2022-2023_z44_03_01 ИЯ 2171_ 2071_ 1971 гр__plx_Концепции современного естествознания_Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Концепции современного естествознания
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык

 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.01 ИЯ 2171, 2071, 1971 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат биологических наук, доцент, Зарипова Рая Салиховна _________________
 
 
Концепции современного естествознания
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Зарипова Р.С

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 ИЯ 2171, 2071, 1971 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование  у обучающихся научного мировоззрения, основанного на знакомстве с достижениями естественных наук, необходимого  для  осуществления профессиональной деятельности
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование целостного представления о современном естествознании (освоение ключевых понятий, законов и закономерностей)    
1.4
развитие критического, научного мышления
1.5
развитие умений,  позволяющих  самостоятельно анализировать научную и техническую информацию, необходимую для решения профессиональных задач.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Концепции современного естествознания» обучающиеся используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология», «Химия», «Физика» и «География» на предыдущем (школьном) уровне обучения
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Возрастная и педагогическая психология  
2.2.2
Общая и социальная психология
2.2.3
Психолого-педагогический практикум
2.2.4
История языка
2.2.5
Лингвострановедение иностранного языка
2.2.6
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.7
Организация проектной  деятельности
2.2.8
Производственная практика по внеурочной деятельности
2.2.9
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.10
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.2.11
Учебная технологическая практика
2.2.12
Производственная педагогическая практика
2.2.13
Производственная преддипломная практика
2.2.14
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.15
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Выбирает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
УК-1.3: Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.4: Выявляет степень доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.5: Определяет рациональные идеи для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
базовые термины в области естествознания, применяемые для ориентации в информационном пространстве: материя, движение, пространство, время, взаимодействие;
3.1.2
фундаментальные  принципы    в области естествознания, необходимые   будущему учителю для ориентации в информационном пространстве: принцип относительности, близкодействия, дальнодействия,  дополнительности, неопределенности;
 
стр. 4
УП: z44.03.01 ИЯ 2171, 2071, 1971 гр..plx
 
3.1.3
фундаментальные   законы и теории   в области естествознания, необходимые для ориентации в информационном пространстве: теория кварков,  специальная теория относительности, общая теория относительности, синтетическая теория эволюции;
3.1.4
основные концепции современного естествознания: «Большой Взрыв»,  универсальный эволюционизм, происхождение жизни на Земле;  
3.1.5
достижения в области  физики, химии, биологии, необходимые для ориентации в современном информационном пространстве: открытие бозона Хиггса, работы С.Хокинга, работы Сазерленда, генные технологии-  работы  Я.Уилмота;
3.1.6
характеристики профессионально важных качеств будущего учителя для осуществления профессиональной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить  мониторинг научной литературы,  средств массовой информации в соответствии с заданной естественнонаучной темой;
3.2.2
систематизировать  естественнонаучную информацию в соответствии с заданной структурой;
3.2.3
делать выводы о естественнонаучных объектах, процессах и явлениях на основе сравнительного анализа информации;
3.2.4
анализировать  концепции  эволюции материи, космологические концепции;
3.2.5
оценивать   соответствие информации  нормам научной достоверности и объективности
3.2.6
организовывать  дискуссии по концепциям происхождения жизни,  антропогенеза, по применению генетических технологий,  биоэтике;
3.2.7
анализировать  естественнонаучную информацию, необходимую для осуществления профессиональной деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками поиска, обработки и структурирования  информации
3.3.2
навыками представления информации по заданной теме
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение.  История и методология естествознания

 
1.1
Естествознание в контексте культуры /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
1.2
Возникновение и развитие естественных наук /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
1.3
Вклад арабской (мусульманской науки в естествознание /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
1.4
Вклад русских ученых в развитие естествознания /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 2. Фундаментальные понятия и принципы естествознания

 
2.1
Научные революции в области физики:XYII-XIX вв. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
2.2
Механическая картина мира, термодинамика, электромагнитная картина мира /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
2.3
Выдающиеся ученые  XYII-XIX вв: Галилео Галилей, И.Ньютон, И.Кеплер, Сади Карно, М.Фарадей, Дж.Максвелл /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

4
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 ИЯ 2171, 2071, 1971 гр..plx
 
2.4
Неклассическая и  постнеклассическая физика  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
2.5
Квантово-механическая концепция описания микромира /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
2.6
Выдающиеся ученые XX вв: А.Пуанкаре. А.Эйнштейн, М.Планк, Н.Бор и др. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

4
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
2.7
Основные концепции химии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
2.8
Достижения современной химии. Нанотехнологии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
2.9
Выдающиеся химики: Д.Менделеев, А.Е.Арбузов, А.М.Бутлеров и др. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 3. Мир эволюционирующий

 
3.1
Космологические и астрофизические концепции /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
3.2
Современная астрономическая картина мира /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
3.3
За пределами телескопа "Хаббл".  Новые инструменты и развитие астрофизики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5

4
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
3.4
Концепции  о происхождении Солнечной системы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5

4
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
3.5
"Рождение Земли". Основные геосферы и их эволюция /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5

4
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
3.6
Концепции появления живого на Земле и эволюция жизни /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
3.7
Эволюция жизни на Земле /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
3.8
Чарльз Дарвин, Альфред Рассел Уоллес, Жорж Кювье и Ж.Б.Ламарк: вклад в эволюционную концепцию /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

4
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
стр. 6
УП: z44.03.01 ИЯ 2171, 2071, 1971 гр..plx
 
3.9
Уровни биологических структур /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
3.10
Достижения современной молекулярной биологии и генетики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
3.11
Закономерности развития экологических систем /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
3.12
Г.Мендель, С.Четвериков, И.Шмальгаузен, Р.Докинз- вклад в развитие генетики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
3.13
Биосфера и техносфера /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
3.14
Основные экологические проблемы современности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
3.15
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для  подготовки к зачету

1.Характерные черты науки и отличие от других отраслей культуры.

