2022-2023_z44_03_01 Б 2162 гр__plx_Биогеография
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Биогеография
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
 
экзамен 3
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
119
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
2
2
4
4
6
6
Практические
4
4
6
6
10
10
Итого ауд.
6
6
10
10
16
16
Кoнтактная рабoта
6
6
10
10
16
16
Сам. работа
66
66
53
53
119
119
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Зарипова Р.С.; _________________
 
 
Биогеография
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Р.С.Зарипова

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:: формирование у обучающихся систематизированных знаний в области биогеографии для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения в профессиональной деятельности
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
дать  обучающимся   представление о размещении организмов на  территории суши  и океана.
1.4
познание обучающимися  географических закономерностей   строения и функционирования биомов,
1.5
получение навыков научно-исследовательской работы-  описывания  и обобщения изученного  материала
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Философия
2.1.2
Ботаника
2.1.3
История (история России, всеобщая история)
2.1.4
Цитология
2.1.5
Картография с основами топографии
2.1.6
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность  
2.1.7
Учебная практика. Практика по ботанике
2.1.8
Концепции современногоестествознания
2.1.9
Учебная практика по ботанике
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Генетика
2.2.2
Микробиология
2.2.3
Курсовая работа по биологии.
2.2.4
Физиология растений
2.2.5
Теория эволюции
2.2.6
Производственная практика. Преддипломная практика
2.2.7
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.8
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.9
2.2.10
Гистология
2.2.11
Производственная  преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
ОПК-8.2: Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Выбирает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.3: Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные объекты биогеографии как науки о размещении живых организмов и формируемых ими сообществ по земному шару;
3.1.2
основы методологии научно-исследовательской деятельности в области биогеографии;
 
стр. 4
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
3.1.3
важнейшие концепции фито- и зоогеографии;
3.1.4
закономерности размещения растений и животных и образуемых ими сообществ как биологических ресурсов и факторов, формирующих среду жизни и деятельности человека;
3.1.5
особенности растительного покрова основных биомов России и сопредельных стран;
3.1.6
изменения биомов в результате антропогенного воздействия; характеристики ключевых ботанических территорий России
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
устанавливать основные признаки и особенности размещения растительности и животного мира природных зон, фауны и флоры.
3.2.2
ориентироваться в разнообразии методов биогеографии и подбирать их согласно целям исследования.
3.2.3
сравнивать и анализировать положения биогеографических концепций.  
3.2.4
оценивать значение живых организмов  для человека.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
приемами установления границ природных зон  и флористических царств;  
3.3.2
современными методами исследований в области биогеографии.
3.3.3
терминологией в области биогеографии.
3.3.4
методами обработки получаемых результатов.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение

 
1.1
Биогеография как наука /Лек/
Л1.1Л2.2

Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.2
2
0
 
1.2
Биоценоз-предмет изучения биогеографии /Пр/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.2
2
0
 
1.3
Структура биоценоза. Учение В.Н.Сукачева о биогеоценозах. Терминология /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5

6
ОПК-8.1 УК-1.2
2
0
 
 
Раздел 2. Ареология. Основные Флористические и Фаунистические царства

 
2.1
Понятие об ареале. Формы и типы /Пр/
Л1.1Л2.2

Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.2
2
0
 
2.2
Формы и типы ареалов. /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5

6
ОПК-8.1 УК-1.2
2
0
 
2.3
Составление схем ареалов,  работа с контурной картой.Терминология  /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5

8
ОПК-8.1 УК-1.2
2
0
 
2.4
Флористическое районирование Земли /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОПК-8.1 УК-1.2
2
0
 
2.5
Флористические царства и центр происхождения культурных растений  /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-8.1 УК-1.2
2
0
 
2.6
Выявление особенностей основных флористических царств суши (составление презентаций) /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОПК-8.1 УК-1.2
2
0
 
2.7
Фаунистическое районирование суши /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5

6
ОПК-8.1 УК-1.2
2
0
 
2.8
Арктогея, Палеогея, Неогея, Нотогея. Особенности фауны. Терминология  /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5

8
ОПК-8.1 УК-1.2
2
0
 
 
Раздел 3. Районирование Земли

 
3.1
Биомы суши: тундра, бореальные леса, лиственные леса и степи /Лек/
Л1.1Л2.2

Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.2
3
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
3.2
Биомы суши:  тундра, тайга, леса и степи   /Пр/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.2
3
0
 
3.3
Составление схем пищевых сетей и презентаций по теме. Терминология /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э3 Э4 Э5

6
ОПК-8.1 УК-1.2
3
0
 
3.4
Пустыни, саванны, субтропические леса и плажные тропические леса /Лек/
Л1.1Л2.2Л3.2

Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-1.2
3
0
 
3.5
Биомы суши:  пустыни, саванны, субтропические и тропические леса /Пр/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э3 Э4 Э5

4
ОПК-8.1 УК-1.2
3
0
 
3.6
Составление схем пищевых сетей, презентаций  по теме и работа над терминологией /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э3 Э4 Э5

6
ОПК-8.1 УК-1.2
3
0
 
 
Раздел 4. Биогеографическое районирование Мирового океана

 
4.1
Биогеографическое районирование Мирового океана /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5

6
ОПК-8.1 УК-1.2
3
0
 
4.2
Составление сравнительных таблиц  /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5

4
ОПК-8.1 УК-1.2
3
0
 
4.3
Биомы островов /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э3 Э4 Э5

5
ОПК-8.1 УК-1.2
3
0
 
4.4
Работа с контурной картой. Терминология /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5

6
ОПК-8.1 УК-1.2
3
0
 
 
Раздел 5. Биоразнообразие

 
5.1
Биогеография и проблемы сохранения биоразнообразия /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-8.1 УК-1.2
3
0
 
5.2
Биоразнообразие: ООПТ и их роль в сохранении биоразнообразия /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-8.1 УК-1.2
3
0
 
5.3
Дидактические  материалы по биогеографии  (составление презентаций, кроссвордов, логических цепочек, описаний  растений и животных) /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-8.1 УК-1.2
3
0
 
5.4
Подготовка к промежуточной аттестации /Экзамен/

9
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная  аттестация

Вопросы для подготовки

1. Биогеография как наука, структура биогеографии.

2. Современные методы биогеографических исследований.

3. Краткая история биогеографии.

4. Понятие об ареале. Величина ареалов и определяющие ее причины.

5. Типы ареалов и их структура.

6. Динамика границ ареалов. Активное и пассивное расселение видов.

7. Понятие об эндемизме и реликтах.

8. Понятие о флоре и фауне. Причины своеобразия флор и фаун.

9. Принципы флористического и фаунистического районирования суши.

10. Состав и структура биоценоза.

11. Основные закономерности изменения биоценозов во времени и пространстве.

12. Понятие о зональных, интрозональных и азональных типах

растительности.

13. Палеотропическое флористическое царство.

 
стр. 6
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
14. Капское флористическое царство.

15. Фауна Палеарктки.

16. Фауна Неарктики.

17. Флора Неотропического царства

18. Своеобразие фауны Неотропиков.

19. Австралийское царство.

20. Голантарктическое царство.

21. Афро-тропическое фаунистическое царство.

22. Ориентальное фаунистическое царство.

23. Мадагаскарское фаунистическое царство.

24. Полярные пустыни Арктики и Антарктики.

25. Растительный и животный мир тайги.

26. Сходства   и   различия   флоры   и   фауны   Евразийской    и Североамериканской тайги.

27. Особенности   ценозов   широколиственных   лесов   Северного полушария.

28. Экологические особенности степей Евразии.

29. Прерии и пампасы.

30. Особенности   растительного   и   животного   мира   пустынь Америки.

31. Особенности   растительного   и   животного   мира   пустынь Африки.

32. Обзор пустынь Азии.

33. Структурные особенности ценозов саванн.

34. Экологические особенности субтропических лесов.

35. Особенности фито- и зооценозов влажных лесов Амазонки.

36. Особенности фито- и зооценозов влажных лесов Африки.

37. Особенности   фито-   и   зооценозов   влажных   лесов   Юго-Восточной Азии.

38. Явление     вертикальной     поясности     флоры     и     фауны. Особенности   экологических условий.

39. Флора и фауна островов. Типы биот и причины видового разнообразия.

40. Основные     факторы,     определяющие     ареалы     морских организмов.

41. Районирование Мирового океана.

42. Значение биогеографии в реконструкции флоры и фауны.

43. Роль  биогеографии  в сохранности  видового  разнообразия биоты.

44. Значение курса биогеографии для работы учителя в школе

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика письменных докладов с презентацией

1.Арктическая тундра.

2.Антарктическая тундра.

3.Северо-Американская тайга.

4.Хвойные леса Евразии.

5.Широколиственные леса

6.Региональные особенности степей Евразии.

7.Североамериканские прерии: высокозлаковые, смешанные и низкозлаковые.

8.Саванны Африки.

9.Региональные типы пустынь Азии.

10.Пустыни Америки.

11.Особенности пустынь Африки.

12.Австралийские пустыни.

13.Сельва Амазонии.

14.Африканские дождевые леса.

15.Южно-азиатские влажно-тропические леса.

16.Альпы.

17.Кордильеры и Анды.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Петров, К. М. 
Биогеография: учебник для вузов / К. М. Петров. — Электрон. текстовые данные. — М. : Академический Проект, 2016. — 400 c. — 5-8291-2524-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60081.html. 
М. : Академический Проект , 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
стр. 7
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Иванов, А. Н. 
Охраняемые природные территории: учебное пособие для вузов / А. Н. Иванов, В. П. Чижова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 185 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07404-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438513 .
Юрайт, 2019
 
Л2.2
Радченко Т.А. 
Биогеография. Курс лекций [Электронный ресурс]: : учебное пособие/ Радченко Т.А., Михайлов Ю.Е., Валдайских В.В.— Электрон. текстовые данные.— Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015.— 164 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68320.html.— ЭБС «IPRbooks»
: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, , 2015
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Зарипова Р.С.
Биогеография [Электронный ресурс] : методические указания к практическим занятиям и организации самостоятельной работы студентов / Р. С. Зарипова, П. А. Кузьмин. — Электрон. текстовые данные. — Набережные Челны.-  http://www.iprbookshop.ru/64630.html. 
НГПУ, 2016
 
Л3.2
Артемьева Е.А. 
Основы биогеографии животных [Электронный ресурс]: : учебно-методические рекомендации для бакалавров/ Артемьева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2017.— 184 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/86317
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Заповедная Россия. -Режим доступа: http://news.zapoved.ru/about/ 
 
Э2
Лесной форум Гринпис России. Все о лесах России.-  Режим доступа:http://forestforum.ru 
 
Э3
Биогеография - Режим доступа:http://mdl.tatngpi.ru/course/view.php?id=36-
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.5
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 8
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
7.1
2-411 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар.

В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов    семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

  Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 
стр. 9
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.