2022-2023_b44_03_05 Г и ИЯ 261 гр__plx_Биогеография_География и Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Биогеография
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
 
зачет 5
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
44
44
44
44
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Зарипова Р.С. _________________
 
 
Биогеография
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Р.С.Зарипова

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения: формирование у обучающихся систематизированных знаний в области биогеографии для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения в профессиональной деятельности
1.2
Задачи освоения:
1.3
дать  обучающимся   представление о размещении организмов на  территории суши  и океана,
1.4
познание обучающимися  географических закономерностей   строения и функционирования биомов,
1.5
получение навыков научно-исследовательской работы-  описывания  и обобщения изученного  материала
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Философия
2.1.2
Ландшафтоведение
2.1.3
Учебнаятехнологическая  практика
2.1.4
Геология
2.1.5
Общее землеведение
2.1.6
Картография с основами топографии   
2.1.7
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.8
Учебная практика по физической географии
2.1.9
География почв с основами почвоведения
2.1.10
Географические информационные системы
2.1.11
Методы географических исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Физическая география России
2.2.2
Теория и методика обучения географии
2.2.3
Общая экономическая и социальная география
2.2.4
Экономическая и  социальная география России
2.2.5
Экономическая и социальная география мира
2.2.6
Геоэкология
2.2.7
Технология организации краеведческой работы в школе
2.2.8
Производственная  педагогическая практика
2.2.9
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.10
Выполнение и защита выпускной квалификационной работ
2.2.11
2.2.12
История иностранного языка
2.2.13
Основы работы с иноязычным научным текстом
2.2.14
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
2.2.15
Туризм в школе
2.2.16
География населения
2.2.17
География РТ
2.2.18
Сравнительная типология иностранного и русского языков
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 4
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
3.1.1
основные объекты биогеографии как науки о размещении живых организмов и формируемых ими сообществ по земному шару;
3.1.2
основы методологии научно-исследовательской деятельности в области биогеографии;
3.1.3
ключевые понятия биогеографии;
3.1.4
важнейшие концепции фито- и зоогеографии;
3.1.5
закономерности размещения растений и животных и образуемых ими сообществ как биологических ресурсов и факторов, формирующих среду жизни и деятельности человека;
3.1.6
особенности растительного покрова основных биомов России и сопредельных стран;
3.1.7
характеристики ключевых  территорий России;
3.1.8
изменения биомов в результате антропогенного воздействия
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
устанавливать основные признаки и особенности размещения растительности и животного мира природных зон, фауны и флоры;
3.2.2
ориентироваться в разнообразии методов биогеографии и подбирать их согласно целям исследования;
3.2.3
сравнивать и анализировать положения биогеографических концепций
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
приемами установления границ природных зон  и флористических царств;  
3.3.2
современными методами исследований в области биогеографии.
3.3.3
методами обработки получаемых результатов.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение

 
1.1
Биогеография как наука /Лек/
Л1.2Л2.1

Э1 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
1.2
Биоценоз-предмет изучения биогеографии /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
1.3
Структура биоценоза. Учение В.Н.Сукачева о биогеоценозах. Терминология /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э5

4
ОПК-8.1
5
0
 
 
Раздел 2. Учение об ареалах.

 
2.1
Понятие об ареале. /Лек/
Л1.2Л2.1

Э1 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
2.2
Типы ареалов. /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
2.3
Составление схем ареалов,  работа с контурной картой.Терминология  /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э5

4
ОПК-8.1
5
0
 
 
Раздел 3. Районирование Земли

 
3.1
Флористическое районирование Земли /Лек/
Л1.2Л2.1

Э1 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
3.2
Флористические царства. Центры происхождения культурных растений. /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
3.3
Выявление особенностей основных флористических царств суши (составление презентаций) /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э5

6
ОПК-8.1
5
0
 
3.4
Биомы суши: тундра, бореальные и лиственные леса и степи /Лек/
Л1.2Л2.1

Э1 Э3 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
3.5
Биомы тундры, тайги и лиственных лесов и степей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
3.6
Составление схем пищевых сетей и презентаций по теме. Терминология /Ср/
Л1.2Л3.1

Э1 Э5

6
ОПК-8.1
5
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
3.7
Биомы суши: пустыни, саванны, субтропические леса и плажные тропические леса /Лек/
Л1.2Л2.1

Э1 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
3.8
Биомы пустынь, саванн, субтропических и тропических лесов /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
3.9
Составление презентаций  по теме и работа над терминологией /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э5

6
ОПК-8.1
5
0
 
 
Раздел 4. Биогеографическое районирование Мирового океана

 
4.1
Биогеография океанов и морей.   /Лек/
Л1.2Л2.1

Э1 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
4.2
Биогеографическое районирование Мирового океана /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
4.3
Составление сравнительных таблиц по различным районам Мирового океана /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

4
ОПК-8.1
5
0
 
4.4
Работа с контурной картой. Терминология /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э5

8
ОПК-8.1
5
0
 
 
Раздел 5. Биоразнообразие

 
5.1
Биогеография и проблемы сохранения биологического разнообразия /Лек/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
5.2
ООПТ и их роль в сохранении биоразнообразия /Пр/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
5.3
Дидактические  материалы по биогеографии  (составление презентаций, кроссвордов, логических цепочек, описаний  растений и животных) /Ср/
Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э5

2
ОПК-8.1
5
0
 
5.4
/Зачёт/
Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-8.1
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1. Биогеография как наука, структура биогеографии.

2. Современные методы биогеографических исследований.

3. Краткая история биогеографии.

4. Понятие об ареале. Величина ареалов и определяющие ее причины.

5. Типы ареалов и их структура.

6. Динамика границ ареалов. Активное и пассивное расселение видов.

7. Понятие об эндемизме и реликтах.

8. Понятие о флоре и фауне. Причины своеобразия флор и фаун.

9. Принципы флористического и фаунистического районирования суши.

10. Состав и структура биоценоза.

11. Основные закономерности изменения биоценозов во времени и пространстве.

12. Понятие о зональных, интрозональных и азональных типах

растительности.

13. Палеотропическое флористическое царство.

14. Капское флористическое царство.

15. Фауна Палеарктки.

16. Фауна Неарктики.

17. Флора Неотропического царства

18. Своеобразие фауны Неотропиков.

19. Австралийское царство.

 
стр. 6
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
20. Голантарктическое царство.

21. Афро-тропическое фаунистическое царство.

22. Ориентальное фаунистическое царство.

23. Мадагаскарское фаунистическое царство.

24. Полярные пустыни Арктики и Антарктики.

25. Растительный и животный мир тайги.

26. Сходства   и   различия   флоры   и   фауны   Евразийской    и Североамериканской тайги.

27. Особенности   ценозов   широколиственных   лесов   Северного полушария.

28. Экологические особенности степей Евразии.

29. Прерии и пампасы.

30. Особенности   растительного   и   животного   мира   пустынь Америки.

31. Особенности   растительного   и   животного   мира   пустынь Африки.

32. Обзор пустынь Азии.

33. Структурные особенности ценозов саванн.

34. Экологические особенности субтропических лесов.

35. Особенности фито- и зооценозов влажных лесов Амазонки.

36. Особенности фито- и зооценозов влажных лесов Африки.

37. Особенности   фито-   и   зооценозов   влажных   лесов   Юго-Восточной Азии.

38. Явление     вертикальной     поясности     флоры     и     фауны. Особенности   экологических условий.

39. Флора и фауна островов. Типы биот и причины видового разнообразия.

40. Основные     факторы,     определяющие     ареалы     морских организмов.

41. Районирование Мирового океана.

42. Значение биогеографии в реконструкции флоры и фауны.

43. Роль  биогеографии  в сохранности  видового  разнообразия биоты.

44. Значение курса биогеографии для работы учителя в школе

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика  письменных докладов с презентацией

1.Арктическая тундра.

2.Антарктическая тундра.

3.Северо-Американская тайга.

4.Хвойные леса Евразии.

5.Широколиственные леса

6.Региональные особенности степей Евразии.

7.Североамериканские прерии: высокозлаковые, смешанные и низкозлаковые.

8.Саванны Африки.

9.Региональные типы пустынь Азии.

10.Пустыни Америки.

11.Особенности пустынь Африки.

12.Австралийские пустыни.

13.Сельва Амазонии.

14.Африканские дождевые леса.

15.Южно-азиатские влажно-тропические леса.

16.Альпы.

17.Кордильеры и Анды.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
К.М. Петров
Биогеография: учебник для вузов. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60081.html
М. : Академический Проект,  2016
 
Л1.2
Петров, К. М. 
Биогеография: учебник для вузов / К. М. Петров. — Электрон. текстовые данные. — М. : Академический Проект, 2016. — 400 c. — 5-8291-2524-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60081.html. 
М. : Академический Проект , 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Огуреева Г.Н.
Экологическое картографирование : учебное пособие для академического бакалавриата / Г. Н. Огуреева, Т. В. Котова, Л. Г. Емельянова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 162 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07511-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433998  
Издательство Юрайт, , 2019
 
Л2.2
Иванов, А. Н. 
Охраняемые природные территории: учебное пособие для вузов / А. Н. Иванов, В. П. Чижова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 185 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07404-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438513 .
Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Зарипова Р.С.
Биогеография: методические указания к практическим занятиям и организации самостоятельной работы студентов /   Р. С. Зарипова, П. А. Кузьмин. — Электрон. текстовые данные. —и. — 42 c. — 2227-8397. — http://www.iprbookshop.ru/64630.html. - ЭБС «IPRbooks» 
Набережночелнинский государственный педагогический университет,, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Биогеография. Автор. Второв П.П. - режим доступа: http://uchebnik.biz/book_section/16-biogeografiya.html
 
Э2
Заповедная Россия. сайт, посвященный особо охраняемым природным территориям России, знакомит с самыми разными аспектами охраны природы, заповедного дела, интересными научными публикациями.- режим доступа: http://news.zapoved.ru/about/ 
 
Э3
Лесной форум Гринпис России. Все о лесах России.- режим доступа:  http://forestforum.ru 
 
Э4
Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.-   режим доступа:http://ecoportal.ru -
 
Э5
Биогеография-  http://mdl.tatngpi.ru/course/view.php?id=36- 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-108 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 8
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар.

В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов    семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

  Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в 

 
стр. 9
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.