2022-2023_z44_03_01 Б 2162 гр__plx_Методика выполнения заданий ВПР_ ОГЭ и ЕГЭ по биологии
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика выполнения заданий ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по биологии
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
К.б.н., доцент, Зарипова Рая Салиховна _________________
 
 
Методика выполнения заданий ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по биологии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины – овладение обучающимися методикой выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по биологии в учреждениях основного общего и полного (среднего) общего образования
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
углубление и закрепление знаний ботанике, зоологии, биологии человека, общей биологии  для реализации образовательных программ по  биологии в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
1.4
совершенствование умений проектировать образовательный процесс по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по биологии  на основании образовательной программы по географии с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики;
1.5
формирование навыков проведения учебных занятий по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по биологии;
1.6
совершенствование умений организовать работу в коллективе.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы экологической культуры
2.1.2
Методы биологических  исследований
2.1.3
2.1.4
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.5
Самоуправление в детско-юношеских организациях
2.1.6
Основы биометрии
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы здорового образа жизни
2.2.2
Решение биологических задач
2.2.3
Производственная  практика. Преддипломная практика
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.5
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.6
2.2.7
2.2.8
Производственная  преддипломная практика
2.2.9
Физиология ВНД
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-1.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Биология"
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "Биология"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
ПК-1.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.2: Планирует последовательность шагов для достижения заданного результата
 
УК-3.4: Осуществляет выбор стратегий и тактик взаимодействия с заданной категорией людей (в зависимости от целей подготовки – по возрастным особенностям, по этническому и религиозному признаку, по принадлежности к социальному классу)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
содержание предмета "Биология" в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы;
3.1.2
методы и приемы обучения биологии;
3.1.3
способы проектирования учебных занятий;
3.1.4
основы осуществления социального взаимодействия и реализации своей роли в команде
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 4
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
3.2.1
проектировать образовательный процесс на основании образовательной программы по биологии в соответствии  с требованиями образовательных стандартов;
3.2.2
осуществлять отбор содержания при планировании учебных занятий;
3.2.3
планировать последовательность шагов для достижения заданного результата;
3.2.4
устанавливать и поддерживать контакты, обеспечивающие успешную работу в коллективе
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения предметных знаний для планирования и проведения учебных занятий,
3.3.2
навыками выбора стратегий и тактик взаимодействия с заданной категорией людей  
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Актуальные вопросы организации образовательного процесса по биологии в соответствии с форматом проведения ВПР, ОГЭ и ЕГЭ 

 
1.1
Современные средства обучения биологии  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э4 Э6 Э7 Э8

6
ПК-1.3 УК-3.2
4
0
 
 
Раздел 2. Особенности процедуры проведения ОГЭ и ЕГЭ

 
2.1
Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения ОГЭ и ЕГЭ /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э6 Э7 Э8

2
ПК-1.3 УК-3.2
4
0
 
2.2
Современные средства обучения и передовые направления развития методики обучения биологии в свете подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э6 Э7 Э8

4
ПК-1.3 УК-3.2
4
0
 
2.3
Требования к результатам освоения основной образовательной программы полного общего образования /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э8

2
ПК-1.3 УК-3.2
4
0
 
2.4
Особенности экзаменационной работы по биологии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ) /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6 Э7 Э8

4
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.5
Правила заполнения бланков /Ср/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7 Э8

4
ПК-1.3
4
0
 
 
Раздел 3. ОГЭ и ЕГЭ по биологии: особенности проведения и подготовки к экзамену 

 
3.1
Структура, содержание КИМов государственной итоговой аттестации по биологии. Спецификация заданий /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э6 Э7 Э8

2
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
3.2
Решение заданий ЕГЭ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6 Э7 Э8

12
ПК-1.1 ПК-1.3
4
0
 
3.3
Повторение содержания биологии по основным блокам /Ср/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7 Э8

16
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
 
Раздел 4. Технологии подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по биологии

 
4.1
Формы и методы подготовки учащихся к ЕГЭ: работа на сайте "Решу ЕГЭ" /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6 Э7 Э8

2
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-3.4
4
0
 
4.2
Формы промежуточной аттестации учащихся с использованием тестовых технологий /Ср/
Л1.1Л2.1

Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

4
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
4.3
Литература для подготовки к ЕГЭ /Ср/
Л1.1Л2.1

Э3 Э6 Э7 Э8

10
ПК-1.3
4
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
4.4
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-3.2 УК-3.4
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

Теоретическая часть

1.Требования к уровню подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по биологии.

