2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
зачет 6
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
56
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
6
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
56
56
56
56
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к. псх.н. , доцент, Хуснутдинова Р.Р. _________________
 
 
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Р.М.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование компетенций у обучающихся в области профориентационной работы со школьниками и практической готовности к осуществлению профессиональных педагогических функций в сфере профессионального самоопределения.
1.2
Задачи освоения дициплины:
1.3
раскрыть содержание теоретических основ профессионального самоопределения и профессионального развития;
1.4
сформировать базовую систему научных знаний об организации профориентационной работы в школе.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.1.2
Методика обучения татарскому языку
2.1.3
Организация деятельности младших школьников на занятиях по музыке
2.1.4
Организация семейных праздников и досуга детей
2.1.5
Основы логопедической работы в ДОО
2.1.6
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.1.7
Поликультурное образование
2.1.8
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.1.9
Психология педагогической деятельности
2.1.10
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.1.11
Работа с одарёнными детьми
2.1.12
Теория и технологии музыкального воспитания детей
2.1.13
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.1.14
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.1.15
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.1.16
Курсовая работа по начальному образованию
2.1.17
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.1.18
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.19
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.1.20
Производственная педагогическая практика
2.1.21
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.1.22
Теория и технологии экологического образования детей
2.1.23
Технологии начального литературного образования
2.1.24
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.1.25
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.26
Производственная культурно-просветительская практика
2.1.27
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.1.28
Психолого-педагогический практикум
2.1.29
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.30
Технологии начального математического образования
2.1.31
Технологии начального языкового образования
2.1.32
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.33
История педагогики и образования
2.1.34
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.35
Современные педагогические технологии дошкольного образования
2.1.36
Социальная психология
2.1.37
Теория и технологии физического воспитания детей
2.1.38
Теория начального математического образования
2.1.39
Технология обучения компьютерной грамотности
2.1.40
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.41
Детская психология
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.1.42
Дошкольная педагогика
2.1.43
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.44
Теория обучения
2.1.45
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.1.46
Методика обучения татарскому языку
2.1.47
Организация деятельности младших школьников на занятиях по музыке
2.1.48
Организация семейных праздников и досуга детей
2.1.49
Основы логопедической работы в ДОО
2.1.50
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.1.51
Поликультурное образование
2.1.52
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.1.53
Психология педагогической деятельности
2.1.54
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.1.55
Работа с одарёнными детьми
2.1.56
Теория и технологии музыкального воспитания детей
2.1.57
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.1.58
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.1.59
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.1.60
Курсовая работа по начальному образованию
2.1.61
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.1.62
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.63
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.1.64
Производственная педагогическая практика
2.1.65
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.1.66
Теория и технологии экологического образования детей
2.1.67
Технологии начального литературного образования
2.1.68
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.1.69
Педагогика раннего возраста
2.1.70
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.71
Производственная культурно-просветительская практика
2.1.72
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.1.73
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.74
Технологии начального математического образования
2.1.75
Технологии начального языкового образования
2.1.76
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.77
Современные педагогические технологии дошкольного образования
2.1.78
Теория и технологии физического воспитания детей
2.1.79
Теория начального математического образования
2.1.80
Технология обучения компьютерной грамотности
2.1.81
Детская психология
2.1.82
Дошкольная педагогика
2.1.83
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.1.84
Организация семейных праздников и досуга детей
2.1.85
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.1.86
Работа с одарёнными детьми
2.1.87
Практикум по дошкольной педагогике
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Знания и умения, полученные при освоении дисциплины, реализуются в профессиональной деятельности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Уметь:
 
описывать социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Владеть:
 
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
 
ПК-5: способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
Знать:
 
основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся 
 
критерии оценки социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
методологию социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
 
Уметь:
 
применять знания для описания основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
оценивать уровень социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
подбирать технологии педагогического  сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
 
Владеть:
 
навыками анализа основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
навыками разработки направлений педагогического сопровождения основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся по заданным критериям
 
проектировать педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся в аспекте решения профессиональных задач
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
современную структуру и тенденции развития профессий, а также закономерности профессионального самоопределения личности;
3.1.2
возрастные особенности профессионального самоопределения;
3.1.3
принципы, методы, средства и формы организации процесса психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся и оказания им профориентационной помощи.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать теоретические знания по основам профориентологии для организации системы профориентации в школьной  образовательной среде;
3.2.2
применять различные методы и методики изучения личности в целях профессиональной ориентации.
3.2.3
составлять и расшифровывать формулу профессии по ее основным психологическим характеристикам иприменять ее в качестве одного из ведущих методов профессиографии;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками подбора технологий и методов профориентационной работы, а также методами диагностики в области профориентологии;
3.3.2
навыками составления профессиограмм.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Особенности профориентационной работы в общеобразовательных оргинизациях

 
1.1
Профессиональное самоопределение обучающихся /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-2 ПК-5
6
0
 
1.2
Сущность педагогического сопровождения выбора професии  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-2 ПК-5
6
0
 
1.3
Планирование и организация профориентационной работы в школе /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-2 ПК-5
6
0
 
1.4
Профинформирование, профконсультация, профотбор и психологическая поддержка как направления профориентационной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-2 ПК-2 ПК-5
6
0
 
1.5
Виды профессиональных консультаций: ранняя (детская), школьная, профконсультация родителей, учителей и подростков /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ПК-2 ПК-5
6
0
 
1.6
Взаимодействие педагога с социальным педагогом, работниками кадровых служб, центров занятости населения с целью оптимальной организации профориентационной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-2 ПК-5
6
0
 
 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Раздел 2. Возрастные особенности профессионального самоопределения

 
2.1
Предпосылки и становление профессионального самоопределния /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-2 ПК-5
6
0
 
2.2
Основные варианты и фазы развития профессионала /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2 ПК-5
6
0
 
2.3
Профориентационная работа на разных возрастын этапах развития школьника /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2 ПК-5
6
0
 
2.4
Типы и задачи профориентационной работы в зависимости от образовательно-возрастных характеристик обучающихся /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2 ПК-5
6
0
 
 
Раздел 3. Основные методы и формы профориентационной работы

 
3.1
Методы и формы профориентационной работы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ПК-2 ПК-5
6
0
 
3.2
Методы профориентационной работы со школьниками /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2 ПК-2 ПК-5
6
0
 
3.3
Формы профориентационной работы (профконсультационная беседа, профориентационные игра, групповые формы работы и т.д.) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2 ПК-2 ПК-5
6
0
 
3.4
Задачи профориентационной работы со школьниками /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ПК-2 ПК-5
6
0
 
3.5
Возможности и ограничения различных форм профориентационной работы: лекций, лекций-обсуждений, дискуссий, групповых обсуждений, дискуссий, разыгрываний ситуаций, профориентационных игр /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ПК-2 ПК-5
6
0
 
 
Раздел 4. Профинформирование как технология профориентационной деятельности

 
4.1
Классификации профессий и их использование в целях практической профконсультации /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2 ПК-5
6
0
 
4.2
Профессиография. Профессиограмма. Психограмма /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-2 ПК-5
6
0
 
4.3
Диагностические аспекты профориентационной работы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2 ПК-2 ПК-5
6
0
 
4.4
Психологическое профессиоведение /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2 ПК-5
6
0
 
4.5
Методы решения информационно-справочных, информационно-поисковых и просветительских задач /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-2 ПК-2 ПК-5
6
0
 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
4.6
Профессиональная реклама и агитация, средства массовой информации, экскурсии и др. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-2 ПК-2 ПК-5
6
0
 
4.7
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-2 ПК-5
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Соотношение понятий: «профориентация», профконсультация», «профессиональное самоопределение», «личностное самоопределение», «профессиональный выбор».

2. Типы и уровни профессионального самоопределения.

3. Основные методы профориентации.

4. Возрастные особенности профессионального самоопределения.

5. Предпрофильная и профильная ориентация школьников.

6. Основные фазы развития профессионала.

