(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
ции
Э1 Э3
Э1 Э3
/Лек/
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
Изображение синусоидальных функций времени векторами на комплексной плоскости. Переход от мгновенных значений к комплексным изображениям и обратно. Формы представления комплексных чисел. Операции с комплексами
/Ср/
Э1 Э3
Мгновенная, активная и реактивная, полная и комплексная мощности в цепях синусоидального тока. Балансы активной, реактивной, полной и комплексной мощности (2 часа).
/Ср/
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
/Ср/
Э1 Э3
Э1 Э3
/Ср/
Э1 Э3
Э1 Э3
/Лек/
Э1 Э3
Э1 Э2 Э3
Анализ п.п. при подключении к заряженному конденсатору ветви с R,L,C. /Ср/
Э1 Э3
/Ср/
Э1 Э3
Расчет переходных процессов в цепях 2-го порядка классиче- ским методом Операторный метод расчета переходных процессов Метод переменных состояния Переходные процессы при разряде конденсатора
/Пр/
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
/Ср/
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
Вопросы и задания к зачету:
1.Основные понятия и определения электротехники: источники и приёмники электрической энергии, электрические цепи, ветви, узлы и др.
2.Закон Ома. Линейные и нелинейные электрические цепи.
3.Единицы измерения электрических величин.
5.Методы расчёта электрических цепей постоянного тока.
6.Метод непосредственного применения правил Кирхгофа и закона Ома.
7.Электроизмерительные приборы постоянного тока.
8.Переменный ток. Основные понятия и определения.
9.Резистор, катушка индуктивности, конденсатор в цепи синусоидального тока.
10.Методы расчёта электрических цепей переменного тока.
11.Трансформаторы. Назначение. Устройство. Основные характеристики и параметры.
12.Трехфазные электрические цепи. Соединение треугольником и звездой.
13.Выпрямители. Сглаживающие фильтры.
14.Электрические машины.
15.Электропроводка. Элементы автоматической защиты.
16.Бытовые потребители электроэнергии. Бытовая электроника.
17.Промышленные электротехнологии.
18.Автоматические устройства управления и регулирования.
19.Использование цифровых технологий для управления технологическими процессами.
20.Области применения автоматики и цифровой электроники.
21.Базовые логические элементы цифровой электроники.
22.Микроэлектроника и схемотехника на примере интернета вещей.
23.Понятие о высоких технологиях.
24.Современные и перспективные направления развития электроники.
Задание к заету:
1.Расчет цепи.
По выданному преподавателем номеру варианта (Nв) значению К необходимо по табл. I.I данных указаний определить номер расчетной схемы (Ncx) и вариант параметров схемы (Nn), которые затем находят на рис. 2.1 и табл. 2.1 соответственно.
Для заданной цепи (схемы) необходимо выполнить следующее:
1. Определить токи во всех ветвях методом непосредственного использования законов Кирхгофа.
2. Определить токи в ветвях методом контурных токов.
3. Определить токи в ветвях методом наложения.
4. Составить баланс мощностей для исходной схемы.
5. Построить потенциальную диаграмму для контура включающего наибольшее количество эдс.
Кейсы:
Ситуационная задача 1
1. Мы много спорили с подругой – какую профессию выбрать. И то вроде не подходит, и это… – Я точно знаю, куда не пойду: в учителя – не хочу портить нервы; не пойду в химическое производство, так как от общения с химическими препаратами можно потерять здоровье; на фабрику не пойду, так как там превратишься в робота, выполняя механическую и однообразную работу. Я хочу, чтобы на моей работе не портилось здоровье и было интересно. Хотелось, чтобы она была связана с животными и большим количеством поездок. – Тогда тебе нужно идти работать в цирк! – воскликнула подруга и добавила, – а по мне – лишь бы получать прилично.
Я потом долго думала. Сомневаюсь, есть ли у меня талант для цирка. Может быть, подруга права, и, если нет призвания, надо думать о заработке?
Задания по кейсу:
1. Каковы мотивы выбора профессии у девушек?
2. Какой прием педагогического воздействия был использован в данной ситуации?
3. Дайте оценку данной ситуации.
4. Прогнозирование
5. Решение
Ситуационная задача 2
2. Осуществлять учебно-методическое обеспечение образовательного процесса (ТД)
Ученик 10 класса Юрий, одаренный и любознательный, увлекается техническим творчеством, физикой. Юрий обратился к учителю технологии с просьбой выдать учебник для платного факультатива, который он посещает.
Однако педагог, понимает, что факультатив он ведет на основе своих авторских наработок. Педагог использует ресурсы интернет, конспекты студенческих лет, свое портфолио. И он не сможет Юрию выдать учебник или учебно-методическое пособие.
Задания по кейсу:
1.Как поступить учителю? Каких педагогических ошибок надо при этом остерегаться?
2. Какое учебно-методическое обеспечение должно быть для организации факультативных занятий?
3. Раскройте, правила создания авторского учебно-методического обеспечения
4. Дайте оценку данной ситуации.
5. Прогнозирование.
6. Решение.
Ситуационная задача 3
3. Разрабатывать программу исследовательской и инновационной деятельности (ТД)
Контекст решения: Вам предстоит участвовать в педагогическом эксперименте, проводимом на базе вашей школы (где
Задания по кейсу:
1. Сформулируйте две актуальные темы, которые, по Вашему мнению, могут быть связаны с проблемой педагогического эксперимента на инновационной площадке школы?
