2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_Естественнонаучная картина мира_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Естественнонаучная картина мира
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
зачет 1
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат биологических наук, доцент, Зарипова Рая Салиховна _________________
 
 
Естественнонаучная картина мира
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.

Зав. кафедрой Зарипова Р.С

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование  у обучающихся  научного мировоззрения, основанного на знакомстве с достижениями современных естественных наук для осознания социальной значимости профессии учителя
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование целостного представления о современном естествознании (освоение ключевых понятий, законов и закономерностей)    
1.4
развитие критического, научного мышления
1.5
развитие умений,  позволяющих  самостоятельно анализировать научную и техническую информацию, необходимую для решения профессиональных задач.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Естественнонаучная картина мира» обучающиеся используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология», «Химия», «Физика» и «География» на предыдущем (школьном) уровне обучения 
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.2.2
Основы математической обработки информации
2.2.3
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.4
Философия
2.2.5
Мировые информационные образовательные ресурсы
2.2.6
Социология и правовые основы физической культуры и спорта
2.2.7
Спортивная метрология
2.2.8
Производственная преддипломная практика
2.2.9
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-3:      способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве
 
Знать:
 
основные естественнонаучные  понятия и законы,  необходимые  для ориентирования в современном информационном пространстве
 
источники информации с заданными характеристиками:  электронные ресурсы, каталоги, библиотеки, поисковые системы Интернета по естественнонаучной тематике 
 
основные средства поиска и отбора естественнонаучных  знаний, необходимых  для ориентирования в современном информационном пространстве.
 
 
Уметь:
 
находить, выделять и характеризовать основные этапы развития естественнонаучных и математических знаний.  
 
систематизировать,  анализировать   естественнонаучную  информацию;
 
обобщать,   оценивать соответствие   естественнонаучной  информации нормам объективности;
 
 
Владеть:
 
способами  поиска и мониторинга  естественнонаучной  информации 
 
способами анализа естественнонаучной информации
 
способами представления полученной информации для применения в профессиональной деятельности.
 
 
 
ОПК-1:      готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности 
 
Знать:
 
профессионально важные качества  (кругозор)  учителя 
 
основы оценки профессионально важных качеств учителя
 
методику оценивания профессионально важных качеств учителя
 
 
Уметь:
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
определять характеристики профессионально важных качеств будущего учителя   к осуществлению профессиональной деятельности
 
выделять профессионально важные качества будущего учителя
 
ранжировать   профессионально важные качества профессии учителя
 
 
Владеть:
 
навыками определения  профессионально важных качеств   профессии учителя
 
навыками   выделения  мотивов осуществления профессиональной деятельности
 
навыками реализации мотивов осуществления  профессиональной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
базовые термины в области естествознания, применяемые для ориентации в информационном пространстве: материя, движение, пространство, время, взаимодействие;
3.1.2
фундаментальные  принципы    в области естествознания, необходимые   будущему учителю для ориентации в информационном пространстве: принцип относительности, близкодействия, дальнодействия,  дополнительности, неопределенности;
3.1.3
фундаментальные   законы и теории   в области естествознания, необходимые для ориентации в информационном пространстве: теория кварков,  специальная теория относительности, общая теория относительности, синтетическая теория эволюции;
3.1.4
основные концепции современного естествознания: «Большой Взрыв»,  универсальный эволюционизм, происхождение жизни на Земле;  
3.1.5
достижения в области  физики, химии, биологии, необходимые для ориентации в современном информационном пространстве: открытие бозона Хиггса, работы С.Хокинга, работы Сазерленда, генные технологии-  работы  Я.Уилмота;
3.1.6
характеристики профессионально важных качеств будущего учителя для осуществления профессиональной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить  мониторинг научной литературы,  средств массовой информации в соответствии с заданной естественнонаучной темой;
3.2.2
систематизировать  естественнонаучную информацию в соответствии с заданной структурой;
3.2.3
делать выводы о естественнонаучных объектах, процессах и явлениях на основе сравнительного анализа информации;
3.2.4
анализировать  естественнонаучную информацию, необходимую для осуществления профессиональной деятельности
3.2.5
оценивать   соответствие информации  нормам научной достоверности и объективности
3.2.6
организовывать  дискуссии по концепциям происхождения жизни,  антропогенеза, по применению генетических технологий,  биоэтике
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками поиска, обработки   и  структурирования естественнонаучной  информации
3.3.2
навыками анализа естественнонаучной информации, необходимой  для решения профессиональных задач
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение.  История и методология естествознания

 
1.1
Естествознание в контексте культуры /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4

2
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
1.2
Возникновение и развитие естественных наук /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

2
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
1.3
Вклад арабской (мусульманской науки в естествознание /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

2
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
1.4
Вклад русских ученых в развитие естествознания /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

2
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
 
Раздел 2. Фундаментальные понятия и принципы естествознания

 
2.1
Научные революции в области физики:XYII-XIX вв. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э4

2
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
2.2
Механическая картина мира, термодинамика, электромагнитная картина мира /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

2
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
2.3
Выдающиеся ученые  XYII-XIX вв: Галилео Галилей, И.Ньютон, И.Кеплер, Сади Карно, М.Фарадей, Дж.Максвелл /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

4
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
2.4
Неклассическая и  постнеклассическая физика  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2

2
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
2.5
Квантово-механическая концепция описания микромира /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

2
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
2.6
Выдающиеся ученые XX вв: А.Пуанкаре. А.Эйнштейн, М.Планк, Н.Бор и др. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

4
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
2.7
Основные концепции химии /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2

2
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
2.8
Достижения современной химии. Нанотехнологии /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

2
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
2.9
Выдающиеся химики: Д.Менделеев, А.Е.Арбузов, А.М.Бутлеров и др. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
 
Раздел 3. Мир эволюционирующий

 
3.1
Космологические и астрофизические концепции /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э4 Э5

2
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
3.2
Современная астрономическая картина мира /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э2

2
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
3.3
За пределами телескопа "Хаббл".  Новые инструменты и развитие астрофизики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э2

4
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
3.4
Концепции  о происхождении Солнечной системы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э4 Э5

2
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
3.5
Концепции  о происхождении Солнечной системы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э2

2
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
3.6
"Рождение Земли". Основные геосферы и их эволюция /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э2

4
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
3.7
Концепции появления живого на Земле и эволюция жизни /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
3.8
Эволюция жизни на Земле /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

2
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
3.9
Чарльз Дарвин, Альфред Рассел Уоллес, Жорж Кювье и Ж.Б.Ламарк: вклад в эволюционную концепцию /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

2
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
3.10
Уровни биологических структур /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э4 Э5

2
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
3.11
Достижения современной молекулярной биологии и генетики /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

2
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
3.12
Закономерности развития экологических систем /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

2
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
3.13
Г.Мендель, С.Четвериков, И.Шмальгаузен, Р.Докинз- вклад в развитие генетики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

2
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
3.14
Биосфера и цивилизация /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э4 Э5

2
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
3.15
Биосфера и техносфера /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

2
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
3.16
Биосфера-2.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

2
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
3.17
Основные экологические проблемы современности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

4
ОК-3 ОПК-1
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для  подготовки к зачету

1.Характерные черты науки и отличие от других отраслей культуры.

2.Методы и структура научного познания.

3.Предмет естествознания и его отличия от других областей науки.

4. Методы и структура научного познания

5.Роль Г.Галилея в становлении классической науки.

6.И.Ньютон как основоположник классической физики.

7.Научные революции ХХ века

8.Особенности квантовой механики.

9.Характеристика основных физических сил и взаимодействий.

10.Современные представления о пространстве и времени.

11.Главные выводы  теории относительности

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
12.Модель «Большого Взрыва» и расширяющейся Вселенной.

13.Эволюция галактик и звезд

14.Происхождение Солнечной системы.

15.Основные положения глобальной тектоники.

16.Учение о химическом процессе.

17.Эволюционная химия

18.Концепции возникновения жизни на Земле.

19.Структурные уровни живого.

