Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Р. М.
ции
Э1 Э4 Э5
Э1 Э2 Э4 Э5
поведения /Ср/
Э1 Э4 Э5
(девиаций) /Ср/
Э1 Э2 Э4 Э5
поведения личности /Пр/
Э1 Э2 Э4 Э5
Э1 Э4
(девиантного) поведения /Ср/
Э1 Э5
(девиантного) поведения /Пр/
Э1
Э1
Э1 Э2 Э3 Э5
Э1 Э2 Э3 Э5
Э1
Э1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Примерный перечень вопросов к зачету
1. Проблема соотношений понятий "норма" и "отклонение".
2. Понятие о девиантном поведении в контексте действия определенных норм и ценностей.
3. Девиантное поведение как полисистемное явление. Определение девиантного поведения.
4. Современная модель систематизации девиантого поведения школьников.
5. Понятие о патологических и непатологических формах девиантного поведения.
6. Типология "трудных" подростков.
7. Проблема подросткового суицида.
8. Делинквентное поведение школьников, участие в асоциально-криминальных группах.
9. Проблема аддиктивного поведения детей и подростков.
10. Факторные теории девиантного поведения.
11. Девиантное поведение как проявление дезадаптации подростков.
12. Понятие о социально-педагогической запущенности и трудновоспитуемости.
13. Теория Г. Кэплана о потере самоуважения как главном факторе возникновения отклонений в поведении школьников.
14. Генетическая модель девиантного поведения Б. Бараша.
15. Подход Ю.Е. Алешиной к проблеме половой идентификации как фактору возникновения отклоняющегося поведения у подростков - юношей.
16. Теория "гедонистического риска" И. Борисова.
17. Стремление к гедонистическому риску и модель реверсивности активации М. Аптера.
18. Теория демонстративного поведения М. Розина.
19. Современная психоаналитическая модель девиантного поведения, базисные потребности, нарушения в их удовлетворении и self-объектные отношения (Х. Кохут).
20. Теория идентичности Э. Эриксона и девиантное поведение как проявление статуса диффузной идентичности (Дж. Марсиа).
21. Формат проведения групповых и индивидуальных психокоррекционных занятий.
22. Особенности личности подростка с девиантным поведением.
23. Принципы консультирования школьников с отклонениями в поведении.
24. Методы диагностики девиантного поведения подростков.
25. Основные принципы и подходы к коррекции отклоняющегося поведения школьников.
26. Основные способы профилактики и преодоления различных форм девиантного поведения школьников.
27. Копинг-стратегии в преодолении отклоняющегося поведения школьников.
28. Рационально-эмоционально-поведенческая терапия А. Эллиса. Особенности рефрейминга при работе с подростками.
29. Развитие коммуникативных навыков у школьников с девиантным поведением.
30. Визуализационные и релаксационные методы коррекции негативных эмоциональных состояний.
31.Делинквентное поведение современных подростков: проблемы молодежной криминальной субкультуры.
32. Преступность несовершеннолетних девушек и девочек-подростков: причины и пути коррекции.
33. Суицид как подростковая проблема: реалии и мифы.
34. Бродяжничество и социальное сиротство.
35. Семья как фактор формирования девиантной личности. Неблагополучные семьи и их классификация.
36. Проституция среди современных девочек-подростков.
37. Виктимизация несовершеннолетних.
38. Правовые основы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Подготовить устный доклад и письменные тезисы
1. Опишите ключевые проблемы понимания социальных норм.
2. Каковы основные функции социальных норм в обществе?
Охарактеризуйте типологические подходы к социальным нормам и отклонениям.
3. Определите соотношение понятий «социальная норма» и «девиантное поведение».
4. Объясните социально-психологические механизмы формирования девиантного поведения в подростковых и молодежных субкультурах.
6. Дайте характеристику моделей девиантного поведения.
7. Опишите основные формы профилактической работы: организация социальной среды; информирование; социальное обучение; организация альтернативной деятельности; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; минимизация негативных последствий девиантного поведения.
8. В чем особенности социально-психологической коррекции девиантного поведения?
9. Охарактеризуйте основные стратегии коррекционного вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения.
10. Раскройте суть коррекционной программы: функции, задачи, методика составления, оценка результативности.
11. Индивидуальная и групповая коррекционные программы.
12. Прочитайте романы Ф. М. Достоевского «Подросток» и Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Сравните проблемы подростков в XIX и XX вв.
Прочитайте главу 3 повести Л. Н. Толстого «Юность» и сравните с характеристикой кризиса юношеского возраста концепции Э. Эриксона.
Тестовые задания
1. В каком веке научные представления о человеческом поведении
получили особенно бурное развитие?:
А) XXI в
Б) XXв
В) XVІІІв
2. Дж. Уотсон говорил о поведении как о:
А) «внешне наблюдаемой реакции индивида»
Б) «потоке активности человека наряду с такими ее проявлениями как
деятельность, созерцание, познание, общение»
В) «непрерывном потоке активности, возникающей в момент оплодотворения яйца и становящейся все более сложной по мере развития организма»
3. Дайте определение понятию поведения с точки зрения современной науки.