2.Методы и структура научного познания.

3.предмет естествознания и его отличия от других областей науки.

4.Роль Г.Галилея в становлении классической науки.

5.И.Ньютон как основоположник классической физики.

6.Научные революции ХХ века

7.Особенности квантовой механики.

8.Характеристика основных физических сил и взаимодействий.

9.Современные представления о пространстве и времени.

10.Главные выводы ОТО и СТО.

11.Модель «Большого Взрыва» и расширяющейся Вселенной.

12.Эволюция звезд.

13.Происхождение Солнечной системы.

14.Основные положения глобальной тектоники.

15.Учение о химическом процессе.

16.Концепции возникновения жизни на Земле.

17.Структурные уровни живого.

18.Клеточная теория- основная концепция современной биологии.

19.Этапы становления и развития генетики.

20.Новейшие биотехнологии: перспективы.

21.История биосферы.

22.Эволюционная теория Дарвина и предшественников.

23.Синтетическая теория эволюции.

24.Происхождение и сущность человека. Концепции антропогенеза.

25.Глобальные экологические проблемы. Концепция устойчивого развития.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов с презентацией

1.Астрофизика: особенность современных представлений.

2.Биологическое разнообразие - наиболее ценный ресурс планеты.

 
стр. 7
УП: z44.03.01 ИЯ 2171, 2071, 1971 гр..plx
 
3.Важнейшие открытия в естествознании в XVI-XVII веках.

4.Взаимосвязь структурных уровней организации материи

5.Генная инженерия, ее возможности и перспективы.

6.История открытия основных элементарных частиц.

7.Нанотехнологии XXI века.

8.Новые материалы в химии и возможность их применения.

9.Освоение научных открытий. Связь экономического развития с состоянием отечественной науки.

10.Особенности биологического уровня организации материи

11.Открытие редких химических элементов.

12.Периодический закон Д.И. Менделеева и его значение в науке.

13.Превращение вещества и энергии в биосфере.

14.Проблема жизни в космосе и ее отражение в научно-фантастической литературе.

15.Роль идей А.Эйнштейна в формировании нового научного мировоззрения.

16.Современные представления о ноосфере.

17.Теория самоорганизации в приложении к биологическим системам.

18.Химия: важные открытия XX века.

19.Эволюционная химия. Теория Руденко.

20.Этика научных исследований. Псевдонаука.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Гусев Д.А. 
Естественнонаучная картина мира :  учебное пособие /Д.А. Гусев, Е.Г. Волкова, А.С. Маслаков. - Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70117.html
М. : Московский педагогический государственный университет,  2016
 
Л1.2
Свиридов В.В.
Концепции современного естествознания:   учеб. пособие для вузов / В. В. Свиридов, Е. И. Свиридова ; под ред. В. В. Свиридова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 310 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-09649-1. Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. URL:   https://biblio-online.ru/bcode/438369 
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Зарипова Р.С.
Концепции современного естествознания: Электронный учебник/ Р.С.Зарипова.-  Н.Челны: НИСПТР, 2008.- Текст : электронный // ЭБС IPR BOOKS [сайт].   URL: :   http://www.iprbookshop.ru/60702.html   
НИСПТР, 2008
 
Л2.2
Каломиец А.В. 
Концепции современного естествознания: астрономия : учебное пособие для вузов / А. В. Коломиец [и др.] ; ответственный редактор А. В. Коломиец, А. А. Сафонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09065-9. — URL : urait.ru/book/koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-astronomiya-442377
Юрайт, 2019
 
Л2.3
Садохин А.П. 
Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]:: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления/ Садохин А.П.— Электрон. текстовые данные.— Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 446 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83035.html.
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Зарипова Р.С.
Естественнонаучная картина мира: Организация и проведение семинарских занятий и самостоятельной работы студентов : Учебно-методическое пособие. – Р.С. Зарипова, А.Р. Хасанова, В.Р. Махубрахманова.  - Н.Челны: Изд-во ФГБОУ ВО "НГПУ", 2016 Текст : электронный // ЭБС IPR BOOKS [сайт].  URL: :  http://www.iprbookshop.ru/60699.html   
Н.Челны: Изд-во ФГБОУ ВО "НГПУ", 2016
 
стр. 8
УП: z44.03.01 ИЯ 2171, 2071, 1971 гр..plx
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт, содержащий информацию, в том числе фото, получаемую с орбитального телескопа Spitzer- URL:  http://www.spitzer.caltech.edu  
 
Э2
Естественнонаучная картина мира (ЭОР)- URL: https://mooped.net/course/view.php?id=197 
 
Э3
Эволюция человека. Происхождение.-  URL: http://antropogenez.ru/   
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-223 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.5
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, 

 
стр. 9
УП: z44.03.01 ИЯ 2171, 2071, 1971 гр..plx
 
параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар.

В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов    семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

  Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

 
стр. 10
УП: z44.03.01 ИЯ 2171, 2071, 1971 гр..plx
 
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.