2. Какой этап педагогического эксперимента вам поручили организовать и выполнить? Раскройте требования к процедуре его подготовки и проведения.
3. Какие педагогические инновации вы знаете, охарактеризуйте их, раскройте условия их внедрения в образовательный процесс современной школы?
4. Дайте оценку данной ситуации.
5. Прогнозирование.
6. Решение.
Расчетно-графические задания:
1.Расчет простых цепей постоянного тока с использованием законов Ома и Кирхгофа
2. Расчет цепей постоянного тока методом контурных токов, метод узловых потенциалов
3.Расчет и анализ электрических цепей синусоидального тока с учетом их главной особенности: изменения во времени тока и напряжения с определенной величиной (амплитудой) и начальной фазой
4. Расчет разветвленных цепей синусоидального тока комплексным методом. Составление балансов мощностей.
5. Расчет цепей с взаимной индуктивностью.
6. Трехфазные цепи синусоидального тока. Расчет симметричных режимов в трех- фазных цепях. Соединение звезда- звезда, треугольник-треугольник. Диаграммы. Расчет несимметричных режимов в трехфазных цепях. Измерение активной и реактивной мощности.
7. Расчет переходных процессов в цепях 1 -го порядка классическим методом. Расчет переходных процессов в цепях 2 -го порядка классическим методом Операторный метод расчета переходных процессов. Метод переменных состояния Переходные процессы при разряде конденсатора.
8. Расчет нелинейных цепей постоянного тока.
9. Расчет параметров четырехполюсников
10. Расчет однофазных выпрямителей
11. Расчет усилителей переменного напряжения
Комплект контрольных заданий по вариантам
Раздел 1 Линейные цепи постоянного тока
Вариант 1.
1. Источника электрической энергии
2. Закон Ома. Уравнения Кирхгофа для цепи постоянного тока
Вариант 2.
1.Теорема компенсации. Теорема об активном двухполюснике.
2. Промышленные электротехнологии.
Вариант 3.
1.Микроэлектроника и схемотехника на примере интернета вещей.
2. Области применения автоматики и цифровой электроники.
Раздел 2. Линейные цепи синусоидального тока
Вариант 1.
1.Активное, индуктивное и емкостное сопротивления.
2.Порядок расчета цепей синусоидального тока комплексным методом.
Вариант 2.
1. Мгновенная, активная и реактивная, полная и комплексная мощности в цепях синусоидального тока.
2. Комплексные коэффициенты передачи, амплитудно- частотные и фазочастотные характеристики электрических цепей.
Вариант 3
1. АЧХ и ФЧХ RC-цепей, применяемые в электронике
2. Применение законов Ома и Кирхгофа в комплексной форме для расчета простых цепей синусоидального тока .
Раздел 3 Электрические цепи с взаимной индуктивностью
Раздел 4. Трехфазные цепи синусоидального тока
Вариант 1.
1.Напряжение и ЭДС взаимной индукции.
2.Воздушный трансформатор.
Вариант 2
1.Трехфазные цепи синусоидального тока
2.Напряжение и ЭДС взаимной индукции
Вариант 3
1.Коэффициент связи.
2.Последовательное и параллельное соединение индуктивно связанных элементов.
Раздел 5 Линейные цепи несинусоидального тока
Вариант 1
1.Представление несинусоидального тока в виде тригонометрического ряда Фурье -Эйлера.
Вариант 2
1.Мощности в цепи несинусоидального тока: мгновенная, активная, реактивная, полная, мощность искажения.
2.Резонансные явления в цепи несинусоидального тока
Вариант 3
1.Коэффициенты, характеризующие несинусоидальность кривых.
2.Мощности в цепи несинусоидального тока: мгновенная, активная, реактивная, полная, мощность искажения.
Раздел 6. Переходные процессы в линейных цепях
Вариант 1
1. Законы коммутации
2.Характеристическое уравнение цепи, способы его составления
Вариант 2
1. Операторный метод анализа и расчета п.п.
2. Теорема разложения Хевисайда
Вариант 3
1. Метод переменных состояния
2. Прямое преобразование Лапласа
Раздел 7. Нелинейные цепи постоянного тока
Вариант 1
1.Нелинейные цепи постоянного тока.
2. Статические и динамические характеристики.
Вариант 2
1.Статические и дифференциальные сопротивления.
2.Графические и графоаналитические методы расчета
Вариант 3
1.Нелинейные цепи постоянного тока
2.Статические и дифференциальные сопротивления.
Раздел 8. Четырехполюсники
Раздел 9. Полупроводниковые элементы и электронные устройства
Вариант 1
1.Пассивные, проходные четырехполюсники и различные системы их уравнений.
2.Входное сопротивление четырехполюсника при произвольной нагрузке. ХХ, КЗ и их связь с параметрами.
Вариант 2
1.Коэффициенты четырехполюсника и связь между ними
2. Характеристические параметры и значения согласованной нагрузки, каскадные соединения
Вариант 3
1.Биполярные транзисторы. Свойства, параметры, способы включения, область применения.
2.Интегральные логические элементы. Триггеры, микропроцессоры
Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к будущей профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков
публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающимся соответствующую помощь.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.