2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Методика обучения биологии_Биология и География
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика обучения биологии
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
 
экзамен 4 зачет 4
Виды контроля на курсах:
экзамен зачет
13
самостоятельная работа
213
аудиторные занятия
26
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
7 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
252
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
26
26
26
26
Кoнтактная рабoта
26
26
26
26
Сам. работа
213
213
213
213
Часы на контроль
13
13
13
13
Итого
252
252
252
252
 
 
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Кандидат биологических  наук, доцент, Зарипова Р.С. _________________
 
 
Методика обучения биологии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Зарипова Р.С.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цели  освоения дисциплины:приобретение обучающимися практических умений и основных профессиональных компетенций, необходимых учителям биологии для выполнения профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС основного и среднего (полного) общего образования по биологии.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомление с ФГОС, примерными программами по биологии, требованиями к составлению рабочих программ, поурочных планов и внеурочных занятий;
1.4
формирование умений сравнительного анализа различных педагогических концепций авторов учебных программ, учебников, эффективных способов их реализации в учебном процессе;
1.5
освоение современных методов и технологий обучения и диагностики;
1.6
формирование умений проектировать образовательный процесс на основании образовательной программы по биологии в соответствии  с требованиями образовательных стандартов для достижения образовательных результатов обучения;
1.7
изучение особенностей организации современного процесса обучения биологии в разных типах школ общего образования
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Систематика растений и грибов
2.1.2
Зоология беспозвоночных
2.1.3
Зоология позвоночных
2.1.4
Физиология растений
2.1.5
Анатомия и морфология растений
2.1.6
Введение в профессию
2.1.7
Учебная практика (использование учебно-опытного участка в учебном процессе)
2.1.8
Гистология с основами эмбриологии
2.1.9
Цитология
2.1.10
Педагогика
2.1.11
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
2.1.12
Анатомия и морфология человека
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Решение профессиональных задач учителя биологии
2.2.2
Курсовая работа по  методике обучения биологии
2.2.3
Теория эволюции
2.2.4
Производственная педагогическая практика
2.2.5
Технология организации краеведческой работы в школе
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.7
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.8
2.2.9
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
2.2.10
Туризм в школе
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
ОПК-8.2: Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
стр. 4
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
 
ОПК-3.3: Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
 
ПК-2.3: Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Федеральные государственные образовательные стандарты,
3.1.2
примерные программы по биологии,
3.1.3
основы педагогической деятельности,
3.1.4
образовательные результаты обучающихся по биологии,
3.1.5
требования к разработке рабочих программ,
3.1.6
способы проектирования учебных занятий в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
3.1.7
формы организации обучения,
3.1.8
современные методы и технологии обучения и диагностики,
3.1.9
средства обучения биологии,
3.1.10
взаимосвязь всех элементов методической системы обучения;
3.1.11
особенности организации современного урока биологии.
3.1.12
способы проектирования воспитательной деятельности и методы ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой биологии
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проектировать образовательный процесс на основании образовательной программы по биологии в соответствии  с требованиями образовательных стандартов,
3.2.2
разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами предмета "Биология",
3.2.3
применять современные методы и технологии обучения и диагностики, том числе с использованием ИКТ,
3.2.4
применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
3.2.5
выявлять трудности в обучении и корректировать пути достижения образовательных результатов;
3.2.6
оценивать результаты учебной деятельности обучающихся;
3.2.7
проектировать воспитательную деятельность   в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой биологии
3.2.8
организовывать индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность учащихся с учетом
3.2.9
межличностных отношений в учебном коллективе;
3.2.10
организовывать индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность учащихся с учетом межличностных отношений в учебном коллективе;
3.2.11
использовать в образовательном процессе разнообразные образовательные ресурсы;
3.2.12
разрабатывать учебно-методические материалы для активизации познавательной деятельности учащихся и реализации дифференцированного подхода к ученикам в процессе обучения биологии;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами поиска информации в профессиональных источниках(журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);
3.3.2
способами  разработки рабочих программ и поурочных планов по биологии в соответствии с требованиями образовательных стандартов,
3.3.3
навыками проектирования и проведения уроков и внеурочных занятий с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики,
3.3.4
методами и формами  организации и оценки различных видов внеурочной деятельности учащихся по биологии
 
стр. 5
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
3.3.5
методами контроля и оценки образовательных результатов обучающихся.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Предмет методики обучения биологии

 
1.1
История развития методики обучения биологии в России.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э7 Э8

2
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
1.2
Развитие методики обучения биологии в 19-20 веках /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5 Э7 Э8

4
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
 
Раздел 2. Цели, содержание и структура биологического образования

 
2.1
Образовательная программа как основной методический документ, раскрывающий содержание образовательного стандарта /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4 Э7 Э8

2
ОПК-8.1 ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
2.2
Рабочая программа по биологии  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-8.1 ОПК-3.1 ОПК-3.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
2.3
Компоненты содержания биологического образования:

система знаний о мире, способы деятельности (умения и навыки), опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4 Э7 Э8

