2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Психология семьи и семейного воспитания_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психология семьи и семейного воспитания
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
зачет 6
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
56
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
6
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
56
56
56
56
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.псх.н, Доцент, Хуснутдинова Р.Р.; _________________
 
 
Психология семьи и семейного воспитания
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Р.М.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование профессиональной компетентности обучающихся путем развития понимания психолого-педагогического феномена семьи и семейного воспитания, умений решать практические педагогические задачи, связанные с воспитанием детей в семье и разрешением семейных конфликтов.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
- сформировать представление о психологически здоровой семье и видах неблагоприятных семей;
1.4
- создать условия для приобретения опыта анализа проблем семьи и воспитательной семейной сферы;
1.5
- познакомить с основными теориями и концепциями психологии семьи;
1.6
- познакомить с формами семейного воспитания в психологии;
1.7
- сформировать способность проведения профилактической, просветительской и коррекционной деятельности с родителями и их детьми.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Организация дошкольного образования
2.1.2
Основы логопедической работы в ДОО
2.1.3
Поликультурное образование
2.1.4
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.1.5
Теория и технологии музыкального воспитания детей
2.1.6
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.1.7
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.1.8
Производственная педагогическая практика
2.1.9
Противодействие терроризму и экстремизму
2.1.10
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.1.11
Теория и технологии экологического образования детей
2.1.12
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.13
Образовательное право
2.1.14
Педагогика раннего возраста
2.1.15
Психолого-педагогический практикум
2.1.16
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.17
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.18
История педагогики и образования
2.1.19
Организация культурно-просветительской деятельности
2.1.20
Основы профессионально-педагогического общения
2.1.21
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.22
Социальная психология
2.1.23
Теория и технологии физического воспитания детей
2.1.24
Теория начального математического образования
2.1.25
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.26
Детская психология
2.1.27
Дошкольная педагогика
2.1.28
Общая психология
2.1.29
Основы общей педагогики, введение в педагогическую деятельность
2.1.30
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.31
Теория обучения
2.1.32
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.1.33
Работа с одарёнными детьми
2.1.34
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
2.1.35
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
2.1.36
Тренинг педагогического общения
 
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Знания и умения, полученные при освоении дисциплины, реализуются в профессиональной деятельности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Уметь:
 
описывать социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Владеть:
 
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Уметь:
 
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса  по заданным параметрам 
 
проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Владеть:
 
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга показателей образовательной среды.
 
 
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать:
 
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса;
 
критерии успешного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса
 
теоретические и прикладные основы проектирования взаимодействия с участниками образовательного процесса.
 
 
Уметь:
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями);
 
определять основные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса для достижения образовательных целей 
 
определять приоритетные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса, опираясь на конкретные характеристики образовательной среды.
 
 
Владеть:
 
навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов обучения, воспитания и развития
 
опытом взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса по заданным критериям успешного взаимодействия 
 
проектировать направления взаимодействия с участниками образовательного процесса для решения поставленных задач.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные современные психолого-педагогические подходы по исследованию семьи;  
3.1.2
проблемы в области современных брачно-семейных отношений;
3.1.3
основные закономерности, механизмы становления внутрисемейного пространства;
3.1.4
основные причины дисфункционального развития личности, детерминанты развития ребенка в семье;
3.1.5
особенности развития семьи, ее жизненный цикл;
3.1.6
стратегии и стили семейного воспитания и типичные ошибки семейного воспитания;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проектировать и осуществлять исследование развития семьи, влияния семьи на отдельных её членов;
3.2.2
находить причину неблагоприятного варианта развития семьи и ее членов, методологически грамотно выделять проблему, анализировать ее и находить варианты преодоления неблагоприятных вариантов развития личности человека, обусловленных особенностями семейного взаимодействия;
3.2.3
составлять научно-методические рекомендации по вопросам профилактики семейного неблагополучия, семейного воспитания.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа информации о системе внутрисемейных отношений;  
3.3.2
разнообразными методиками исследования супружеских отношений;
3.3.3
навыками осуществления взаимодействия с семьей и ее субъектами;
3.3.4
навыками консультирования семьи и отдельных её членов.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы психологии семьи

 
1.1
Семейная психология как наука  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3

2
ОПК-2
6
0
 
1.2
Семья как социальная единица  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3

2
ОПК-2
6
0
 
1.3
Образование и развитие семейной системы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3

2
ОПК-2
6
0
 
1.4
Эволюция семьи в истории человеческого общества. Современная семья /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3

2
ОПК-2
6
0
 
1.5
Основные подходы в психологии семьи. Школы и основные модели работы с семьей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3

4
ОПК-2
6
0
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
1.6
Основы психологии семьи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ОПК-3
6
0
 
 
Раздел 2. Супружество и семья

 
2.1
Психология супружеских отношений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ОПК-3
6
0
 
2.2
Нравственно-психологические отношения в семье /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3

4
ОПК-2
6
0
 
2.3
Психология эмоциональных отношений (эволюция, развитие, динамика). Феномен любви и ее типы  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ОПК-3
6
0
 
2.4
Особенности супружеских взаимоотношений. Кризисные периоды в жизни семьи  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3

4
ОПК-2
6
0
 
2.5
Супружество и семья /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-6
6
0
 
 
Раздел 3. Психологические основы воспитания детей в семье

 
3.1
Семья и формирование личности ребенка /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3

4
ОПК-2 ПК-6
6
0
 
3.2
Характеристика детско-родительских отношений в семье /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2 ОПК-3 ПК-6
6
0
 
3.3
Психологические основы воспитания ребенка в семье /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2 ОПК-3
6
0
 
3.4
Семейные мифы. Структура ролевых семейных манипуляций. Конфликтные семьи /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3

2
ОПК-2 ПК-6
6
0
 
3.5
Детско-родительские отношения. Модели родительской семьи  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3

2
ОПК-2
6
0
 
3.6
Психологические основы воспитания детей в семье /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3

4
ОПК-2 ПК-6
6
0
 
 
Раздел 4. Психологическое сопровождение родительства

 
4.1
Нарушение процесса воспитания в семье. Типы негативного семейного воспитания  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3

2
ОПК-2 ПК-6
6
0
 
4.2
Процессы распада и дестабилизации семейных отношений. Постразводная ситуация  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3

4
ОПК-2
6
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
4.3
Основные подходы в психологии семьи. Школы и основные модели работы с семьей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3

2
ОПК-2 ПК-6
6
0
 
4.4
Воспитание родителей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3

4
ОПК-2 ПК-6
6
0
 
4.5
Психологическое сопровождение родительства /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3

4
ОПК-2
6
0
 
4.6
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-6
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень вопросов к зачету

1. Функции семьи.

2. Динамические аспекты развития семейных отношений.

3. Характеристика методов исследования межличностных отношений в семье.

4. Характеристика семейного законодательства.

5. Характеристика прав ребенка в семье на разных уровнях законодательных документов.

6. Типы семей (по количеству детей, по составу, в педагогике, в социологии).

7. История возникновения брачных отношений.

8. Назовите теории выбора брачного партнера

9. Определение конфликта в семье.

10. Основные причины конфликтов в семье.

11. Условия разрешения конфликтных ситуаций в семье.

12. Теория «фильтров» А. Керкгофф и К. Дэвис.

13.  «Круговая теория любви» А. Рейс.

14. Назовите основные причины развода супругов.

15. Назовите основные мотивы развода супругов.

16. Этапы ситуации «развод». Основные отличия этапов.

17. Родительский дом. Значение микроклимата, традиций для развития личности ребенка.

18. Характеристика ролей «матери», «отца». Феномен «отцовства».

19. Модели родительского поведения (типы мам и пап).

20. Тактические линии воспитания по А.В. Петровскому. Сотрудничество и конфронтация.

21. Тактические линии воспитания. Гиперопека и диктат.

22. Причины детской лжи. Факторы воспитания честности.

23. Сравните два понятия: ответственность и дисциплинированность.

24. Факторы, усиливающие недисциплинированность.

25. Авторитет родителей. Понятие. Виды.

26. Сформулируйте специальные умения, которые помогают хорошо ладить с людьми.

27. Формы взаимодействия  ОУ с семьей.

28. В эволюции семьи в России выделяют этапы. Назовите их.

29. Какие типы семей выделяют по социально-ролевым признакам.

30. Каждой исторической формации соответствует определенный тип брачно-семейных отношений. Назовите их.

31. Из каких компонентов складывается структура семьи.

32. В эволюции семьи в России выделяют три этапа. Назовите ценности, являющиеся определяющим моментом каждого этапа.

33. От других малых групп семью отличают некоторые признаки. Что это за признаки.

34. Кризис семьи. Назовите его проявления.

35. Назовите основную задачу для благополучной семьи.

36. Какие виды семейных систем выделяют

37. Объясните, какие принципы лежат в основе жизненного цикла  семьи, и  определены те или иные задачи.

38. Какие подсистемы выделяют в семейной системе

39. Какой термин используют для описания взаимоотношений внутри и вне семьи.

40. Определите понятия, используемые для характеристики семейной системы.

41. Три типа границ существуют в рамках семьи. Назовите их.

42. Какое понятие отражает систему взаимодействия личности и семьи, семьи и общества и служит для удовлетворения определенных потребностей членов семьи.

43. Назовите функции, которые входят в группу супружеских функций.

 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
44. Какие две группы функций выделяют в семейной психологии.

45. Удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве. Назовите функцию.

46. Выделите в репродуктивной функции общественное и индивидуальное.

47. Какие типы неблагополучных семей выделяет В.В. Юстицкий.

48. Какие типы неблагополучных семей выделяет А. Спиваковская

49. Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи. Как называется данная функция.

50. Дайте определение семьи, состоящей только из самых необходимых для ее образования членов.

51. Чем отличаются семья нуклеарная от семьи расширенной.

52. Чем отличаются семья инфертильная от семьи многодетной.

53. Чем отличаются семья авторитарная от семьи демократической.

54. Какие семьи можно отнести к нетипичным.

55. Выделяют ряд факторов, влияющих на выбор родителями стиля семейного воспитания. Назовите эти факторы

56. А.И Захаров определяет факторы невротизации детей. Назовите их по мере убывания влияния на формирования личности ребенка и его эмоциональное состояние.

57. Минияров В. выделяет стили семейного воспитания. Назовите их.

58. Какие реакции переживают родители ребенка с особенностями в развитии в отношении ребенка, семьи, других членов семьи.

59. Это такой тип неправильного воспитания, при котором имеет место явное эмоциональное отвержение ребенка, проявляющееся в открытой враждебности, требовательности или в равнодушном попустительстве. Назовите тип неправильного воспитания.

60. Назовите основную цель диагностической методики  «Динамический рисунок семьи»

61. Если ребенок в рисунке семья рисует себя одного то,  что это  может означать.

62. Назовите формы жестокого обращения с ребенком.

63. Какие игровые задания можно предложить ребенку для получения информации.

64. Социальная готовность к браку? Что означает данное понятие.

65. Назовите основания брака. Автор К. Роджерс

66. Назовите те недостатки в личности родителя, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка.

67. Групповая (супружеская совместимость). Объясните понятие.

68. В чем особенность личностного воздействия  мужчины в отношении ребенка

69. В чем особенность личностного воздействия женщины в отношении ребенка.

70. В чем заключается совместимость индивидуально-психологических характеристик супругов.

71. С какой целью специалист может использовать методику «Рисунок семьи».

72. Какую закономерность в совместимых супружеских парах относительно темперамента выделяют психологи.

73. Назовите стили взаимодействия родителей с детьми.

74. В чем состоят негативные эффекты непоследовательного/ противоречивого воспитания?

75. Дайте определение понятию «родительская позиция».

76. Как влияет родительский образ ребенка на развитие личности самого ребенка? Каковы механизмы такого влияния?

77. Можно ли предотвратить конфликты в детско-родительских отношениях? Если можно, то, как именно? Если нет, то почему?

78. Как происходит разрешение детско-родительских конфликтов в условиях различных типов воспитания?

79. Каковы возрастные и гендерные особенности взаимодействия подростков с матерью и отцом?

80. Сформулируйте основные цели и задачи коррекции детско-родительских отношений.

81. Что понимается под ненормативными кризисами в развитии семьи?

82. Назовите причины супружеской измены.

83. Каковы причины и факторы риска развода семьи?

84. Что понимается под инцестом? Психологическая помощь при инцесте.

Студенты самостоятельно выполняют практическое задание. Для его выполнения необходимо продиагностировать членов одной семьи с использованием методик «Семейная социограмма» и «Опросник родительского отношения» и по результатам проведенной диагностики сделать заключение об особенностях семейных отношений в данной семье.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости   

Темы письменных сообщений

1. Эволюция семейно-брачных отношений в истории развития общества.

2. Православные семьи.

3.Взаимоотношения в мусульманских семьях.

4.Отношения к детям в семьях от древности до наших дней.

5. Роль национальных традиций в семейных отношениях.

6. Роль семьи в процессе социализации личности.

7. Микроклимат в семье.

8. Гармония семейных отношений.

9. Семейные постулаты.

10.Психологические критерии любви.

11.Основные компоненты психологической готовности к браку.

12.Психологическая диагностика вступающих в брак.

13.Факторы семейного благополучия.

 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
14.Модели взаимоотношений супругов в семье.

15.Этапы супружеских и семейных отношений.

16.Кризисные периоды развития супружеских отношений.

17.Феномен супружеской совместимости.

18.Типология проблемных семей.

19.Семейные конфликты: виды, источники, следствия.

20.Психологическая помощь семье в конфликтных ситуациях.

21.Развод как психологический феномен, особенности его протекания в разных социальных группах.

22.Модели семейного воспитания.

23.Семья и ребенок: возрастная динамика отношений (становление родительского поведения).

24.Взаимоотношения поколений: прародители (бабушки, дедушки) в системе семейных отношений.

25.Материнство как психологический феномен.

26.Современное отцовство: стереотипы, тенденции.

27.Зависимость психологического развития ребенка от его позиции в семье.

28.Психологические особенности многодетной семьи.

29.Родительское отношение приемного родителя (отчим, мачеха).

30.Особенности супружеских взаимоотношений в семьях, имеющих больного ребенка.

31.Семья как психотерапевт для ребенка-инвалида.

32.Методы диагностики взаимоотношений молодых людей в добрачный период.

33. Семья как ценность в юношеском возрасте.

34.Диагностика детско-родительских отношений.

35.Детско-детские отношения.

36.Психологические трудности на зрелой и поздней стадии брака.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Смотреть приложение к РПД ФОС по учебной дисциплине
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Прохорова, О. Г.
Психология семьи. Психологическое здоровье: учебное пособие для вузов / О. Г. Прохорова, В. С. Торохтий. — 2-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2023.— 152 с.— (Высшее образование. — URL: https://urait.ru/bcode/514229
М. : Издательство Юрайт, 2023
 
Л1.2
Соловьева, Е. А.
Психология семьи и семейное воспитание : учебное пособие для вузов / Е. А. Соловьева. — Москва : Издательство Юрайт, 203. — 255 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01631-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492383
Издательство Юрайт,, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. 
Семейная психология: методика «оценка детско-родительского взаимодействия». Evaluation of Child-parent Interaction (ecpi-2. 0) : практическое пособие / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 223 с. — URL: https://urait.ru/bcode/517254: практ. пособие 
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
А.Р. Вазиева, Р.Р. Хуснутдинова
Вазиева, А.Р. , Хуснутдинова , Р.Р. Социально-психологические аспекты отклоняющегося поведения. Профилактика зависимости от психоактивных веществ и формирования жизнестойкости молодежи: [Электронный ресурс] : методическое пособие / сост. А.Р. Вазиева, Р.Р. Хуснутдинова .— - URL:http://bibl:81/books/Труды преподавателей/Социально-психолог аспекты отклоняющегося поведения_Вазиева АР, Хуснутдинова РР.pdf
Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», , 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Отношения с матерью  - видеолекция. Режим доступа - https://www.youtube.com/watch?v=HyF-BJzMbIA 
 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Э2
ПОЧЕМУ ЛЮДИ ЗАИКАЮТСЯ?. Режим доступа - https://www.youtube.com/watch?v=ScDfIHAeM3Q   
 
Э3
Сущность, закономерности и принципы воспитания.  | Видеолекции  Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=2ZUlwZx1lRY
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-202 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-125 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы.  Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие 

 
стр. 11
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи,сборники и др.).

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Особенности работы определяются выбранной формой занятия, и включает в себя: выяснение позиций участников; организация коммуникации; интерактивное позиционирование (включает четыре этапа: выяснение набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания, переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового смысла).

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, решение кейс-задач, выполнение проектных заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор решения кейс задач (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зечет является контрольным этапом  изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний  обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы.

При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для 

 
стр. 12
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.