Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Зарипова Р.С.
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
1.Предмет, цели и задачи зоологии, методы исследования и связь с другими науками.
2.Основные этапы исторического развития биологии, и зоологии в частности, их значение для процесса научной мысли и человеческой цивилизации.
3. Животный мир Земли. Отличительные особенности животных. Значение животных в биогенном круговороте веществ.
4.Основы зоологической систематики. Иерархия таксономический групп. Современная систематика животного мира.
5.Уровни организации и планы строения животных, их структурно-функциональные закономерности и экологическая приспособляемость.
6.Подцарство Одноклеточные животные. Общая характеристика и систематический обзор простейших. Значение в природе и жизни человека.
7.Тип Саркомастигофоры. Саркодовые одноклеточные (корненожки, лучевики, солнечники). Фораминиферы. Значение саркодовых в образовании осадочных пород земной коры.
8. Подтип Жгутиконосцы. Особенности строения и образа жизни. Классы Растительные и Животные жгутиковые, их важнейшие представители. Паразитические жгутиконосцы (трихомонады, лямблии, трипоносомы). Колониальные формы жгутиковых и их значение в происхождении многоклеточных животных. Подтип Опалины.
9.Тип Апикомплексы. Общая характеристика типа в целом и класса Споровики. Особенности их строения, жизнедеятельности и размножения в связи с паразитическим образом жизни. Отряд Грегарины.
10. Тип Инфузории (Ресничные). Особенности строения, жизнедеятельности и размножения инфузорий как высших одноклеточных. Свободноживущие, симбиотические и паразитические инфузории.
11.Биологические основы паразитизма. Паразитические формы простейших, значение их изучения. Паразитарные болезни человека, животных и растений, принципы их профилактики.
12.Подцарство Многоклеточные. Особенности морфо-физиологической организации. Происхождение и эволюция. Систематический обзор многоклеточных животных.
13.Низшие многоклеточные, двуслойные животные. Типы Пластинчатые и Губки. Особенности строения, жизнедеятельности и экологическая радиация губок.
14.Обзор высших многоклеточных двуслойных животных. Раздел Лучистые (Радиально-симметричные). Типы Кишечнополостные. Общая характеристика, систематика, происхождение и морфо-экологическое распространение кишечнополостных, их значение.
15.тип Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности, циклы развития и экология представителей классов Гидроидные, Сцифоидные медузы и Коралловые полипы. Биологическое и практическое значение кишечнополостных. Происхождение и биогеоценотическое значение коралловых рифов.
16.Раздел Билатеральные животные. Обзор трехслойных бесполостных и первичнополостных (плоских и круглых червей). Общие признаки и эволюция типов Плоские черви и Круглые черви.
17.Тип Плоские черви. Классы Ресничные, Сосальщики, Ленточные черви. Особенности строения, жизнедеятельности, экология и циклы развития сосальщиков, лентецов и цепней. Паразитический образ жизни, болезни человека и животных, вызываемые трематодами и цестодами.
18.Трехслойные первичнополостные животные. Тип Круглые черви. Классификация, представители, значение в природе и жизни человека. Класс Нематоды. Систематический обзор. Особенности строения и жизнедеятельности, размножение и цикл развития. Экология круглых червей.
19.Понятие о геогельминтах и биогельминтах. Болезни человека, животных и растений, вызываемые паразитическими нематодами (аскаридатозы, стронгилятозы, трихоцефалятозы, анкилостомидозы и др.). Успехи и задачи современной гельминтологии.
20.Подраздел Целомические животные, их общие признаки. Обзор трехслойных вторичнополостных – типов Кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие: особенности морфо-физиологической организации, происхождения и эволюции.
21.Тип Кольчатые черви (Кольчецы). Общая характеристика аннелид как высших червей. Прогрессивные черты строения и жизнедеятельности. Значение кольчатых червей в природе и практической деятельности человека. Классы Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки.
22.Тип Членистоногие. Систематический обзор, филогения и значение в природе и жизни человека, особенности строения и жизнедеятельности в связи со средой обитания и образом жизни, циклы развития.
24.Подтип Хелицеровые. Класс Паукообразные. Отличительные свойства отрядов Пауки, Клещи, Скорпионы, Сольпуги (фаланги): строение, жизнедеятельность, размножение и развитие, экологическая радиация и приспособление к наземному образу жизни.
25.Подтип Трахейнодышащие. Краткая характеристика надкласса Многоножки (сколопендры, кивсяки). Надкласс Шестиногие. Классы Скрыточелюстные и Открыточелюстные насекомые. Биологическое и практическое знчение насекомых.
26.Размножение и развитие насекомых. Типы развития: аметоболия, гемиметаболия и голометаболия. Физиология и происхождение метаморфоза у насекомых.
27.Основные отряды насекомых с неполным метаморфозом (стрекозы, тараканы, богомолы, термиты, прямокрылые, полужесткокрылые, равнокрылые, вши и др.). особенности их строения, жизнедеятельности и развитие, приспособление к среде обитания, значение в природе и жизни человека.
28.Характеристика отрядов насекомых с полным циклом превращения: Жесткокрылые, Чешуекрылые, Блохи, Перепончатокрылые, Двукрылые и др.. Их морфо-физиологические свойства, особенности строения развития, экологическая радиация, биологическое и практическое значение.
29.Тип Мягкотелые (Моллюски). Основные классы, представители. Общая морфо-физиологическая характеристика моллюсков. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и экологии брюхоногих и двустворчатых.
30.Класс Головоногие моллюски. Закономерности их морфо-функциональной организации и развития. Экологическая радиация головоногих, их значение в природе и хозяйственной деятельности человека.
31.Вторичноротые животные (типы Иглокожие, Полухордовые, Хордовые). Характеристика иглокожих. Основные классы типа: Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Морские лилии. Краткие сведения о типе Полухордовые.
1.Где обитает пресноводная гидра?
а) в морях
б) в океанах
в) в прудах, озерах и реках
г) в кишечнике у человека
2.Как называется внутренний слой гидры?
а) эктодерма
б) энтодерма
в) мезодерма
г) перидерма
3.Какая функция стрекательных клеток?
а) защитная
б) нападения
в) размножения
г) защита и нападения
4.Каким способом размножаются гидры?
а) половым
б) бесполым
в) партеногенезом
г)половым и бесполым
5.Пища, захваченная одним полипом, распределяется между членами колонии по разветвлённым каналам общей пищеварительной полости, которая называется….
6.К какому классу относится белая планария?
а) сосальщики
б) моногенеи
в) ресничные черви
г) ленточные черви
7.Как называется однослойный эпителий кожи у представителей Типа Плоские черви?
а) энтодерма
б) синцитий
в) эктодерма
г) мезодерма
8.Какой орган равновесия характерен белым планариям?
а) статоцист
б) сенсилла
в) кортиев орган
г) данного органа нет
9.Какой способ дыхания характерен эндопаразитам Типа Плоские черви?
а) аэробный
б) анаэробный
10.Назовите основные меры профилактики в борьбе с бычьим солитером?
а) не употреблять мясо КРС
б) употреблять в пищу мясо с хорошей термической обработкой
г) мыть руки перед едой
11.Круглый паразитический червь:
А) дождевой червь
Б) бычий цепень
В) печеночный сосальщик
Г) человеческая аскарида.
12. Как называется первичная полость между стенкой тела и внутренними органами?
А) схизоцель
Б) бластоцель
В) миксоцель
Г) целом
13. Какая форма тела у аскариды человеа?
А) плоская
Б) круглая
В) веретеновидная
Г) форма тела меняется
14. Чем чаще покрыто тело у представителей Типа Круглые черви?
А) энтодермой
Б) эктодермой
В) кутикулой
Г) ресничками
15. Какие мероприятия помогут предотвратить заражение и самозаражение детской острицей?
А) кипячение, проглаживание утюгом постельного и нательного белья
Б) чистота жилых помещений и туалетов
В) мыть руки перед едой
Г) употреблять свежие продукты
16.Где можно встретить кольчатых червей?
А) в морях
Б) пресных водах
В) на суше
Г) все ответы верные
17.Как называется вторичная полость тела у кольчатых червей?
А) схизоцель
Б) целом
В) бластоцель
Г) гаструла
18.Какие мышцы находятся под кожей у дождевого червя?
А) кольцевые и продольные
Б) диагональные и продольные
В) кольцевые и диагональные
Г) мышцы отсутствуют
19.Какие элементы пищеварительной системы присутствуют у дождевого червя?
А) ротовая полость
Б) пищевод
В) зоб
Г) желудок
20.Дайте определение понятию метамерия?
21.Как называются отделы тела моллюсков?
А) голова, туловище и ноги
Б) голова, талия, ноги
В) талия, ноги, ракушка
Г) голова, ноги, ракушка
22.Как происходит развитие моллюсков?
А) обычно с метаморфозом
Б) прямое развитие
В) чередование поколений
Г) обычно с метаморфозом, но может быть и прямое
23.Какими железами вырабатывается раковина у брюхоногих моллюсков?
А) пилорическими железами
Б) известковыми железами мантии
В) слюнными железами
Г) железой Лейблейна
24.Какого типа кровеносная система у виноградной улитки?
А) замкнутая
Б) незамкнутая
В) отсутствует
Г) не постоянного типа
А) головной, грудной, брюшной
Б) головной, грудной, задний
В) головной, туловищный, задний
Г) передний грудной, брюшной
Международный сайт с последними обновлениями по всем группам животных - http://sn2000.taxonomy.nl/
Приступая к изучению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями.
Методические указания к лабораторным занятиям.
Лабораторные занятия, в отличие от лекции, предполагает участие студентов в освоении учебного материала и приобретение практического навыка работы с живыми и фиксированными препаратами. Формы их деятельности могут быть разными. Существенно, однако, то, что на семинарском занятии говорят студенты, а препо¬даватель руководит этим процессом. Семинарские занятия в учебном процессе выполняют следующие функции:
1) закрепление знаний (во-первых в процессе самостоятельной подготовки к занятию студенты повторяют материал, готовят живые объекты. Во-вторых, получение практического навыка работы с живыми объектами изучение их особенностей строения и функционирования. В-третьих, обсуждение полученных знаний делает их более прочными;
2) расширение знаний происходит тогда, когда студенты получают реальную картинку через оптические приборы, могут проследить особенности различных живых объектов. Расширению и углублению знаний способствует подготовка студентами рефератов или сообщений по специальным вопросам. Нами также предусмотрена подготовка всех студентов по одним и тем же вопросам, по одним и тем же первоисточникам;
3)развитие умений самостоятельной работы (происходит в процессе подготовки к занятиям. Развиваются умения самостоятельного поиска, отбора и переработки информации. Этому способствуют разные формы постановки заданий для подготовки к занятию — количество вопросов и их формулировка, указание конкретных источников, разделов, страниц, или предоставление студентам возможности самостоятельного поиска);
4)стимулирование интеллектуальной деятельности. На лабораторных занятиях могут активизироваться практическая и мыслительная деятельность студентов. Это зависит от формы организации занятий, от типа постановки заданий.
На лабораторных занятиях рассматриваются темы, взаимосвязанные с темами лекционного курса.
Методические указания для организации самостоятельной работы
Организационные мероприятия, обеспечивающие самостоятельную работу студента, должны основываться на следующих предпосылках:
•самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.
Цель самостоятельной работу студентов организация систематического изучения студентами учебного материала, закрепление и углубление полученных знаний и навыков, формирование готовности студентов к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Самостоятельная работа включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач.
Рекомендации по подготовке к зачету/экзамену.
Завершающим этапом изучения дисциплины является промежуточная аттестация.
При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий