2022-2023_b44_03_05 Г и ИЯ 261 гр__plx_Географические информационные системы_География и Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Географические информационные системы
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
 
зачет 3
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доц., Гайфутдинова Т.В. _________________
 
 
Географические информационные системы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна 

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование знаний об особенностях географических информационных систем и технологий, электронных карт как современного средства преподаваемого учебного предмета «География», содействие становлению специальной профессиональной компетентности по использованию ГИС для достижения  результатов обучения, постановки и решения исследовательских задач .
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
освоение знаний о современных способах сбора и систематизации информации для решения исследовательских задач в области образования;
1.4
формирование умения работы с электронными картами как современными средствами  преподаваемого учебного предмета «География»;
1.5
освоение методов использования ГИС для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения географии и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Практическая грамматика
2.1.2
Практическая фонетика
2.1.3
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.4
Геология
2.1.5
Картография с основами топографии
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Ландшафтоведение
2.2.2
Учебная практика по физической географии
2.2.3
Биогеография
2.2.4
Коммуникативный практикум английского языка
2.2.5
Физическая география материков и океанов
2.2.6
Теория и методика обучения географии
2.2.7
Лексикология английского языка
2.2.8
Литература стран изучаемого языка
2.2.9
Методический практикум
2.2.10
Общая экономическая и социальная география
2.2.11
Стилистика английского языка
2.2.12
Страноведение
2.2.13
Физическая география России
2.2.14
История и культура стран изучаемого языка
2.2.15
Производственная педагогическая практика
2.2.16
Экономическая и социальная география России
2.2.17
Производственная педагогическая практика
2.2.18
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
2.2.19
Технология организации краеведческой работы в школе
2.2.20
Экономическая и социальная география мира
2.2.21
Язык зарубежной прессы
2.2.22
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.23
Геоэкология
2.2.24
Интерпретация иноязычного текста
2.2.25
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.26
Этногеография и география религий
2.2.27
Методы географических исследований
2.2.28
История иностранного языка
2.2.29
Основы работы с иноязычным научным текстом
2.2.30
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
 
стр. 4
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
2.2.31
Туризм в школе
2.2.32
География населения
2.2.33
География РТ
2.2.34
Сравнительная типология иностранного и русского языков
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
технологии и методы обработки информации.
3.1.2
возможности средств преподаваемого учебного предмета «География» для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения географии и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
3.1.3
основы теории и практики для постановки и решения исследовательских задач в области образования.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
работать со средствами преподаваемого учебного предмета «География»;
3.2.2
систематизировать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования средств преподаваемого учебного предмета «География» для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
3.3.2
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Введение в геинформатику

 
1.1
Понятие о ГИС  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
1.2
Основные этапы развития ГИС. Периодизация в развитии геоинформатики  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
1.3
Модели пространственных данных  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
1.4
Типология и классификация ГИС  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
1.5
Карты как основа ГИС. Понятие геоинформационного картографирования  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
1.6
Электронные и цифровые карты  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
 
Раздел 2. Функциональные возможности ГИС

 
2.1
Функции ГИС  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
2.2
Типы и источники пространственных данных  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
2.3
Представление пространственных объектов в базы данных. Организация и форматы данных  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
 
Раздел 3. Техническое и программное обеспечение ГИС

 
3.1
Общая характеристика программных ГИС пакетов  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
3.2
Работа со слоями пространственной информации в ГИС  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
3.3
Технологии ввода географической информации  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
3.4
Преобразования форматов данных  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
3.5
Работа с атрибутивной таблицей  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
3.6
Визуалиазция данных в ГИС  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
3.7
Способы отображения объектов слоя геоданных  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
3.8
Символ отображения объекта слоя. Надписи для объектов слоя  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
3.9
Подготовка компоновки карты  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
3.10
Картографические веб-сервисы в Интернете  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
3.11
Подготовка данных. Сбор данных в Веб ГИС  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
3.12
Настройка стилей и добавление аннотаций  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
3.13
Публикация данных в веб-ГИС  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
 
Раздел 4. Географический анализ и пространственное моделирование

 
4.1
Общие аналитические операции и методы

пространственно-временного моделирования

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.3
3
0
 
4.2
Базовые инструменты ГИС-анализа  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
4.3
Векторизация данных, экспорт слоев пространственной информации  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
4.4
Создание тематической веб-карты  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
4.5
Веб-приложения на основе ГИС  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

12
ПК-1.3
3
0
 
 
стр. 6
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
Раздел 5. Применение данных дистанционного зондирования Земли в ГИС 

 
5.1
Дешифрирование космических снимков  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
5.2
Обработка материалов аэрофотосъемки  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
5.3
Цифровое моделирование рельефа  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету.

1. История создания и развития географических информационных систем.

2. Информационные технологии.

3. Методы сбора и систематизация географической информации.

4. Структура и состав географических информационной системы.

5. Структура и функции программ Google Earth Pro, QGIS 2.18

6. Роль и место автоматизированных информационных систем в образовании.

7. Представление географической информации в базах данных ГИС.

8. Векторизация данных средствами ГИС

9. Особенности работы в Веб ГИС

10. Особенности и этапы географического анализа.

11. Базовые ГИС-технологии.

12. Пространственное моделирование географических процессов.

13. Основы интеграции пространственных данных в ГИС.

14. Использование ГИС в географических исследованиях.

15. Особенности и этапы дешифрирования космических снимков

16. Алгоритм создания географических карт на основе материалов аэрофотосъемки

17. Создание базы данных географической информации

18. ГИС-технологии и их применение в обучении географии в школе

19. Визуализация географической информации с применением ГИС-технологий

20. Роль Интернета в сборе географической информации и особенности его использования в обучении географии

21. Задание: определить линейные объекты (дороги) на космических снимках

22. Задание: определить лесные массивы на космических снимках

23. Задание: определить линейные природные объекты (реки) на космических снимках

24. Задание: определить лесные массивы на космических снимках

25. Задание: измерить расстояние между объектами на космических снимках в программе ArcGIS Online

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости.

Темы групповых проектов.

1. Определение суммарной протяженности дорожной сети района РТ (по выбору) по космическим снимкам

2. Определение суммарной протяженности речной сети района РТ (по выбору) по космическим снимкам

3. Определение суммарной протяженности овражно-балочной сети района РТ (по выбору) по космическим снимкам

4. Определение суммарной протяженности границ РТ (по выбору) по космическим снимкам

5. Использование космических снимков на уроках физической географии в 6 классе

6. Использование космических снимков на уроках физической географии в 7классе

7. Использование космических снимков на уроках физической географии в 8 классе

8. Использование космических снимков на уроках экономической и социальной географии в 9 классе

9. Использование космических снимков на уроках экономической и социальной географии в 10 классе

10. Описание меандр малой реки Республики Татарстан (по выбору) по космическим снимкам   

11. Описание лесных массивов  района Республики Татарстан (по выбору) по космическим снимкам   

12. Комплексное описание участка района Республики Татарстан (по выбору) по космическим снимкам   

13. Создание базы данных по овражно-балочным системам района РТ (по выбору) по космическим снимкам   

14. Создание электронных карт и их использование в обучении географии

15. Создание базы данных по речным системам района РТ (по выбору) по космическим снимкам   

16. Мониторинг эрозионных процессов с использованием ГИС-технологий

17. Проекты в обучении физической географии в школе с использование ГИС

18. Проекты в обучении экономической и социальной географии в школе с использование ГИС

20. Тематические электронные карты и методы их создания

 
стр. 7
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Е. Г. Капралов, А. В. Кошкарев, В. С. Тикунов.
Основы геоинформатики : Основы геоинформатики : в 2 книгах. Книга 1 : учебное пособие для студентов вузов / Е. Г. Капралов, А. В. Кошкарев, В. С. Тикунов. - М. : Академия, 2004. – 480 с.   
Москва : Академия, 2004
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Тикунов В.С.
Сборник задач и упражнений по геоинформатике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений
М.: Академия, 2005
 
Л2.2
Лурье И.К., Самсонов Т.Е
Основы геоинформатики: Основы геоинформатики // Информатика

с основами геоинформатики. Часть 2: Основы геоинформатики. Учебное пособие. – М.: Географический факультет МГУ, 2016. – 200 с.

Москва : Географический факультет МГУ, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
ГИС. - URL: http://kadastrua.ru/gis-tekhnologii/194-gis.html 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.5
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.8
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.9
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.10
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.11
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.12
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 8
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-302 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.2
2-414 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-403 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Приступая к освоению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические рекомендации к лабораторным занятиям.

В ходе подготовки к лабораторным занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с методическими рекомендациями по выполнению заданий. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Лабораторная работа - это средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий. В ходе лабораторного занятия внимательно выполнять все задания. При необходимости задавать уточняющие вопросы преподавателю. Подготовить выступление по основным результатам лабораторной работы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимися новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

- составление плана текста,

- графическое изображение структуры текста,

- конспектирование текста, выписки из текста,

- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

- учебно-исследовательская работа,

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, 

 
стр. 9
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу,

- решение вариативных задач,

- решение ситуационных (профессиональных) задач

Рекомендации по подготовке к зачету

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе обучающихся. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.