Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы и задания к экзамену.
1. Картография и топография в системе наук о Земле.
2. Значение курса картографии с основами топографии в профессиональной подготовке учителя географии.
3. Свойства географической карты и ее определение.
4. Элементы географической карты.
5. Классификация географических карт по масштабу, пространственному охвату и по содержанию.
6. Сущность топографической карты, ее свойства и области применения.
7. Масштаб топографической карты.
8. Задание. Описать алгоритм измерения расстояний и площадей по топографической карте.
9. Разграфка и номенклатура топографических карт России.
10. Рамки листа топографической карты.
11.Задание. Описать алгоритм определения географических координат объектов по топографической карте.
12. Задание. Описать алгоритм определения прямоугольных координат объектов по топографической карте.
13. Углы направлений: азимут, дирекционный угол, румб. Использование этих углов.
15. Государственная геодезическая опорная сеть.
16. Виды съемок местности: наземные (плановые, высотные, планово-высотные) и дистанционные (аэро- и космические съемки).
17. Линейные измерения на местности.
18. Измерение горизонтальных углов. Угломерные инструменты.
19. Теодолит, его устройство и условия, которым он должен удовлетворять.
20. Измерения с помощью теодолита горизонтальных углов и расстояний. Создание опорной съемочной сети и съемка подробностей местности.
21. Ведение журнала съемки. Составление абриса. Невязка теодолитного хода и ее устранение.
22. Задание. Описать алгоритм съемки местности буссолью (компасом).
23. Геометрическое нивелирование. Устройство инструментов.
24. Нивелирование для построения профиля: содержание полевых работ, обработка полученного материала и построение профиля.
25. Мензульная съемка. Инструменты, используемые в мензульной съемке.
26. Глазомерная съемка. Используемое оборудование. Масштаб шагов.
27. Аэрофототопографическая съемка. Основные процессы и получаемые материалы.
28. Сущность топографического дешифрирования аэрофотоснимков. Прямые и косвенные дешифровочные признаки основных географических объектов.
29. Космическая съемка. Применения космических снимков для картографирования земной поверхности.
30. Географический глобус как модель Земли. Градусная сетка глобуса.
31. Задачи, решаемые с помощью глобуса. Ортодромия и локсодромия и их практическое значение.
32. Масштаб мелкомасштабных карт. Главный и частный масштабы.
33. Задание. Описать искажения и их виды.
34. Понятия об эллипсе искажения и главных направлениях. Линии и точки нулевых искажений.
35. Показатели искажений и способы определения их величины.
36. Классификация картографических проекций по характеру искажений (равновеликие, равноугольные, равнопромежуточные, произвольные).
37. Классификация картографических проекций по виду вспомогательной поверхности и ее ориентировке (по виду нормальной картографической сетки).
38. Цилиндрические проекции. Общие свойства и виды.
39. Азимутальные проекции. Общие свойства и виды.
40. Конические проекции. Общие свойства и виды.
41. Поликонические проекции.
42. Условные проекции.
43. Псевдоцилиндрические проекции. Псевдоконические проекции.
44. Выбор проекции. Распознавание проекций.
45. Координатные сетки.
46. Задание. Описать способы картографического изображения: значки, линейные знаки.
47. Задание. Описать способы картографического изображения: изолинии, псевдоизолинии.
48. Задание. Описать способы картографического изображения: качественный фон, количественный фон, ареалы.
49. Задание. Описать способы картографического изображения: точечный способ, знаки движения, локализованные диаграммы.
50. Задание. Описать способы картографического изображения: картодиаграммы, картограммы.
51. Задание. Описать способы изображения рельефа. Перспективные изображения. Способ штрихов.
52. Гипсометрический способ. Шкала высот и глубин.
53. Светотеневая пластика.
54. Надписи на географических картах. Виды надписей.
55. Картографические шрифты. Размещение надписей на картах.
56. Сущность картографической генерализации. Факторы генерализации.
57. Сущность обзорных географических карт и элементы их содержания.
58. Особенности тематических карт. Главнейшие виды тематических карт.
59. Типы географических карт.
60. Серии карт, их виды и особенности. Основные серии карт, изданные в нашей стране.
61. Сущность географических атласов. Виды атласов. Основные географические атласы.
62. Этапы создания карт. Программа карты. Составление карт.
63. Картографический метод исследования.
64. Роль карты в обучении географии. Виды школьных карт.
65. Важнейшие особенности школьных карт. Особенности использования школьных карт.
66. Школьные географические атласы, особенности их содержания и структуры.
67. Школьные глобусы, их виды и применение в обучении географии.
68. Сущность понятий «понимание карты», «чтение карты», «знание карты».
69. Краткие сведения о картах первобытных народов и картах античного времени. Работы Птолемея, римские дорожные карты.
70. Особенности средневековых карт; портоланы. Развитие картографии в период Великих географических открытий XV - XVI вв.
71. Работы Меркатора; «Большой чертеж». Работы С.У. Ремезова. Краткие сведения о работах в XVIII - XIX вв.
Темы рефератов.
1.Картографические проекции
1.1.Азимутальная равновеликая проекция Ламберта
1.2.Цилиндрическая нормальная равноугольная проекция Меркатора
1.3.Коническая нормальная проекция Красовского
1.4.Коническая нормальная равнопромежуточная проекция Каврайского
1.5.Поликоническая произвольная проекция ЦНИИГАиК (вариант 1950г., вариант БСЭ)
1.6.Условная проекция ЦНИИГАиК для карт Евразии (вариант 1)
1.7.Условная проекция ЦНИИГАиК с несимметричной сеткой для карт СССР.
2.Надписи на географических картах
2.1.Картографическая топонимика
2.2.Формы передачи иноязычных названий
2.3.Нормализация географических наименований
2.4.Каталоги географических названий
2.5.Картографические шрифты
2.6.Размещение надписей на картах
2.7.Указатели географических названий
3.Типы географических карт
3.1.Аналитическая карта
3.2.Комплексная карта
3.3.Синтетические карты
3.4.Карта динамики и карта взаимосвязей
3.5.Функциональные типы карт
3.6.Обзорные общегеографические карты
3.7.Тематические карты
3.8.Школьные карты
3.9.Использование карт
3.10.Исследование по картам
3.11.Географические информационные системы
4.Создание карт
4.1.Дистанционные методы съемок
4.2.Аэрофототопографическая съемка
4.3.Космическая съемка
4.4.Создание мелкомасштабных карт
5.История географической карты
5.1.Картографические рисунки Древнего мира
5.2.Картография в эпоху средневековья
5.3.Картография в эпоху Возрождения
5.4.Картография XVII – XVIII вв.
5.5.Картография России
Приступая к освоению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические рекомендации к практическим занятиям.
В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с методическими рекомендациями по выполнению заданий. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Практическая работа - это средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий. В ходе практического занятия внимательно выполнять все задания. При необходимости задавать уточняющие вопросы преподавателю. Подготовить выступление по основным результатам практической работы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимися новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата,
составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины