2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Картография с основами топографии_Биология и География
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Картография с основами топографии
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
 
экзамен 1
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
187
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
187
187
187
187
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
216
216
216
216
 
 
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доц., Гайфутдинов А.М. _________________
 
 
Картография с основами топографии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна 

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины «Картография с основами топографии» - формирование систематизированных знаний в области картографии и топографии с учетом содержательной специфики предмета «География» в общеобразовательной школе.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
освоение основных понятий картографии, топографии и  приемы их формирования при реализации образовательной программы по географии;
1.4
изучение картографических способов изображения явлений на общегеографических и тематических картах, их генерализации и классификации карт и атласов;
1.5
определение возможностей средств картографии, топографии и преподаваемого учебного предмета «География» для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения географии и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Географические информационные системы
2.2.2
Гистология с основами эмбриологии
2.2.3
Зоология позвоночных
2.2.4
Общее землеведение
2.2.5
Учебная практика (использование учебно-опытного участка в учебном процессе)
2.2.6
Учебная практика по ботанике и зоологии
2.2.7
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
2.2.8
Физиология растений
2.2.9
Философия  
2.2.10
Формирование функциональной грамотности при обучении биологии
2.2.11
Анатомия и морфология человека
2.2.12
Ландшафтоведение
2.2.13
Методы исследовательской и проектной деятельности
2.2.14
Методы математической обработки данных
2.2.15
Теория и методика обучения географии
2.2.16
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.17
Физиология человека и животных
2.2.18
Физическая география материков и океанов
2.2.19
Биогеография
2.2.20
Методический практикум
2.2.21
Микробиология с основами вирусологии
2.2.22
Образовательные технологии в процессе обучения биологии
2.2.23
Общая экономическая и социальная география
2.2.24
Производственная педагогическая практика
2.2.25
Физическая география России
2.2.26
Экономическая и социальная география России
2.2.27
Генетика
2.2.28
Геоэкология
2.2.29
Курсовая работа по методике обучения биологии
2.2.30
Общая экология
2.2.31
Основы экологической культуры
2.2.32
Производственная педагогическая практика
2.2.33
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.34
Теория эволюции
2.2.35
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
 
стр. 4
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
2.2.36
Технология организации краеведческой работы в школе
2.2.37
Экономическая и социальная география мира
2.2.38
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.39
Методы биометрии
2.2.40
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.41
Этногеография и география религий
2.2.42
Методы географических исследований
2.2.43
Биотехнологии
2.2.44
География РТ
2.2.45
Основы здорового образа жизни
2.2.46
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
2.2.47
Туризм в школе
2.2.48
География населения
2.2.49
Методы биологических исследований
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.3: Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
 
 
ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-9.1: Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-9.2: Демонстрирует способность использовать цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия картографии и топографии и  приемы их формирования при реализации образовательной программы по географии;
3.1.2
средства преподаваемого учебного предмета «География» для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
3.1.3
источники картографической информации.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
раскрывать содержание картографии с основами топографии;
3.2.2
использовать средства преподаваемого учебного предмета «География» для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
3.2.3
выбирать источники информации, адекватные поставленным задачам по картографии и топографии.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
приемами формирования понятий картографии  при  реализации образовательных программ по географии в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
3.3.2
навыками использования средств преподаваемого учебного предмета «География» для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Предмет и содержание картографии с основами топографии

 
1.1
Основы теории геоизображений. Картография и картографический метод исследования. Географические карты: классификация и свойства. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
 
стр. 5
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
Раздел 2. Топографическая карта, ее сущность

 
2.1
Топографические карты и планы. Математическая основа, элементы содержания, условные знаки.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
2.2
Масштаб карты  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
1
0
 
2.3
Построение линейного масштаба топографической карты. Поперечный масштаб /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

21
1
0
 
 
Раздел 3. Свойства топографической карты

 
3.1
Картометрические работы и решение задач по топографическим картам. Разграфка и номенклатура топографических карт. Проекция топографических карт. Система координат. Углы направлений   /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
3.2
Измерения по топографической карте длин и площадей    /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
1
0
 
