2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Зоология беспозвоночных_Биология и География
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Зоология беспозвоночных
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
 
экзамен 1
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
153
аудиторные занятия
18
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
18
18
18
18
Кoнтактная рабoта
18
18
18
18
Сам. работа
153
153
153
153
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Зарипова Р.С. _________________
 
 
Зоология беспозвоночных
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Зарипова Р.С.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:
1.2
освоение студентами необходимых знаний о многообразии животного мира, строении его основных представителей и взаимоотношениях между ними, знакомство с современными аспектами зоологии, таксономической структурой фауны беспозвоночных и позвоночных, закономерностями ее эволюции.
1.3
Задачи освоения дисциплины;
1.4
сформировать базовые и углубленные знания об организмах, их разнообразии и систематике, происхождении и филогенетических связях.
1.5
выработать умения и навыки препарирования, определения животных при помощи определителей и справочников
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предмета «Биология"  на предыдущем (школьном) уровне обучения
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Биогеография
2.2.2
Зоология позвоночных
2.2.3
Методика обучения биологии
2.2.4
Методический практикум
2.2.5
Формирование функциональной грамотности при обучении биологии
2.2.6
Методы исследовательской и проектной деятельности деятельности
2.2.7
Основы экологической культуры
2.2.8
Учебная практика по ботанике и зоологии
2.2.9
Анатомия и морфология человека
2.2.10
Физиология человека и животных
2.2.11
Производственная педагогическая практика
2.2.12
Генетика
2.2.13
Гистология с основами эмбриологии
2.2.14
Курсовая работа по методике обучения биологии
2.2.15
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.16
Решение профессиональных задач учителя биологии
2.2.17
Теория эволюции
2.2.18
Физиология растений
2.2.19
Методы биометрии
2.2.20
Производственная практика. Преддипломная практика
2.2.21
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.22
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.23
Методы географических исследований
2.2.24
Биотехнологии
2.2.25
География РТ
2.2.26
Основы здорового образа жизни
2.2.27
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
2.2.28
Туризм в школе
2.2.29
География населения
2.2.30
Методы биологических исследований
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.3: Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
 
 
стр. 4
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
биологические термины, понятия и закономерности организации живых систем;
3.1.2
историю развития естествознания в целом, биологии и зоологии в частности, их связь с другими областями человеческого знания и культуры;
3.1.3
методы зоологических исследований в лабораториях и полевых (природных) условиях;
3.1.4
экологические факторы и взаимосвязи между окружающей средой и фауной;
3.1.5
ключевые закономерности эволюции (филогенетики) животного мира и индивидуального развития (онтогенеза) особей;
3.1.6
основные принципы систематики, систематические категории и их соподчиненность, классификацию животного мира;
3.1.7
главные признаки типов, классов, отрядов и семейств животных, их типичных представителей;
3.1.8
биологию и экологию беспозвоночных, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать теоретические знания, полученные на лекциях, по научным, учебным и методическим изданиям в практических целях в преподавании школьного курса зоологии;
3.2.2
самостоятельно работать со специальной учебно-методической литературой, справочниками и определителями различных таксонов животных, составлять рефераты, графики, схемы, рисунки;
3.2.3
правильно определять характерные свойства и признаки на исследуемом зоологическом объекте, четко выделять отличительные признаки вида;
3.2.4
пользоваться инструментарием, техническими средствами и химическими реактивами, другим оборудованием для исследования зоологических объектов в лаборатории  и полевых условиях;
3.2.5
объяснять морфо-физиологические свойства, характерные особенности животных, их популяций в зависимости от условий их существования, среды обитания;
3.2.6
соотносить схематический рисунок животного с натурального объекта.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
приоритетными концепциями естествознания;
3.3.2
методами  изучения живой природы (наблюдение, измерение;
3.3.3
биологической научно-методической терминологией для изучения животного мира;
3.3.4
знаниями о животных, их экологии и поведения (этологии;
3.3.5
методикой работы с определителями беспозвоночных животных, микроскопом.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в биологию животных. Классификация царства животных. 

 
1.1
Систематика  животного мира. Подцарство Одноклеточные.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1
1
0
 
1.2
Строение клетки животных и протистов.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1
1
0
 
1.3
Система высших таксонов животного мира и место в ней  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1
1
0
 
стр. 5
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
1.4
Паразитические Mastigophora и Sarcodina.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-8.1
1
0
 
1.5
Подцарство Примитивные многоклеточные, Типы  Губки и Пластинчатые. Особенности строения и жизнедеятельности губок. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОПК-8.1
1
0
 
1.6
Особенности строения и жизнедеятельности губок. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1
1
0
 
1.7
Подтипы известковые и кремниевые  губки /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

7
ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 2. Обзор типов высших многоклеточных.

 
2.1
Тип Кишечнополостные.Обзор двуслойных животных бесполостных.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1
1
0
 
2.2
Строение и жизненный цикл гидроидных (гидра и аурелия)). /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1
1
0
 
2.3
Тип Гребневики. Строение и физиология. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1
1
0
 
2.4
Трехслойные или Билатерально-симметричные животные. Типы Круглые черви.Плоские черви.Кольчатые черви.Коловратки. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1
1
0
 
2.5
Класс сосальщики. Класс ленточные черви  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1
1
0
 
2.6
Строение и физиология плоских и червей и сосальщиков. Моногенетические сосальщики. Цепни. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1
1
0
 
2.7
Внутреннее и внешнее строение  дождевого червя. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1
1
0
 
2.8
Классификация кольчатых червей. Филогенез. Практическое значение. Тип Коловратки и их роль в самоочищении воды.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 3. Тип Моллюски. 

 
3.1
Общая характеристика типа Моллюски.   /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1
1
0
 
3.2
Брюхоногие (лужанка, прудовик), двустворчатые. (перловица, беззубка). Строение и цикл развития. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1
1
0
 
3.3
Практическое значение моллюсков. Тип Иглокожие.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 4. Тип  Членистоногие 

 
4.1
Тип Членистоногие. Строение и физиология. Классификация. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1
1
0
 
4.2
Паукообразные. Отряд Пауки. Паук-крестовик /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1
1
0
 
4.3
Представители паукообразных. Распространенность в Российской Федерации и Республике Татарстан. Практическое значение. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-8.1
1
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
4.4
Классификация ракообразных. Практическое значение. Роль в природе. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

16
ОПК-8.1
1
0
 
4.5
Надкласс  Шестиногие. Классы Скрыточелюстные и Открыточелюстные насекомые /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

16
ОПК-8.1
1
0
 
4.6
Насекомые. Определение основных отрядов по коллекциям. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1
1
0
 
4.7
Специализация конечностей и тагматизация тела Arthropoda. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

16
ОПК-8.1
1
0
 
4.8
Подготовка к промежуточной аттестации /Экзамен/

9
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы для  подготовки к экзамену

1.Предмет, цели и задачи зоологии, методы исследования и связь с другими науками.

2.Основные этапы исторического развития биологии, и зоологии в частности, их значение для процесса научной мысли и человеческой цивилизации.

3. Животный мир Земли. Отличительные особенности животных.  Значение животных в биогенном круговороте веществ.

4.Основы зоологической систематики. Иерархия таксономический групп. Современная систематика животного мира.

5.Уровни организации и планы строения животных, их структурно-функциональные закономерности и экологическая приспособляемость.

6.Подцарство Одноклеточные животные. Общая характеристика и систематический обзор простейших. Значение в природе и жизни человека.

7.Тип Саркомастигофоры. Саркодовые одноклеточные (корненожки, лучевики, солнечники). Фораминиферы. Значение саркодовых в образовании осадочных пород земной коры.

8. Подтип Жгутиконосцы. Особенности строения и образа жизни. Классы Растительные и Животные жгутиковые, их важнейшие представители. Паразитические жгутиконосцы (трихомонады, лямблии, трипоносомы). Колониальные формы жгутиковых и их значение в происхождении многоклеточных животных. Подтип Опалины.

9.Тип Апикомплексы.  Общая характеристика типа в целом и класса Споровики. Особенности их строения, жизнедеятельности и размножения в связи с паразитическим образом жизни. Отряд Грегарины.

10. Тип Инфузории (Ресничные). Особенности строения, жизнедеятельности и размножения инфузорий как высших одноклеточных. Свободноживущие, симбиотические и паразитические инфузории.

11.Биологические основы паразитизма. Паразитические формы простейших, значение их изучения. Паразитарные болезни человека, животных и растений, принципы их профилактики.

12.Подцарство Многоклеточные. Особенности морфо-физиологической организации. Происхождение и эволюция. Систематический обзор многоклеточных животных.

13.Низшие многоклеточные, двуслойные животные. Типы Пластинчатые и Губки. Особенности строения, жизнедеятельности и экологическая радиация губок.

14.Обзор высших многоклеточных двуслойных животных. Раздел Лучистые (Радиально-симметричные). Типы Кишечнополостные. Общая характеристика, систематика, происхождение и морфо-экологическое распространение кишечнополостных, их значение.

15.тип Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности, циклы развития и экология представителей классов Гидроидные, Сцифоидные медузы и Коралловые полипы. Биологическое и практическое значение кишечнополостных. Происхождение и биогеоценотическое значение коралловых рифов.

16.Раздел Билатеральные животные. Обзор трехслойных бесполостных и первичнополостных (плоских и круглых червей). Общие признаки и эволюция типов Плоские черви и Круглые черви.

17.Тип Плоские черви. Классы Ресничные, Сосальщики, Ленточные черви. Особенности строения, жизнедеятельности, экология и циклы развития сосальщиков, лентецов и цепней. Паразитический образ жизни, болезни человека и животных, вызываемые трематодами и цестодами.

18.Трехслойные первичнополостные животные. Тип Круглые черви. Классификация, представители, значение в природе и жизни человека. Класс Нематоды. Систематический обзор. Особенности строения и жизнедеятельности, размножение и цикл развития. Экология круглых червей.

19.Понятие о геогельминтах и биогельминтах. Болезни человека, животных и растений, вызываемые паразитическими нематодами (аскаридатозы, стронгилятозы, трихоцефалятозы, анкилостомидозы и др.). Успехи и задачи современной гельминтологии.

20.Подраздел Целомические животные, их общие признаки. Обзор трехслойных вторичнополостных – типов  Кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие: особенности морфо-физиологической организации, происхождения и эволюции.

21.Тип Кольчатые черви (Кольчецы). Общая характеристика аннелид как высших червей. Прогрессивные черты строения и жизнедеятельности. Значение кольчатых червей в природе и практической деятельности человека. Классы Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки.

22.Тип Членистоногие. Систематический обзор, филогения и значение в природе и жизни человека, особенности строения и жизнедеятельности в связи со средой обитания и образом жизни, циклы развития.

 
стр. 7
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
23.Подтип Жабродышащие членистоногие. Класс Ракообразные. Отличительные черты строения, жизнедеятельности и экологии низших и высших ракообразных. Биологическое и практическое значение.

24.Подтип Хелицеровые. Класс Паукообразные. Отличительные свойства отрядов Пауки, Клещи, Скорпионы, Сольпуги (фаланги): строение, жизнедеятельность, размножение и развитие, экологическая радиация и приспособление к наземному образу жизни.

25.Подтип Трахейнодышащие. Краткая характеристика надкласса Многоножки (сколопендры, кивсяки). Надкласс Шестиногие. Классы Скрыточелюстные и Открыточелюстные насекомые. Биологическое и практическое знчение насекомых.

26.Размножение и развитие насекомых. Типы развития: аметоболия, гемиметаболия и голометаболия. Физиология и происхождение метаморфоза у насекомых.

27.Основные отряды насекомых с неполным метаморфозом (стрекозы, тараканы, богомолы, термиты,  прямокрылые, полужесткокрылые, равнокрылые, вши и др.). особенности их строения, жизнедеятельности и развитие, приспособление к среде обитания, значение в природе и жизни человека.

28.Характеристика отрядов насекомых с полным циклом превращения: Жесткокрылые, Чешуекрылые, Блохи, Перепончатокрылые, Двукрылые и др.. Их морфо-физиологические свойства, особенности строения развития, экологическая радиация, биологическое и практическое значение.

29.Тип Мягкотелые (Моллюски). Основные классы, представители. Общая морфо-физиологическая характеристика моллюсков. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и экологии брюхоногих и двустворчатых.

30.Класс Головоногие моллюски. Закономерности их морфо-функциональной организации и развития. Экологическая радиация головоногих, их значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

31.Вторичноротые животные (типы Иглокожие, Полухордовые, Хордовые). Характеристика иглокожих. Основные классы типа: Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Морские лилии. Краткие сведения о типе Полухордовые.

 
5.2. Темы письменных работ
Тестовые задания   

1.Где обитает пресноводная гидра?

а) в морях

б) в океанах

в) в прудах, озерах и реках

г) в кишечнике у человека

2.Как называется внутренний слой гидры?

а) эктодерма

б) энтодерма

в) мезодерма

г) перидерма

3.Какая функция стрекательных клеток?

а) защитная

б) нападения

в) размножения

г) защита и нападения

4.Каким способом размножаются гидры?

а) половым

б) бесполым

в) партеногенезом

г)половым и бесполым

5.Пища, захваченная одним полипом, распределяется между членами колонии по разветвлённым каналам общей пищеварительной полости, которая называется….

6.К какому классу относится белая планария?

а) сосальщики

б) моногенеи

в) ресничные черви

г) ленточные черви

7.Как называется однослойный эпителий кожи у представителей Типа Плоские черви?

а) энтодерма

б) синцитий

в) эктодерма

г) мезодерма

8.Какой орган равновесия характерен белым планариям?

а) статоцист

б) сенсилла

в) кортиев орган

г) данного органа нет

9.Какой способ дыхания характерен эндопаразитам Типа Плоские черви?

а) аэробный

б) анаэробный

10.Назовите основные меры профилактики в борьбе с бычьим солитером?

а) не употреблять мясо КРС

б) употреблять в пищу мясо с хорошей термической обработкой

 
стр. 8
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
в) соблюдать санитарные нормы

г) мыть руки перед едой

11.Круглый паразитический червь:

А) дождевой червь

Б) бычий цепень

В) печеночный сосальщик

Г) человеческая аскарида.

12. Как называется первичная полость между стенкой тела и внутренними органами?

А) схизоцель

Б) бластоцель

В) миксоцель

Г) целом

13. Какая форма тела у аскариды человеа?

А) плоская

Б) круглая

В) веретеновидная

Г) форма тела меняется

14. Чем чаще покрыто тело у представителей Типа Круглые черви?

А) энтодермой

Б) эктодермой

В)  кутикулой

Г) ресничками

15. Какие мероприятия помогут предотвратить заражение и самозаражение детской острицей?

А) кипячение, проглаживание утюгом постельного и нательного белья

Б) чистота жилых помещений и туалетов

В) мыть руки перед едой

Г) употреблять свежие продукты

16.Где можно встретить  кольчатых червей?

А) в морях

Б) пресных водах

В) на суше

Г) все ответы верные

17.Как называется вторичная полость тела у кольчатых червей?

А) схизоцель

Б) целом

В) бластоцель

Г) гаструла

18.Какие мышцы находятся под кожей у дождевого червя?

А) кольцевые и продольные

Б) диагональные и продольные

В) кольцевые и диагональные

Г) мышцы отсутствуют

19.Какие элементы пищеварительной системы присутствуют у дождевого червя?

А) ротовая полость

Б) пищевод

В) зоб

Г) желудок

20.Дайте определение понятию метамерия?

21.Как называются отделы тела моллюсков?

А) голова, туловище и ноги

Б) голова, талия, ноги

В) талия, ноги, ракушка

Г) голова, ноги, ракушка

22.Как происходит развитие моллюсков?

А) обычно с метаморфозом

Б) прямое развитие

В) чередование поколений

Г) обычно с метаморфозом, но может быть и прямое

23.Какими железами вырабатывается раковина у брюхоногих моллюсков?

А) пилорическими железами

Б) известковыми железами мантии

В) слюнными железами

Г) железой Лейблейна

24.Какого типа кровеносная система у виноградной улитки?

А) замкнутая

Б) незамкнутая

В) отсутствует

Г) не постоянного типа

 
стр. 9
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
25.Сколько отделов выделяют у ракообразных?

А) головной, грудной, брюшной

Б) головной, грудной, задний

В) головной, туловищный, задний

Г) передний грудной, брюшной

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. в приложении к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Кустов, С. Ю. 
Зоология беспозвоночных : учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Зайцев, А. И
Лабораторные работы по зоологии беспозвоночных : : учебно-методическое пособие / А. И. Зайцев. — Москва : Московский городской педагогический университет, 2013. — 156 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/26511
— Москва : Московский городской педагогический университет, 2013
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Никитина, С. М. 
Зоология беспозвоночных : учебно-методическое пособие / С. М. Никитина. — Калининград : Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2012. — 125 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/23779.html
Калининград : Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2012
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт бесплатной электронной биологической литературы. [Эл. ресурс]. - http:// www.zoomet.ru.

Международный сайт с последними обновлениями по всем группам животных -  http://sn2000.taxonomy.nl/

 
Э2
Сайт Зоологического института АН РФ проект "Биоразнообразие" -http://www.zin.ru/BioDiv/index.html
 
Э3
Сайт с кладограммами всех групп животных (до уровня видов) - http://www.fmnh.helsinki.fi/users/haaramo/Metazoa/Deuterostoma/Chordata/Chordata_index .html
 
Э4
База данных по современным амфибиям (версия каталога за 2014 год)  -  http://research.amnh.org/vz/herpetology/amphibia/index.php
 
Э5
База данных по современным рептилиям (обновляется постоянно) - http://www.reptiledatabase.org/
 
Э6
Сайт номенклатуры названий птиц (кладистическая версия) -   http://www.zoonomen.net
 
Э7
База данных по птицам версия IOC http://www.worldbirdnames.org/
 
Э8
Сайт Смитсоновского института База данных по млекопитающим (версия Уолкер, 2005 ) - http://www.departments.bucknell.edu/biology/resources/msw3/browse.asp
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 10
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-108 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-105 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-105 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекционным занятиям.

Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями.

Методические указания к  лабораторным занятиям.

Лабораторные занятия, в отличие от лекции, предполагает участие студентов в освоении учебного материала и приобретение практического навыка работы с живыми и фиксированными препаратами. Формы их деятельности могут быть разными. Существенно, однако, то, что на семинарском занятии говорят студенты, а препо¬даватель руководит этим процессом. Семинарские занятия в учебном процессе выполняют следующие функции:

1) закрепление знаний (во-первых в процессе самостоятельной подготовки к занятию студенты повторяют материал, готовят живые объекты. Во-вторых, получение практического навыка работы  с живыми объектами изучение их особенностей строения и функционирования. В-третьих, обсуждение полученных знаний делает их более прочными;

2) расширение знаний происходит тогда, когда студенты получают реальную картинку через оптические приборы, могут проследить особенности различных живых объектов. Расширению и углублению знаний   способствует подготовка студентами рефератов или сообщений по специальным вопросам. Нами также    предусмотрена  подготовка всех студентов по одним и тем же вопросам, по одним и тем же первоисточникам;

3)развитие умений самостоятельной работы (происходит в процессе подготовки к занятиям. Развиваются умения самостоятельного поиска, отбора и переработки информации. Этому способствуют разные формы постановки заданий для подготовки к занятию — количество вопросов и их формулировка, указание конкретных источников, разделов, страниц, или предоставление студентам возможности самостоятельного поиска);

4)стимулирование интеллектуальной деятельности. На лабораторных занятиях могут активизироваться практическая и мыслительная деятельность студентов. Это зависит от формы организации занятий, от типа постановки заданий.

На лабораторных занятиях рассматриваются темы, взаимосвязанные с темами лекционного курса.

Методические указания  для    организации самостоятельной работы  

Организационные мероприятия, обеспечивающие    самостоятельную  работу студента, должны основываться на следующих предпосылках:

 
стр. 11
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
•самостоятельная работа должна быть конкретной но своей предметной направленности;

•самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.

Цель самостоятельной работу студентов организация систематического изучения студентами учебного материала, закрепление и углубление полученных знаний и навыков, формирование готовности студентов к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач.

Рекомендации по подготовке к зачету/экзамену.

Завершающим этапом изучения дисциплины является промежуточная аттестация.

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий