2022-2023_b44_03_05 Г и ИЯ 261 гр__plx_География почв с основами почвоведения_География и Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
География почв с основами почвоведения
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
 
зачет 3
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доц., Гайфутдинова Т.В. _________________
 
 
География почв с основами почвоведения
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна 

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование систематизированных знаний о почвах, их генезисе и пространственном распространении; содействие становлению специальной профессиональной компетентности на основе овладения содержанием дисциплины.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формировать знания о взаимосвязи почвы с другими компонентами географической оболочки;
1.4
освоение способов поиска, критического анализа и синтеза информации, применения системного анализа для решения учебных и научных задач;
1.5
освоение способов социального взаимодействия и осуществления своей роль в команде.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История (история России, всеобщая история)
2.1.2
Практическая грамматика
2.1.3
Практическая фонетика
2.1.4
Русский язык и культура речи
2.1.5
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.6
Геология
2.1.7
Картография с основами топографии
2.1.8
Финансово-экономический практикум
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Ландшафтоведение
2.2.2
Учебная практика по физической географии
2.2.3
Учебная технологическая практика
2.2.4
Философия  
2.2.5
Биогеография
2.2.6
Коммуникативный практикум английского языка
2.2.7
Учебная технологическая практика
2.2.8
Физическая география материков и океанов
2.2.9
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.10
Теория и методика обучения географии
2.2.11
Лексикология английского языка
2.2.12
Литература стран изучаемого языка
2.2.13
Методический практикум
2.2.14
Общая экономическая и социальная география
2.2.15
Производственная педагогическая  практика
2.2.16
Стилистика английского языка
2.2.17
Страноведение
2.2.18
Физическая география России
2.2.19
История и культура стран изучаемого языка
2.2.20
Курсовая работа по методике обучения  иностранному языку
2.2.21
Производственная педагогическая практика
2.2.22
Экономическая и социальная география России
2.2.23
Производственная педагогическая практика
2.2.24
Теоретическая грамматика английского языка
2.2.25
Теоретическая фонетика английского языка
2.2.26
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
2.2.27
Технология организации краеведческой работы в школе
2.2.28
Экономическая и социальная география мира
2.2.29
Язык зарубежной прессы
2.2.30
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
стр. 4
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
2.2.31
Геоэкология
2.2.32
Интерпретация иноязычного текста
2.2.33
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.34
Этногеография и география религий
2.2.35
Методы географических исследований
2.2.36
История иностранного языка
2.2.37
Основы работы с иноязычным научным текстом
2.2.38
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
2.2.39
Туризм в школе
2.2.40
География населения
2.2.41
География РТ
2.2.42
Сравнительная типология иностранного и русского языков
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные региональные закономерности распространения и факторы формирования почв; способы социального взаимодействия и осуществления своей роль в команде; способы поиска, критического анализа и синтеза информации, применения системного анализа для решения учебных и научных задач; способы осуществления педагогической деятельности на основе специальных научных знаний
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
описывать и диагностировать почвенные горизонты и почвы; анализировать почвенные карты; осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный анализ для решения учебных и научных задач; осуществлять социальное взаимодействие и реализацию своей роли в команде; осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами описания и диагностирования почв; навыками работы со средствами преподаваемого учебного предмета «География» для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; приемами поиска, критического анализа и синтеза географической информации; приемами социального взаимодействия и осуществления своей роль в команде; способами организации педагогической деятельности на основе специальных научных знаний
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение

 
1.1
География почв с основами почвоведения как наука.  Методы изучения почв. Краткий обзор истории изучения почвы /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
 
Раздел 2. Основы теории образования и география почв

 
2.1
Почвообразование и

факторы почвообразования

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.2
Состав и свойства твердой, жидкой и газовой фаз почвы. Общие физические и физико-механические свойства почвы  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.3
Морфология почвы /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
2.4
Классификация почв  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1
3
0
 
2.5
Факторы почвообразования /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-8.1
3
0
 
2.6
Определение окраски почвы  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1
3
0
 
2.7
Строение почвенного профиля  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-8.1
3
0
 
2.8
Гумус и  распределение его содержания в различных типах почва  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1
3
0
 
 
Раздел 3. Обзор главных типов почв

 
3.1
Географические закономерности распространения почв. Понятие о почвенно-биоклиматических поясах /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
3.2
География распространенных типов почв. Земельные ресурсы мира  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
3.3
Почвы арктических и тундровых ландшафтов /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1
3
0
 
3.4
Почвы таежно-лесных ландшафтов, смешанных и

лиственных лесов

/Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1
3
0
 
3.5
Охрана почв  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

40
ОПК-8.1
3
0
 
3.6
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

0
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация.

Вопросы и задания к экзамену.

