2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Биотехнологии_Биология и География
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Биотехнологии
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
126
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
126
126
126
126
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доц., Зарипова Р.С. _________________
 
 
Биотехнологии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой  

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является дать обучающимся знания в области биотехнологии,которая играет ведущую роль в создании и развитии современных отраслей науки и техники, рациональном природопользовании, охране окружающей среды, развитии медицины, современного сельского хозяйства, пищевых производств и других отраслях человеческой деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование понятий о важнейших биотехнологических процессах;
1.4
изучение этапов различных биотехнологических процессов;
1.5
знакомство с промышленной микробиологией;
1.6
изучение основ генетической и клеточной инженерии;
1.7
изучение современных методов инженерной энзимологии;
1.8
знакомство с возможностями практического применения продуктов  биотехнологического производства в фармакологии и медицине, в охране природы и в хозяйственных целях.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Зоология беспозвоночных
2.1.2
Зоология позвоночных
2.1.3
Цитология
2.1.4
Систематика растений и грибов
2.1.5
Учебная практика по ботанике и зоологии
2.1.6
Физиология растений
2.1.7
Анатомия и морфология растений
2.1.8
Гистология с основами эмбриологии
2.1.9
Ландшафтоведение
2.1.10
2.1.11
Методы географических исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Генетика
2.2.2
Общая экологя
2.2.3
Курсовая работа по методике обучения биологии
2.2.4
Теория эволюции
2.2.5
Экономическая и социальная география мира
2.2.6
Методы биометрии
2.2.7
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.8
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.9
География РТ
2.2.10
Основы здорового образа жизни
2.2.11
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
2.2.12
Туризм в школе
2.2.13
География населения
2.2.14
Методы биологических исследований
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 4
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
3.1
Знать:
3.1.1
структуру, состав и дидактические единицы предметной области (биология).
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
умениями по разработке различных форм учебных занятий;
3.3.2
методами, приемами и технологиями обучения, в том числе информационными.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы промышленной биотехнологии

 
1.1
Научные основы биотехнологии. Цели, задачи и направления биотехнологий /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.2
Основные стадии и типовая схема биотехнологического производства /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.3
Биообъекты: способы их создания и совершенствования /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.4
Методы количественного учета микроорганизмов /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.5
Антибиотики как вторичные метаболиты и их продуценты /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.6
Лекарственные препараты, получаемые биотехнологическими методами /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.7
Инженерная энзимология /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.8
Иммобилизованные ферменты /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
1.9
Особенности развития биотехнологии в главных регионах мира /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
 
Раздел 2. Экологическая биотехнология

 
2.1
Биологические процессы переработки минерального сырья /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
2.2
Биологическое получение водорода /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
2.3
Аэробная и анаэробная очистка сточных вод /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
2.4
Биодеградация ксенобиотиков, нефтяных загрязнений /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
2.5
Биотехнологии и проблемы защиты окружающей среды /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
2.6
Получение биогаза из органических отходов /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
2.7
Биоремидизация водных и почвенных систем /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
 
Раздел 3. Биотехнология клеток и тканей

 
3.1
Клеточная и генная инженерия растений /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
3.2
Клональное размножение растений /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
3.3
Клеточная и генная инженерия животных /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
3.4
Использоваие биотехнологии в сельском хозяйстве, селекции и разведении /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
стр. 5
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
3.5
Программа "Геном человека" /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
3.6
Коллекции и криобанки клеточных культур /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
3.7
Подготовка к промежуточной аттестации /Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.2
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Биотехнология как наука, ее направления, предмет и задачи.

2. Биологические агенты (биотехнологические объекты).

3. Методы контроля и управления биотехнологическими процессами.

4. Биотехнологическое получение спиртов и алкогольных напитков.

5. Ферментация в пищевой промышленности.

6. Пищевые продукты и молочнокислое брожение.

7. Биотехнологическое получение уксусной, молочной и лимонной кислот.

8. Биотехнологическое получение аминокислот.

9. Получение и механизм действия антибиотиков.

10. Виды антибиотиков и резистентность.

11. Биотехнологическое получение витаминов.

12. Биодетергенты и биокосметика.

13. Биотрансформация в биотехнологии.

14. Производство ферментов и ферментативный катализ.

15. Ферментные препараты, особенности получения и производства.

16. Продуценты и среды при производстве ферментов.

17. Использование ферментов в промышленности.

18. Иммобилизованные ферменты и методы иммобилизации ферментов.

19. Аэробные и анаэробные системы очистки сточных вод.

20. Применение биотехнологических методов для очистки газо-воздушных выбросов.

21. Биологическая очистка почв.

22. Бактериальное выщелачивание и биогеотехнология металлов.

23. Биотехнология в медицине: гормоны, антикоагулянты и иммунная система.

24. Стволовые клетки и тканевая инженерия.

25. Интерфероны и интерлейкины.

26. Вакцины, антитела и методы иммуноанализа.

27. Клонирование животных и методы генетического картирования.

28. Биотехнологические методы в растениеводстве.

29. Трансгенные растения и животные.

30. Бактерии, вирусы и дрожжи, важные для биотехнологии.

31. Биотехнологический процесс (общая характеристика), основные типы.

32. Технологии ферментации и типы биореакторов.

33. Генетическая инженерия как наука, ее методы и возможности.

34. Эксперимент в генетической инженерии.

35. Ферменты генетической инженерии: рестриктазы, полимеразы, обратная

транскриптаза, лигазы, терминальные трансферазы.

36. Построение рестрикционных карт и конструирование рекомбинантных ДНК.

37. Полимеразная цепная реакция и химический синтез ДНК.

38. Секвенирование, клонирование генов и трансформация: основы методов.

39. Экспрессия генов и выключение генов.

40. Биоинформатика и картирование генома.

41. Белковая инженерия.

42. Генная терапия и маркерные молекулы.

 
5.2. Темы письменных работ
Тема: Основные стадии осуществления биотехнологических процессов

1.Перечислите основные стадии биотехнологического производства.

2.Что такое посевной материал?

3.Как готовят посевной материал в производственных условиях?

4.Какие компоненты входят в состав питательных сред?

5.Как готовят питательные среды?

6.Что такое ферментация?

7.Что такое культуральная жидкость?

8.Какими методами осуществляется разделение биомассы и культуральной жидкости?

9.В каком случае необходима дезинтеграция клеток? Как она проводится?

10.Какими способами выделяют целевой продукт из культуральной жидкости или гомогената разрушенных клеток?

11.Какие способы концентрирования продукта Вам известны?

Тема : Применение биотехнологических процессов в пищевой промышленности

 
стр. 6
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
1. Каковы основные пути улучшения биологической питательной ценности кормовых белков?

2. Какие разработаны биотехнологии получения кормовых белковых препаратов из дрожжей?

3. В чем заключаются особенности производства белковых концентратов из бактерий?

4. Как получают кормовые белки из водорослей и микроскопических грибов?

5. Какие известны технологии получения высокобелковых кормов из вегетативной массы растений?

6. Каковы питательные свойства кормовых белковых концентраций из дрожжей, бактерий, водорослей, микроскопических грибов, вегетативной массы растений и особенности их применения в кормопроизводстве?

7. В чем преимущество микробиологического получения кормовых препаратов незаменимых аминокислот и витаминов по сравнению с их химическим синтезом?

8. Какие ферментные препараты используются при кормлении различных групп сельскохозяйственных животных с целью улучшения переваримости кормов?

9. В чем заключается биологическое действие ферментных и микробных препаратов, используемых в животноводстве?

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. ФОС в приложении
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Загоскина, Н.В.
Биотехнология:: Биотехнология : учебник и практикум для вузов / под редакцией Н. В. Загоскиной, Л. В. Назаренко. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 381 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13546-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477128

 

Юрайт, 1921
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Горленко,  В.А.
Научные основы биотехнологии. Часть 1. Нанотехнологии в биологии : : учебное пособие / В. А. Горленко, Н. М. Кутузова, С. К. Пятунина. — Москва : Прометей, 2013. — 262 c. — ISBN 978-5-7042-2445-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/24003.html 
Москва : Прометей, 2013, 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Биотехнологии -  www.biotechnolog.ru
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL:https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
Э3
Электронный каталог НГПУ - URL:http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
стр. 7
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-108 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

      В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

     В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар.

     В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

     Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной 

 
стр. 8
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.