4. Назовите характерные признаки поведения личности.
5. Процесс усвоения и активного воспроизводства личностью
социального опыта, осуществляемый в деятельности и общении называется …
6. Отклоняющееся поведение – это … ……………….
7. Выделите основные особенности отклоняющегося поведения:
А) не соответствует общепринятым или официально установленным
социальным нормам
Б) согласованность с конкретной ситуацией
В) соответствие ведущим требованиям социальной среды
Г) вызывает негативную оценку со стороны других людей
Д) наносит реальный ущерб личности или окружающим людям
Е) мотивированность
Ж) сопровождается проявлениями дезадаптации
З) выраженное индивидуальное и возрастно - половое своеобразие
И) продуктивность
8. Сточки зрения, какого критерия оценки человеческого поведения
ведущим показателем нормативности является уровень социальной адаптации личности.
9. Какой нормативный критерий позволяет
определить норму человеческого поведения с помощью частоты, с которой оно встречается в популяции.
10.Какие еще существуют нормативные критерии оценки человеческого поведения?
11. Механизм, который удерживает общественную систему в состоянии
жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен
называется…… ………………………………………
12.Совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам с целью регуляции деятельности называется………………….
13.Социальные отклонения – это …………………………………
14.Назовите признаки социальных отклонений … …………………….
15.Пересилите виды социальных норм … ……………………….
16.Перечислите виды отклоняющегося поведения … ……………………..
17.Какие факторы детерминируют отклоняющееся поведение … ……….
18.Какой ученый считал, что девиации есть составная часть всякого
здорового общества, «фактор общественного здоровья».
19. Акцентуация – это ……………………………………………………….
20. Назовите основные типы акцентуаций характера, выделенных А.Е.
Личко и К.Леонгардом, опишите один из них.
21.Психопатия – это … ………………………………….
22. Назовите основные формы и причины суицидального поведения и
меры его профилактики …
23.Агрессия – это … .……………………………………………………………………………………………………..
24. Назовите виды и причины агрессивного поведения и методы борьбы с ним
Тематика рефератов
1. Становление психологии девиантного поведения как специальной научной и учебной дисциплины. Задачи, проблемы и перспективы психологии девиантного поведения в современных условиях.
2. Определение понятия «социальная норма». Значение социальных норм для человека и общества. Функции социальных норм. Классификации социальных норм.
3. Понятие девиантного поведения в социологии и психологии. Критерии девиантного поведения.
4. Понятие «аномия». Формы аномичного поведения по Мертону.
5. Современные психологические концепции девиантного поведения.
6. Социальные отклонения: понятие, структура и динамика. Характеристика компонентов социальных отклонений (человек, норма, другой человек, социальная группа).
7. Общая характеристика типов и форм девиантного поведения.
8. Психологические причины и факторы формирования девиантности: возрастные, психологические проблемы, нервно-психические нарушения, неблагополучные отношения в семье.
9. Психологические основы профилактики и коррекции девиантного поведения.
10. Психология преступного поведения.
11. Мотивационная сфера несовершеннолетних правонарушителей.
12. Правовое самосознание, его структура и функции.
13. Делинквентное поведение.
14. Аддиктивное поведение. Психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения.
15. Патохарактерологический тип девиантного поведения (психопатии и акцентуации).
16. Психопатологический тип девиантного поведения.
17. Девиантное поведение на базе гиперспособностей.
18. Формы дезадаптации несовершеннолетних. Критерии дезадаптации.
19. Показатели социального развития подростка. Характеристика благополучных, педагогически запущенных и социально запущенных подростков с точки зрения показателей социального развития.
20. Сексуальное поведение и его отклонения.
21. Социальные и психологические аспекты проблемы проституции.
22. Наркомания и токсикомания как социальная, психологическая и медицинская проблема.
23. Факторы риска развития зависимого поведения.
24. Мотивация употребления алкоголя и наркотиков.
25. Алкоголизм как социальная, психологическая и медицинская проблема.
26. Феномен со-зависимости
27. Психолого-педагогическая профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании.
28. Агрессия как девиация. Стиль воспитания как фактор развития агрессивного поведения.
29. Социальные и психологические аспекты суицидального поведения. Психологические особенности работы с группой риска.
30. Возрастные особенности суицидального поведения.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи,сборники и др.).
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Особенности работы определяются выбранной формой занятия, и включает в себя: выяснение позиций участников; организация коммуникации; интерактивное позиционирование (включает четыре этапа: выяснение набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания, переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового смысла).
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, решение кейс-задач, выполнение проектных заданий.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор решения кейс задач (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету
Зечет является контрольным этапом изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы.
При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.
Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.