(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.
Зав. кафедрой Зарипова Р.С
ции
Э4
Э2
Э2
Э2
Э2 Э4
Э2
Э2
Э2
Э2
Э2
Э2
Э2
Э1 Э2 Э4 Э5
Э2
Э2
Э1 Э2 Э4 Э5
Э2
Э2
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3
Э2
Э2 Э4 Э5
Э2
Э2
Э2
Э2 Э4 Э5
Э2
Э2
Э2
Вопросы для подготовки к зачету
1.Характерные черты науки и отличие от других отраслей культуры.
2.Методы и структура научного познания.
3.Предмет естествознания и его отличия от других областей науки.
4. Методы и структура научного познания
5.Роль Г.Галилея в становлении классической науки.
6.И.Ньютон как основоположник классической физики.
7.Научные революции ХХ века
8.Особенности квантовой механики.
9.Характеристика основных физических сил и взаимодействий.
10.Современные представления о пространстве и времени.
11.Главные выводы теории относительности
13.Эволюция галактик и звезд
14.Происхождение Солнечной системы.
15.Основные положения глобальной тектоники.
16.Учение о химическом процессе.
17.Эволюционная химия
18.Концепции возникновения жизни на Земле.
19.Структурные уровни живого.
20.Клеточная теория- основная концепция современной биологии.
21.Этапы становления и развития генетики.
22.Новейшие биотехнологии: перспективы.
23. Основные этапы эволюции жизни на Земле.
24.Эволюционная теория Дарвина и предшественников.
25.Синтетическая теория эволюции.
26. Концепции антропогенеза.
27. Учение В.И.Вернадского о биосфере.
28. Общая характеристика техносферы
29.Глобальные экологические проблемы современности.
30.Концепция устойчивого развития.
Тематика рефератов с презентацией
1.История создания квантовой механики. Открытия М.Планка, Н.Бора.
2.А.Эйнштейн: специальная и общая теория относительности
3.Антропологический принцип Вселенной.
4.Стивен Хокинг и его взгляды на эволюцию Вселенной.
5.Проблема поиска жизни во Вселенной
6.Качественное многообразие химических элементов.
7.Перспективы применения новых материалов.
8.А.П.Руденко и его теория саморазвития элементарных открытых каталитических систем.
9.Многообразие биологических видов.
10.Социальное и биологическое в человеке.
11.Важнейшие жизненные эмоции и их роль в становлении личности.
12.Проблемы этнологии и взгляды на них Л.Н. Гумилева
13.Психические различия мужчины и женщины
14.Реальная польза и потенциальный риск генных технологий
15.Классификация наследственных заболеваний и перспективы их лечения.
16.Ричард Докинз как популяризатор генетики.
17.Биоэтика: основные задачи.
18.Технологическая цивилизация и её влияние на биосферу.
19.Космос, биосфера и человек.
20.Будущее человечества: что нас ждет? (по прогнозам ученых Римского клуба).
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар.
В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к зачету
Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет
При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.