2022-2023_b44_03_05 ИЗО и Т 251_plx_Электротехника и электроника_Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Электротехника и электроника
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
50
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
13 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
38
38
38
38
Итого ауд.
50
50
50
50
Кoнтактная рабoта
50
50
50
50
Сам. работа
58
58
58
58
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доц., Валиева Р.З. _________________
 
 
Электротехника и электроника
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование профессиональных компетенций в предметной области "Технология", необходимых для преподавания раздела "Электротехника и электроника"; проектирования и конструирования уроков по изучению электротехники и электроники.
1.2
Задачи  дисциплины:
1.3
изуение структуры, состава и дидактических единиц раздела "Электротехника и электроника" примерной основной общеобразоательной программы общеобразовательного учреждения;
1.4
обучить основным терминам и понятиям в области электротехники и электроники;
1.5
сформировать комплекс знаний об основных методах расчета и физических процессах типичных устройств электротехники и электроники;
1.6
научить читать принципиальные электрические схемы;
1.7
обучить основным методам измерений электрических величин при исследовании энергетических характеристик устройств электротехники и электроники;
1.8
сформировать комплекс необходимых знаний о мероприятиях по обеспечению безопасности при работе с электрооборудованием.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Академический рисунок
2.1.2
Декоративное искусство
2.1.3
Курсовой проект по дисциплине "Техническое творчество и основы проектирования"
2.1.4
Методика обучения и воспитания по профилю "Технология"
2.1.5
Мультимедийные технологии в СОШ
2.1.6
Производственная педагогическая практика по 1 профилю
2.1.7
История визуально-пространственных искусств
2.1.8
Методика обучения изобразительному искусству
2.1.9
Производственная педагогическая практика
2.1.10
Учебная проектно-технологическая практика
2.1.11
Живопись
2.1.12
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.13
Пластическая анатомия
2.1.14
Рисунок
2.1.15
Композиция
2.1.16
Педагогика
2.1.17
Учебная технологическая практика
2.1.18
Дизайн
2.1.19
Психология
2.1.20
Психология воспитательных практик
2.1.21
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр 2)
2.1.22
Учебная технологическая практика
2.1.23
Философия
2.1.24
Иностранный язык
2.1.25
Прикладная механика
2.1.26
История (история России, всеобщая история)
2.1.27
Материаловедение и новые материалы
2.1.28
Русский язык и культура речи
2.1.29
Технологии обработки материалов и пищевых продуктов
2.1.30
Учебная проектно-творческая практика (пленэр-бионическая практика )
2.1.31
Введение в профессию
2.1.32
Перспектива
2.1.33
Стилизация в живописи и графике
2.1.34
Финансово-экономический практикум
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.1.35
Академическая живопись
2.1.36
Скульптура
2.1.37
Бумагопластика
2.1.38
Цветоведение и колористика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
3-D моделирование и прототипирование
2.2.2
Конструирование и моделирование швейных изделий
2.2.3
Технология обработки текстильных материалов
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.5
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области.
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета).
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
содержание модулей программы в рамках различных классов;
3.1.2
эффективные инструменты  для продуктивного освоения и обеспечения связи между частями модулей (кейс-метод)теорию и физику электромагнитных процессов;
3.1.3
основные понятия, явления и законы электротехники и электроники;
3.1.4
принципы и методы расчета и анализа электрических и магнитных цепей, электронных схем;
3.1.5
устройство, принцип работы, характеристики электротехнических и электронных устройств;
3.1.6
устройство, принцип действия, области применения электроизмерительных приборов;
3.1.7
основные принципы и методы измерения электрических и неэлектрических величин;
3.1.8
терминологию и символику, используемые в электротехнике и электронике;
3.1.9
основы электробезопасности. 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
решать типовые задачи по определению параметров электронных и электротехнических устройств;
3.2.2
анализировать различные проблемы и педагогические ситуации, находить их решение, а также умение работать с информацией;
3.2.3
описывать и объяснять электромагнитные процессы в электрических цепях и электронных устройствах;
3.2.4
обоснованно выбирать и грамотно применять методы расчета и анализа электрических цепей и электронных устройств;
3.2.5
читать электрические схемы;
3.2.6
грамотно выбирать электронные, электротехнические устройства и аппараты;
3.2.7
пользоваться электроизмерительными приборами;
3.2.8
-уметь решать типовые задачи по определению параметров электронных и электротехнических устройств.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками описания реальных педагогических (инженерных, экономических, социальных и бизнес-ситуаций);
3.3.2
навыками анализа сути проблем, разработки возможных решений и выбор лучшего из них для дальнейшей реализации;
3.3.3
навыками расчета и анализа электрических цепей и электронных устройств;  
3.3.4
навыками моделирования электротехнических и электронных устройств и электромагнитных процессов в них;
3.3.5
навыками практической работы с электротехническими и электронными устройствами;
3.3.6
навыками измерения электрических характеристик и параметров электрических схем;
3.3.7
навыками анализа и обработки результатов измерения;
 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
3.3.8
методиками использования программных средств и навыками применения современной вычислительной техники для решения задач электротехники и электроники.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Линейные цепи постоянного тока

