2022-2023_az44_03_01 ФК а1891_plx_Основы адаптивного физического воспитания_Физическая культура
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы адаптивного физического воспитания
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование , профиль Физическая культура

 
экзамен 5
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
149
аудиторные занятия
22
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
8
8
Практические
6
6
8
8
14
14
Итого ауд.
10
10
12
12
22
22
Кoнтактная рабoта
10
10
12
12
22
22
Сам. работа
62
62
87
87
149
149
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
72
72
108
108
180
180
 
 
УП: az44.03.01 ФК а1891.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Парамонова Д.Б. _________________
 
 
Основы адаптивного физического воспитания
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 г. № 1426)
 
44.03.01 Педагогическое образование , профиль Физическая культура

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Денисенко Юрий Прокофьевич 

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: az44.03.01 ФК а1891.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения  дисциплины заключается в ознакомлении обучающихся с  основами фундаментальных знаний в теории и организации адаптивной физической культуры,подготовка их к педагогической деятельности в этой области с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и инвалидами по зрению, слуху, с нарушениями интеллекта, речевых функций, поражением опорно-двигательного аппарата.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать у обучающихся практические умения и навыки выполнения основных физических упражнений, используемых в адаптивной физической культуре;
1.4
обеспечить освоение обучающимися методических умений и навыков проведения занятий по различным видам адаптивной физической культуры. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В.ДВ.03
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биомеханика двигательной системы
2.1.2
Врачебно-педагогический контроль в системе физической культуры и спорта
2.1.3
Менеджмент физической культуры и спорта
2.1.4
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.5
Физиологические основы физического воспитания
2.1.6
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.7
Физиология человека
2.1.8
Анатомия человека
2.1.9
Методика обучения и воспитания в  физической культуре и спорте
2.1.10
Педагогические технологии
2.1.11
Производственная педагогическая практика
2.1.12
Теория обучения
2.1.13
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.14
Физическая культура и спорт
2.1.15
Циклические виды спорта
2.1.16
Биохимия
2.1.17
Способы оздоровления растущего организма
2.1.18
Ациклические виды спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-5: способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия
 
Знать:
 
основные принципы командной работы, понятие толерантности
 
методику формирования команды, методику построения ее целенаправленного функционирования, понятие толерантности, специфику социальных, культурных и личностных различий
 
технологии формирования и функционирования команды, правила функционирования различных ролей в командной работе, сущность толерантного восприятия социальных, культурных и личностных различий
 
 
Уметь:
 
определять основные принципы командной работы, оперировать понятием толерантность для восприятия социальных, культурных и личностных различий
 
использовать методику формирования команды, методику построения ее целенаправленного функционирования, оперировать понятием толерантность, определять социальные, культурные и личностные различия
 
реализовывать технологии формирования и функционирования команды, правила функционирования различных ролей в командной работе, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия
 
 
Владеть:
 
стр. 4
УП: az44.03.01 ФК а1891.plx
 
навыками определения основных принципов командной работы, оперирования понятием толерантности
 
навыками командной деятельности, построения целенаправленного функционирования команды, определения социальных, культурных и личностных различий
 
навыками формирования и функционирования команды, функционирования различных ролей в командной работе, толерантного восприятия социальных, культурных и личностных различий
 
 
 
ОК-8: готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность
 
Знать:
 
способы оценки и контроля уровня физического развития и физической подготовленности, обеспечивающей полноценную деятельность 
 
правила и принципы подбора физической нагрузки, обеспечивающей полноценную деятельность.
 
основные факторы, влияющие на уровень физической подготовки, обеспечивающие полноценную деятельность;
 
 
Уметь:
 
выявлять уровень физической подготовки, обеспечивающей полноценную деятельность
 
подбирать уровень физической нагрузки, обеспечивающей полноценную деятельность, ;
 
оценивать эффективность занятий физической культурой для определения своего уровня  и уровня физической подготовки обучающихся, обеспечивающей полноценную деятельность
 
 
Владеть:
 
навыками оценки системы оздоровительных упражнений, направленных  на поддержку уровня физической подготовки, обеспечивающей полноценную деятельность 
 
различными способами оценки и подбора уровня физической нагрузки, обеспечивающей полноценную деятельность; 
 
методами проведения самостоятельных занятий по физической культуре; методами комплексного контроля состояния организма при нагрузках.
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
3.1.2
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
3.1.3
правила и принципы подбора физической нагрузки, обеспечивающей полноценную деятельность.
3.1.4
основные факторы, влияющие на уровень физической подготовки, обеспечивающие полноценную деятельность;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
3.2.2
подбирать уровень физической нагрузки, обеспечивающей полноценную деятельность, ;
 