1.Понятие     о   почве.     История становления науки. В.В. Докучаев – основоположник современного почвоведения. Место и функции почвы в биосфере и биогеоценозе.

2.Общая характеристика почв лиственных лесов.

3.Задание. Определить механический (гранулометрический) состав каждого генетического горизонта образца почвы  методом раскатывания.

4.Понятие    о   выветривании  (гипергенезе)    горных   пород.

5. Задание . Почвы тундровых ландшафтов. Использование и охрана тундровых почв.

6. Задание . Определить окраску каждого генетического горизонта образца почвы.

7.Объект и предмет исследования почвоведения и географии почв. Методы почвенных исследований.

8.Почвы таёжно-лесных ландшафтов. Народнохозяйственное значение почв таёжной зоны.

9. Задание. Определить структуру почвенных горизонтов.

10.Почвенные  биологические  процессы.   Роль   высших   растений     в почвообразовании.

11.Почвы смешанных лесов. Использование в земледелии дерново-подзолистых почв.

12. Задание. Определить характер пятнистости каждого генетического горизонта образца почвы и связать с химическим и минералогическим составом.

13.Биологический    круговорот.   Зольные   элементы. Причины неодинакового    распределения     химических    элементов в   почве.

14. Задание. Определить новообразования каждого генетического горизонта образца почвы.

15.Роль почвенных животных в почвообразовании.

16.Серые лесные почвы, условия почвообразования, морфологические и генетические особенности, использование.

17. Задание. Определить включения каждого генетического горизонта образца почвы.

18.Основные функции микроорганизмов при почвообразовании.

19.Общая характеристика автоморфных почв пустынь.

20. Задание. Определить актуальную кислотность каждого генетического горизонта образца почвы.

21.Климат как фактор почвообразования.

22.Коричневые почвы сухих субтропических лесов и кустарников.

23. Задание. Определить строение профиля образца почв и дать ей название на уровне типа и разновидности.

24.Органическая часть почвы. Процессы минерализации и гумификации. Плодородие почв.

25.Общая характеристика чернозёмов, их морфологические и генетические особенности.

26.Народнохозяйственное значение чернозёмов.

27.Каковы морфологические особенности почвенного образца легкосуглинистого состава при его раскатывания.

28.Фульвокислоты, гуминовые кислоты и гумин, их свойства и роль в процессах почвобразования.

29.Общая характеристика почв сухих и пустынных степей (распространение,    условия  образования,    характеристика 

 
стр. 6
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
почв,    использование). Экологические проблемы степного природопользования.

30.Каковы морфологические особенности почвенного образца среднесуглинистого состава при его раскатывания

31.Высокодисперсная часть почвы.

32.Почвы Евразии. Проблемы   рационального     использования   почв.

33.Каковы морфологические особенности почвенного образца тяжелосуглинистого состава при его раскатывания

34.Рельеф как фактор почвообразования. Почвообразующие породы.

35.Гидроморфные почвы степей.

36.Каковы морфологические особенности зернистой структуры почвенной масс. Определить по образцам почвы.

37.Поглотительная способность почвы. Виды поглотительной способности почв. .

38.Почвы Африки. Вторичное   засоление   почв.  Охрана почв.

39.Каковы морфологические особенности комковатой структуры почвенной масс.

40. Задание.  Определить по образцам почвы.

41.Тепловой режим и тепловые свойства почвы.    Климат.  Альбедо. Теплоемкость  почвы.

42.Почвы Республики Татарстан.

43.Каковы морфологические особенности ореховатой структуры почвенной масс. Определить по образцам почвы.

44.Время как фактор почвообразования. Роль антропогенного фактора в почвообразовании.

45.Серые лесные почвы, условия почвообразования, морфологические и генетические особенности, использование.

46.Каковы морфологические особенности призматической структуры почвенной масс.

47.Общие закономерности географии почв.

48.Почвы арктических ландшафтов (распространение, условия образования,  характеристика    почв,  использование).

49.Каковы морфологические особенности новообразований оксидов и гидроксидов железа.

50.Типы    водного    режима:   промывной,   непромывной,   выпотной, застойный,   мерзлотный.

51.Генетические и морфологические особенности бурых лесных почв.

52.Каковы морфологические особенности карбонатных новообразований.

53.Новообразования и включения, плотность и влажность

54.Почвы Тукаевского района.

55.Что такое гумусовый горизонт (А)почвы ? Каковы его особенности?

56.Гранулометрический (механический) и минералогический состав почв.

57.Генетические особенности подзолов.

58.Что такое иллювиальный горизонт (В)почвы ? Каковы его особенности?

59.Генетические горизонты почв, мощность почвы и отдельных её горизонтов.

60.Морфологические и генетические особенности каштановых почв.

61.Что такое почвообразующая порода (С)? Какова ее связь с почвой?

62.Окраска почвы, механический состав, характер перехода одного горизонта в другой.

63.Генетические особенности солончаков. Особенности народнохозяйственного использования почв пустынь.

64.Выделите группы и подгруппы почвенных масс по механическому составу.

65.Морфология почв. Физические свойства почв: плотность, плотность твёрдой фазы, пористость.

66.Краснозёмы и желтозёмы влажных субтропических лесов.

67. Задание. Определить механический состав генетического горизонта (АВ).

68.Структурность почвы. Классификация структурных отдельностей.

69.Коричневые почвы сухих субтропических лесов и кустарников.

70. Задание. Определить окраску почвенного горизонта (В) по образцу почвы.

71.Почвенный воздух. Соотношение между твёрдой, жидкой и газообразной фазами в почве

72.Почвы Австралии.

73.Определить механический состав почвенного горизонта (А).

74.Почвы Северной Америки.

75. Задание. Определить структуру почвенного горизонта(В).

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости.

Темы письменных работ:

Ученые-почвоведы и их вклад в развитие почвоведения (на выбор – Докучаев В.В., Сибирцев Н.М., Костычев П.А., Глинка К.Д., Высоцкий Г.Н., Гедройц К.Э., Вильямс В.Р., Захаров С.А., Полынов Б.Б.)

Международное сотрудничество в области почвоведения.

Почва как фактор возникновения и эволюции жизни на Земле.

Континентальные плейстоценовые отложения как основные почвообразующие породы.

Теории возникновения лёссов и лёссовидных суглинков как

почвообразующих пород.

Экологические функции почв.

Закон горизонтальной почвенной зональности.

Генетические особенности подзолов.

Земельные ресурсы России.

Радиоактивное загрязнение почв.

Проблемы тяжелых металлов в почвах

Влияние химического загрязнения почв на их физические и биологические свойства и функции.

Виды эрозии. Виды и факторы водной эрозии почв.

Факторы дефляции почв

Строение почвенного профиля

 
стр. 7
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
Состав и свойства гумусовых веществ. Факторы и условия гумусообра-зования.

Роль органических веществ в почвообразовании, плодородии почв и питании растений.

Кислотность почвы, ее виды. Кислотность используемая при расчетах доз извести для нейтрализации кислых почв.

Щелочность почвы, ее виды. Способы снижения щелочности почв.

Особенности строения профиля, состава и свойств подзолистых почв.

Условия формирования дерново-подзолистых почв. Особенности строения профиля, состав и свойства.

Условия формирования дерновых почв таежно-лесной зоны.

Мероприятия, осуществляемые для повышения плодородия подзолистых, дерново-подзолистых и дерновых почв.

Условия формирования серых лесных почв лесостепной зоны. Особенности строения профиля, состава и свойства серых лесных почв.

Особенности строения профиля, состава и свойств бурых лесных почв.

Условия формирования черноземов лесостепной зоны. Особенности строения профиля, состава и свойства черноземов.

Проблемы засоления почв.

Загрязнение почв нефтью и нефтепродуктами на территории Республики Татарстан.

Рекультивация почв.

Охрана почв от вторичного засоления.

Почвы Тукаевского района Республики Татарстан.

Охрана почв  Республики Татарстан.

Нормативные документы и законодательные акты по охране почв.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Г. В. Добровольский, И. С. Урусевская
География почв: География почв : учебник / Г. В. Добровольский, И. С. Урусевская. — Москва : Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2006. — 460 c. — ISBN 5-211-05220-X. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL :  http://www.iprbookshop.ru/13165.html  . — Режим доступа : для авторизир. пользователей         гриф
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2006
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
М. И. Герасимова
География почв: География почв : учебник и практикум для вузов / М. И. Герасимова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 331 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07080-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL : https://urait.ru/bcode/451072
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Информационно-справочная система по классификации почв России. — URL: http://infosoil.ru/index.php?otdID=22&pageID=tip04&tipID=262  
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.6
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.7
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
 
стр. 8
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
6.3.1.8
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.9
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-411 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: стационарные компьютеры, наушники, WEB-камера, учебное оборудование, очки дополненной реальности полупрофессиональные учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Приступая к освоению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические рекомендации к практическим занятиям.

В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с методическими рекомендациями по выполнению заданий. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Практическая работа - это средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий. В ходе практического занятия внимательно выполнять все задания. При необходимости задавать уточняющие вопросы преподавателю. Подготовить выступление по основным результатам практической работы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимися новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

- составление плана текста,

- графическое изображение структуры текста,

 
стр. 9
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
- конспектирование текста, выписки из текста,

- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

- учебно-исследовательская работа,

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу,

- решение вариативных задач,

- решение ситуационных (профессиональных) задач.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

 
стр. 10
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.