7. Кризисы профессионального становления личности.

8. Схема анализа профессии и варианты ее использования в групповой и в индивидуальной профконсультации.

9. Цели и задачи профориентационной работы.

10. Типология проблем в выборе профессий.

11. Известные персоналии в истории развития профориентации.

12. Факторы выбора профессии человеком и их особенности.

13. Профессиология и профессиография.

14. Профессиограмма.

15. Общая характеристика системы профессиональной ориентации молодежи.

16. Профессиональное просвещение (профессиональная информация, профессиональная пропаганда, профессиональнаяагитация).

17. Характеристика профессиональной консультации.

18. Виды профессиональных консультаций.

19. Этапы проведения профессиональной консультации.

20. Профессиональный подбор и профессиональный отбор.

21. Профессиональная психодиагностика, принципы проведения профессиональной психодиагностики.

22. Профессиональная адаптация.

23. Профессиональная активизация и профессиональное воспитание.

24. Недостатки системы профессиональной информации.

25. Недостатки организации профориентационной работы в современном обществе.

26. Трудности профориентационной работы в школе.

27. Готовность к сознательному выбору профессии как предпосылка профессионального самоопределения.

28. Компоненты готовности к выбору профессии.

29. Суть профессионального самоопределения, его задачи.

30. Профессиональное самоопределение как социальная проблема.

31. Профессиональное самоопределение как психолого-педагогическая проблема.

32. Педагогическое руководство профессиональным самоопределение.

33. Профессиональное самоопределение как элемент систем социального и жизненного самоопределения.

34. Показатели сформированного профессионального самоопределения.

35. Этапы профессионального самоопределения.

36. Противоречия процесса профессионального самоопределения.

37. Место мотивации в сознательном выборе профессии.

38. Комплексы мотивов выбора профессии (интерес, долг, самооценка).

39. Типы мотивации выбора профессии.

40. Классификация методов профориентационной работы.

41. Методы изучения личности молодого человека в целях профориентации.

42. Формы и методы ознакомительной профориентационной работы.

43. Формы и методы профессиональной ориентации, активизирующие деятельность молодежи по подготовке к выборупрофессии.

44. Эффективность методов и форм профориентационной работы.

45. Инновационные методы и формы профориентации.

46. Организация профориентационной работы в школе.

47. Основные компоненты профессиональной ориентации.

48. Фазы профессиональной ориентации.

49. Особенности профориентационной работы с младшими школьниками.

50. Методы изучения личности младшего школьника с целью дальнейшей профориентации.

51. Содержание профориентации в средних классах школы.

 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
52. Профориентационная работа со старшеклассниками.

53. Профессиональная направленность учащихся и ее значение для профориентации.

54. Содержание внешкольного и внеурочной профориентационной работы с учащимися разного возраста.

55. Основные организационные принципы и варианты профориентационной работы.

56. Организация взаимодействия профконсультанта с другими специалистами сферы образования.

57. Специфика организации профориентационного исследования.

58. Профориентация как ключевой элемент государственной кадровой политики.

59. Современные особенности организации профориентации обучающихся.

60. Перспективы развития профориентации в современных реалиях.

Задания для практической работы:

1. Составить план-конспект классного часа на тему: «Мой профессиональный выбор»

2. Провести диагностику профессиональных интересов подростка.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1. Основные методы профориентации.

2. Принципы педагогического руководства профессиональным самоопределением.

3. Возрастные особенности профессионального самоопределения.

4. Основные этапы развития субъекта труда.

5. Кризисы профессионального становления.

6. Проблема формирования индивидуального стиля трудовой деятельности.

7. Схема анализа профессии и варианты ее использования в групповой и в индивидуальной профконсультации.

8. Цели и задачи профориентационной работы.

9. Типология проблем в выборе профессий.

10. Планирование и организация профориентационной работы в школе.

11. Основы профессиональной ориентации.

12. Принципы профессиональной ориентации.

13. Функции профессиональной ориентации.

14. Компоненты профессиональной ориентации.

15. Профессиональное просвещение.

16. Компоненты модели профессионального самоопределения образ «Я»-анализпрофессии - профессиональные пробы.

17. Выбор профессии как социальная проблема.

18. Выбор профессии как экономическая проблема.

19. Выбор профессии как психолого-педагогическая проблема.

20. Выбор профессии как физиологическая проблема.

21. Факторы, влияющие на процесс выбора личностью будущей профессии.

22. Характеристика ситуаций выбора личностью будущей профессии.

23. Ошибки и затруднения при выборе личностью будущей профессии.

24. Мотивация при выборе профессионального самоопределения.

25. Учет интересов и склонностей при выборе профессии.

26. Методы изучения личности в целях профориентации.

27. Цель и задача в каждом возрастном этапе.

28. Диагностика в возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в целяхпрофориентации.

29. Организация профориентационной работы.

30. Планирование профориентационной работы.

31. Взаимосвязь теоретических положений японской и отечественной профориентации.32. Зарубежные и отечественные теоретические положения профессиональной ориентации и самоопределения молодежи; общие и отличительные параметры.

33. Проблема профессиональных предпочтений старшеклассников отдельных школг. Благовещенска и Амурской области.

34. Система диагностических методик для профессиональных консультаций различного типа для подростков.

35. Сущность и содержание Концепции профильного обучения на старшем этапеобщего образования.

36. Теории современной профориентации и профессионального самоопределения(С.Фукуяма, С.Чистякова, Н. Пряжников, Е. Климов).

37. Исследовательский подход к профориентации. Особенности и логика профориентационного исследования.

38. Профориентационная помощь учащимся в условиях современного образования: цели, задачи, содержание, методы, стратегии.

39. Проблемы престижности и востребованности профессий на региональном рынкетруда. Профессиональные предпочтения молодежи Амурской области.

40. Проблема занятости населения в системе профориентации: особенности и тенденции развития в современных социально-экономических условиях.

41. Деятельностный, интерактивный характер современных форм профориентационной работы.

42. Традиционная и современная профориентация: сравнительный анализ целей, содержания, методов и форм.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Смотреть приложение к РПД ФОС по учебной дисциплине
 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Диянова, З. В.
Диянова, З. В.  Психология личности. Закономерности и механизмы развития личности : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / З. В. Диянова, Т. М. Щеголева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 154 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16263-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530704 : Учебное пособие
Юрайт, 2023
 
Л1.2
Зеер, Э.Ф.
Психология профессий [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов/ Зеер Э.Ф.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Академический Проект, Фонд «Мир», 2015.— 336 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36853.html.
Москва: Академический Проект, Фонд «Мир», 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
И. В. Дубровина [и др.]
Руководство практического психолога. Психолог в школе : практ. пособие / И. В. Дубровина [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 206 с. — (Серия : Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-08757-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434604  : Практическое пособие
Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
А. А. Галиакберова, Н. Г. Хакимова, Р. Р. Хуснутдинова 
Основы профориентологии (дошкольный возраст) [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / А. А. Галиакберова, Н. Г. Хакимова, Р. Р. Хуснутдинова .— Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019 .— 101 с. - URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./основы профориентологии_учебно-методическое пособие.pdf  
Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Методический кабинет профориентации Режим доступа - http://metodkabi.net.ru/
 
Э2
Профессиональное и личностное самоопределение школьника. Презентация. Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-lichnostnoe-i-professionalnoe-samoopredelenie-shkolnika-513276.html 
 
Э3
Методики профессионального и личностное самоопределения. Презентация. Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/129607/ 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 11
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
7.1
1-125 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-202 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы.  Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи,сборники и др.).

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; 

 
стр. 12
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Особенности работы определяются выбранной формой занятия, и включает в себя: выяснение позиций участников; организация коммуникации; интерактивное позиционирование (включает четыре этапа: выяснение набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания, переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового смысла).

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, решение кейс-задач, выполнение проектных заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор решения кейс задач (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зечет является контрольным этапом  изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний  обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы.

При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и 

 
стр. 13
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.