2.Современные средства обучения и передовые направления развития методики обучения биологии в свете подготовки к ЕГЭ.

3.Бланки ЕГЭ и правила заполнения бланков.

5.Спецификация, кодификатор, демоверсии КИМов по биологии.

6.Литература для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по биологии.

7.Организация факультативов по биологии.

8.Организация элективных курсов.

9.Проведение тематических контрольных работ по биологии.

10.Формы и методы подготовки учащихся к ЕГЭ.

11.Методика изучения темы «Источники биологической информации».

12.Методика изучения раздела «Биология растений».

13.Методика изучения раздела «Биология животных».

14.Методика решения задач по молекулярной биологии

15. Материалы PISA

Практическая часть

Решение одного варианта ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по биологии. 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1.Федеральный государственный образовательный стандарт. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного  и среднего  (полного)общего образования.

2.Цели и задачи школьного биологического образования в современных условиях.

3.Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения ОГЭ и ЕГЭ.

4.Бланки ЕГЭ и правила заполнения бланков.

5.Спецификация, кодификатор, демоверсии КИМов по биологии.

6.Литература для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по биологии

7.Формы и методы  подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

8. Требования к уровню подготовки учащихся к ЕГЭ.

9.Современные средства обучения и передовые направления развития методики обучения биологии в свете подготовки к ЕГЭ.

10.Организация факультативов по биологии.

11.Организация элективных курсов.

12.Проведение тематических контрольных работ по биологии.

13.Формы и методы подготовки учащихся к ЕГЭ.

14.Интернет-ресурсы для подготовки к ЕГЭ.

15.Проблемы подготовки учащихся к ЕГЭ.

16.Система работы учителя по подготовке к ЕГЭ.

17.Критерии оценивания ЕГЭ.

18. Методика изучения одного раздела задачного каталога (по выбору)

Контрольные задания

1. Разработка контрольной работы для промежуточной аттестации в формате ЕГЭ.

2. Разработка программы факультативного курса для подготовки учащихся к ЕГЭ.

3. Решений заданий ЕГЭ (5 вариантов).

4. Подготовка списка литературы для подготовки к ЕГЭ по биологии.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение – Фонд оценочных средств по дисциплине
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 6
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Арбузова, Е. Н.
Методика обучения биологии: учебное пособие для вузов / Е. Н. Арбузова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 274 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06015-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473902
Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Зарипова Р.С.
Методика обучения биологии:  учебное пособие для студентов учреждений высшего педагогического образования / Р. С. Зарипова, А. Р. Хасанова, С. Е. Балаян. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015. — 94 c. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/49922
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Зарипова Р.С.
Биология животных::  задания  для самостоятельной работы [Электронный ресурс] : пособие / Р.С. Зарипова .— Н.Челны : НГПУ, 2017 .— 38с.
НГПУ, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки - URL:http://gia.edu.ru/
 
Э2
Федеральный институт педагогических измерений - URL:http://www.obrnadzor.gov.ru
 
Э3
Портал информационной поддержки ЕГЭ - URL:http://www.fipi.ru
 
Э4
Федеральный центр тестирования - URL:http://ege.edu.ru
 
Э5
Демонстрационные варианты ЕГЭ на портале "Российское образование" - URL:http://www.rustest.ru
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э7
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э8
Сдам ГИА. Решу ЕГЭ https://bio-ege.sdamgia.ru/prob_catalog
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 7
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
7.1
2-302 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.2
2-108 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы,

рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар.

В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов    семинара, практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач

Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

 
стр. 8
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.