Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Денисенко Юрий Прокофьевич
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Вопросы к экзамену
1.Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура».
2. Адаптивная физическая культура: цель, содержание, место в системе знаний о человеке.
3. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры.
5. Адаптивное физическое воспитание: понятие, цель и задачи
6. Адаптивный спорт: понятие, цель, направления деятельности, крупные соревнования для инвалидов.
7. Адаптивная двигательная рекреация: понятие, классификация рекреации по месту применения.
8. Адаптивная физическая реабилитация: понятие, цель и задачи.
9. Креативные и экстремальные виды двигательной активности в адаптивной физической культуре: понятие, цель и задачи.
10. Функции адаптивной физической культуры.
11. Педагогические функции адаптивной физической культуры.
12. Социальные функции адаптивной физической культуры.
13. Социальные принципы адаптивной физической культуры.
14. Общеметодические принципы адаптивной физической культуры.
15. Специальнометодические принципы адаптивной физической культуры.
16. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
17. Организация адаптивного физического воспитания в системе специального образования.
18. Организация адаптивного физического воспитания в системе массового образования.
19. Адаптивное физическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях.
20. Адаптивное физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях.
21. Адаптивное физическое воспитание в высших учебных заведениях.
22. Средства адаптивной физической культуры.
23. Формы организации адаптивной физической культуры.
24. Методы воспитания личности в адаптивной физической культуре.
25. Методы педагогического воздействия в адаптивной физической культуре.
26. Методы организации взаимодействия педагога и занимающихся в адаптивной физической культуре.
27. Методы формирования знаний в адаптивной физической культуре.
28. Методы обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре.
29. Методы развития физических качеств и способностей в адаптивной физической культуре.
30. Три этапа физкультурно-спортивного движения инвалидов в нашей стране и зарубежом.
31. Организация адаптивного спорта в России.
32. Организация и управление физкультурно-спортивным движением инвалидов.
33. История адаптивного спорта лиц с поражением слуха.
34. История адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта лиц с поражением зрения.
35. История развития международной специальной олимпиады.
36. Паралимпийское движение в мировой практике.
37. Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений.
38. Характеристика психических нарушений и содержание подвижных игр детей с умственной отсталостью.
39. Системы классификаций нарушений физического развития и двигательных способностей учащихся специальных школ 8 вида.
40. Специфика методов обучения двигательным действиям детей с нарушением зрения.
41. Принципы коррекции вторичных отклонений у слепых и слабовидящих детей.
42. Специфика методов обучения двигательным действиям детей с диагнозом «Детский церебральный паралич». 43. Организация и проведение занятий по физической культуре для глухих и слабослышащих детей.
44. Развитие физических способностей в адаптивной физической культуре.
45. Развитие координационных способностей школьников с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта.
46. Биологические, психологические и педагогические аспекты игры.
47. Подготовка, организация и нагрузка в подвижных играх.
48. Классификация и направленность подвижных игр в адаптивной физической культуре.
49. Современные педагогические технологии в оздоровлении детей, подростков и учащейся молодежи.
50. Инновационные педагогические технологии оздоровления социальной реабилитации ребенка с проблемами в развитии.
51. Содержание физической и психологической реабилитации.
Темы рефератов:
1. История становления и развития АФК для лиц с нарушением слуха.
2. История становления и развития АФК для лиц с нарушением интеллекта.
3. История становления и развития АФК для лиц с нарушением ОДА.
4. История становления и развития АФК для лиц с нарушением зрения.
5. Адаптивное физическое воспитание - раскрыть содержание, цель, задачи и особенности.
6. Адаптивный спорт - содержание, цель, задачи и особенности.
7. Адаптивная двигательная рекреация - раскрыть содержание, цель, задачи и особенности.
8. Особенности и типичные нарушения двигательной сферы лиц с нарушением слуха.
9. Особенности и типичные нарушения двигательной сферы лиц с нарушением зрения.
10. Особенности и типичные нарушения двигательной сферы лиц с нарушением интеллекта.
11. Особенности и типичные нарушения двигательной сферы лиц с нарушением ОДА.
12. Особенности и типичные нарушения двигательной сферы лиц с нарушением речи.
13. Физические упр-я. Классификация. Решение специальных задач АФК средствами ФУ.
14. Подвижные игры. Значение. Пример применения.
15. Методы обучения для лиц с нарушением зрения.
17. Методы обучения для лиц с нарушением ОДА.
18. Методы обучения для лиц с нарушением интеллекта.
19. Методы АФК, использующие в комплексной реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
20. Методы развития физических способностей у лиц с нарушением зрения.
21. Методы развития физических способностей у лиц с нарушением слуха.
22. Методы развития физических способностей у лиц с нарушением ОДА.
23. Методы развития физических способностей у лиц с нарушением интеллекта.
24. Методы оптимизации психо-эмоционального состояния лиц с нарушениями в развитии.
25. Принципы АФК ( по выбору студента 2 принципа): - социальный, - общеметодический. Дать характеристику принципа, раскрыть особенности реализации в АФК.
26. Специально методические принципы. (По выбору студента 1 принцип). Дать характеристику принципа, раскрыть особенности реализации в АФК.
27. Цель и задачи АФВ (характеристика задач на конкретном примере).
28. Характеристика структур и содержание государственных программ по АФВ в коррекционных образовательных учреждениях 1 вида.
29. Характеристика структур и содержание государственных программ по АФВ в коррекционных образовательных учреждениях 2 вида.
30. Характеристика структур и содержание государственных программ по АФВ в коррекционных образовательных учреждениях 3 вида.
31. Характеристика структур и содержание государственных программ по АФВ в коррекционных образовательных учреждениях 4 вида.
32. Характеристика структур и содержание государственных программ по АФВ в коррекционных образовательных учреждениях 5 вида.
33. Характеристика структур и содержание государственных программ по АФВ в .коррекционных образовательных учреждениях 6 вида.
34. Характеристика структур и содержание государственных программ по АФВ в коррекционных образовательных учреждениях 7 вида.
35. Характеристика структур и содержание государственных программ по АФВ в коррекционных образовательных учреждениях 8 вида.
36. АФВ в общеобразовательных учреждениях с контингентом лиц, отнесенных к спец. мед. группе по состоянию здоровья.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.