(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна
ции
Э1 Э2 Э3
факторы почвообразования
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
лиственных лесов
/Пр/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы и задания к экзамену.
1.Понятие о почве. История становления науки. В.В. Докучаев – основоположник современного почвоведения. Место и функции почвы в биосфере и биогеоценозе.
2.Общая характеристика почв лиственных лесов.
3.Задание. Определить механический (гранулометрический) состав каждого генетического горизонта образца почвы методом раскатывания.
4.Понятие о выветривании (гипергенезе) горных пород.
5. Задание . Почвы тундровых ландшафтов. Использование и охрана тундровых почв.
6. Задание . Определить окраску каждого генетического горизонта образца почвы.
7.Объект и предмет исследования почвоведения и географии почв. Методы почвенных исследований.
8.Почвы таёжно-лесных ландшафтов. Народнохозяйственное значение почв таёжной зоны.
9. Задание. Определить структуру почвенных горизонтов.
10.Почвенные биологические процессы. Роль высших растений в почвообразовании.
11.Почвы смешанных лесов. Использование в земледелии дерново-подзолистых почв.
12. Задание. Определить характер пятнистости каждого генетического горизонта образца почвы и связать с химическим и минералогическим составом.
13.Биологический круговорот. Зольные элементы. Причины неодинакового распределения химических элементов в почве.
14. Задание. Определить новообразования каждого генетического горизонта образца почвы.
15.Роль почвенных животных в почвообразовании.
16.Серые лесные почвы, условия почвообразования, морфологические и генетические особенности, использование.
17. Задание. Определить включения каждого генетического горизонта образца почвы.
18.Основные функции микроорганизмов при почвообразовании.
19.Общая характеристика автоморфных почв пустынь.
20. Задание. Определить актуальную кислотность каждого генетического горизонта образца почвы.
21.Климат как фактор почвообразования.
22.Коричневые почвы сухих субтропических лесов и кустарников.
23. Задание. Определить строение профиля образца почв и дать ей название на уровне типа и разновидности.
24.Органическая часть почвы. Процессы минерализации и гумификации. Плодородие почв.
25.Общая характеристика чернозёмов, их морфологические и генетические особенности.
26.Народнохозяйственное значение чернозёмов.
27.Каковы морфологические особенности почвенного образца легкосуглинистого состава при его раскатывания.
28.Фульвокислоты, гуминовые кислоты и гумин, их свойства и роль в процессах почвобразования.
29.Общая характеристика почв сухих и пустынных степей (распространение, условия образования, характеристика
30.Каковы морфологические особенности почвенного образца среднесуглинистого состава при его раскатывания
31.Высокодисперсная часть почвы.
32.Почвы Евразии. Проблемы рационального использования почв.
33.Каковы морфологические особенности почвенного образца тяжелосуглинистого состава при его раскатывания
34.Рельеф как фактор почвообразования. Почвообразующие породы.
35.Гидроморфные почвы степей.
36.Каковы морфологические особенности зернистой структуры почвенной масс. Определить по образцам почвы.
37.Поглотительная способность почвы. Виды поглотительной способности почв. .
38.Почвы Африки. Вторичное засоление почв. Охрана почв.
39.Каковы морфологические особенности комковатой структуры почвенной масс.
40. Задание. Определить по образцам почвы.
41.Тепловой режим и тепловые свойства почвы. Климат. Альбедо. Теплоемкость почвы.
42.Почвы Республики Татарстан.
43.Каковы морфологические особенности ореховатой структуры почвенной масс. Определить по образцам почвы.
44.Время как фактор почвообразования. Роль антропогенного фактора в почвообразовании.
45.Серые лесные почвы, условия почвообразования, морфологические и генетические особенности, использование.
46.Каковы морфологические особенности призматической структуры почвенной масс.
47.Общие закономерности географии почв.
48.Почвы арктических ландшафтов (распространение, условия образования, характеристика почв, использование).
49.Каковы морфологические особенности новообразований оксидов и гидроксидов железа.
50.Типы водного режима: промывной, непромывной, выпотной, застойный, мерзлотный.
51.Генетические и морфологические особенности бурых лесных почв.
52.Каковы морфологические особенности карбонатных новообразований.
53.Новообразования и включения, плотность и влажность
54.Почвы Тукаевского района.
55.Что такое гумусовый горизонт (А)почвы ? Каковы его особенности?
56.Гранулометрический (механический) и минералогический состав почв.
57.Генетические особенности подзолов.
58.Что такое иллювиальный горизонт (В)почвы ? Каковы его особенности?
59.Генетические горизонты почв, мощность почвы и отдельных её горизонтов.
60.Морфологические и генетические особенности каштановых почв.
61.Что такое почвообразующая порода (С)? Какова ее связь с почвой?
62.Окраска почвы, механический состав, характер перехода одного горизонта в другой.
63.Генетические особенности солончаков. Особенности народнохозяйственного использования почв пустынь.
64.Выделите группы и подгруппы почвенных масс по механическому составу.
65.Морфология почв. Физические свойства почв: плотность, плотность твёрдой фазы, пористость.
66.Краснозёмы и желтозёмы влажных субтропических лесов.
67. Задание. Определить механический состав генетического горизонта (АВ).
68.Структурность почвы. Классификация структурных отдельностей.
69.Коричневые почвы сухих субтропических лесов и кустарников.
70. Задание. Определить окраску почвенного горизонта (В) по образцу почвы.
71.Почвенный воздух. Соотношение между твёрдой, жидкой и газообразной фазами в почве
72.Почвы Австралии.
73.Определить механический состав почвенного горизонта (А).
74.Почвы Северной Америки.
75. Задание. Определить структуру почвенного горизонта(В).
Темы письменных работ:
Ученые-почвоведы и их вклад в развитие почвоведения (на выбор – Докучаев В.В., Сибирцев Н.М., Костычев П.А., Глинка К.Д., Высоцкий Г.Н., Гедройц К.Э., Вильямс В.Р., Захаров С.А., Полынов Б.Б.)
Международное сотрудничество в области почвоведения.
Почва как фактор возникновения и эволюции жизни на Земле.
Континентальные плейстоценовые отложения как основные почвообразующие породы.
Теории возникновения лёссов и лёссовидных суглинков как
почвообразующих пород.
Экологические функции почв.
Закон горизонтальной почвенной зональности.
Генетические особенности подзолов.
Земельные ресурсы России.
Радиоактивное загрязнение почв.
Проблемы тяжелых металлов в почвах
Влияние химического загрязнения почв на их физические и биологические свойства и функции.
Виды эрозии. Виды и факторы водной эрозии почв.
Факторы дефляции почв
Строение почвенного профиля
Роль органических веществ в почвообразовании, плодородии почв и питании растений.
Кислотность почвы, ее виды. Кислотность используемая при расчетах доз извести для нейтрализации кислых почв.
Щелочность почвы, ее виды. Способы снижения щелочности почв.
Особенности строения профиля, состава и свойств подзолистых почв.
Условия формирования дерново-подзолистых почв. Особенности строения профиля, состав и свойства.
Условия формирования дерновых почв таежно-лесной зоны.
Мероприятия, осуществляемые для повышения плодородия подзолистых, дерново-подзолистых и дерновых почв.
Условия формирования серых лесных почв лесостепной зоны. Особенности строения профиля, состава и свойства серых лесных почв.
Особенности строения профиля, состава и свойств бурых лесных почв.
Условия формирования черноземов лесостепной зоны. Особенности строения профиля, состава и свойства черноземов.
Проблемы засоления почв.
Загрязнение почв нефтью и нефтепродуктами на территории Республики Татарстан.
Рекультивация почв.
Охрана почв от вторичного засоления.
Почвы Тукаевского района Республики Татарстан.
Охрана почв Республики Татарстан.
Нормативные документы и законодательные акты по охране почв.
Приступая к освоению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические рекомендации к практическим занятиям.
В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с методическими рекомендациями по выполнению заданий. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Практическая работа - это средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий. В ходе практического занятия внимательно выполнять все задания. При необходимости задавать уточняющие вопросы преподавателю. Подготовить выступление по основным результатам практической работы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимися новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.