2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Концепции современного естествознания_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Концепции современного естествознания
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат биологических наук, доцент, Зарипова Рая Салиховна _________________
 
 
Концепции современного естествознания
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Зарипова Р.С

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании  у студентов  научного мировоззрения, основанного на знакомстве с достижениями современных естественных наук, необходимых для ориентации в современном информационном пространстве  
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование целостного представления о современном естествознании (освоение ключевых понятий, законов и закономерностей)    
1.4
развитие критического, научного мышления
1.5
развитие умений,  позволяющих  самостоятельно анализировать научную и техническую информацию, необходимую для решения профессиональных задач.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.2
Невропатология
2.1.3
Теории обучения и воспитания
2.1.4
Современные информационно-коммуникационные технологии в специальном образовании
2.1.5
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.6
История
2.1.7
Математика и информатика
2.1.8
Общая психология
2.1.9
Возрастная физиология и психофизиологи
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Философия
2.2.2
Психолингвистика
2.2.3
Производственная преддипломная практка
2.2.4
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1: способен использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве
 
Знать:
 
основные категории и понятия дисциплины Концепции современного естествознания"   в аспекте формирования научного  мировоззрения.
 
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения
 
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения
 
 
Уметь:
 
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат  дисциплины для формирования научного мировоззрения;
 
анализировать основные характеристики дисциплины  в аспекте практического использования  в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение
 
научно обосновывать собственную позицию при анализе естественнонаучных  фактов, возникающих в учебно-воспитательном процессе , опираясь на научное мировоззрение
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по  дисциплине  в аспекте формирования научного мировоззрения
 
способами анализа естественнонаучных  первоисточников  по заданным критериям для формирования научного мировоззрения
 
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции
 
 
 
ОПК-5: способен использовать в профессиональной деятельности современные компьютерные и информационные технологии
 
Знать:
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
основные естественнонаучные понятия и законы,  необходимые  для ориентирования в современном информационном пространстве
 
знает источники информации с заданными характеристиками:  электронные ресурсы, каталоги, библиотеки, поисковые системы Интернета 
 
основные средства поиска и отбора естественнонаучных знаний, необходимых  для ориентирования в современном информационном пространстве.
 
 
Уметь:
 
находить, выделять и характеризовать основные этапы развития естественнонаучных и знаний.  
 
устанавливать междисциплинарные  связи для ориентирования в современном информационном пространств
 
делать выводы о естественнонаучных объектах, процессах и явлениях на основе сравнительного анализа информации  
 
 
Владеть:
 
основными методами естественнонаучного познания для решения задач профессиональной деятельности в современном информационном пространстве;
 
навыками представления естественнонаучной информации,  необходимой  для ориентирования в современном информационном пространстве
 
современными информационными технологиями  для ориентирования в современном информационном пространстве
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
базовые термины в области естествознания, применяемые для ориентации в информационном пространстве: материя, движение, пространство, время, взаимодействие;
3.1.2
фундаментальные  принципы    в области естествознания, необходимые для ориентации в информационном пространстве: принцип относительности, близкодействия, дальнодействия,  дополнительности, неопределенности;
3.1.3
фундаментальные   законы и теории   в области естествознания, необходимые для ориентации в информационном пространстве: теория кварков,  специальная теория относительности, общая теория относительности, синтетическая теория эволюции;
3.1.4
основные концепции современного естествознания: «Большой Взрыв»,  универсальный эволюционизм, происхождение жизни на Земле;  
3.1.5
достижения в области  физики, химии, биологии, необходимые для ориентации в современном информационном пространстве: открытие бозона Хиггса, работы С.Хокинга, работы Сазерленда, генные технологии-  работы  Я.Уилмота.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить  мониторинг научной литературы,  средств массовой информации в соответствии с заданной естественнонаучной темой;
3.2.2
систематизировать  естественнонаучную информацию в соответствии с заданной структурой;
3.2.3
делать выводы о естественнонаучных объектах, процессах и явлениях на основе сравнительного анализа информации;
3.2.4
анализировать  концепции  эволюции материи, космологические концепции;
3.2.5
оценивать   соответствие информации  нормам научной достоверности и объективности
3.2.6
организовывать  дискуссии по концепциям происхождения жизни,  антропогенеза, по применению генетических технологий,  биоэтике.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками поиска, обработки и представления требуемой информации
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение.  История и методология естествознания

 
1.1
Естествознание в контексте культуры /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

2
ОК-1 ОПК-5
3
0
 
1.2
Возникновение и развитие естественных наук /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э2

2
ОК-1 ОПК-5
3
0
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
1.3
Вклад арабской (мусульманской науки в естествознание /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э2

2
ОК-1 ОПК-5
3
0
 
1.4
Вклад русских ученых в развитие естествознания /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э2

2
ОК-1 ОПК-5
3
0
 
 
Раздел 2. Фундаментальные понятия и принципы естествознания

 
2.1
Научные революции в области физики:XYII-XIX вв. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э2

2
ОК-1 ОПК-5
3
0
 
2.2
Механическая картина мира, термодинамика, электромагнитная картина мира /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э2

2
ОК-1 ОПК-5
3
0
 
2.3
Выдающиеся ученые  XYII-XIX вв: Галилео Галилей, И.Ньютон, И.Кеплер, Сади Карно, М.Фарадей, Дж.Максвелл /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э3

4
ОК-1 ОПК-5
3
0
 
2.4
Неклассическая и  постнеклассическая физика  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э2

2
ОК-1 ОПК-5
3
0
 
2.5
Квантово-механическая концепция описания микромира /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э2

2
ОК-1 ОПК-5
3
0
 
2.6
Выдающиеся ученые XX вв: А.Пуанкаре. А.Эйнштейн, М.Планк, Н.Бор и др. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э2

4
ОК-1 ОПК-5
3
0
 
2.7
Основные концепции химии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э2

4
ОК-1 ОПК-5
3
0
 
2.8
Достижения современной химии. Нанотехнологии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э2

4
ОК-1 ОПК-5
3
0
 
 
Раздел 3. Мир эволюционирующий

 
3.1
Космологические и астрофизические концепции /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ОПК-5
3
0
 
3.2
Современная астрономическая картина мира /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ОПК-5
3
0
 
3.3
За пределами телескопа "Хаббл".  Новые инструменты и развитие астрофизики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ОПК-5
3
0
 
3.4
Концепции  о происхождении Солнечной системы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ОК-1 ОПК-5
3
0
 
3.5
"Рождение Земли". Основные геосферы и их эволюция /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

4
ОК-1 ОПК-5
3
0
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.6
Концепции появления живого на Земле и эволюция жизни /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э2 Э3

2
ОК-1 ОПК-5
3
0
 
3.7
Эволюция жизни на Земле /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э2 Э3

2
ОК-1 ОПК-5
3
0
 
3.8
Чарльз Дарвин, Альфред Рассел Уоллес, Жорж Кювье и Ж.Б.Ламарк: вклад в эволюционную концепцию /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-1 ОПК-5
3
0
 
3.9
Уровни биологических структур /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э2 Э4 Э5

2
ОК-1 ОПК-5
3
0
 
3.10
Достижения современной молекулярной биологии и генетики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э2

2
ОК-1 ОПК-5
3
0
 
3.11
Закономерности развития экологических систем /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э2

2
ОК-1 ОПК-5
3
0
 
3.12
Г.Мендель, С.Четвериков, И.Шмальгаузен, Р.Докинз- вклад в развитие генетики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э2

2
ОК-1 ОПК-5
3
0
 
3.13
Биосфера и цивилизация /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э2

6
ОК-1 ОПК-5
3
0
 
3.14
Основные экологические проблемы современности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э2

2
ОК-1 ОПК-5
3
0
 
3.15
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ОК-1 ОПК-5
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная  аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1.Характерные черты науки и отличие от других отраслей культуры.

2.Методы и структура научного познания.

3.предмет естествознания и его отличия от других областей науки.

4.Роль Г.Галилея в становлении классической науки.

5.И.Ньютон как основоположник классической физики.

6.Научные революции ХХ века

7.Особенности квантовой механики.

8.Характеристика основных физических сил и взаимодействий.

9.Современные представления о пространстве и времени.

10.Главные выводы ОТО и СТО.

11.«Модель «Большого Взрыва» и расширяющейся Вселенной.

12.Эволюция звезд.

13.Происхождение Солнечной системы.

14.Основные положения глобальной тектоники.

15.Учение о химическом процессе.

16.Концепции возникновения жизни на Земле.

17.Структурные уровни живого.

18.Клеточная теория- основная концепция современной биологии.

19.Этапы становления и развития генетики.

20.Новейшие биотехнологии: перспективы.

21.История биосферы.

 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
22.Эволюционная теория Дарвина и предшественников.

23.Синтетическая теория эволюции.

24.Происхождение и сущность человека. Концепции антропогенеза.

