2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Курсовая работа по методике обучения биологии_Биология и География
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Курсовая работа по методике обучения биологии
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
 
зачет с оценкой 5
Виды контроля на курсах:
4
самостоятельная работа
66
аудиторные занятия
2
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Курсовое проектирование
2
2
2
2
Итого ауд.
2
2
2
2
Кoнтактная рабoта
2
2
2
2
Сам. работа
66
66
66
66
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Зарипова Р.С.; _________________
 
 
Курсовая работа по методике обучения биологии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Зарипова Рая Салиховна

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения: выработка навыков самостоятельного научного исследования обучающихся через реализацию профессиональных интересов в предметной области "Биология"
1.2
Задачи освоения:
1.3
развивать интерес обучающихся к научному исследованию;
1.4
развивать научное мышление;
1.5
научиться самостоятельно вести научное исследование в области методики обучения биологии  в школе;
1.6
изучить правила ведения научного исследования и оформления его результатов;
1.7
совершенствовать методические навыки в самостоятельной работе с источниками информации и соответствующими программно-техническими средствами;
1.8
углублять и расширять теоретические знания в области методики обучения биологии;
1.9
получить опыт публичного представления результатов научно-педагогического исследования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биогеография
2.1.2
Цитология
2.1.3
Систематика растений и грибов
2.1.4
Учебная практика по ботанике и зоологии
2.1.5
Учебная практика (использование учебно-опытного участка в учебном процессе)
2.1.6
Введение в профессию
2.1.7
Анатомия и морфология растений
2.1.8
Физиология растений
2.1.9
Анатомия и морфология человека
2.1.10
Физиология человека и животных
2.1.11
Зоология позвоночных
2.1.12
Зоология беспозвоночных
2.1.13
Гистология с основами эмбриологии
2.1.14
Производственная педагогическая практика
2.1.15
Методика обучения биологии
2.1.16
Генетика
2.1.17
Микробиология с основами вирусологии
2.1.18
Методический практикум
2.1.19
Биотехнологии
2.1.20
Методы географических исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Методы биометрии
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.4
География населения
2.2.5
Методы биологических исследований
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
стр. 4
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;
3.1.2
способы определения имеющихся ресурсов для достижения задач проекта;
3.1.3
теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности
3.1.4
научно-методологическую базу педагогического исследования;
3.1.5
основные понятия и принципы биологии 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выбирать источники информации, адекватные поставленным задачам;    
3.2.2
определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта;
3.2.3
разрабатывать отдельные  компоненты образовательных программ (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
3.2.4
применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;  
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
психолого-педагогическими технологиями в разработке исследовательских действий;
3.3.2
методикой обработки исследовательской информации.
3.3.3
навыками выстраивать структуру научного знания, учитывая специфику эмпирического и теоретического уровней, структуру научной теории;
3.3.4
методами научно-педагогического исследования в предметной области "Биология";
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Задачи курсового исследования в области обеспечения  безопасности жизнедеятельности.Требования к стилистике научного текста.Структура курсовой работы.Понятийный аппарат.Оформление рукописи курсовой  работы.

 
1.1
Изучение прикладных задач курсового проектирования в области методики преподавания основ безопасности жизнедеятельности  в образовательных организациях. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
5
0
 
1.2
Определение объекта и предмета курсового исследования.Обоснование актуальности выбранной темы.

Постановки цели и конкретных задач исследования. Изучение педагогических, психологических, физиологических, специальных особенностей учебной деятельности школьников (в урочное и внеурочное время).

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
5
0
 
стр. 5
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
1.3
Обзор основных литературных источников по теме исследования. Выбор методов (методики) проведения исследования. Ознакомление с правилами написания и оформления текста пояснительной записки к курсовому проекту в соответствии с Нормоконтролем вуза. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
5
0
 
1.4
Изучение правил и технологий проведения процедур наблюдения и исследований в коллективе школьникого класса. Методики индивидуального и группового ведения экспериментальной работы.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
5
0
 
1.5
Структурирование теоретической части курсового исследования. Написание аппарата исследования, его утверждение. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
5
0
 
1.6
Описание процесса педагогического исследования.

Обсуждение результатов психолого-педагогического исследования. Написание 1 главы курсового проекта. Изучение педагогических условий, стимулирования эффективности учебной активности школьников на уроке основ безопасности жизнедеятельности

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4

16
5
0
 
1.7
Написание 2 главы. Обсуждение и утверждение. Выявление основных теоретических положений исследования. Методы диагностики состояния учебного процесса на уроке по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности", изучение научно-методических способов повышения его эффективности. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

14
5
0
 
1.8
Оформление выводов исследования, формулировка заключения. Разработка иллюстрированного приложения. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4

8
5
0
 
 
Раздел 2.  Представление  проекта  к защите курсовой работы

 
2.1
Разработка презентации к материалам курсового проектирования и написание тезисов защиты. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
5
0
 
2.2
Процедура защиты курсового проекта. /Курс пр/
Л2.1Л3.1

2
5
0
 
2.3
/ЗачётСОц/

4
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерные вопросы на защите курсовой работы:

1.В чем заключается актуальность темы исследования.

2.Чем обоснован выбор данной темы исследования.

3.Обоснуйте проблематику исследования.

4.Обоснуйте начальную и конечную грань исследования.

5.Какие источники были использованы в процессе исследования.

6.Обоснуйте степень изученности темы.

7.Какие методы исследования были применены в процессе исследования.

8.В чем заключается новизна проведенного исследования.

9.Обоснуйте практическую значимость исследования.

10.Апробация работы.

11.Аргументируйте основные выводы по работе.

 
стр. 6
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
12.В чем заключается перспектива выбранной темы исследования?
 
5.2. Темы письменных работ
1.Применение электронных образовательных ресурсов при изучении  отдельных разделов школьного курса биологии

2.Применение краеведческого материала при изучении биологии рыб (земноводных, птиц, млекопитающих)  в школьном курсе.  

3.Использование визуальных средств обучения биологии при формировании биологических знаний у обучающихся 7 класса.

4.Интеграция урочной и внеурочной деятельности при обучении биологии в 7-8 х классах в рамках ФГОС.  

5.Материалы по особо охраняемым животным   для изучения раздела «Природа и экология Республики Татарстан» в рамках национально-регионального компонента

6.Птицы антропогенного ландшафта как объект научно-исследовательской деятельности учащихся.

7.Возможности организации групповых форм работы учащихся 5 класса по биологии в формировании базовых исследовательских компетенций. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся при обучении биологии

8.Формирование санитарно-гигиенических понятий в школьном курсе биологии на основе универсальных учебных действий в 7 классе.

9.Биологические задачи как способ формирования познавательного интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла.

10.Растительная аптека как средство организации научно-исследовательской работы школьников.

11.Использование интерактивных моделей и динамических презентаций по биологии при решении познавательных задач в средней школе.

12.Сорные растения города Набережные Челны и их изучение в школе.

13.Врановые птицы – модельная группа для изучения общебиологических понятий в школе.

14.Активизация познавательного интереса учащихся при изучении раздела «Ботаника».

15.Влияние лабораторных работ на формирование биологических понятий.

16.Влияние использования учебно-познавательных задач на усвоение биологических знаний

17.Здоровье сберегающие технологии в обучении биологии: теория и практика.

18.Использование дифференцированных заданий по биологии в разделе «Бактерии. Грибы. Растения».

19.Комнатные растения как объект учебной работы.

20.Красная книга в учебно-воспитательном процессе по биологии.

21.Методический аппарат учебника как средство организации самостоятельной работы учащихся по биологии.

22.Методы наблюдения за птицами в зимний период со школьниками.

23.Методы сбора и использования фотоматериалов на уроках биологии.

24.Морфологические адаптации растений: лист, изучение в школе.

25.Морфофизиологические адаптации растений: мезофиты и их изучение в школе.

26.Организация и содержание работы на учебно-опытном участке.

27.Обоснование  необходимости  применения  здоровьесберегающих  технологий обучения и воспитания в современной  общеобразовательной школе.

28.Исследование применения различных форм внеклассной работы по формированию навыков и культуры здорового образа жизни у обучающихся..

29.Мультимедийные  учебные    программы  и методика их применения в учебном процессе по биологии

30.Технические  средства  обучения  методика  их  применения    в процессе преподавания  биологии

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Байбородова, Л. В.
Методология и методы научного исследования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 221 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06257-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://biblio-online.ru/bcode/437120
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ахкиямова, Г.Р., Зарипова, Р.С.
Методические рекомендации к выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль подготовки «Безопасность жизнедеятельности» : методическое пособие / составители Г. Р. Ахкиямова, Р. С. Зарипова .— Набережные Челны : НГПУ, 2019 .— 69 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/метод указания по написанию курсовых и ВКР Ахкиямова, Зарипова.pdf>.
Набережные Челны, НГПУ, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Е. В. Зудина, Я. Я. Кайль, М. В. Самсонова [и др.].
Рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы, выпускной квалификационной работы и магистерской диссертации : : учебно-методическое пособие  — Волгоград : Волгоградский государственный социально- педагогический университет, 2016. — 57 c. — ISBN 2227- 8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/57785.html  — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Волгоград : Волгоградский государственный социально- педагогический университет, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Положение о нормоконтроле научно-исследовательских работ обучающихся в ФГБОУ ВО "Набережночелнинский государственный педагогический университет. - URL: http://tatngpi.ru/universitet/struktura-ngpu/upravlencheskie- podrazdeleniya/sektor-otsenki-kachestva-obrazovaniya/document
 
Э2
ГОСТ Р 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. – URL: http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=- 1&page=0&month=-1&year=-1&search=&RegNum=1&DocOnPageCount=15&id=16564
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL:https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
Э4
Электронный каталог НГПУ - URL:http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-411 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска,  учебно-наглядные пособия.
 
стр. 8
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы (КР):

Оптимальная структура КР включает в себя следующие разделы:

•оглавление;

•введение;

•основная часть (две, три или четыре главы, допускается разделение на параграфы);

•заключение;

•список использованных источников и литературы;

•список сокращений и условных обозначений;

•приложения.

Титульный лист.

Титульный лист является первой страницей курсовой работы.

На титульном листе приводят следующие сведения:

- наименование вышестоящей организации (Министерство просвещения  Российской Федерации);

- полное наименование университета, в том числе сокращенное (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «НГПУ»);

- наименование факультета;

- наименование кафедры;

- вид научно-исследовательской работы обучающегося (курсовая работа);

- наименование темы работы;

- номер (шифр) и название специальности/направления подготовки;

- должность, ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы и подпись заведующего кафедрой;

- должность, ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы и подпись руководителя работы;

- фамилия, инициалы и подпись обучающегося, номер группы;

- место и год выполнения работы.

Календарно-тематический план КР.

Выполнение работы должно быть четко спланировано. Для этого руководитель совместно с обучающимся разрабатывает график выполнения КР.

Цель составления графика выполнения КР – уяснение замысла работы и поставленных в ней основных проблем. График помогает рационально распределить время на разработку составных частей, своевременно подготовить, оформить и представить работу к защите.

Оглавление.

Оглавление работы – перечень основных частей работы с указанием страниц, на которые их помещают. Оглавление включает введение, заголовки всех глав и параграфов, заключение, список использованных источников и литературы, приложения. Последнее слово заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Заголовки структурных элементов, разделов (подразделов, пунктов) в оглавлении должны повторять заголовки в тексте. Сокращать заголовки или давать их в другой формулировке не допускается.

Заголовки, включенные в оглавление, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.

Введение.

Введение должно содержать оценку современного состояния исследуемой проблемы.

Во введении следует:

- обосновать актуальность выбранной темы;

- охарактеризовать степень разработанности проблемы отечественными и (или) зарубежными исследователями, дать характеристику источников;

- определить объект и предмет исследования;

- определить хронологические и географические рамки работы (в зависимости от характера работы);

- сформулировать цель и задачи работы;

- перечислить методы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи;

- показать практическую значимость работы;

- указать апробацию результатов работы (при наличии);

- указать структуру работы.

Слово «Введение» в тексте записывают в виде заголовка, начиная с прописной буквы, по центру.

Основная часть.

В главах основной части подробно и аргументировано излагается материал исследования, обобщаются результаты работы. Научный текст должен характеризоваться такими качествами, как логичность, точность и однозначность выражений, стремлением к объективности изложения. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения 

 
стр. 9
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
научной задачи, выносятся в приложения (таблицы, рисунки, схемы и т.п.), либо исключаются. По своему объему основная часть должна составлять от 2/3 до 3/4 всей работы.

Обычным правилом распределения частей работы на разделы является выделение глав и параграфов. Материал, представленный в каждой из глав, должен быть примерно равноценным по объему. Следует избегать разделов работы, состоящих из 1-2 страниц. Содержание глав основной части должно строго соответствовать цели и задачам исследования и полностью их раскрывать.

В целом при написании основной части работы необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

1) Заголовки к главам и параграфам должны отражать сущность содержания, быть чёткими, немногословными, грамотно сформулированными и недвусмысленными в своём словесном изложении.

2) Названия глав должны быть отличными от названия темы, названия параграфов не должны повторять название главы.