20.Клеточная теория- основная концепция современной биологии.

21.Этапы становления и развития генетики.

22.Новейшие биотехнологии: перспективы.

23. Основные этапы эволюции жизни на Земле.

24.Эволюционная теория Дарвина и предшественников.

25.Синтетическая теория эволюции.

26. Концепции антропогенеза.

27. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

28. Общая характеристика техносферы

29.Глобальные экологические проблемы современности.

30.Концепция устойчивого развития.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов с презентацией

1.История создания квантовой механики. Открытия М.Планка, Н.Бора.

2.А.Эйнштейн: специальная и общая теория относительности

3.Антропологический принцип Вселенной.

4.Стивен Хокинг и его взгляды на эволюцию Вселенной.

5.Проблема поиска жизни во Вселенной

6.Качественное многообразие химических элементов.

7.Перспективы применения новых материалов.

8.А.П.Руденко и его теория саморазвития элементарных открытых каталитических систем.

9.Многообразие биологических видов.

10.Социальное и биологическое в человеке.

11.Важнейшие жизненные эмоции и их роль в становлении личности.

12.Проблемы этнологии и взгляды на них Л.Н. Гумилева

13.Психические различия мужчины и женщины

14.Реальная польза и потенциальный риск генных технологий

15.Классификация наследственных заболеваний и перспективы их лечения.

16.Ричард Докинз как популяризатор генетики.

17.Биоэтика: основные задачи.

18.Технологическая цивилизация и её влияние на биосферу.

19.Космос, биосфера и человек.

20.Будущее человечества: что нас ждет? (по прогнозам ученых Римского клуба).

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Свиридов В.В.
Концепции современного естествознания:   учеб. пособие для вузов / В. В. Свиридов, Е. И. Свиридова ; под ред. В. В. Свиридова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 310 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-09649-1. Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. URL:   https://biblio-online.ru/bcode/438369 
Юрайт, 2019
 
Л1.2
Отюцкий, Г. П
Концепции современного естествознания : : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Г. П. Отюцкий ; под редакцией Г. Н. Кузьменко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 380 с. — (Бакалавр. Прикладной курс).— URL : urait.ru/book/koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-433257
Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Гусев Д.А. 
Естественнонаучная картина мира :  учебное пособие /Д.А. Гусев, Е.Г. Волкова, А.С. Маслаков. - Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70117.html
М. : Московский педагогический государственный университет,  2016
 
Л2.2
Зарипова Р.С.
Концепции современного естествознания: Электронный учебник/ Р.С.Зарипова.-  Н.Челны: НИСПТР, 2008.- Текст : электронный // ЭБС IPR BOOKS [сайт].   URL: :   http://www.iprbookshop.ru/60702.html   
НИСПТР, 2008
 
Л2.3
Коломиец А.В.
Концепции современного естествознания: астрономия : учебное пособие для вузов / А. В. Коломиец [и др.] ; ответственный р>hfqnедактор А. В. Коломиец, А. А. Сафонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09065-9. — URL : urait.ru/book/koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-astronomiya-442377
Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Зарипова Р.С.
Естественнонаучная картина мира: Организация и проведение семинарских занятий и самостоятельной работы студентов : Учебно-методическое пособие. – Р.С. Зарипова, А.Р. Хасанова, В.Р. Махубрахманова.  - Н.Челны: Изд-во ФГБОУ ВО "НГПУ", 2016 Текст : электронный // ЭБС IPR BOOKS [сайт].  URL: :  http://www.iprbookshop.ru/60699.html   
Н.Челны: Изд-во ФГБОУ ВО "НГПУ", 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт, содержащий информацию, в том числе фото, получаемую с орбитального телескопа Spitzer- URL:  http://www.spitzer.caltech.edu 
 
Э2
Естественнонаучная картина мира (ЭОР)- URL: https://mooped.net/course/view.php?id=197 
 
Э3
Эволюция человека. Происхождение.-  URL: http://antropogenez.ru/  
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.2
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.3
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.4
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-223 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
7.2
1-201 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-105 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар.

В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов    семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

  Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.