 
1.1
Введение в электротехнику и ее задачи. Электрические цепи и схемы. Элементы электрических цепей и схем. Топологические понятия. Приемники электрической энергии. Источника    электрической энергии  /Лек/
Л1.1 Л1.4Л3.1

Э1 Э3

1
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
1.2
Основные методы расчета цепей постоянного тока. Метод наложения. Входные и взаимные проводимости. Закон Ома. Уравнения Кирхгофа для цепи постоянного тока  /Лек/
Л1.1 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э3

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
1.3
Метод контурных токов. Баланс мощности в цепи постоянного тока  Метод узловых потенциалов. Теорема компенсации.Теорема об активном двухполюснике. Метод эквивалентного источника. Условие передачи максимальной мощности от источника нагрузке.     Переменные режимы в цепи постоянного тока. Линейные зависимости между переменными при изменении источника или резистора

/Лек/

Л1.1 Л1.4Л2.1

Э1 Э3

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
1.4
Расчет простых цепей постоянного тока с использованием зако- нов Ома и Кирхгофа  /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э3

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
1.5
Расчет цепей постоянного тока методом контурных токов, метод узловых потенциалов  /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э3

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
1.6
Метод эквивалентного источника. Линейные соотношения в электрических цепях  /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
1.7
Активный двухполюсник. Линейные соотношения  /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
1.8
Промышленные электротехнологии.  Автоматические устройства управления и регулирования. Области применения автоматики и цифровой электроники. Использование цифровых технологий для управления технологическими процессами. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

Э1 Э3

1
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
1.9
Базовые логические элементы цифровой электроники. Микроэлектроника и схемотехника на примере интернета вещей. Понятие о высоких технологиях. Современные и перспективные направления развития электроники.  /Лек/
Л1.1 Л1.4Л2.1

Э1 Э3

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
 
Раздел 2. Линейные цепи синусоидального тока

 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.1
Основные понятия о цепях синусоидального тока. Мгновенное, амплитудное, действующее и среднее значения синусоидального тока  /Лек/
Л1.1 Л1.4Л2.1

Э1 Э3

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
2.2
Синусоидальный ток в цепи с R, L,C. Основные расчетные соотношения, графики мгновенных значений. Активное, индуктивное и емкостное сопротивления

Изображение синусоидальных функций времени векторами на комплексной плоскости. Переход от мгновенных значений к комплексным изображениям и обратно. Формы представления комплексных чисел. Операции с комплексами

/Ср/

Л1.1 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э3

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
2.3
Закон Ома и законы Кирхгофа в комплексной форме. Комплексные сопротивления пассивных элементов R, L,C. Комплексный метод расчета цепей синусоидального тока. Порядок расчета це- пей синусоидального тока комплексным методом. Построение векторных диаграмм токов и топографических диаграмм напряжений. Показания приборов в цепи синус. тока.

Мгновенная, активная и реактивная, полная и комплексная мощности в цепях синусоидального тока. Балансы активной, реактивной, полной и комплексной мощности (2 часа).

/Ср/

Л1.1 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э3

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
2.4
Колебательные контуры. Резонансные режимы в последовательном и параллельном контурах. Добротность контура. Способы достижения резонанса. Частотные характеристики. Резонансные кривые. Комплексные коэффициенты передачи, амплитудно-частотные и фазочастотные характеристики электрических цепей. АЧХ и ФЧХ   RC-цепей, применяемые в электронике  /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.1

Э1 Э3

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
2.5
Расчет и анализ электрических цепей синусоидального тока с учетом их главной особенности: изменения во времени тока и напряжения с определенной величиной (амплитудой) и начальной фазой /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э3

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
2.6
Применение законов Ома и Кирхгофа в комплексной форме для расчета простых цепей синусоидального тока  /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э3

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
2.7
Расчет разветвленных цепей синусоидального тока комплексным методом. Составление балансов мощностей  /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э3

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
 
Раздел 3. Электрические цепи с взаимной индуктивностью

 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
3.1
Цепи с взаимной индуктивностью. Одноименные зажимы и их определение. Ко- эффициент связи. Напряжение и ЭДС взаимной индукции Последовательное и параллельное соединение индуктивно связанных элементов. Воздушный трансформатор. Уравнения, векторная диаграмма

/Ср/

Л1.1 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э3

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
3.2
Расчет цепей с взаимной индуктивностью /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э3

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
 
Раздел 4. Трехфазные цепи синусоидального тока

 
4.1
Трехфазные цепи синусоидального тока. Расчет симметричных режимов в трех- фазных цепях. Соединение звезда-звезда, треугольник-треугольник. Диаграммы. Расчет несимметричных режимов в трехфазных цепях. Измерение активной и реактивной мощности

/Ср/

Л1.1 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э3

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
4.2
Расчет трехфазных цепей синусоидального тока  /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э3

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
 
Раздел 5. Линейные цепи несинусоидального тока

 
5.1
Представление несинусоидального тока в виде тригонометрического ряда Фурье-Эйлера. Состав высших гармоник при наличии симметрии форм кривых тока или напряжения. Понятие о частоте спектра. Особенности расчета цепей несинусоидального тока при наличии высших гармоник. Резонансные явления в цепи несинусоидального тока. Действующее и среднее значения. Показания приборов в цепях несинусоидального тока. Коэффициенты, характеризующие несинусоидальность кривых. Мощности в цепи несинусоидального тока: мгновенная, активная, реактивная, полная, мощность искажения.

/Лек/

Л1.1 Л1.4Л2.1

Э1 Э3

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
5.2
Линейные цепи несинусоидального периодического тока /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
 
Раздел 6. Переходные процессы в линейных цепях

 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
6.1
Задачи переходного процесса при коммутации в цепи. Законы коммутации. Классический метод расчета п.п.  Принужденный и свободный режимы п.п. Их определение при различных типах источников. Характеристическое уравнение цепи, способы его составления. Влияние вида корней на характер свободного режима. Определение постоянных интегрирования по независимым и зависимым начальным условиям.