3.3
Определение географических и прямоугольных координат по топографической карте    /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
3.4
Измерение углов направления по топографической карте   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

25
1
0
 
 
Раздел 4. Содержание топографических карт

 
4.1
Содержание топографических карт. Условные знаки. Изображение рельефа на топографических картах   /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
4.2
Определение абсолютных и относительных высот точек, крутизны склона   /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
4.3
Построение профиля по топографической карте   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
4.4
Выделение водосборного бассейна реки по топографической карте   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
4.5
Построение горизонталей по высотным отметкам. Описание участка местности по топографической карте   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
 
Раздел 5. Съемки местности

 
5.1
Наземные съемки. Плановые съемки. Высотные съемки. Планово-высотные съемки    /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

5
1
0
 
5.2
Аэрофототопографическая  съемка. Космическая съемка   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
1
0
 
5.3
Геодезические приборы и работа с ними    /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
5.4
Простейшие измерения на местности. Глазомерная съемка    /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
1
0
 
 
Раздел 6. Общие сведения о географической карте

 
стр. 6
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
6.1
Мелкомасштабные общегеографические и тематические карты. Мелкомасштабные общегеографические и тематические карты.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
 
Раздел 7. Математическая основа мелкомасштабных карт

 
7.1
Математическая основа карт. Картографическая генерализация. Земной эллипсоид. Масштабы карт. Картографические проекции. Классификация проекций. Компоновка   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
7.2
Искажения на географических картах   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

18
1
0
 
7.3
Распознавание картографических проекций  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

20
1
0
 
7.4
Условные проекции  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

20
1
0
 
 
Раздел 8. Картографические способы изображения

 
8.1
Способы картографического изображения. Методы и способы изображения объектов, явлений и процессов.объектов, явлений и процессов.Язык карты.  Условные знаки. Графические переменные. Способы картографического изображения  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
8.2
Определение способов картографического изображения   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
8.3
Надписи на географических картах. Картографическая топонимика. Картографические шрифты   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
 
Раздел 9. Картографическая генерализация

 
9.1
Сущность генерализации. Факторы генерализации. Виды генерализации   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
 
Раздел 10. Обзорные общегеографические карты

 
10.1
Сущность обзорных географических карт и элементы их содержания /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
10.2
Анализ и использование общегеографических карт  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
10.3
Чтение общегеографических карт  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
10.4
По общегеографической карте составить описание района (участка суши) /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
 
Раздел 11. Тематические карты. Серии карт.  Атласы. Глобус. Основы картографического черчения

 
11.1
Определение по глобусу широты и долготы точки. Измерение по глобусу расстояния по ортодромии между двумя точками     /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
стр. 7
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
11.2
Приемы работы с карандашом и пером  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
11.3
Приемы работы с акварельными красками   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
11.4
Вычерчивание картографических шрифтов     /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
11.5
Способы изображения на тематических картах и анализ  карт  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
11.6
Чтение тематических карт  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
11.7
Географические атласы   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
11.8
Выполнение тематической карты приемами картографического черчения   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
 
Раздел 12. Школьные карты

 
12.1
Школьные карты. Атласы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
12.2
Особенности школьных карт. Особенности использования школьных карт   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
12.3
Специальные школьные карты   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
 
Раздел 13. Картографический метод исследования

 
13.1
Использование карт. Картографический метод исследования /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
13.2
Анализ комплексного атласа и описание территории по его картам   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
1
0
 
13.3
Исследования по картам  Технологии создания картографических произведений. Геоинформационные системы (ГИС). /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

18
1
0
 
13.4
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

9
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к экзамену.

1. Картография и топография в системе наук о Земле.

2. Значение курса картографии с основами топографии в профессиональной подготовке учителя географии.

3. Свойства географической карты и ее определение.

4. Элементы географической карты.

5. Классификация географических карт по масштабу, пространственному охвату и по содержанию.

6. Сущность топографической карты, ее свойства и области применения.

7. Масштаб топографической карты.

8. Задание. Описать алгоритм измерения расстояний и площадей по топографической карте.

9. Разграфка и номенклатура топографических карт России.

10. Рамки листа топографической карты.

11.Задание.  Описать алгоритм определения географических координат объектов по топографической карте.

12. Задание. Описать алгоритм определения прямоугольных координат объектов по топографической карте.

13. Углы направлений: азимут, дирекционный угол, румб. Использование этих углов.

 
стр. 8
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
14. Условные знаки топографических карт. Изображение водных объектов, растительности и грунтов. Изображение рельефа. Изображение социально-экономических объектов.

15. Государственная геодезическая опорная сеть.

16. Виды съемок местности: наземные (плановые, высотные, планово-высотные) и дистанционные (аэро- и космические съемки).

17. Линейные измерения на местности.

18. Измерение горизонтальных углов. Угломерные инструменты.

19. Теодолит, его устройство и условия, которым он должен удовлетворять.

20. Измерения с помощью теодолита горизонтальных углов и расстояний. Создание опорной съемочной сети и съемка подробностей местности.

21. Ведение журнала съемки. Составление абриса. Невязка теодолитного хода и ее устранение.

22. Задание. Описать алгоритм съемки местности буссолью (компасом).

23. Геометрическое нивелирование. Устройство инструментов.

24. Нивелирование для построения профиля: содержание полевых работ, обработка полученного материала и построение профиля.

25. Мензульная съемка. Инструменты, используемые в мензульной съемке.

26. Глазомерная съемка. Используемое оборудование. Масштаб шагов.

27. Аэрофототопографическая съемка. Основные процессы и получаемые материалы.

28. Сущность топографического дешифрирования аэрофотоснимков. Прямые и косвенные дешифровочные признаки основных географических объектов.

29. Космическая съемка. Применения космических снимков для картографирования земной поверхности.

30. Географический глобус как модель Земли. Градусная сетка глобуса.

31. Задачи, решаемые с помощью глобуса. Ортодромия и локсодромия и их практическое значение.

32. Масштаб мелкомасштабных карт. Главный и частный масштабы.

33. Задание. Описать искажения и их виды.

34. Понятия об эллипсе искажения и главных направлениях. Линии и точки нулевых искажений.

35. Показатели искажений и способы определения их величины.

36. Классификация картографических проекций по характеру искажений (равновеликие, равноугольные, равнопромежуточные, произвольные).

37. Классификация картографических проекций по виду вспомогательной поверхности и ее ориентировке (по виду нормальной картографической сетки).

38. Цилиндрические проекции. Общие свойства и виды.

39. Азимутальные проекции. Общие свойства и виды.

40. Конические проекции. Общие свойства и виды.

41. Поликонические проекции.

42. Условные проекции.

43. Псевдоцилиндрические проекции. Псевдоконические проекции.

44. Выбор проекции. Распознавание проекций.

45. Координатные сетки.

46. Задание. Описать способы картографического изображения: значки, линейные знаки.

47. Задание. Описать способы картографического изображения: изолинии, псевдоизолинии.

48. Задание. Описать способы  картографического изображения: качественный фон, количественный фон, ареалы.

49. Задание. Описать способы  картографического изображения: точечный способ, знаки движения, локализованные диаграммы.

50. Задание. Описать способы  картографического изображения: картодиаграммы, картограммы.

51. Задание. Описать способы изображения рельефа. Перспективные изображения. Способ штрихов.

52. Гипсометрический способ. Шкала высот и глубин.

53. Светотеневая пластика.

54. Надписи на географических картах. Виды надписей.

55. Картографические шрифты. Размещение надписей на картах.

56. Сущность картографической генерализации. Факторы генерализации.

57. Сущность обзорных географических карт и элементы их содержания.

58. Особенности тематических карт. Главнейшие виды тематических карт.

59. Типы географических карт.

60. Серии карт, их виды и особенности. Основные серии карт, изданные в нашей стране.

61. Сущность географических атласов. Виды атласов. Основные географические атласы.

62. Этапы создания карт. Программа карты. Составление карт.

63. Картографический метод исследования.

64. Роль карты в обучении географии. Виды школьных карт.

65. Важнейшие особенности школьных карт. Особенности использования школьных карт.

66. Школьные географические атласы, особенности их содержания и структуры.

67. Школьные глобусы, их виды и применение в обучении географии.

68. Сущность понятий «понимание карты», «чтение карты», «знание карты».

69. Краткие сведения о картах первобытных народов и картах античного времени. Работы Птолемея, римские дорожные карты.

70. Особенности средневековых карт; портоланы. Развитие картографии в период Великих географических открытий XV - XVI вв.

71. Работы Меркатора; «Большой чертеж». Работы С.У. Ремезова.  Краткие сведения о работах в XVIII -  XIX вв. 

 
стр. 9
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
Картография XX в.  Современная картография.
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости.

Темы рефератов.

1.Картографические проекции

1.1.Азимутальная равновеликая проекция Ламберта

1.2.Цилиндрическая нормальная равноугольная проекция Меркатора

1.3.Коническая нормальная проекция Красовского

1.4.Коническая нормальная равнопромежуточная проекция Каврайского

1.5.Поликоническая произвольная проекция ЦНИИГАиК (вариант 1950г., вариант  БСЭ)

1.6.Условная проекция ЦНИИГАиК для карт Евразии (вариант 1)

1.7.Условная проекция ЦНИИГАиК с несимметричной сеткой для карт СССР.

2.Надписи на географических картах

2.1.Картографическая топонимика

2.2.Формы передачи иноязычных названий

2.3.Нормализация географических наименований

2.4.Каталоги географических названий

2.5.Картографические шрифты

2.6.Размещение надписей на картах

2.7.Указатели географических названий

3.Типы географических карт

3.1.Аналитическая карта

3.2.Комплексная карта

3.3.Синтетические карты

3.4.Карта динамики и карта взаимосвязей

3.5.Функциональные типы карт

3.6.Обзорные общегеографические карты

3.7.Тематические карты

3.8.Школьные карты

3.9.Использование карт

3.10.Исследование по картам

3.11.Географические информационные системы

4.Создание карт

4.1.Дистанционные методы съемок

4.2.Аэрофототопографическая съемка

4.3.Космическая съемка

4.4.Создание мелкомасштабных карт

5.История географической карты

5.1.Картографические рисунки Древнего мира

5.2.Картография в эпоху средневековья

5.3.Картография в эпоху Возрождения

5.4.Картография XVII – XVIII вв.

5.5.Картография России

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Колосова, Н. Н.
Картография с основами топографии: учебное пособие для вузов / Н. Н. Колосова, Е. А. Чурилова, Н. А. Кузьмина. – М. : Дрофа, 2006. – 272 с
Дрофа, 2006
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
А. М. Берлян
Картография: Картография : учебник / А. М. Берлянт. – 4-е изд., доп. – Москва : ИД КДУ, 2014. – 464 с.: табл., ил.          УМО
Москва : ИД КДУ, 2014
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 10
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Идиатуллов, А. К.
Картография: учебно-методические рекомендации для бакалавров направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Квалификация (степень) выпускника: бакалавр (очная и заочная форма обучения) / А. К. Идиатуллов. — Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2017. — 126 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86310.html 
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Казанский картограф.— URL: http://tat-map.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-401 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Приступая к освоению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое 

 
стр. 11
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические рекомендации к практическим занятиям.

В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с методическими рекомендациями по выполнению заданий. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Практическая работа - это средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий. В ходе практического занятия внимательно выполнять все задания. При необходимости задавать уточняющие вопросы преподавателю. Подготовить выступление по основным результатам практической работы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимися новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

- составление плана текста,

- графическое изображение структуры текста,

- конспектирование текста, выписки из текста,

- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

- учебно-исследовательская работа,

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата,

составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу,

- решение вариативных задач,

- решение ситуационных (профессиональных) задач

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. 

 
стр. 12
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины