2022-2023_b44_03_05 М и И 121_021_ 921 гр__plx_Концепции современного естествознания_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Концепции современного естествознания
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 1
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат биологических наук, доцент, Зарипова Рая Салиховна _________________
 
 
Концепции современного естествознания
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Зарипова Р.С

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование  у обучающихся научного мировоззрения, основанного на знакомстве с достижениями естественных наук, необходимого  для  осуществления профессиональной деятельности
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование целостного представления о современном естествознании (освоение ключевых понятий, законов и закономерностей)    
1.4
развитие критического, научного мышления
1.5
развитие умений,  позволяющих  самостоятельно анализировать научную и техническую информацию, необходимую для решения профессиональных задач.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Концепции современного естествознания» обучающиеся используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология», «Химия», «Физика» и «География» на предыдущем (школьном) уровне обучения
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Начала алгебры
2.2.2
Основы алгоритмизации и программирования
2.2.3
Элементарная математика
2.2.4
Общая и социальная психология
2.2.5
Теоретические основы информатики
2.2.6
Аналитическая геометрия
2.2.7
Возрастная и педагогическая психология
2.2.8
Компьютерное моделирование
2.2.9
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.10
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.11
Производственная педагогическая практика
2.2.12
Дискретная математика
2.2.13
История математики
2.2.14
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.15
Технологии программирования
2.2.16
Информационные системы
2.2.17
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.2.18
Проектирование информационных систем
2.2.19
Теория вероятностей и математическая статистика
2.2.20
Дифференциальная геометрия
2.2.21
Производственная преддипломная практика
2.2.22
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.23
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.24
2.2.25
Основы компьютерной графики
2.2.26
Разработка WEВ-приложений
2.2.27
Вычислительная математика
2.2.28
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.29
Специальные методы решения математических зада
2.2.30
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.31
Учебная практика по программированию
2.2.32
Учебная практика  по решению  задач повышенной сложности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 4
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Выбирает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
УК-1.3: Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.4: Выявляет степень доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.5: Определяет рациональные идеи для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
базовые термины в области естествознания, применяемые для ориентации в информационном пространстве: материя, движение, пространство, время, взаимодействие;
3.1.2
фундаментальные  принципы    в области естествознания, необходимые   будущему учителю для ориентации в информационном пространстве: принцип относительности, близкодействия, дальнодействия,  дополнительности, неопределенности;
3.1.3
фундаментальные   законы и теории   в области естествознания, необходимые для ориентации в информационном пространстве: теория кварков,  специальная теория относительности, общая теория относительности, синтетическая теория эволюции;
3.1.4
основные концепции современного естествознания: «Большой Взрыв»,  универсальный эволюционизм, происхождение жизни на Земле;  
3.1.5
достижения в области  физики, химии, биологии, необходимые для ориентации в современном информационном пространстве: открытие бозона Хиггса, работы С.Хокинга, работы Сазерленда, генные технологии-  работы  Я.Уилмота;
3.1.6
характеристики профессионально важных качеств будущего учителя для осуществления профессиональной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить  мониторинг научной литературы,  средств массовой информации в соответствии с заданной естественнонаучной темой;
3.2.2
систематизировать  естественнонаучную информацию в соответствии с заданной структурой;
3.2.3
делать выводы о естественнонаучных объектах, процессах и явлениях на основе сравнительного анализа информации;
3.2.4
анализировать  концепции  эволюции материи, космологические концепции;
3.2.5
оценивать   соответствие информации  нормам научной достоверности и объективности
3.2.6
организовывать  дискуссии по концепциям происхождения жизни,  антропогенеза, по применению генетических технологий,  биоэтике;
3.2.7
анализировать  естественнонаучную информацию, необходимую для осуществления профессиональной деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками поиска, обработки и структурирования  информации
3.3.2
навыками представления информации по заданной теме
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение.  История и методология естествознания

 
1.1
Естествознание в контексте культуры /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3

Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
1.2
Возникновение и развитие естественных наук /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
1.3
Вклад арабской (мусульманской науки в естествознание /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
1.4
Вклад русских ученых в развитие естествознания /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 2. Фундаментальные понятия и принципы естествознания

 
2.1
Научные революции в области физики:XYII-XIX вв. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3

Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
2.2
Механическая картина мира, термодинамика, электромагнитная картина мира /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
2.3
Выдающиеся ученые  XYII-XIX вв: Галилео Галилей, И.Ньютон, И.Кеплер, Сади Карно, М.Фарадей, Дж.Максвелл /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

4
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
2.4
Неклассическая и  постнеклассическая физика  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
2.5
Квантово-механическая концепция описания микромира /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
2.6
Выдающиеся ученые XX вв: А.Пуанкаре. А.Эйнштейн, М.Планк, Н.Бор и др. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

4
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
2.7
Основные концепции химии /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
2.8
Достижения современной химии. Нанотехнологии /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
2.9
Выдающиеся химики: Д.Менделеев, А.Е.Арбузов, А.М.Бутлеров и др. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 3. Мир эволюционирующий

 
3.1
Космологические и астрофизические концепции /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
3.2
Современная астрономическая картина мира /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
3.3
За пределами телескопа "Хаббл".  Новые инструменты и развитие астрофизики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5

4
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
3.4
Концепции  о происхождении Солнечной системы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
3.5
Концепции  о происхождении Солнечной системы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
3.6
"Рождение Земли". Основные геосферы и их эволюция /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5