Анализ п.п. при подключении к заряженному конденсатору ветви с R,L,C. /Ср/

Л1.1 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э3

6
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
6.2
Операторный метод анализа и расчета п.п. Прямое преобразование Лапласа. Изображения производных, интегралов и простейших функций. Операторные схемы замещения накопителей энергии (индуктивности и емкости)  Эквивалентная операторная схема рассматриваемой цепи. Проверка правильности найденного изображения по предельным соотношениям. Определение оригинала с помощью теоремы разложения Хевисайда (метод неопределенных коэффициентов). Метод переменных состояния. Составление уравнений в стандартной матричной форме

/Ср/

Л1.1 Л1.4Л2.1

Э1 Э3

6
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
6.3
Расчет переходных процессов в цепях 1-го порядка классическим методом

Расчет переходных процессов в цепях 2-го порядка классиче- ским методом     Операторный метод расчета переходных процессов                               Метод переменных состояния              Переходные процессы при разряде конденсатора

/Пр/

Л1.1 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э3

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
 
Раздел 7. Нелинейные цепи постоянного тока

 
7.1
Нелинейные цепи постоянного тока. Статические и динамические характеристики. Статические и дифференциальные сопротивления. Графические и графо-аналитические методы расчета  /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э3

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
7.2
Расчет нелинейных цепей постоянного тока  /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э3

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
 
Раздел 8. Четырехполюсники

 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
8.1
Пассивные, проходные четырехполюсники и различные системы их уравнений. Коэффициенты четырехполюсника и связь между ними. Расчет коэффициентов. Входное сопротивление четырехполюсника при произвольной нагрузке. ХХ, КЗ и их связь с параметрами. Симметричные четырехполюсники. Характеристические параметры и значения согласованной нагрузки, каскадные соединения  /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э3

6
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
8.2
Расчет параметров четырехполюсников  /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э3

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
 
Раздел 9. Полупроводниковые элементы и электронные устройства

 
9.1
Полупроводниковые элементы: диоды, стабилитроны, тиристоры, их ВАХ, па- раметры, области применения. Биполярные транзисторы. Свойства, параметры, способы включения, область применения. Однофазные однополупериодные и двухполупериодные схемы выпрямления. Принципы работы, параметры, области применения

/Ср/

Л1.1 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э3

6
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
9.2
Трехфазная мостовая схема выпрямления с выведенной средней точкой трансформатора. Фильтры выпрямителей. Усилители переменного напряжения. Схема усилителя на биполярных транзисторах. Операционные усилители. Особенности анализа схем с операционными усилителями. Интегральные логические элементы. Триггеры, микропроцессоры. /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э3

6
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
9.3
Расчет однофазных выпрямителей  /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э3

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
9.4
Расчет усилителей переменного напряжения  /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э3

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
9.5
Цепи с вентилями /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э3

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
9.6
/Зачёт/
Л1.1 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э3

0
ОПК-8.1 ПК-1.1
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

1.Основные понятия и определения электротехники: источники и приёмники электрической энергии, электрические цепи, ветви, узлы и др.

2.Закон Ома. Линейные и нелинейные электрические цепи.

3.Единицы измерения электрических величин.

 
стр. 10
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
4.Правила Кирхгофа. Последовательное, параллельное и смешанное соединении потребителей.

5.Методы расчёта электрических цепей постоянного тока.

6.Метод непосредственного применения правил Кирхгофа и закона Ома.

7.Электроизмерительные приборы постоянного тока.

8.Переменный ток. Основные понятия и определения.

9.Резистор, катушка индуктивности, конденсатор в цепи синусоидального тока.

10.Методы расчёта электрических цепей переменного тока.

11.Трансформаторы. Назначение. Устройство. Основные характеристики и параметры.

12.Трехфазные электрические цепи. Соединение треугольником и звездой.

13.Выпрямители. Сглаживающие фильтры.

14.Электрические машины.

15.Электропроводка. Элементы автоматической защиты.

16.Бытовые потребители электроэнергии. Бытовая электроника.

17.Промышленные электротехнологии.

18.Автоматические устройства управления и регулирования.

19.Использование цифровых технологий для управления технологическими процессами.

20.Области применения автоматики и цифровой электроники.

21.Базовые логические элементы цифровой электроники.