6
ОПК-8.1 ОПК-3.1 ОПК-3.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
2.4
Социально-экологические  аспекты биологического образования учащихся /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
ОПК-8.1 ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
 
Раздел 3. Усвоение содержания школьной биологии

 
3.1
Формирование предметных знаний и умений /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
3.2
Формирование универсальных учебных действий:коммуникативные, регулятивные, личностные и познавательные  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4 Э7 Э8

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
3.3
Личностные, предметные и метапредметные результаты обучения биологии.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э7 Э8

2
ОПК-8.2 ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
3.4
Методика формирования основных систем знаний /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э3 Э4 Э7 Э8

14
ОПК-8.2 ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
 
Раздел 4. Технология обучения биологии

 
стр. 6
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
4.1
Технология обучения биологии в общеобразовательной школе. Классификация методов обучения биологии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э3 Э4 Э7 Э8

6
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
4.2
Педагогические технологии обучения биологии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4 Э7 Э8

4
ОПК-8.2 ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
4.3
Технологическая карта урока /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
ОПК-8.2 ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
4.4
Интерактивные технологии обучения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э7 Э8

6
ОПК-8.2 ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
 
Раздел 5. Средства обучения биологии

 
5.1
Учебник биологии, атласы и определители - главные компоненты комплекса средств обучения.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э7 Э8

2
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
5.2
Наглядные средства обучения и работа с ними. Методика работы с учебником и с тетрадью на

печатной основе

Методика применения электронных наглядных

пособий и образовательных ресурсов /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э7 Э8

6
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
5.3
Разработка дидактических средств по биологии занимательного характера (кроссворды, упражнения, занимательные задания, квесты, презентации по темам и пр.) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э7 Э8

6
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
5.4
Использование справочной, научно-популярной и художественной литературы в процессе обучения биологии.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.2

6
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
 
Раздел 6. Формы организации обучения биологии

 
6.1
Требования к составлению рабочих программ. Урок биологии в аспекте требований ФГОСПодготовка учителя к уроку  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э4 Э7 Э8

2
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
6.2
Технология дебатов. Формирование у учащихся умений проектной деятельности. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
6.3
Составление конспектов уроков с применением технологии дебатов. Изучение сезонных явлений в жизни растений и животных как средство развития познавательного интереса

учащихся. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.2

Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

6
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
6.4
Логический опорный конспект как средство

графической наглядности.  Технология конструирования и

применения опорных логических конспектов (ЛОК) в

системе уроков биологии.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.2

6
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
 
Раздел 7. Проверка и оценка результатов обучения.  

 
стр. 7
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
7.1
Характеристика и анализ основных видов проверки:формирующее и суммирующее оценивание /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э3 Э4 Э7 Э8

2
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
7.2
Виды контроля знаний и умений учащихся по биологии.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.2

Э3 Э4 Э7 Э8

8
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
7.3
Конструирование учебных заданий для текущего и итогового контроля знаний и умений учащихся по биологии

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.2

Э3 Э4 Э7 Э8

4
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
 
Раздел 8. Внеучебная деятельность по биологии

 
8.1
Деятельность учителя и учащихся в кабинете биологии и учебно-опытном участке  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э3 Э4 Э7 Э8

6
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
8.2
Кабинет биологии и его роль в организации учебно-воспитательной и учебно-исследовательской работы. Учебно-опытный участок  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э7 Э8

4
ОПК-3.1 ОПК-3.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
8.3
Социально-значимая деятельность учащихся во внеклассной работе по биологии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э3 Э4 Э7 Э8

6
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
8.4
Подготовка к промежуточной аттестации /Зачёт/

4
4
0
 
 
Раздел 9. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе

 
9.1
Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э3 Э7 Э8

6
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
9.2
Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологии в учебном процессе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э2 Э3 Э7 Э8

6
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
9.3
Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э2 Э3 Э7 Э8

6
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
 
Раздел 10. Методика обучения биологии  в отдельных курсах 

 
10.1
Методика обучения биологии в разделе  "Ботаника" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э7 Э8

6
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
10.2
Методика уроков с анатомическим- физиологическим  содержанием на примере тем «Корень», «Побег». Организация и проведение лабораторных работ с микроскопом и микропрепаратами.

Методика формирования и развития анатомических понятий

Методика уроков с физиологическим содержанием на

примере тем «Лист»,  «Побег», «Семя». Техника постановки и правила демонстрации опытов

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э7 Э8

2
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
стр. 8
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
10.3
Методика уроков с систематическим содержанием на

примере темы «Покрытосеменные растения». Формирование

и развитие систематических понятий.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

6
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
10.4
Подготовка  проведения и проведение фенологических наблюдений. Подготовка плана проведения сезонных экскурсий по ботанике  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э7 Э8

6
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
10.5
Раздел «Животные»

Цель и учебно-воспитательные задачи, содержание и исовременное построение структуры, анализ методического обеспечения раздела

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.2

Э7 Э8

2
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
10.6
Методики: изучения внешнего и внутреннего

строения; проведения лабораторных работ с натуральным

раздаточным материалом; обобщающих уроков на примере

тем «Тип Черви», «Тип Членистоногие».

