2022-2023_b44_03_05 М и И 121_021_ 921 гр__plx_Конструктивная геометрия_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Конструктивная геометрия
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
экзамен 9
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
8
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
15
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
8
8
8
8
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Матвеев С.Н. _________________
 
 
Конструктивная геометрия
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании систематизированных знаний и умений в области геометрии, а также формирование навыков решения геометрических задач и применения системного подхода  для решения поставленных задач
1.2
Задачи освоения дисциплины: формирование у студентов геометрических понятий, представлений и умений; подготовка к изучению ряда смежных дисциплин; изучение геометрических фигур на основе аппарата конструктивной геометрии; формирование умений пользоваться математическим аппаратом, для реализации исследовательского процесса и педагогической деятельности на основе специальных научных знаний (геометрии).
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Аналитическая геометрия
2.1.2
Начала алгебры
2.1.3
Основы математического анализа
2.1.4
Теория преобразований плоскости
2.1.5
Теория чисел
2.1.6
Элементарная математика
2.1.7
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.8
Методы научного исследования
2.1.9
Вводный курс математики
2.1.10
Дискретная математика
2.1.11
История математики
2.1.12
Курсовая работа по математике
2.1.13
Методика обучения предмету "Математика"
2.1.14
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)  Организация математических турниров и олимпиад
2.1.15
Учебная практика. Практикум по решению  задач повышенной сложности
2.1.16
Вычислительная математика
2.1.17
Числовые системы
2.1.18
Дифференциальные уравнения
2.1.19
Учебная практика. Практикум по решению математических задач
2.1.20
Базы данных
2.1.21
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.1.22
Методика обучения предмету "Информатика"
2.1.23
Технологии программирования
2.1.24
Высокоуровневые методы программирования
2.1.25
Компьютерные сети и интернет-технологии
2.1.26
Численные методы
2.1.27
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.28
Объектно-ориентированное программирование
2.1.29
Операционные системы, среды и оболочки
2.1.30
Программирование Python
2.1.31
Разработка WEВ-приложений
2.1.32
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями
2.1.33
Архитектура компьютера
2.1.34
Компьютерное моделирование
2.1.35
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.36
Основы компьютерной графики
2.1.37
Теория рядов
2.1.38
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.39
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.40
Математическая логика и теория алгоритмов
 
стр. 4
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
2.1.41
Психолого-педагогический практикум
2.1.42
Учебная практика. Практика по программированию
2.1.43
Общая и социальная психология
2.1.44
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.1.45
Теоретические основы информатики
2.1.46
История (история России, всеобщая история)
2.1.47
Основы алгоритмизации и программирования
2.1.48
Основы мехатроники
2.1.49
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.50
Робототехника
2.1.51
Алгоритмы и структуры данных
2.1.52
Концепции современного естествознания
2.1.53
Философия  
2.1.54
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.55
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.1.56
Учебная практика  по решению  задач повышенной сложности
2.1.57
Вычислительная математика
2.1.58
Разработка WEВ-приложений
2.1.59
Основы компьютерной графики
2.1.60
Учебная практика по программированию
2.1.61
Основы мехатроники
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Дифференциальная геометрия
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
2.2.5
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.6
Производственная преддипломная практика
2.2.7
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Выбирает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.3: Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.4: Выявляет степень доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.5: Определяет рациональные идеи для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основной аппарат математики,
3.1.2
основы использования возможностей образовательной среды геометрии для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предметапредмета.
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 5
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
3.2.1
применять математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве,
3.2.2
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета,
3.2.3
на основе выявленной проблемы сформулировать исследовательскую задачу.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
различными приемами использования идеологии курса геометрии  к доказательству теорем и решению задач школьного курса;
3.3.2
техникой применения векторной алгебры к решению геометрических задач, в частности, задач школьного курса геометрии;
3.3.3
теорией и практикой элементов аффинной и евклидовой геометрии плоскостей, в частности, методов изображений на плоскости плоских и пространственных фигур, и их применения к решению задач школьного курса геометрии.
3.3.4
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Геометрические построения на плоскости

 
1.1
Основные построения. Схема решения задач на построение.Метод пересечений. Примеры.Геометрические места точек плоскости.Решение конструктивных задач с помощью преобразований  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-8.1
9
0
 