22.Микроэлектроника и схемотехника на примере интернета вещей.

23.Понятие о высоких технологиях.

24.Современные и перспективные направления развития электроники.

Задание к заету:

1.Расчет цепи.

По выданному преподавателем номеру варианта (Nв)  значению К необходимо по табл. I.I данных указаний определить номер расчетной схемы (Ncx) и вариант параметров схемы (Nn), которые затем находят на рис. 2.1 и табл. 2.1 соответственно.

Для заданной цепи (схемы) необходимо выполнить следующее:

1. Определить токи во всех ветвях методом непосредственного использования законов Кирхгофа.

2. Определить токи в ветвях методом контурных токов.

3. Определить токи в ветвях методом наложения.

4. Составить баланс мощностей для исходной схемы.

5. Построить потенциальную диаграмму для контура включающего наибольшее количество эдс.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Кейсы:

Ситуационная задача 1

1. Мы много спорили с подругой – какую профессию выбрать. И то вроде не подходит, и это… – Я точно знаю, куда не пойду: в учителя – не хочу портить нервы; не пойду в химическое производство, так как от общения с химическими препаратами можно потерять здоровье; на фабрику не пойду, так как там превратишься в робота, выполняя механическую и однообразную работу. Я хочу, чтобы на моей работе не портилось здоровье и было интересно. Хотелось, чтобы она была связана с животными и большим количеством поездок. – Тогда тебе нужно идти работать в цирк! – воскликнула подруга и добавила, – а по мне – лишь бы получать прилично.

Я потом долго думала. Сомневаюсь, есть ли у меня талант для цирка. Может быть, подруга права, и, если нет призвания, надо думать о заработке?

Задания по кейсу:

1. Каковы мотивы выбора профессии у девушек?

2. Какой прием педагогического воздействия был использован в данной ситуации?

3. Дайте оценку данной ситуации.

4. Прогнозирование

5. Решение

Ситуационная задача 2

2.  Осуществлять учебно-методическое обеспечение образовательного процесса (ТД)

Ученик 10 класса Юрий, одаренный и любознательный, увлекается техническим творчеством, физикой. Юрий обратился к учителю технологии с просьбой выдать учебник для платного факультатива, который он посещает.

Однако педагог, понимает, что факультатив он ведет на основе своих авторских наработок. Педагог использует ресурсы интернет, конспекты студенческих лет, свое портфолио. И он не сможет Юрию выдать учебник или учебно-методическое пособие.

Задания по кейсу:

1.Как поступить учителю? Каких педагогических ошибок надо при этом остерегаться?

2. Какое учебно-методическое обеспечение должно быть для организации факультативных занятий?

3. Раскройте, правила создания авторского учебно-методического обеспечения

4. Дайте оценку данной ситуации.

5. Прогнозирование.

6. Решение.

Ситуационная задача 3

3. Разрабатывать программу исследовательской и инновационной деятельности (ТД)

Контекст решения: Вам предстоит участвовать в педагогическом эксперименте, проводимом на базе вашей школы (где 

 
стр. 11
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
организована инновационная экспериментальная площадка). Вы работаете учителем-предметником. И именно вам поручено изучить актуальные проблемы, которые волнуют молодых учителей, работающих в школе. Предстоит провести всю подготовительную, предварительную работу, а после этого выступить на педагогическом совете с докладом. Ваш доклад и будет основой для разработки программы педагогического эксперимента.

Задания по кейсу:

1. Сформулируйте две актуальные темы, которые, по Вашему мнению, могут быть связаны с проблемой педагогического эксперимента на инновационной площадке школы?

2. Какой этап педагогического эксперимента вам поручили организовать и выполнить? Раскройте требования к процедуре его подготовки и проведения.

3. Какие педагогические инновации вы знаете, охарактеризуйте их, раскройте условия их внедрения в образовательный процесс современной школы?

4. Дайте оценку данной ситуации.

5. Прогнозирование.

6. Решение.

Расчетно-графические задания:

1.Расчет простых цепей постоянного тока с использованием законов Ома и Кирхгофа

2. Расчет цепей постоянного тока методом контурных токов, метод узловых потенциалов  

3.Расчет и анализ электрических цепей синусоидального тока с учетом их главной особенности: изменения во времени тока и напряжения с определенной величиной (амплитудой) и начальной фазой

4. Расчет разветвленных цепей синусоидального тока комплексным методом. Составление балансов мощностей.

5. Расчет цепей с взаимной индуктивностью.

6. Трехфазные цепи синусоидального тока. Расчет симметричных режимов в трех- фазных цепях. Соединение звезда- звезда, треугольник-треугольник. Диаграммы. Расчет несимметричных режимов в трехфазных цепях. Измерение активной и реактивной мощности.

7. Расчет переходных процессов в цепях 1 -го порядка классическим методом. Расчет переходных процессов в цепях 2 -го порядка классическим методом Операторный метод расчета переходных процессов. Метод переменных состояния Переходные процессы при разряде конденсатора.

8. Расчет нелинейных цепей постоянного тока.

9. Расчет параметров четырехполюсников  

10. Расчет однофазных выпрямителей

11. Расчет усилителей переменного напряжения  

Комплект контрольных заданий по вариантам

Раздел 1 Линейные цепи постоянного тока

Вариант 1.

1. Источника электрической энергии

2. Закон Ома. Уравнения Кирхгофа для цепи постоянного тока  

Вариант 2.

1.Теорема компенсации. Теорема об активном двухполюснике.

2. Промышленные электротехнологии.

Вариант 3.

1.Микроэлектроника и схемотехника на примере интернета вещей.

2. Области применения автоматики и цифровой электроники.

Раздел 2. Линейные цепи синусоидального тока

Вариант 1.

1.Активное, индуктивное и емкостное сопротивления.

2.Порядок расчета цепей синусоидального тока комплексным методом.

Вариант 2.

1. Мгновенная, активная и реактивная, полная и комплексная мощности в цепях синусоидального тока.

2. Комплексные коэффициенты передачи, амплитудно- частотные и фазочастотные характеристики электрических цепей.

Вариант 3

1. АЧХ и ФЧХ   RC-цепей, применяемые в электронике  

2. Применение законов Ома и Кирхгофа в комплексной форме для расчета простых цепей синусоидального тока .

Раздел 3 Электрические цепи с взаимной индуктивностью

Раздел 4. Трехфазные цепи синусоидального тока

Вариант 1.

1.Напряжение и ЭДС взаимной индукции.

2.Воздушный трансформатор.

Вариант 2

1.Трехфазные цепи синусоидального тока

2.Напряжение и ЭДС взаимной индукции

Вариант 3

1.Коэффициент связи.

2.Последовательное и параллельное соединение индуктивно связанных элементов.

Раздел 5 Линейные цепи несинусоидального тока

Вариант 1

1.Представление несинусоидального тока в виде тригонометрического ряда Фурье -Эйлера.

 
стр. 12
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.Понятие о частоте спектра.

Вариант 2

1.Мощности в цепи несинусоидального тока: мгновенная, активная, реактивная, полная, мощность искажения.

2.Резонансные явления в цепи несинусоидального тока

Вариант 3

1.Коэффициенты, характеризующие несинусоидальность кривых.

2.Мощности в цепи несинусоидального тока: мгновенная, активная, реактивная, полная, мощность искажения.

Раздел 6. Переходные процессы в линейных цепях

Вариант 1

1. Законы коммутации

2.Характеристическое уравнение цепи, способы его составления

Вариант 2

1. Операторный метод анализа и расчета п.п.

2. Теорема разложения Хевисайда

Вариант 3

1. Метод переменных состояния

2. Прямое преобразование Лапласа

Раздел 7. Нелинейные цепи постоянного тока

Вариант 1

1.Нелинейные цепи постоянного тока.

