскурсовода

28. Экскурсионная программа как содержательная часть туристской программы

29. Основные формы культурно-образовательной деятельности

30. Музейная аудитория и её изучение

Задание: подготовить проект экскурсии по городу Набережные Челны.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1. Роль документальных памятников в общественном развитии.

2. Взаимодействие археографии, архивоведения, текстологии и источниковедения.

3. Архивы в Киевской Руси (XI – начало XII вв.).

4. Роль монастырей в сохранении письменных источников по истории Древнерусского государства.

5. Влияние реформ Петра I на архивное дело.

6. Состояние архивного дела на рубеже XIX и XX вв. Деятельность архивных комиссий.

7. Положение о Государственном архивном фонде от 29 марта 1941 г. и новая система архивов в СССР.

8. Теория, история и современная организация архивного дела в странах Европы.

9. Состав и содержание архивов Франции и их деятельность в области сохранения национального архивного достояния с конца XVIII до начала XX в.

10. Архивы в Соединенных Штатах Америки.

1. Архивы и архивное дело в системе Министерства внутренних дел РФ и Министерства обороны РФ.

12. Архив Президента РФ: история, структура фондов, условия доступности документов.

13. Русская эмиграция и ее архивы за границей 1945–1990-е гг.

14. М.Н. Покровский (1868–1932) и его концепция деятельности советского архивиста.

15. Российские архивисты в конце XX – начале XXI в.: проблемы и перспективы развития профессии.

16. Рассекречивание архивных документов в Российской Федерации: успехи и проблемы.

17. Уникальные документы Архивного фонда Российской Федерации.

18. Музеи г. Набережные Челны на современном этапе: структура, характерные особенности и перспективы развития.

19. Архитектура старых Челнов.

20. Многоконфессиональный город.

21. Экскурсия по НГПУ.

22. Обзорная экскурсия по городу.

23. История возникновения города.

24. Театральная жизнь города.

25. Любимые места отдыха жителей и гостей города.

26. Крупнейшие предприятия города.

27. Парки и сады города.

28. Научный потенциал города.

29. Обычаи и традиции горожан.

30. Возможности экстремального и активного отдыха в республике.

31. История одной или нескольких улиц.

32. Места жизни и творчества известных людей.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Раскин, Д. И.
Архивоведение : учебник для бакалавриата / Д. И. Раскин, А. Р. Соколов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 383 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00870-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432131
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 8
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Цеменкова С.И.
История архивов России с древнейших времен до начала XX века: учебное пособие для бакалавриата / С. И. Цеменкова ; под научной редакцией Л. Н. Мазур. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 153 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-02568-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438103
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Тельчаров, А.Д.
Архивоведение: учебное пособие для бакалавров / А. Д. Тельчаров. — 2-е изд. — Москва:  Дашков и К, 2018. — 184 с. — ISBN 978-5-394-03033-8.— Текст : электронный // ЭБС IPR BOOKS [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85695.html
Москва: Дашков и К, 2018
 
Л2.2
Попов, А. В.
Архивоведение. Зарубежная россика : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. В. Попов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 168 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5-534-06009-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441487
Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Усанова О.Г., Лушникова А.В., Азнагулова А.Г., Моторная М.В.
Документоведение и архивоведение: словарь-справочник для студентов, обучающихся по специальности 032001 Документоведение и документационное обеспечение управления / О.Г. Усанова [и др.]. — Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2015.— 116 c. — ISBN 978-5-94839-493-0. — Текст : электронный // ЭБС IPR BOOKS [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/56404.html 
Челябинский государственный институт культуры, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Портал "Архивы России". - URL: http://www.rusarchives.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 9
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
7.1
2-208 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-209 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

 
стр. 10
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует 

 
стр. 11
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.