1.2
Основные построения. Схема решения задач на построение.Метод пересечений. Примеры.Геометрические места точек плоскости.Решение конструктивных задач с помощью преобразований  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э5 Э6

2
УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
9
0
 
1.3
Основные построения. Схема решения задач на построение.Метод пересечений. Примеры.Геометрические места точек плоскости.Решение конструктивных задач с помощью преобразований  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э5 Э6

2
УК-1.2 ОПК-8.1
9
0
 
1.4
Метод инверсии решения задач на построение.Алгебраический метод. Разрешимости задач на построение с помощью циркуля и линейки. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э6

2
УК-1.1 УК-1.5 ОПК-8.1
9
0
 
1.5
Метод инверсии решения задач на построение.Алгебраический метод. Разрешимости задач на построение с помощью циркуля и линейки. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.3 ОПК-8.1
9
0
 
1.6
Метод инверсии решения задач на построение.Алгебраический метод. Разрешимости задач на построение с помощью циркуля и линейки. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-8.1
9
0
 
 
Раздел 2. Методы изображений

 
2.1
Конструктивное доказательство основной теоремы аффинного отображения.Изображение плоских фигур при параллельном проектировании. Изображение пространственных фигур при параллельном проектировании. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1
9
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
2.2
Конструктивное доказательство основной теоремы аффинного отображения.Изображение плоских фигур при параллельном проектировании. Изображение пространственных фигур при параллельном проектировании. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э5 Э6

2
УК-1.3 УК-1.5 ОПК-8.1
9
0
 
2.3
Конструктивное доказательство основной теоремы аффинного отображения.Изображение плоских фигур при параллельном проектировании. Изображение пространственных фигур при параллельном проектировании. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-8.1
9
0
 
2.4
Аксонометрия. Методы решения позиционных задач с точки зрения проективной геометрии /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э6 Э7

4
УК-1.3 УК-1.5 ОПК-8.1
9
0
 
2.5
Аксонометрия. Методы решения позиционных задач с точки зрения проективной геометрии /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э4 Э5 Э6

4
УК-1.2 ОПК-8.1
9
0
 
2.6
Аксонометрия. Методы решения позиционных задач с точки зрения проективной геометрии. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.3 ОПК-8.1
9
0
 
2.7
Метод Монжа. Комбинация круглых тел с многогранниками /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э6 Э7

4
УК-1.2 УК-1.3 УК-1.5 ОПК-8.1
9
0
 
2.8
Метод Монжа. Комбинация круглых тел с многогранниками /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э4 Э5 Э6

4
УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
9
0
 
2.9
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э5 Э6

36
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1. Основные построения. Простейшие построения. Схема решения задач на построение.

2. Метод пересечений. Основные геометрические места точек плоскости. Примеры.

3. Решение конструктивных задач с помощью преобразований (движения и подобия, аффин-ные преобразования)

4. Метод инверсии решения задач на построение.

5. Алгебраический метод. Разрешимости задач на построение с помощью циркуля и линейки. Классические задачи древности.

6. Аффинные отображения и аффинная эквивалентность фигур при параллельном проектиро-вании. Конструктивное доказательство основной теоремы аффинного отображения.

7. Изображение плоских фигур при параллельном проектировании. Комбинация окружности и многоугольников.

8. Изображение пространственных фигур при параллельном проектировании.

9. Аксонометрия. Решение конструктивных, метрических и позиционных задач в аксономет-рии различными методами.

10. Методы решения позиционных задач с точки зрения проективной геометрии.

11. Метод Монжа. Решение задач стереометрии на эпюре.

12. Комбинация круглых тел (сфера, цилиндр, конус) с многогранниками.

13. Группа движений плоскости.

14. Классификация движений плоскости.

15. Преобразование подобия.

16. Гомотетия.

 
стр. 7
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
17. Группа аффинных преобразований плоскости и ее подгруппы.

18. Аффинно-перспективное преобразование

19. Инверсия. Ее аналитическое выражение.

20. Свойства инверсии, доказательство.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Задания контрольной работы содержат задания по разделу 1 (линии первого и второго порядков на плоскости).

Вариант1

Задача 1. Построить ромб по стороне а и радиусу вписанной окружности.

Задача 2. Построить треугольник по высоте    медиане   и радиусу описанной окружности R.

Задача  3. Построить треугольник по высоте    медиане   и биссектрисе внутреннего угла   треугольника.