2. Статические и динамические характеристики.

Вариант 2

1.Статические и дифференциальные сопротивления.

2.Графические и графоаналитические методы расчета  

Вариант 3

1.Нелинейные цепи постоянного тока

2.Статические и дифференциальные сопротивления.

Раздел 8. Четырехполюсники

Раздел 9. Полупроводниковые элементы и электронные устройства

Вариант 1

1.Пассивные, проходные четырехполюсники и различные системы их уравнений.

2.Входное сопротивление четырехполюсника при произвольной нагрузке. ХХ, КЗ и их связь с параметрами.

Вариант 2

1.Коэффициенты четырехполюсника и связь между ними

2. Характеристические параметры и значения согласованной нагрузки, каскадные соединения

Вариант 3

1.Биполярные транзисторы. Свойства, параметры, способы включения, область применения.

2.Интегральные логические элементы. Триггеры, микропроцессоры

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Бутырин П.А. 
Основы электротехники [Электронный ресурс]: учебник для студентов средних и высших учебных заведений профессионального образования по направлениям электротехники и электроэнергетики/ Бутырин П.А., Толчеев О.В., Шакирзянов Ф.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Издательский дом МЭИ, 2014.— 360 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/33220.html.— ЭБС «IPRbooks»: учебник
М.: Издательский дом МЭИ, 2014
 
Л1.2
Козлова И.С. 
Электротехника : учебное пособие / Козлова И.С.. — Саратов : Научная книга, 2019. — 159 c. — ISBN 978-5-9758-1824-9. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/81070.html : учебное пособие
Саратов : Научная книга, 2019
 
Л1.3
Трубникова В.Н.
Электротехника и электроника. Часть 1. Электрические цепи : учебное пособие / Трубникова В.Н.. — Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2014. — 137 c. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/33672.html : Электротехника и электроника
Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2014
 
стр. 13
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.4
В. И. Киселев, Э. В. Кузнецов, А. И. Копылов, В. П. Лунин
Электротехника и электроника в 3 т. Том 2. Электромагнитные устройства и электрические машины:  учебник и практикум для вузов / В. И. Киселев, Э. В. Кузнецов, А. И. Копылов, В. П. Лунин ; под общей редакцией В. П. Лунина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 184 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01026-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489704
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
ред. Родин А.В., Тюнин Н.А
Ремонт малой бытовой техники / под редакцией А. В. Родин, Н. А Тюнин. — Москва : СОЛОН-Пресс, 2019. — 108 c. — ISBN 978-5-91359-149-4. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/94949.html: учебник
Москва СОЛОН-ПРЕСС, 2015
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Алехин, В. А.
Электротехника и электроника:  Лабораторный практикум с использованием Миниатюрной электротехнической лаборатории МЭЛ, компьютерного моделирования, Mathcad и LabVIEW : учебное пособие / В. А. Алехин. — Саратов : Вузовское образование, 2017. — 225 c. — ISBN 978-5-4487-0014-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/64898.html
Саратов : Вузовское образование, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Теоретические основы электротехники и электроники [электронный ресурс]: http://bourabai.ru/toe/index.htm
 
Э2
Линейные электрические цепи: http://ets.ifmo.ru/usolzev/SEITEN/u1/
 
Э3
Общая электротехника и электроника. Электронный учебник [электронный ресурс]: http://toe.stf.mrsu.ru/demo_versia/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Microsoft Win Pro 10 32-bit/64 Russian Russia Only USB FQC-09118: Договор б/н от 29.12.2018, договор №2345 от 17.07.2019
6.3.1.2
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.3
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.4
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.5
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.6
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.7
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.8
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.9
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 14
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п.  Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к будущей профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии,  ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков

публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии,  диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

 
стр. 15
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

 
стр. 16
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающимся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.