25.Глобальные экологические проблемы современности. Концепция устойчивого развития

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов с презентацией

1.Астрофизика: особенность современных представлений.

2.Биологическое разнообразие - наиболее ценный ресурс планеты.

3.Важнейшие открытия в естествознании в XVI-XVII веках.

4.Взаимосвязь структурных уровней организации материи

5.Генная инженерия, ее возможности и перспективы.

6.История открытия основных элементарных частиц.

7.Нанотехнологии XXI века.

8.Новые материалы в химии и возможность их применения.

9.Освоение научных открытий. Связь экономического развития с состоянием отечественной науки.

10.Особенности биологического уровня организации материи

11.Открытие редких химических элементов.

12.Периодический закон Д.И. Менделеева и его значение в науке.

13.Превращение вещества и энергии в биосфере.

14.Проблема жизни в космосе и ее отражение в научно-фантастической литературе.

15.Роль идей А.Эйнштейна в формировании нового научного мировоззрения.

16.Современные представления о ноосфере.

17.Теория самоорганизации в приложении к биологическим системам.

18.Химия: важные открытия XX века.

19.Эволюционная химия. Теория Руденко.

20.Этика научных исследований. Псевдонаука

Составление интеллект-карты

Темы:  "Естествознание", «Материя», «Вселенная». «Жизнь»

Понятия:  Культура. Наука. Концепция. Естествознание. Система. Гипотеза. Научный эксперимент. Интеграция наук. Парадигма. Научная картина мира. Элементарные частицы. Адроны. Лептоны. Кварки. Античастицы. Принцип относительности. Релятивизм. Дуализм. Реликтовое излучение. Вакуум.Атом. Молекула. Соединение. Структурная формула. Химический элемент. Изотоп. Катализатор. Фермент. Нуклеиновые кислоты. Комплементарность. Матричный синтез. Звезда. Планета. Галактика. Метагалактика. Квазар. Пульсар. Черные дыры. Красное смещение. Креационизм. Панспермия. Самозарождение. Фауна. Флора. Бактерии. Грибы. Растения. Животные. Биологический прогресс, регресс. Изменчивость. Изоляция. Эволюция. Ген. Фенотип. Аллель. Гетерозигота. Хромосома. Клонирование. Генотип. Зигота. Гомозигота. Репродукция. Мутация. Модификация. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении  к РПД

  

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Свиридов В.В.
Концепции современного естествознания:   учеб. пособие для вузов / В. В. Свиридов, Е. И. Свиридова ; под ред. В. В. Свиридова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 310 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-09649-1. Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. URL:   https://biblio-online.ru/bcode/438369 
Юрайт, 2019
 
Л1.2
Отюцкий, Г. П
Концепции современного естествознания : : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Г. П. Отюцкий ; под редакцией Г. Н. Кузьменко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 380 с. — (Бакалавр. Прикладной курс).— URL : urait.ru/book/koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-433257
Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Каломиец А.В. 
Концепции современного естествознания: астрономия : учебное пособие для вузов / А. В. Коломиец [и др.] ; ответственный редактор А. В. Коломиец, А. А. Сафонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09065-9. — URL : urait.ru/book/koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-astronomiya-442377
Юрайт, 2019
 
Л2.2
Лавриненко В.Н. 
Концепции современного естествознания : учебник для бакалавров / В. Н. Лавриненко [и др.] ; под редакцией В. Н. Лавриненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 462 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-9916-2368-1. — URL : urait.ru/book/koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-425176
Юрайт , 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Зарипова Р.С.
Естественнонаучная картина мира: Организация и проведение семинарских занятий и самостоятельной работы студентов : Учебно-методическое пособие. – Р.С. Зарипова, А.Р. Хасанова, В.Р. Махубрахманова.  - Н.Челны: Изд-во ФГБОУ ВО "НГПУ", 2016 Текст : электронный // ЭБС IPR BOOKS [сайт].  URL: :  http://www.iprbookshop.ru/60699.html   
Н.Челны: Изд-во ФГБОУ ВО "НГПУ", 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт, содержащий информацию, в том числе фото, получаемую с орбитального телескопа Spitzer.-  Режим доступа:  http://www.spitzer.caltech.edu 
 
Э2
Естественнонаучная картина мира (ЭОР).--  Режим доступа:  https://mooped.net/course/view.php?id=197
 
Э3
Эволюция человека. Происхождение.-  Режим доступа: http://antropogenez.ru/ 
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-201 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
7.2
1-223 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-102б Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

     В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию.. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

      В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

      В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами,    рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов    семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

     Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа студентов включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

  Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
     Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

         Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.