стр. 5
УП: az44.03.01 ФК а1891.plx
 
3.2.3
оценивать эффективность занятий физической культурой для определения своего уровня  и уровня физической подготовки обучающихся, обеспечивающей полноценную деятельность
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся навыками
3.3.2
проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
3.3.3
различными способами оценки и подбора уровня физической нагрузки, обеспечивающей полноценную деятельность; методами проведения самостоятельных занятий по физической культуре; методами комплексного контроля состояния организма при нагрузках.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в дисциплину

 
1.1
Понятийный аппарат дисциплины. Основные принципы работы с детьми различных нозологических групп   /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОК-8 ОК-5 ПК-2
4
0
 
1.2
Специально-методические принципы АФК. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОК-8 ОК-5 ПК-2
4
0
 
1.3
Общеметодические принципы АФК.   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

40
ОК-8 ОК-5 ПК-2
4
0
 
1.4
Адаптивная двигательная рекреация в условиях коррекционных образовательных организаций   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

22
ОК-8 ОК-5 ПК-2
4
0
 
1.5
Основные формы работы  в условиях коррекционных образовательных организаций  /Лек/ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОК-8 ОК-5 ПК-2
5
0
 
1.6
Социальные принципы АФК. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ОК-8 ОК-5 ПК-2
5
0
 
1.7
Педагогические функции АФК  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

40
ОК-8 ОК-5 ПК-2
5
0
 
1.8
Особенности адаптивного физического воспитания в современных условиях.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

20
ОК-8 ОК-5 ПК-2
5
0
 
1.9
Инклюзивное образование (проблематика вопроса).  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

27
ОК-8 ОК-5 ПК-2
5
0
 
1.10
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

9
ОК-8 ОК-5 ПК-2
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1.Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура».

2. Адаптивная физическая культура: цель, содержание, место в системе знаний о человеке.

3. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры.

 
стр. 6
УП: az44.03.01 ФК а1891.plx
 
4. Характеристика видов адаптивной физической культуры.

5. Адаптивное физическое воспитание: понятие, цель и задачи

6. Адаптивный спорт: понятие, цель, направления деятельности, крупные соревнования для инвалидов.

7. Адаптивная двигательная рекреация: понятие, классификация рекреации по месту применения.

8. Адаптивная физическая реабилитация: понятие, цель и задачи.

9. Креативные и экстремальные виды двигательной активности в адаптивной физической культуре: понятие, цель и задачи.

10. Функции адаптивной физической культуры.

11. Педагогические функции адаптивной физической культуры.

12. Социальные функции адаптивной физической культуры.

13. Социальные принципы адаптивной физической культуры.

14. Общеметодические принципы адаптивной физической культуры.

15. Специальнометодические принципы адаптивной физической культуры.

16. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

17. Организация адаптивного физического воспитания в системе специального образования.

18. Организация адаптивного физического воспитания в системе массового образования.

19. Адаптивное физическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях.

20. Адаптивное физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях.

21. Адаптивное физическое воспитание в высших учебных заведениях.

22. Средства адаптивной физической культуры.

23. Формы организации адаптивной физической культуры.

24. Методы воспитания личности в адаптивной физической культуре.

25. Методы педагогического воздействия в адаптивной физической культуре.

26. Методы организации взаимодействия педагога и занимающихся в адаптивной физической культуре.

27. Методы формирования знаний в адаптивной физической культуре.

28. Методы обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре.

29. Методы развития физических качеств и способностей в адаптивной физической культуре.

30. Три этапа физкультурно-спортивного движения инвалидов в нашей стране и зарубежом.

31. Организация адаптивного спорта в России.

32. Организация и управление физкультурно-спортивным движением инвалидов.

33. История адаптивного спорта лиц с поражением слуха.

34. История адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта лиц с поражением зрения.

35. История развития международной специальной олимпиады.

36. Паралимпийское движение в мировой практике.

37. Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений.

38. Характеристика психических нарушений и содержание подвижных игр детей с умственной отсталостью.

39. Системы классификаций нарушений физического развития и двигательных способностей учащихся специальных школ 8 вида.

40. Специфика методов обучения двигательным действиям детей с нарушением зрения.

41. Принципы коррекции вторичных отклонений у слепых и слабовидящих детей.

42. Специфика методов обучения двигательным действиям детей с диагнозом «Детский церебральный паралич». 43. Организация и проведение занятий по физической культуре для глухих и слабослышащих детей.

44. Развитие физических способностей в адаптивной физической культуре.

45. Развитие координационных способностей школьников с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта.

46. Биологические, психологические и педагогические аспекты игры.

47. Подготовка, организация и нагрузка в подвижных играх.

48. Классификация и направленность подвижных игр в адаптивной физической культуре.

49. Современные педагогические технологии в оздоровлении детей, подростков и учащейся молодежи.