4
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
3.7
Концепции появления живого на Земле и эволюция жизни /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
3.8
Эволюция жизни на Земле /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
3.9
Чарльз Дарвин, Альфред Рассел Уоллес, Жорж Кювье и Ж.Б.Ламарк: вклад в эволюционную концепцию /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

4
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
3.10
Уровни биологических структур /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3

Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
3.11
Достижения современной молекулярной биологии и генетики /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
3.12
Закономерности развития экологических систем /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
3.13
Г.Мендель, С.Четвериков, И.Шмальгаузен, Р.Докинз- вклад в развитие генетики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
3.14
Биосфера и цивилизация /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
3.15
Биосфера и техносфера /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
3.16
Биосфера-2.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
3.17
Основные экологические проблемы современности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для  подготовки к зачету

 
стр. 7
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
1.Характерные черты науки и отличие от других отраслей культуры.

2.Методы и структура научного познания.

3.предмет естествознания и его отличия от других областей науки.

4.Роль Г.Галилея в становлении классической науки.

5.И.Ньютон как основоположник классической физики.

6.Научные революции ХХ века

7.Особенности квантовой механики.

8.Характеристика основных физических сил и взаимодействий.

9.Современные представления о пространстве и времени.

10.Главные выводы ОТО и СТО.

11.Модель «Большого Взрыва» и расширяющейся Вселенной.

12.Эволюция звезд.

13.Происхождение Солнечной системы.

14.Основные положения глобальной тектоники.

15.Учение о химическом процессе.

16.Концепции возникновения жизни на Земле.

17.Структурные уровни живого.

18.Клеточная теория- основная концепция современной биологии.

19.Этапы становления и развития генетики.

20.Новейшие биотехнологии: перспективы.

21.История биосферы.

22.Эволюционная теория Дарвина и предшественников.

23.Синтетическая теория эволюции.

24.Происхождение и сущность человека. Концепции антропогенеза.

25.Глобальные экологические проблемы современности. Концепция устойчивого развития

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов с презентацией

1.Астрофизика: особенность современных представлений.

2.Биологическое разнообразие - наиболее ценный ресурс планеты.

3.Важнейшие открытия в естествознании в XVI-XVII веках.

4.Взаимосвязь структурных уровней организации материи

5.Генная инженерия, ее возможности и перспективы.

6.История открытия основных элементарных частиц.

7.Нанотехнологии XXI века.

8.Новые материалы в химии и возможность их применения.

9.Освоение научных открытий. Связь экономического развития с состоянием отечественной науки.

10.Особенности биологического уровня организации материи

11.Открытие редких химических элементов.

12.Периодический закон Д.И. Менделеева и его значение в науке.

13.Превращение вещества и энергии в биосфере.

14.Проблема жизни в космосе и ее отражение в научно-фантастической литературе.

15.Роль идей А.Эйнштейна в формировании нового научного мировоззрения.

16.Современные представления о ноосфере.

17.Теория самоорганизации в приложении к биологическим системам.

18.Химия: важные открытия XX века.

19.Эволюционная химия. Теория Руденко.

20.Этика научных исследований. Псевдонаука

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Гусев Д.А. 
Естественнонаучная картина мира :  учебное пособие /Д.А. Гусев, Е.Г. Волкова, А.С. Маслаков. - Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70117.html
М. : Московский педагогический государственный университет,  2016
 
стр. 8
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Свиридов В.В.
Концепции современного естествознания:   учеб. пособие для вузов / В. В. Свиридов, Е. И. Свиридова ; под ред. В. В. Свиридова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 310 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-09649-1. Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. URL:   https://biblio-online.ru/bcode/438369 
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Зарипова Р.С.
Концепции современного естествознания: Электронный учебник/ Р.С.Зарипова.-  Н.Челны: НИСПТР, 2008.- Текст : электронный // ЭБС IPR BOOKS [сайт].   URL: :   http://www.iprbookshop.ru/60702.html   
НИСПТР, 2008
 
Л2.2
Каломиец А.В. 
Концепции современного естествознания: астрономия : учебное пособие для вузов / А. В. Коломиец [и др.] ; ответственный редактор А. В. Коломиец, А. А. Сафонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09065-9. — URL : urait.ru/book/koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-astronomiya-442377
Юрайт, 2019
 
Л2.3
Садохин А.П. 
Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]:: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления/ Садохин А.П.— Электрон. текстовые данные.— Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 446 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83035.html.
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Зарипова Р.С.
Естественнонаучная картина мира: Организация и проведение семинарских занятий и самостоятельной работы студентов : Учебно-методическое пособие. – Р.С. Зарипова, А.Р. Хасанова, В.Р. Махубрахманова.  - Н.Челны: Изд-во ФГБОУ ВО "НГПУ", 2016 Текст : электронный // ЭБС IPR BOOKS [сайт].  URL: :  http://www.iprbookshop.ru/60699.html   
Н.Челны: Изд-во ФГБОУ ВО "НГПУ", 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт, содержащий информацию, в том числе фото, получаемую с орбитального телескопа Spitzer- URL:  http://www.spitzer.caltech.edu  
 
Э2
Естественнонаучная картина мира (ЭОР)- URL: https://mooped.net/course/view.php?id=197 
 
Э3
Эволюция человека. Происхождение.-  URL: http://antropogenez.ru/   
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 9
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-108 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-307 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.4
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями.

В ходе подготовки к практическим занятиям  изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие.

В ходе  практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы  занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов  практического занятия  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, 

 
стр. 10
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач.

        

Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.