2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
зачет 6
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
56
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
6
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
56
56
56
56
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.псх.н. , доцент, Р.Р. Хуснутдинова _________________
 
 
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Р. М.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освения дисциплины - освоение профессиональных компетенций в области диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
Ознакомить обучающихся с разнообразными формами девиантного поведения школьников,
1.4
Сформировать представления о факторах и причинах возникновения девиантного поведения
1.5
Сформировать умения реализовывать основные способы профилактики, диагностики и преодоления девиантного поведения
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.2
Психолого-педагогический практикум
2.1.3
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.4
История педагогики и образования
2.1.5
Организация культурно-просветительской деятельности
2.1.6
Социальная психология
2.1.7
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.8
Общая психология
2.1.9
Основы общей педагогики, введение в педагогическую деятельность
2.1.10
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.11
Теория обучения
2.1.12
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.1.13
Методика обучения татарскому языку
2.1.14
Организация деятельности младших школьников на занятиях по музыке
2.1.15
Организация дошкольного образования
2.1.16
Организация семейных праздников и досуга детей
2.1.17
Основы логопедической работы в ДОО
2.1.18
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.1.19
Поликультурное образование
2.1.20
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.1.21
Психология педагогической деятельности
2.1.22
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.1.23
Работа с одарёнными детьми
2.1.24
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
2.1.25
Теория и технологии музыкального воспитания детей
2.1.26
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.1.27
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.1.28
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.1.29
Курсовая работа по начальному образованию
2.1.30
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.1.31
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.32
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.1.33
Производственная педагогическая практика
2.1.34
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.1.35
Теория и технологии экологического образования детей
2.1.36
Технологии начального литературного образования
2.1.37
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.1.38
Педагогика раннего возраста
2.1.39
Практикум по дошкольной педагогике
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.1.40
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.1.41
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.42
Технологии начального математического образования
2.1.43
Технологии начального языкового образования
2.1.44
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.45
Современные педагогические технологии дошкольного образования
2.1.46
Теория и технологии физического воспитания детей
2.1.47
Теория начального математического образования
2.1.48
Технология обучения компьютерной грамотности
2.1.49
Детская психология
2.1.50
Дошкольная педагогика
2.1.51
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.1.52
Организация семейных праздников и досуга детей
2.1.53
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.1.54
Работа с одарёнными детьми
2.1.55
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
2.1.56
Практикум по дошкольной педагогике
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Знания и умения, полученные при освоении дисциплины, реализуются в профессиональной деятельности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Уметь:
 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Владеть:
 
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Уметь:
 
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса  по заданным параметрам 
 
проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Владеть:
 
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик и параметров образовательной среды
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга показателей образовательной среды
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
различные формы отклоняющегося поведения, факторы и причины их возникновения; социальные, биологические, психологические критерии нормальных и патологических проявлений поведения детей и подростков; виды и формы психологической помощи и психолого-педагогической поддержки школьников с различными видами девиаций;
3.1.2
основы эффективного взаимодействия с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей
3.1.3
критерии  эффективного взаимодействия с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей
3.1.4
методы  эффективного взаимодействия с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
диагностировать особенности проявлений нарушений поведения и их причины; подбирать адекватные методы психологической помощи в соответствии с формами отклонений в поведении и ситуациями, в которых они проявляются.
3.2.2
применять знания для эффективного взаимодействия с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей
3.2.3
оценивать уровень эффективного взаимодействия с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей
3.2.4
подбирать методы эффективного взаимодействия с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей
 
 
3.3
Владеть:
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.3.1
методами психологической помощи и самопомощи в критических жизненных ситуациях  школьников, при девиантных проявлениях поведения;
3.3.2
методами психолого-педагогической диагностики  различных форм девиантного поведения;
3.3.3
способами организации и проведения программ профилактики и преодоления различных форм девиантного поведения школьников.
3.3.4
навыками установления  эффективного взаимодействия с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей
3.3.5
опытом построения взаимодействия с  участниками образовательного процесса  по вопросам развития детей
3.3.6
навыками проектирования программы психолого-педагогического сопровождения развивающих программ начальной школы
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основные категории психологии девиантного поведения

 
1.1
Понятия «норма» и «отклонение» в современной науке /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4 Э5

2
ОПК-2 ОПК-3
6
0
 
1.2
Теоретические традиции изучения девиантного поведения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5

6
ОПК-2 ОПК-3
6
0
 
1.3
Социальные факторы отклоняющегося (девиантного)

