(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор И.В.Корнилова
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3
Э1 Э3 Э5
Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3
Э2 Э3 Э4
3 семестр
Вопросу к экзамену
1.Территория и административное управление Российской империи в начале XIX в. Социальный строй России в начале XIX в.
2.Состояние сельского хозяйства в первой половине XIX в.
3.Развитие промышленности в России в первой половине XIX в. Начало промышленного переворота.
4.Развитие торговли и транспорта в первой половине XIX в.
5.Вступление на престол Александра I. Деятельность Негласного комитета и Непременного совета в начале XIX в.
6.Крестьянский вопрос в царствование Александра I.
7.Преобразования в области просвещения и цензуры в начале XIX в.
8.Реформы центрального государственного управления в начале XIX в.
9.М.М. Сперанский и его план государственных преобразований.
10.Европейское направление во внешней политике России в 1801-1812 гг.
11.Восточный вопрос во внешней политике России в начале XIX в.
12.Причины, характер и начало Отечественной войны 1812 г.
13.Бородинское сражение.
14.Оставление Москвы. Тарутинский маневр в ходе Отечественной войны 1812 г.
15.Партизанское движение в ходе Отечественной войны 1812 г. Отступление французской армии.
16.Заграничный поход 1813-1814 гг. Венский конгресс.
17.Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1819 гг.
18.Военные поселения и деятельность А. А. Аракчеева.
19.Поворот к реакции во внутренней политике в конце царствования Александра I.
20.Истоки и формирование идеологии декабристов.
21.Ранние организации декабристов.
22.Северное и Южное общества декабристов.
23.Конституционные проекты декабристов.
25.Следствие и суд над декабристами.
26.Вступление на престол Николая I и основные направления его внутренней политики.
27.Изменения в системе административного управления Российского государства в царствование Николая I.
28.Кодификация законов в царствование Николая I.
29.Политика в области просвещения и печати в царствование Николая I.
30.Крестьянский вопрос во второй четверти XIX в. Реформа П.Д. Киселева.
31.Усиление политической реакции в России в 1848 – 1855 гг.
32.Кружки 20 – начала 30-х гг. XIX в. П. Я. Чаадаев.
33.Теория «официальной народности» как идеология николаевского царствования.
34.Складывание либерального направления русской общественной мысли. Западники.
35.Славянофильство, как своеобразное течение либеральной мысли в России.
36.Формирование радикально-демократического направления российской общественной мысли. В. Г. Белинский и А. И. Герцен.
37.Кружок петрашевцев в 40-х гг. XIX в.
38.Европейское направление во внешней политике России в 1815-1850 гг.
39.Восточный вопрос во внешней политике России в 1815-1850 гг.
40.Особенности и основные этапы присоединения народов Кавказа к России. Вхождение Закавказья в состав Российского государства.
41.Присоединение Россией Северного Кавказа. Кавказская война 1830 – 1864 гг.
42.Причины и начало Крымской войны 1853-1856 гг.
43.Оборона Севастополя в ходе Крымской войны.
44.Завершение и последствия Крымской войны.
45.Развитие науки в России в первой половине XIX в.
46.Литература, музыка и театр в культурной жизни России в первой половине XIX в.
47.Развитие изобразительного искусства в России в первой половине XIX в.
48.Развитие архитектуры в России в первой половине XIX в.
Задание. Работа с картой и источниками.
4 семестр
Вопросы к экзамену:
1.Предпосылки и причины отмены крепостного права.
2.Вступление на престол Александра II. Демократический подъем во второй половине 50-х годов XIX в.
3.Переход к подготовке отмены крепостного права. Помещичьи проекты крестьянской реформы.
4.Деятельность губернских дворянских комитетов и Редакционных комиссий. Завершение подготовки крестьянской реформы.
5.Правовое положение крестьян по «Положению» об отмене крепостного права. Крестьянский надел.
6.Крестьянское самоуправление и функции мировых посредников.
7.Повинности временнообязанных крестьян. Выкупная операция.
8.Крестьянское движение в первые годы после отмены крепостного права. Значение крестьянской реформы.
9.Отмена крепостного права среди государственных и удельных крестьян.
10.Земская реформа в царствование Александра II.
11.Городская реформа в царствование Александра II.
12.Судебная реформа в царствование Александра II.
13.Военные реформы в царствование Александра II.
14.Реформы в области образования и цензуры в царствование Александра II.
15.Финансовые преобразования в 1860-70-х гг. Значение Великих реформ».
16.Изменение в характере землевладения и землепользования в пореформенное время. Развитие крестьянского хозяйства.
17.Помещичье хозяйство в пореформенное время. Рост торгового земледелия.
18.Развитие промышленности в пореформенное время. Завершение промышленного переворота.
19.Развитие торговли и транспорта во второй половине XIX в. Состояние финансов.
20.Социальный строй России во второй половине XIX в. Изменения в нем после отмены крепостного права.
21.Освободительное движение в России в 1861-1864 гг. Польское восстание и российское общество.
22.Революционные организации и кружки середины 60-х - начала 70-х гг. XIX в.
23.Идеология народничества.
24.Народнические организации 1870-х гг.
25.“Народная воля”, “Черный передел” и их деятельность на рубеже 70 - 80-х гг. XIX в.
26.Консервативное движение в царствование Александра II.
27.Либеральное движение в царствование Александра II.
28.Либеральная бюрократия и правительственный конституционализм в конце 1850 – начале 1880-х гг.
29.Кризис самодержавной власти на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Поворот к реакции в царствовании Александра III.
30.Состояние просвещения и цензуры в 1880 – начале 90-х гг.
31.Аграрная политика в царствование Александра III.
32.Преобразования в области местного самоуправления и суда в царствование Александра III.
33.Рабочий и национальный вопрос в царствование Александра III.
34.Консервативная мысль в 1880 – сер. 90-х гг. Теория «народного самодержавия».
35.Либеральное движение в 1880 – сер. 90-х гг.
36.Развитие радикального движения в 1880 – 90-х гг.
38.Политика России на Ближнем Востоке. Русско-турецкая война 1877-78 гг.
39.Внешняя политика России в 80-90-х гг. XIX в.
40.Присоединение Средней Азии и политика России на Дальнем Востоке во второй половине XIX в.
41.Развитие науки в России во второй половине XIX в.
42.Литература, музыка и театр в культурной жизни России во второй половине XIX в.
43.Развитие изобразительного искусства во второй половине России в XIX в.
44.Развитие архитектуры в России во второй половине XIX в.
45. Внутренняя и внешняя политика Российской империи на рубеже XIX-XX веков.
46. Русско-японская война 1904 года.
47. Освободительное движение на рубеже XIX-XX веков. Революция 1905-07 гг.
48. «Внутренняя и внешняя политика самодержавия в 1907-14 гг.
49. Внутренняя политика самодержавия в 1907-14 гг. Столыпинские реформы.
50. Внешняя политика России в 1905-14 гг.
51. Россия в первой мировой войне.
52. Свержение самодержавия и образование Временного правительства.
53. Причины создания двоевластия.
54. Внешние и внутренние причины политического кризиса 1917 года.
Задание. Работа с картой и источниками.
Контрольная работа
3 семестр
Раздел 1-2.
Вариант 1.
1.Попытки решения крестьянского вопроса в первой половине XIX в.
2.Система государственного управления и основные тенденции модернизации политического устройства в России в первой половине XIX в.
Вариант 2.
1.Основные тенденции развития социально-экономического строя в России в первой половине XIX в.
2. Территориальное расширение и внешняя политика России в первой половине XIX в.
Вариант 3.
1.Основные тенденции развития общественно-политического движения в России в первой половине XIX в.
2.Основные условия и тенденции развития русской культуры первой половины XIX в.
4 семестр
Раздел 3-4.
Вариант 1.
1.Крестьянская реформа и социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в.
2.Внешняя политика России во второй половине XIX в.
Вариант 2.
1.Великие реформы 1860-70-х гг. и модернизация общественно-политического строя России во второй половине XIX в.
2.Основные тенденции развития общественно-политического движения в России во второй половине XIX в.
Вариант 3.
1.Характер, содержание и результаты внутренней политики самодержавия в царствование императора Александра III.
2.Основные условия и тенденции развития русской культуры второй половины XIX в.
Примерные темы рефератов
3 семестр
1.Социальный строй России в первой половине XIX в.
2.Положение крестьян и кризис крепостной системы в России в первой половине XIX в.
3.Крестьянский вопрос и попытки его решения в царствование Александра I.
4.Развитие промышленности в России в первой половине XIX в.
5.Развитие транспорта в России в первой половине XIX в.
6.Эволюция системы высших и центральных органов управления в России в XIX в.
7.Развитие системы органов местного управления в России в XIX в.
8.«Негласный комитет» и преобразования начала царствования Александра I.
9.План государственных преобразований М. М. Сперанского.
10.Н. М. Карамзин и его “Записка о древней и новой России”.
11.А.А. Аракчеев как государственный деятель.
12.«Государственная уставная грамота» Н.Н. Новосильцева.
13.Европейское направление во внешней политике России накануне Отечественной войны 1812 г.
14.М. И. Кутузов в Отечественной войне 1812 г.
15.Европейская война 1813 – 1814 гг. и роль России в освобождении народов Западной Европы.
16.Преддекабристские организации.
17.Аграрно-крестьянский вопрос в конституционных проектах декабристов.
19.Восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади.
20.Декабристы в Сибири.
21.Просвещение и печать в царствование Николая I.
22.Секретные комитеты и их деятельность в года правления Николая I.
23.Попытки решения крестьянского вопроса в царствование Николая I.
24.Теория “Официальной народности” как идеология николаевского царствования.
25.Славянофильство, как своеобразное течение либеральной мысли России.
26.Общественно-политические взгляды западников в 1830 – 40-х гг.
27.Формирование радикально-демократического направления российской общественной мысли.
28.Кавказская война в 1830 – 1860-х гг.
29.Защита Севастополя как решающее событие Крымской войны 1853 – 1856 гг.
30.А. И. Герцен, Н. П. Огарев и вольная русская печать.
4 семестр
1.Подготовка отмены крепостного права.
2.Личное освобождение крестьян и общинное устройство по реформе 1861 г.
3.Наделы и повинности крестьян по реформе 1861 г.
4.Выкупная операция по реформе 1861 г.
5.Введение органов земского самоуправления в России.
6.Введение органов городского самоуправления в России.
7.Судебная реформа 1864 года.
8.Военные реформы в России в 1860 – 70-е гг.
9.Развитие крестьянского хозяйства в пореформенное время (60 – 90-е гг. XIX в.).
10.Развитие помещичьего хозяйства в пореформенное время (60 – 90-е гг. XIX в.).
11.Развитие промышленности в пореформенной России (60 –80-е гг. XIX в.).
12.развитие транспорта во второй половине XIX в.
13.Деятельность земских органов самоуправления в России во второй половине XIX в.
14.Конституционные проекты представителей высшей либеральной бюрократии в царствование Александра II.
15.М.Т. Лорис-Меликов и его проект государственных преобразований.
16.Общественно-политические взгляды П. Л. Лаврова.
17.М.А. Бакунин и “хождение в народ” в середине 1870-х гг.
18.Русский бланкизм (П. Н. Ткачев).
19.Организация “Народная воля” (1879 – 1881 гг.).
20.Организация «Черный передел». Г.В. Плеханов.
21.Либерально-оппозиционное движение в 1860 - 80-х годах.
22.Либеральное народничество 1880 – 1890-х гг.
23.Европейское направление во внешней политике России 60 – 80-х гг. XIX в.
24.Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. и роль России в освобождении народов Балканского полуострова.
25.Развитие высшего образования в России в XIX в.
26.Российская православная церковь в XIX в.
27.Русская архитектура второй половины XIX в.
28.Русская живопись второй половины XIX в. Передвижничество.
29.Театральное искусство в XIX в.
30.Развитие науки и техники в XIX в.
31. Внутренняя и внешняя политика Российской империи на рубеже XIX-XX веков.
32. Русско-японская война 1904 года.
33. Освободительное движение на рубеже XIX-XX веков. Революция 1905-07 гг.
34. «Внутренняя и внешняя политика самодержавия в 1907-14 гг.
35. Внутренняя политика самодержавия в 1907-14 гг. Столыпинские реформы.
36. Внешняя политика России в 1905-14 гг.
37. Россия в первой мировой войне.
38. Свержение самодержавия и образование Временного правительства.
39. Причины создания двоевластия.
40. Внешние и внутренние причины политического кризиса 1917 года.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.