(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Зарипова Р.С
ции
Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э5
Э2 Э3 Э5
Э2 Э3 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э5
Э2 Э3 Э5
Э2 Э3 Э5
Э2 Э3 Э5
Э2 Э3 Э5
Э2 Э3 Э5
Э2 Э3 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э5
Э1 Э2 Э3 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э5
Э1 Э2 Э3 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э5
Э2 Э3 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э5
Э2 Э3 Э5
Э2 Э3 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э5
Э2 Э3 Э5
Э2 Э3 Э5
Вопросы для подготовки к зачету
1.Характерные черты науки и отличие от других отраслей культуры.
2.Методы и структура научного познания.
3.предмет естествознания и его отличия от других областей науки.
4.Роль Г.Галилея в становлении классической науки.
5.И.Ньютон как основоположник классической физики.
6.Научные революции ХХ века
8.Характеристика основных физических сил и взаимодействий.
9.Современные представления о пространстве и времени.
10.Главные выводы ОТО и СТО.
11.Модель «Большого Взрыва» и расширяющейся Вселенной.
12.Эволюция звезд.
13.Происхождение Солнечной системы.
14.Основные положения глобальной тектоники.
15.Учение о химическом процессе.
16.Концепции возникновения жизни на Земле.
17.Структурные уровни живого.
18.Клеточная теория- основная концепция современной биологии.
19.Этапы становления и развития генетики.
20.Новейшие биотехнологии: перспективы.
21.История биосферы.
22.Эволюционная теория Дарвина и предшественников.
23.Синтетическая теория эволюции.
24.Происхождение и сущность человека. Концепции антропогенеза.
25.Глобальные экологические проблемы современности. Концепция устойчивого развития.
Тематика рефератов с презентацией
1.Астрофизика: особенность современных представлений.
2.Биологическое разнообразие - наиболее ценный ресурс планеты.
3.Важнейшие открытия в естествознании в XVI-XVII веках.
4.Взаимосвязь структурных уровней организации материи
5.Генная инженерия, ее возможности и перспективы.
6.История открытия основных элементарных частиц.
7.Нанотехнологии XXI века.
8.Новые материалы в химии и возможность их применения.
9.Освоение научных открытий. Связь экономического развития с состоянием отечественной науки.
10.Особенности биологического уровня организации материи
11.Открытие редких химических элементов.
12.Периодический закон Д.И. Менделеева и его значение в науке.
13.Превращение вещества и энергии в биосфере.
14.Проблема жизни в космосе и ее отражение в научно-фантастической литературе.
15.Роль идей А.Эйнштейна в формировании нового научного мировоззрения.
16.Современные представления о ноосфере.
17.Теория самоорганизации в приложении к биологическим системам.
18.Химия: важные открытия XX века.
19.Эволюционная химия. Теория Руденко.
20.Этика научных исследований. Псевдонаука.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар.
В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к зачету
Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет
При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.