50. Инновационные педагогические технологии оздоровления социальной реабилитации ребенка с проблемами в развитии.

51. Содержание физической и психологической реабилитации.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Темы рефератов:

1. История становления и развития АФК для лиц с нарушением слуха.

2. История становления и развития АФК для лиц с нарушением интеллекта.

3. История становления и развития АФК для лиц с нарушением ОДА.

4. История становления и развития АФК для лиц с нарушением зрения.

5. Адаптивное физическое воспитание - раскрыть содержание, цель, задачи и особенности.

6. Адаптивный спорт - содержание, цель, задачи и особенности.

7.  Адаптивная двигательная рекреация - раскрыть содержание, цель, задачи и особенности.

8. Особенности и типичные нарушения двигательной сферы лиц с нарушением слуха.

9. Особенности и типичные нарушения двигательной сферы лиц с нарушением зрения.

10. Особенности и типичные нарушения двигательной сферы лиц с нарушением интеллекта.

11. Особенности и типичные нарушения двигательной сферы лиц с нарушением ОДА.

12. Особенности и типичные нарушения двигательной сферы лиц с нарушением речи.

13. Физические упр-я. Классификация. Решение специальных задач АФК средствами ФУ.

14. Подвижные игры. Значение. Пример применения.

15. Методы обучения для лиц с нарушением зрения.

 
стр. 7
УП: az44.03.01 ФК а1891.plx
 
16. Методы обучения для лиц с нарушением слуха.

17. Методы обучения для лиц с нарушением ОДА.

18. Методы обучения для лиц с нарушением интеллекта.

19. Методы АФК, использующие в комплексной реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

20. Методы развития физических способностей у лиц с нарушением зрения.

21. Методы развития физических способностей у лиц с нарушением слуха.

22. Методы развития физических способностей у лиц с нарушением ОДА.

23. Методы развития физических способностей у лиц с нарушением интеллекта.

24. Методы оптимизации психо-эмоционального состояния лиц с нарушениями в развитии.

25. Принципы АФК ( по выбору студента 2 принципа): - социальный, - общеметодический. Дать характеристику принципа, раскрыть особенности реализации в АФК.

26. Специально методические принципы. (По выбору студента 1 принцип). Дать характеристику принципа, раскрыть особенности реализации в АФК.

27. Цель и задачи АФВ (характеристика задач на конкретном примере).

28. Характеристика структур и содержание государственных программ по АФВ в коррекционных образовательных учреждениях 1 вида.

29. Характеристика структур и содержание государственных программ по АФВ в коррекционных образовательных учреждениях 2 вида.

30. Характеристика структур и содержание государственных программ по АФВ в коррекционных образовательных учреждениях 3 вида.

31. Характеристика структур и содержание государственных программ по АФВ в коррекционных образовательных учреждениях 4 вида.

32. Характеристика структур и содержание государственных программ по АФВ в коррекционных образовательных учреждениях 5 вида.

33. Характеристика структур и содержание государственных программ по АФВ в .коррекционных образовательных учреждениях 6 вида.

34. Характеристика структур и содержание государственных программ по АФВ в коррекционных образовательных учреждениях 7 вида.

35. Характеристика структур и содержание государственных программ по АФВ в коррекционных образовательных учреждениях 8 вида.

36. АФВ в общеобразовательных учреждениях с контингентом лиц, отнесенных к спец. мед. группе по состоянию здоровья.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Токарская, Л. В.
Методика преподавания физической культуры детям и подросткам с умственной отсталостью: учебное пособие для вузов / Л. В. Токарская, Н. А. Дубровина, Н. Н. Бабийчук. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 190 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06126-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492167 
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л1.2
Бегидова, Т. П. 
Основы адаптивной физической культуры: учебное пособие для вузов / Т. П. Бегидова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 191 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07190-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492906 
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Бегидова, Т. П.
Теория и организация адаптивной физической культуры: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Бегидова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 191 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07862-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492972 
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
стр. 8
УП: az44.03.01 ФК а1891.plx
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL: https://elibrary.ru
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. URL: www.iprbookshop.ru
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ). URL: https://нэб.рф/ 
 
Э5
Электронная библиотечная система «Юрайт». URL: https://biblio-online.ru/
 
Э6
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ. URL: https://polpred.com/news
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.4
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.5
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Яндекс.Браузер: свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.8
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022 г.
6.3.1.9
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022 г.
6.3.1.10
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.11
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.12
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-119 Психофизиологическая лаборатория (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:лабораторное оборудование для психофизиологических исследований.
 
7.2
1-100а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

 
стр. 9
УП: az44.03.01 ФК а1891.plx
 
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством 

 
стр. 10
УП: az44.03.01 ФК а1891.plx
 
преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.