3) Каждую главу как самостоятельный сюжетный раздел должны завершать выводы, обобщающие изложенный материал и служащие логическим переходом к следующей главе.

4) Выводы в конце каждой главы дают возможность сформулировать итоги по отдельным этапам исследования и освободить общие выводы по работе в целом от второстепенных подробностей в заключении.

Заключение.

Заключение должно содержать:

- краткие выводы по результатам научно-исследовательской работы;

- оценку полноты решений поставленных задач;

- рекомендации по конкретному использованию результатов научно-исследовательской работы.

Заключение не должно заменяться обобщением итоговых выводов в конце каждой главы, оно должно содержать то новое, что составляет итоговые результаты исследования. Заключение не должно содержать новой информации, положений, выводов и т.д., которые до этого не рассматривались в работе. Не допускается в заключении использование цитат, количественных данных, сносок на источники и литературу. Объем заключения 2-4 страницы.

Список использованных источников и литературы.

Список использованных источников и литературы включает в себя:

для курсовой работы (проекта) не менее 15 наименований;

Список должен содержать перечень и подробное библиографическое описание только тех источников и литературы, которые использованы при написании курсовой работы.

Как источники, так и использованная литература оформляются отдельным списком по алфавиту. В списке источников могут быть представлены: правовые и нормативные документы (в зависимости от характера работы). Наименования источников располагаются в алфавитном порядке.

В списке литературы должны быть представлены монографические издания отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати (журналов и газет), справочники, энциклопедии, словари (в зависимости от характера работы).

Литература, приведенная в списке, должна включать наиболее важные и значимые работы, посвященные проблематике, исследуемой автором. Наиболее распространенными способами расположения наименований работ является алфавитный. Работы одного автора перечисляются в алфавитном порядке их названий. Исследования на иностранных языках помещаются в порядке латинского алфавита после исследований на русском языке.

Приложения.

В приложениях помещают вспомогательные материалы по рассматриваемой теме: таблицы, рисунки, схемы и т. п. Каждое приложение должно начинаться с нового листа. При этом в правом верхнем углу листа пишут прописными буквами: Приложение и указывают его номер. Если в работе больше одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами, например: Приложение 1, Приложение 2 и т.д.

Каждое приложение должно иметь заголовок, который помещают ниже слова «Приложение» над содержанием приложения, сопровождающееся сноской.

Рисунки, таблицы, помещенные в приложении, имеют сквозную нумерацию.

При ссылке на приложение в тексте курсовой работы пишут в скобках смотри приложение и указывают номер приложения, например: (См. приложение 1).

Приложения оформляют как продолжение текстовой части исследования со сквозной нумерацией листов, после списка использованных источников и литературы.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы он обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

Руководитель консультирует обучающегося в ходе выполнения исследовательской работы, контролирует ход ее подготовки, но не предлагает готовых решений и выводов. Руководитель несет ответственность за качество рекомендуемой к защите работы.

Методические указания к зачету с оценкой.

Анализ содержания КР должен свидетельствовать о том, что работы содержат реальные результаты исследований, с использованием знаний, полученных как в процессе обучения, так и самостоятельно, проанализированных с применением 

 
стр. 10
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
современных информационных средств и методов исследований, изложенных технически грамотным языком, что подтверждает сформированность профессиональных компетенций.

В ходе исследовательской работы бакалавра рекомендуется апробация основных положений КР в виде публикаций, выступлений на научно-практических конференциях. Участие в работе конференций предполагает умение представить в сжатом виде основные положения своего исследования из-за ограниченного временного регламента, умение сосредотачиваться и, базируясь на полученных знаниях, быстро реагировать при ответах на вопросы и при их формулировании, что является еще одним подтверждением сформированности профессиональных компетенций.

КР защищаются перед комиссией в составе не менее трех преподавателей на открытом заседании. На защите присутствуют обучающиеся, которые также принимают участие в ее работе. Для ознакомления с основными положениями работы обучающемуся предоставляется 5-7 минут. После выступления обучающемуся, как члены комиссии, так и присутствующие на защите обучающиеся задают вопросы. Затем отзыв о работе в устной форме дает руководитель, со своими мнениями выступают члены комиссии. В заключении дается слово защищающему КР обучающемуся. После выступления всех обучающихся комиссия коллективно принимает решение о выставлении оценки. При определении оценки за КР учитываются оформление работы, выступление и ответы на вопросы обучающегося, отзыв руководителя. Результаты защиты КР определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

При приеме зачета с оценкой у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств защита курсовой работы осуществляется с применением средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий