2022-2023_z44_03_01 Б 2162 гр__plx_Биотехнологии
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Биотехнологии
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
151
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
151
151
151
151
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доц., Зарипова Р.С. _________________
 
 
Биотехнологии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой  

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является дать обучающимся знания в области биотехнологии,которая играет ведущую роль в создании и развитии современных отраслей науки и техники, рациональном природопользовании, охране окружающей среды, развитии медицины, современного сельского хозяйства, пищевых производств и других отраслях человеческой деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование понятий о важнейших биотехнологических процессах;
1.4
изучение этапов различных биотехнологических процессов;
1.5
знакомство с промышленной микробиологией;
1.6
изучение основ генетической и клеточной инженерии;
1.7
изучение современных методов инженерной энзимологии;
1.8
знакомство с возможностями практического применения продуктов  биотехнологического производства в фармакологии и медицине, в охране природы и в хозяйственных целях.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы школьной гигиены
2.1.2
Основы экологической культуры
2.1.3
Методы биологических  исследований
2.1.4
Основы биометрии
2.1.5
Основы биометрии
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы здорового образа жизни
2.2.2
Решение биологических задач
2.2.3
Физиология ВНД
2.2.4
Производственная практика. Преддипломная практика
2.2.5
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.7
Производственная  преддипломная практика
2.2.8
Физиология ВНД
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-1.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Биология"
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "Биология"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
ПК-1.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные типы биотехнологических процессов и объекты биотехнологии;
3.1.2
основные направления современной биотехнологии, состояние и перспективы их развития в России и за рубежом;
3.1.3
типовые процессы биотехнологического производства;
3.1.4
объекты и продукты биотехнологии;
3.1.5
принципы организации биотехнологической лаборатории;
3.1.6
стадии промышленного осуществления биотехнологических процессов;
3.1.7
аэробные и анаэробные методы биологической очистки
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
характеризовать основные биотехнологические производства,
3.2.2
объяснять область их применения;
 
стр. 4
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
3.2.3
оценивать потенциальную опасность биотехнологических объектов и знать способы предупреждения их попадания в окружающую среду;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
информацией о технологиях биоремедиации воды и почвы;
3.3.2
научными основами получения микробных препаратов для сельского хозяйства;
3.3.3
технологическими основами биогеотехнологии металлов;
3.3.4
основами  и методологией генной инженерии;
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы промышленной биотехнологии

 
1.1
Научные основы биотехнологии. Цели, задачи и направления биотехнологий /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.2
Основные стадии и типовая схема биотехнологического производства /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.3
Биообъекты: способы их создания и совершенствования /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.4
Методы количественного учета микроорганизмов /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.5
Антибиотики как вторичные метаболиты и их продуценты /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.6
Лекарственные препараты, получаемые биотехнологическими методами /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.7
Инженерная энзимология /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.8
Иммобилизованные ферменты /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.9
Особенности развития биотехнологии в главных регионах мира /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
 
Раздел 2. Экологическая биотехнология

 
2.1
Биологические процессы переработки минерального сырья /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.2
Биологическое получение водорода /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.3
Аэробная и анаэробная очистка сточных вод /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.4
Биодеградация ксенобиотиков, нефтяных загрязнений /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.5
Биотехнологии и проблемы защиты окружающей среды /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.6
Получение биогаза из органических отходов /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.7
Биоремидизация водных и почвенных систем /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

11
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
 
Раздел 3. Биотехнология клеток и тканей

 
3.1
Клеточная и генная инженерия растений /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
3.2
Клональное размножение растений /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
3.3
Клеточная и генная инженерия животных /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
3.4
Использоваие биотехнологии в сельском хозяйстве, селекции и разведении /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

20
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
3.5
Программа "Геном человека" /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
3.6
Коллекции и криобанки клеточных культур /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
3.7
Подготовка к промежуточной аттестации /Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

9
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Биотехнология как наука, ее направления, предмет и задачи.

2. Биологические агенты (биотехнологические объекты).

3. Методы контроля и управления биотехнологическими процессами.

4. Биотехнологическое получение спиртов и алкогольных напитков.

5. Ферментация в пищевой промышленности.

6. Пищевые продукты и молочнокислое брожение.

7. Биотехнологическое получение уксусной, молочной и лимонной кислот.

8. Биотехнологическое получение аминокислот.

9. Получение и механизм действия антибиотиков.

10. Виды антибиотиков и резистентность.

11. Биотехнологическое получение витаминов.

12. Биодетергенты и биокосметика.

13. Биотрансформация в биотехнологии.

14. Производство ферментов и ферментативный катализ.

15. Ферментные препараты, особенности получения и производства.

16. Продуценты и среды при производстве ферментов.

17. Использование ферментов в промышленности.

18. Иммобилизованные ферменты и методы иммобилизации ферментов.

19. Аэробные и анаэробные системы очистки сточных вод.

20. Применение биотехнологических методов для очистки газо-воздушных выбросов.

21. Биологическая очистка почв.

22. Бактериальное выщелачивание и биогеотехнология металлов.

23. Биотехнология в медицине: гормоны, антикоагулянты и иммунная система.

24. Стволовые клетки и тканевая инженерия.

25. Интерфероны и интерлейкины.

26. Вакцины, антитела и методы иммуноанализа.

27. Клонирование животных и методы генетического картирования.

28. Биотехнологические методы в растениеводстве.

29. Трансгенные растения и животные.

30. Бактерии, вирусы и дрожжи, важные для биотехнологии.

31. Биотехнологический процесс (общая характеристика), основные типы.

32. Технологии ферментации и типы биореакторов.

33. Генетическая инженерия как наука, ее методы и возможности.

34. Эксперимент в генетической инженерии.

35. Ферменты генетической инженерии: рестриктазы, полимеразы, обратная

транскриптаза, лигазы, терминальные трансферазы.

36. Построение рестрикционных карт и конструирование рекомбинантных ДНК.

37. Полимеразная цепная реакция и химический синтез ДНК.

38. Секвенирование, клонирование генов и трансформация: основы методов.

39. Экспрессия генов и выключение генов.

40. Биоинформатика и картирование генома.

41. Белковая инженерия.

42. Генная терапия и маркерные молекулы.

 
5.2. Темы письменных работ
Тема: Основные стадии осуществления биотехнологических процессов

1.Перечислите основные стадии биотехнологического производства.

2.Что такое посевной материал?

3.Как готовят посевной материал в производственных условиях?

4.Какие компоненты входят в состав питательных сред?

5.Как готовят питательные среды?

6.Что такое ферментация?

7.Что такое культуральная жидкость?

8.Какими методами осуществляется разделение биомассы и культуральной жидкости?

9.В каком случае необходима дезинтеграция клеток? Как она проводится?

10.Какими способами выделяют целевой продукт из культуральной жидкости или гомогената разрушенных клеток?

11.Какие способы концентрирования продукта Вам известны?

Тема : Применение биотехнологических процессов в пищевой промышленности

 
стр. 6
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
1. Каковы основные пути улучшения биологической питательной ценности кормовых белков?

2. Какие разработаны биотехнологии получения кормовых белковых препаратов из дрожжей?

3. В чем заключаются особенности производства белковых концентратов из бактерий?

4. Как получают кормовые белки из водорослей и микроскопических грибов?

5. Какие известны технологии получения высокобелковых кормов из вегетативной массы растений?

6. Каковы питательные свойства кормовых белковых концентраций из дрожжей, бактерий, водорослей, микроскопических грибов, вегетативной массы растений и особенности их применения в кормопроизводстве?

7. В чем преимущество микробиологического получения кормовых препаратов незаменимых аминокислот и витаминов по сравнению с их химическим синтезом?

8. Какие ферментные препараты используются при кормлении различных групп сельскохозяйственных животных с целью улучшения переваримости кормов?

9. В чем заключается биологическое действие ферментных и микробных препаратов, используемых в животноводстве?

 
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС см. в  приложении
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Загоскина, Н.В.
Биотехнология:: Биотехнология : учебник и практикум для вузов / под редакцией Н. В. Загоскиной, Л. В. Назаренко. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 381 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13546-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477128

 

Юрайт, 1921
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Горленко,  В.А.
Научные основы биотехнологии. Часть 1. Нанотехнологии в биологии : : учебное пособие / В. А. Горленко, Н. М. Кутузова, С. К. Пятунина. — Москва : Прометей, 2013. — 262 c. — ISBN 978-5-7042-2445-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/24003.html 
Москва : Прометей, 2013, 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Биотехнологии -  www.biotechnolog.ru
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL:https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
Э3
Электронный каталог НГПУ - URL:http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 7
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-108 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

На лекционных занятиях рекомендуется активно слушать, конспектировать лекции, делать пометки на полях, задавать вопросы и активно отвечать на поставленные вопросы. При подготовке к лекции необходимо освежить в памяти содержание предыдущих лекций, подготовить вопросы. После лекции также следует прочитать свой конспект, если возникают вопросы, то можно с ними обратиться к преподавателю и/или ознакомиться с вариантами изложения данной темы в учебниках и учебных пособиях, научной литературе по курсу.

При подготовке к практическим занятиям рекомендуется внимательно ознакомиться с планом занятия, ответить на заданные вопросы. Ответ должен быть полным и аргументированным. Рекомендуется прочитать лекцию по теме, ознакомиться с изложением материала в учебнике и научной литературе, сделать для себя необходимые выписки.

Встречающуюся терминологию необходимо истолковать с опорой на словари и справочники, учебную и научную литературу. Приветствуется использование Интернет-ресурсов.

Необходимо указывать источник цитирования, автора. Для Интернет-ресурсов – адрес (URL). при подготовке развернутого ответа рекомендуется составить план, включить цитаты, основные мысли, свои собственные наблюдения, оценки, интерпретацию. При работе с текстом, рекомендованным для анализа, необходимо его прочитать 2–3 раза и понять его содержание.

При работе с Интернет-ресурсами следует обращать внимание на источник: оригинальный авторский материал, реферативное сообщение по материалам других  публикаций, учебная работа (реферат, курсовая, дипломная и др.). Оригинальные авторские материалы, как правило, публикуются на специализированных тематических сайтах или в библиотеках, у них указывается автор, его данные. Выполнены такие работы последовательно в научном или научно- популярном стиле. Это могут быть статьи, тезисы, учебники, монографии, диссертации, тексты лекций и т.д. На основе таких работ на некоторых сайтах размещаются рефераты или обзоры. Обычно они не имеют автора, редко указываются источники реферирования. Сами сайты посвящены разнообразной тематике. К таким работам стоит

относиться критически, как и к сайтам, где размещаются учебные работы. Качество этих работ зачастую не выдерживает критики, поэтому сначала следует оценить ресурс, а уже потом его

использовать. В остальном, с Интернет-источниками, можно работать как с обычной печатной литературой. Интернет – это еще и огромная библиотека, где можно найти много текстов, посвященных рассмотрению разнообразных вопросов. В Интернете огромное количество словарей и энциклопедий, использование которых приветствуется.

В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов    семинара, практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

При подготовке к форме промежуточного контроля необходимо рационально использовать время. Сначала следует ознакомиться с материалами курса в целом, поскольку только исходя из целого, можно понять его части. При подготовке ответа на вопрос сначала необходимо составить план. Ответ обучающегося – это текст, который должен быть построен с учетом всех требований, предъявляемых к научному тексту. Не следует всѐ учить наизусть – это невозможно. Важно понять 

 
стр. 8
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
суть, изложить ее собственными словами. Целесообразно иллюстрировать теоретические положения собственными наблюдениями.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий