Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Р.М.
ции
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Перечень вопросов к зачету
1. Функции семьи.
2. Динамические аспекты развития семейных отношений.
3. Характеристика методов исследования межличностных отношений в семье.
4. Характеристика семейного законодательства.
5. Характеристика прав ребенка в семье на разных уровнях законодательных документов.
6. Типы семей (по количеству детей, по составу, в педагогике, в социологии).
7. История возникновения брачных отношений.
8. Назовите теории выбора брачного партнера
9. Определение конфликта в семье.
10. Основные причины конфликтов в семье.
11. Условия разрешения конфликтных ситуаций в семье.
12. Теория «фильтров» А. Керкгофф и К. Дэвис.
13. «Круговая теория любви» А. Рейс.
14. Назовите основные причины развода супругов.
15. Назовите основные мотивы развода супругов.
16. Этапы ситуации «развод». Основные отличия этапов.
17. Родительский дом. Значение микроклимата, традиций для развития личности ребенка.
18. Характеристика ролей «матери», «отца». Феномен «отцовства».
19. Модели родительского поведения (типы мам и пап).
20. Тактические линии воспитания по А.В. Петровскому. Сотрудничество и конфронтация.
21. Тактические линии воспитания. Гиперопека и диктат.
22. Причины детской лжи. Факторы воспитания честности.
23. Сравните два понятия: ответственность и дисциплинированность.
24. Факторы, усиливающие недисциплинированность.
25. Авторитет родителей. Понятие. Виды.
26. Сформулируйте специальные умения, которые помогают хорошо ладить с людьми.
27. Формы взаимодействия ОУ с семьей.
28. В эволюции семьи в России выделяют этапы. Назовите их.
29. Какие типы семей выделяют по социально-ролевым признакам.
30. Каждой исторической формации соответствует определенный тип брачно-семейных отношений. Назовите их.
31. Из каких компонентов складывается структура семьи.
32. В эволюции семьи в России выделяют три этапа. Назовите ценности, являющиеся определяющим моментом каждого этапа.
33. От других малых групп семью отличают некоторые признаки. Что это за признаки.
34. Кризис семьи. Назовите его проявления.
35. Назовите основную задачу для благополучной семьи.
36. Какие виды семейных систем выделяют
37. Объясните, какие принципы лежат в основе жизненного цикла семьи, и определены те или иные задачи.
38. Какие подсистемы выделяют в семейной системе
39. Какой термин используют для описания взаимоотношений внутри и вне семьи.
40. Определите понятия, используемые для характеристики семейной системы.
41. Три типа границ существуют в рамках семьи. Назовите их.
42. Какое понятие отражает систему взаимодействия личности и семьи, семьи и общества и служит для удовлетворения определенных потребностей членов семьи.
43. Назовите функции, которые входят в группу супружеских функций.
45. Удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве. Назовите функцию.
46. Выделите в репродуктивной функции общественное и индивидуальное.
47. Какие типы неблагополучных семей выделяет В.В. Юстицкий.
48. Какие типы неблагополучных семей выделяет А. Спиваковская
49. Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи. Как называется данная функция.
50. Дайте определение семьи, состоящей только из самых необходимых для ее образования членов.
51. Чем отличаются семья нуклеарная от семьи расширенной.
52. Чем отличаются семья инфертильная от семьи многодетной.
53. Чем отличаются семья авторитарная от семьи демократической.
54. Какие семьи можно отнести к нетипичным.
55. Выделяют ряд факторов, влияющих на выбор родителями стиля семейного воспитания. Назовите эти факторы
56. А.И Захаров определяет факторы невротизации детей. Назовите их по мере убывания влияния на формирования личности ребенка и его эмоциональное состояние.
57. Минияров В. выделяет стили семейного воспитания. Назовите их.
58. Какие реакции переживают родители ребенка с особенностями в развитии в отношении ребенка, семьи, других членов семьи.
59. Это такой тип неправильного воспитания, при котором имеет место явное эмоциональное отвержение ребенка, проявляющееся в открытой враждебности, требовательности или в равнодушном попустительстве. Назовите тип неправильного воспитания.
60. Назовите основную цель диагностической методики «Динамический рисунок семьи»
61. Если ребенок в рисунке семья рисует себя одного то, что это может означать.
62. Назовите формы жестокого обращения с ребенком.
63. Какие игровые задания можно предложить ребенку для получения информации.
64. Социальная готовность к браку? Что означает данное понятие.
65. Назовите основания брака. Автор К. Роджерс
66. Назовите те недостатки в личности родителя, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка.
67. Групповая (супружеская совместимость). Объясните понятие.
68. В чем особенность личностного воздействия мужчины в отношении ребенка
69. В чем особенность личностного воздействия женщины в отношении ребенка.
70. В чем заключается совместимость индивидуально-психологических характеристик супругов.
71. С какой целью специалист может использовать методику «Рисунок семьи».
72. Какую закономерность в совместимых супружеских парах относительно темперамента выделяют психологи.
73. Назовите стили взаимодействия родителей с детьми.
74. В чем состоят негативные эффекты непоследовательного/ противоречивого воспитания?
75. Дайте определение понятию «родительская позиция».
76. Как влияет родительский образ ребенка на развитие личности самого ребенка? Каковы механизмы такого влияния?
77. Можно ли предотвратить конфликты в детско-родительских отношениях? Если можно, то, как именно? Если нет, то почему?
78. Как происходит разрешение детско-родительских конфликтов в условиях различных типов воспитания?
79. Каковы возрастные и гендерные особенности взаимодействия подростков с матерью и отцом?
80. Сформулируйте основные цели и задачи коррекции детско-родительских отношений.
81. Что понимается под ненормативными кризисами в развитии семьи?
82. Назовите причины супружеской измены.
83. Каковы причины и факторы риска развода семьи?
84. Что понимается под инцестом? Психологическая помощь при инцесте.
Студенты самостоятельно выполняют практическое задание. Для его выполнения необходимо продиагностировать членов одной семьи с использованием методик «Семейная социограмма» и «Опросник родительского отношения» и по результатам проведенной диагностики сделать заключение об особенностях семейных отношений в данной семье.
Темы письменных сообщений
1. Эволюция семейно-брачных отношений в истории развития общества.
2. Православные семьи.
3.Взаимоотношения в мусульманских семьях.
4.Отношения к детям в семьях от древности до наших дней.
5. Роль национальных традиций в семейных отношениях.
6. Роль семьи в процессе социализации личности.
7. Микроклимат в семье.
8. Гармония семейных отношений.
9. Семейные постулаты.
10.Психологические критерии любви.
11.Основные компоненты психологической готовности к браку.
12.Психологическая диагностика вступающих в брак.
13.Факторы семейного благополучия.
15.Этапы супружеских и семейных отношений.
16.Кризисные периоды развития супружеских отношений.
17.Феномен супружеской совместимости.
18.Типология проблемных семей.
19.Семейные конфликты: виды, источники, следствия.
20.Психологическая помощь семье в конфликтных ситуациях.
21.Развод как психологический феномен, особенности его протекания в разных социальных группах.
22.Модели семейного воспитания.
23.Семья и ребенок: возрастная динамика отношений (становление родительского поведения).
24.Взаимоотношения поколений: прародители (бабушки, дедушки) в системе семейных отношений.
25.Материнство как психологический феномен.
26.Современное отцовство: стереотипы, тенденции.
27.Зависимость психологического развития ребенка от его позиции в семье.
28.Психологические особенности многодетной семьи.
29.Родительское отношение приемного родителя (отчим, мачеха).
30.Особенности супружеских взаимоотношений в семьях, имеющих больного ребенка.
31.Семья как психотерапевт для ребенка-инвалида.
32.Методы диагностики взаимоотношений молодых людей в добрачный период.
33. Семья как ценность в юношеском возрасте.
34.Диагностика детско-родительских отношений.
35.Детско-детские отношения.
36.Психологические трудности на зрелой и поздней стадии брака.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи,сборники и др.).
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Особенности работы определяются выбранной формой занятия, и включает в себя: выяснение позиций участников; организация коммуникации; интерактивное позиционирование (включает четыре этапа: выяснение набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания, переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового смысла).
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, решение кейс-задач, выполнение проектных заданий.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор решения кейс задач (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету
Зечет является контрольным этапом изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы.
При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.
Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.