Задача  4. Построить параллелограмм  по стороне  а высоте и углу.

Задача  5. Построить треугольник по  стороне  а  углу и отрезку.

Задача  6. Построить треугольник по стороне  а высоте и медиане.

Расчетно-графическая работа

1. В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 известны длины ребер АВ=3, АА1=5. Построить изображение общего перпендикуляра прямых (AD) и (BA1), вычис-лить расстояние между ними.

2. Дано изображение куба ABCDA1B1C1D1. В двух его смежных боковых гранях проведены диагонали АВ1 и ВС1. Построить изображение их общего перпендикуляра; найти расстояние между ними, если ребро куба равно α.

3. В основании правильной пирамиды ABCS, лежит треугольник АВС со стороной   3. Построить общий перпендикуляр между противоположными ребрами пирамиды и вы-числить расстояние между ними, если длина бокового ребра равна   2.

4. Через центр основания правильной треугольной пирамиды со стороной основания   α    проведено сечение параллельно двум скрещивающимся ребрам пирамиды. Определить площадь сечения, если боковое ребро пирамиды образует с плоскостью основания угол  α(альфа).

5. ABCD – прямоугольный тетраэдр (все плоские углы при вершине D прямые) AD=α,     BD=b,      CD=c. Построить изображение описанной сферы. Найти её радиус.

6. В основании прямой призмы ABCDA1B1C1D1 лежит ромб со стороной α и острым уг-лом 60º. Боковые ребра имеют длину 2α. Построить изображение общего перпендику-ляра прямых (АВ1) и (A1D). Вычислить расстояние между ними.

7. ABCD – правильный многогранник с ребром α, где ВВ1 и АА1 – медианы двух смеж-ных граней. Построить сечение производимое плоскостью проходящей через ВВ1 па-раллельно АА1. Вычислить площадь этого сечения и угол между прямыми ВВ1 и АА1

8. Через верхний конец образующей цилиндра под углом 45º к ней проведена касательная к цилиндру. Построить изображения перпендикуляров от центра каждого основания до касательной. Найти расстояние от центра каждого основания до касательной, если длина образующей равна 2r, r – радиус основания.

9. В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 известны длины ребер АВ=4, AD=5. Построить изображение общего перпендикуляра скрещивающихся прямых (АА1) и (DB1), вычислить расстояние между ними.

10. Построить сечение правильного тетраэдра ABCD плоскостью, содержащей медиану СМ грани АВС и параллельной (AD), если каждое ребро тетраэдра равно α. Найти площадь проекции этого сечения на плоскость (ABD).

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Денисова Н.С
Геометрия треугольника, тетраэдра, симплекса : Учебное пособие// Денисова Н.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский педагогический государственный университет, 2019.— 188 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72488.html.— ЭБС «IPRbooks»
М.: Московский педагогический государственный университет— ЭБС «IPRbooks», 2019
 
Л1.2
Далингер В. А. 
Геометрия: планиметрические задачи на построение: Учебное пособие для прикладного бакалавриата //В. А. Далингер. — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 155 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05758-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441676 
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Базылев В.Т.
Сборник задач по геометрии: Учеб. пособие - 2-е изд., стер.//Базылев В.Т.СПб.: Лань,2008.-256с.
СПб.: Лань, 2008
 
Л2.2
Атанасян Л.С., Базылев В.Т.
Геометрия (часть 2): Учебное пособие //Атанасян Л.С., Базылев В.Т.Москва: КНОРУС, 2013.-400с.
М.: КНОРУС, 2013
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Шеремет Г.Г.
Геометрические преобразования и фрактальная геометрия : Учебник// Шеремет Г.Г.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013.— 188 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32031.html.— ЭБС «IPRbooks» 
Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Библиотека учебной и научной литературы – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio
 
Э2
Естественно-научный образовательный портал – Режим доступа: http://www.en.edu.ru
 
Э3
Единый портал интернет-тестирования – Режим доступа: http://www.i-exam.ru
 
Э4
Интернет-портал ресурсов по математике – Режим доступа: http://www.math.ru
 
Э5
Образовательный математический сайт для студентов, изучающих высшую математику – Режим доступа: http://www.exponenta.ru
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.6
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.7
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.8
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.9
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-100а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-315 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28).  Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-231 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 9
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях 

 
стр. 10
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

 
стр. 11
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.