поведения /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4 Э5

4
ОПК-2 ОПК-3
6
0
 
1.4
Биологические предпосылки поведенческих отклонений

(девиаций) /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5

4
ОПК-2 ОПК-3
6
0
 
1.5
Психологические механизмы отклоняющегося (девиантного)

поведения личности /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5

6
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
6
0
 
1.6
Отклоняющееся поведение: определение, типы, виды, уровни. Классификация девиантного поведения     /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э4

6
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
6
0
 
 
Раздел 2. Профилактика и коррекция девиантного поведения

 
2.1
Основные подходы к диагностике различных видов отклоняющегося

(девиантного) поведения /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э5

8
ОПК-2 ОПК-3
6
0
 
2.2
Содержание психодиагностики отклоняющегося

(девиантного) поведения /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
6
0
 
2.3
Психопрофилактика девиантного поведения школьников /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

8
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
6
0
 
2.4
Проблема агрессивности школьников   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5

6
ОПК-2 ОПК-3
6
0
 
2.5
Подростковый суицид  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5

6
ОПК-2 ОПК-3
6
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.6
Делинквентное поведение подростков, участие в ассоциально-криминальных группах  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
6
0
 
2.7
Психотерапия и  коррекция девиантного поведения школьников /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

8
ОПК-2 ОПК-3
6
0
 
2.8
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерный перечень вопросов к зачету

1. Проблема соотношений понятий "норма" и "отклонение".

2. Понятие о девиантном поведении в контексте действия определенных норм и ценностей.

3. Девиантное поведение как полисистемное явление. Определение девиантного поведения.

4. Современная модель систематизации девиантого поведения школьников.

5. Понятие о патологических и непатологических формах девиантного поведения.

6. Типология "трудных" подростков.

7. Проблема подросткового суицида.

8. Делинквентное поведение школьников, участие в асоциально-криминальных группах.

9. Проблема аддиктивного поведения детей и подростков.

10. Факторные теории девиантного поведения.

11. Девиантное поведение как проявление дезадаптации подростков.

12. Понятие о социально-педагогической запущенности и трудновоспитуемости.

13. Теория Г. Кэплана о потере самоуважения как главном факторе возникновения отклонений в поведении школьников.

14. Генетическая модель девиантного поведения Б. Бараша.

15. Подход Ю.Е. Алешиной к проблеме половой идентификации как фактору возникновения отклоняющегося поведения у подростков - юношей.

16. Теория "гедонистического риска" И. Борисова.

17. Стремление к гедонистическому риску и модель реверсивности активации М. Аптера.

18. Теория демонстративного поведения М. Розина.

19. Современная психоаналитическая модель девиантного поведения, базисные потребности, нарушения в их удовлетворении и self-объектные отношения (Х. Кохут).

20. Теория идентичности Э. Эриксона и девиантное поведение как проявление статуса диффузной идентичности (Дж. Марсиа).

21. Формат проведения групповых и индивидуальных психокоррекционных занятий.

22. Особенности личности подростка с девиантным поведением.

23. Принципы консультирования школьников с отклонениями в поведении.

24. Методы диагностики девиантного поведения подростков.

25. Основные принципы  и подходы к коррекции отклоняющегося поведения школьников.

26. Основные способы профилактики и преодоления различных форм девиантного поведения школьников.

27. Копинг-стратегии в преодолении отклоняющегося поведения школьников.

28. Рационально-эмоционально-поведенческая терапия А. Эллиса. Особенности рефрейминга при работе с подростками.

29. Развитие коммуникативных навыков у школьников с девиантным поведением.

30. Визуализационные и релаксационные методы коррекции негативных эмоциональных состояний.

31.Делинквентное поведение современных подростков: проблемы молодежной криминальной субкультуры.

32. Преступность несовершеннолетних девушек и девочек-подростков: причины и пути коррекции.

33. Суицид как подростковая проблема: реалии и мифы.

34. Бродяжничество и социальное сиротство.

35. Семья как фактор формирования девиантной личности. Неблагополучные семьи и их классификация.

36. Проституция среди современных девочек-подростков.

37. Виктимизация несовершеннолетних.

38. Правовые основы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Подготовить устный доклад и письменные тезисы

1. Опишите ключевые проблемы понимания социальных норм.

2. Каковы основные функции социальных норм в обществе?

Охарактеризуйте типологические подходы к социальным нормам и отклонениям.

3. Определите соотношение понятий «социальная норма» и «девиантное поведение».

4. Объясните социально-психологические механизмы формирования девиантного поведения в подростковых и молодежных субкультурах.

 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
5. Дайте характеристику форм и видов девиантного поведения.

6. Дайте характеристику моделей девиантного поведения.

7. Опишите основные формы профилактической работы: организация социальной среды; информирование; социальное обучение; организация альтернативной деятельности; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; минимизация негативных последствий девиантного поведения.

8. В чем особенности социально-психологической коррекции девиантного поведения?

9. Охарактеризуйте основные стратегии коррекционного вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения.

10. Раскройте суть коррекционной программы: функции, задачи, методика составления, оценка результативности.

11. Индивидуальная и групповая коррекционные программы.

12. Прочитайте романы Ф. М. Достоевского «Подросток» и Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Сравните проблемы подростков в XIX и XX вв.

Прочитайте главу 3 повести Л. Н. Толстого «Юность» и сравните с характеристикой кризиса юношеского возраста концепции Э. Эриксона.

Тестовые задания

1.  В  каком  веке  научные  представления  о   человеческом  поведении

получили особенно бурное развитие?:

А) XXI в

Б) XXв

В)  XVІІІв

2.  Дж. Уотсон говорил  о поведении как о:

А)   «внешне наблюдаемой реакции индивида»

Б) «потоке  активности  человека  наряду  с  такими   ее  проявлениями  как

деятельность, созерцание, познание, общение»

В) «непрерывном    потоке    активности,    возникающей    в    момент оплодотворения  яйца  и  становящейся    все  более сложной  по  мере развития организма»

3.  Дайте  определение  понятию  поведения  с  точки  зрения  современной науки.

4.  Назовите характерные  признаки поведения личности.

5.  Процесс    усвоения и    активного    воспроизводства    личностью

социального   опыта,   осуществляемый   в   деятельности   и   общении называется …

6.   Отклоняющееся поведение – это … ……………….

7.  Выделите основные особенности отклоняющегося поведения:

А)  не  соответствует    общепринятым  или  официально  установленным

социальным нормам

Б) согласованность с конкретной ситуацией

В) соответствие ведущим требованиям  социальной среды

Г) вызывает негативную оценку со стороны других людей

Д) наносит реальный ущерб личности или окружающим людям

Е) мотивированность

Ж) сопровождается проявлениями дезадаптации

З) выраженное индивидуальное и возрастно - половое своеобразие

И) продуктивность

8.  Сточки  зрения,   какого   критерия  оценки  человеческого  поведения

ведущим  показателем  нормативности  является  уровень  социальной адаптации личности.

9.  Какой    нормативный    критерий    позволяет

определить  норму человеческого   поведения   с   помощью   частоты,   с   которой   оно встречается в популяции.

10.Какие еще существуют   нормативные критерии оценки человеческого поведения?

11. Механизм,  который  удерживает  общественную  систему  в  состоянии

жизнеспособного    равновесия   в    условиях    неизбежных    перемен

называется…… ………………………………………

12.Совокупность   требований   и   ожиданий,    которые  предъявляет социальная общность к    своим членам с целью регуляции деятельности называется………………….

13.Социальные отклонения – это …………………………………

14.Назовите признаки социальных отклонений … …………………….

15.Пересилите виды социальных норм … ……………………….

16.Перечислите виды отклоняющегося поведения … ……………………..

17.Какие факторы детерминируют отклоняющееся поведение … ……….

18.Какой  ученый  считал,  что  девиации  есть  составная  часть  всякого

здорового общества, «фактор общественного здоровья».

19. Акцентуация – это ……………………………………………………….

20. Назовите   основные  типы  акцентуаций  характера,  выделенных  А.Е.

Личко и К.Леонгардом, опишите один из них.

21.Психопатия – это … ………………………………….

22. Назовите  основные  формы  и  причины  суицидального  поведения  и

меры его профилактики …

23.Агрессия – это  … .……………………………………………………………………………………………………..

24. Назовите виды и причины агрессивного поведения и методы борьбы с ним

 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
25. Перечислите основные виды сексульных девиаций …
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов

1. Становление психологии девиантного поведения как специальной научной и учебной дисциплины. Задачи, проблемы и перспективы психологии девиантного поведения в современных условиях.

2. Определение понятия «социальная норма». Значение социальных норм для человека и общества. Функции социальных норм. Классификации социальных норм.

3. Понятие девиантного поведения в социологии и психологии. Критерии девиантного поведения.

4. Понятие «аномия». Формы аномичного поведения по Мертону.

5. Современные психологические концепции девиантного поведения.

6. Социальные отклонения: понятие, структура и динамика. Характеристика компонентов социальных отклонений (человек, норма, другой человек, социальная группа).

7. Общая характеристика типов и форм девиантного поведения.

8. Психологические причины и факторы формирования девиантности: возрастные, психологические проблемы, нервно-психические нарушения, неблагополучные отношения в семье.

9. Психологические основы профилактики и коррекции девиантного поведения.

10. Психология преступного поведения.

11. Мотивационная сфера несовершеннолетних правонарушителей.

12. Правовое самосознание, его структура и функции.

13. Делинквентное поведение.

14. Аддиктивное поведение. Психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения.

15. Патохарактерологический тип девиантного поведения (психопатии и акцентуации).

16. Психопатологический тип девиантного поведения.

17. Девиантное поведение на базе гиперспособностей.

18. Формы дезадаптации несовершеннолетних. Критерии дезадаптации.

19. Показатели социального развития подростка. Характеристика благополучных, педагогически запущенных и социально запущенных подростков с точки зрения показателей социального развития.

20. Сексуальное поведение и его отклонения.

21. Социальные и психологические аспекты проблемы проституции.

22. Наркомания и токсикомания как социальная, психологическая и медицинская проблема.

23. Факторы риска развития зависимого поведения.

24. Мотивация употребления алкоголя и наркотиков.

25. Алкоголизм как социальная, психологическая и медицинская проблема.

26. Феномен со-зависимости

27. Психолого-педагогическая профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании.

28. Агрессия как девиация. Стиль воспитания как фактор развития агрессивного поведения.

29. Социальные и психологические аспекты суицидального поведения. Психологические особенности работы с группой риска.

30. Возрастные особенности суицидального поведения.

 
5.3. Фонд оценочных средств
представлен в приложении ФОС
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Тигунцева, Г. Н.
Психология отклоняющегося поведения : учебник и практикум для вузов / Г. Н. Тигунцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 349 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00877-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511779 
Юрайт, 2023
 
Л1.2
Клейберг, Ю. А. 
Клейберг, Ю. А.  Психология девиантного поведения : учебник и практикум для вузов / Ю. А. Клейберг. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 287 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16487-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531152
Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Корнилова, Т. В.
Подростки групп риска / Т. В. Корнилова, Е. Л. Григоренко, С. Д. Смирнов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 273 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-07748-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513582
Юрайт, 2023
 
Л2.2
Эйестад Гюру 
Самооценка у детей и подростков: Книга для родителей [Электронный ресурс]/ Эйестад Гюру— Электрон. текстовые данные.— М.: Альпина Паблишер, 2019.— 295 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/82478.html.— ЭБС «IPRbooks»: пособие
М.: Альпина Паблишер, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
А.Р. Вазиева, Р.Р. Хуснутдинова
Вазиева, А.Р. , Хуснутдинова , Р.Р. Социально-психологические аспекты отклоняющегося поведения. Профилактика зависимости от психоактивных веществ и формирования жизнестойкости молодежи: [Электронный ресурс] : методическое пособие / сост. А.Р. Вазиева, Р.Р. Хуснутдинова .— - URL:http://bibl:81/books/Труды преподавателей/Социально-психолог аспекты отклоняющегося поведения_Вазиева АР, Хуснутдинова РР.pdf
Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», , 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Мастер-класс "Коррекция отклоняющегося поведения" http://uchitelya.com/pedagogika/98389-korrekciya-otklonyayuschegosya-povedeniya.html 
 
Э2
Психолого-педагогическая коррекция на основе АВА. Семинар https://www.youtube.com/watch?v=H5uG99saNg4 
 
Э3
Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике https://youtu.be/R-wrltpXhXk  
 
Э4
Психология девиантного поведения https://youtu.be/N9JOZelYRTA 
 
Э5
Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в системе образования https://youtu.be/ZvGRYVXQsy4 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-125 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-202 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
стр. 11
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы.  Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи,сборники и др.).

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Особенности работы определяются выбранной формой занятия, и включает в себя: выяснение позиций участников; организация коммуникации; интерактивное позиционирование (включает четыре этапа: выяснение набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания, переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового смысла).

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у 

 
стр. 12
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, решение кейс-задач, выполнение проектных заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор решения кейс задач (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зечет является контрольным этапом  изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний  обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы.

При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

 
стр. 13
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.