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э7 Э8

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
10.7
Методики: демонстрации аудиовизуальных средств обучения, проведения виртуальной экскурсии на примере темы «Класс Млекопитающие». /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

7
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
10.8
Внеурочная работа по разделу. Подготовка плана проведения сезонных экскурсий по зоологии.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э7 Э8

16
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
10.9
Методика обучения биологии в курсе "Человек". Анализ УМК. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.2

Э7 Э8

2
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
10.10
Методика изучения отдельных тем в курсе "Человек"Методика изучения тем «Внутренняя среда», «Транспорт веществ» («Кровь и кровообращение»). Словесно- логический способ обучения. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.2

Э7 Э8

2
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
10.11
Технология модульного обучения на примере темы

«Кровеносная система». Воспитательная направленность уроков биологии в разделе "Человек". Методические особенности уроков с гигиеническим и валеологическим содержанием.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.2

10
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
10.12
Подготовка модульного урока по теме "Дыхательная система". Подготовка листа обратной связи  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.2

Э7 Э8

10
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
10.13
Методика обучения биологии в курсе "Общая биология". Анализ учебно-методического комплекса раздела "Общая биология». /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
10.14
Методика использования демонстрационного материала и организации лабораторных работ при изучении раздела «Основы общей биологии  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4 Э5 Э6

8
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
стр. 9
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
10.15
Система и структура уроков темы «Происхождение человека». Методики: работы учащихся с первоисточниками, организации и проведения учебной дискуссии на уроках биологии. Подготовка техкарты урока с использованием аудиовизуальных средств обучения. Подготовка генетических задач

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

10
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
10.16
Подготовка к промежуточной аттестации /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э7 Э8

9
ОПК-3.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы и задания к зачету

1. Роль и место методики обучения биологии в профессионально-педагогическом образовании будущего учителя.

2. Содержание профессионально-педагогической деятельности учителя биологии.

Культурно-просветительская деятельность учителя биологии.

3. Объект, предмет, задачи и методы исследования методики обучения биологии.

4. Связь методики обучения биологии с другими науками.

5. Основные этапы и направления развития отечественной методики обучения биологии.

6. Роль прогрессивных педагогов, методистов-биологов в развитие методики обучения биологии.

7. Современные проблемы методики обучения биологии.

8. Методическая система обучения биологии.

9. Закономерности и принципы методики обучения биологии.

10. Цель и задачи школьного биологического образования.

11. Содержание и структура учебного предмета «Биология» в средних образовательных учреждениях. Типы структурирования содержания.

12. Компоненты содержания школьного биологического образования.

13. Государственный стандарт биологического образования, его структура и функции

14. Образовательная программа как основной научно-методический документ, раскрывающий содержание образовательного стандарта. Типы программ и их структур.

15. Понятие как основная дидактическая единица знаний в школьном предмете «Биология». Классификация биологических понятий.

16. Этапы формирования понятий индуктивным и дедуктивными способами.

17. Методика формирования и развития понятий в процессе обучения биологии.

18. Способы деятельности, представленные в образовательной программе школьного курса биологии. Этапы и методика их формирования в процессе обучения биологии.

19. Внутрипредметные и межпредметные связи и их реализация при обучении биологии.

20. Система средств обучения. Роль наглядности в обучении, воспитании, развитии учащихся.

21. Учебник как основное средство обучения. Методические приемы использования учебника на уроках биологии.

22. Комплексное использование средств обучения в процессе обучения биологии.

23. Методики демонстрации живых объектов, опытов, изобразительных и аудиовизуальных средств обучения.

24.Универсальные учебные действия.

25. Формы организации обучения. Урок как основная форма организации процесса обучения. Типы уроков по биологии и их структура. Современные требования, предъявляемые к уроку биологии.

26. Подготовка учителя к уроку и планированию системы уроков темы. Технология целеполагания уроков биологии.

27. Понятие «технология обучения биологии». Современные обучающие технологии (программированное, информационное, проблемное, модульное, проектное обучение и др.) при изучении школьного курса биологии.

28. Домашняя работа учащихся по биологии. Функции, виды домашних заданий. Требования к их организации и объему.

Вопросы и задания для экзамена

1.Биология как наука и как учебный предмет. Цели школьного биологического образования. Ожидаемые предметные результаты.

2.Основные компоненты содержания школьного биологического образования:знания, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

3.Межпредметные и внутрипредметные связи в курсе биологии, их значение. Формирование научного мировоззрения в процессе обучения биологии.

4.Теория развития биологических понятий и классификация понятий. Этапы формирования биологических понятий.

5.Универсальные учебные действия на уроках биологии.

6.Классификация методов обучения биологии по характеру познавательной деятельности школьников.

7.Наблюдение. Его роль в изучении естествознания и развитии личности школьника.

8.Словесные методы, особенности их применения в процессе обучения биологии, их роль в развитии мышления учащихся.

9.Наглядные методы, особенности их применения в процессе обучения биологии, их роль в развитии мышления учащихся.

 
стр. 10
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
10.Практические методы. Этапы проведения практических работ. Значение практических работ в обучении биологии.

11.Современные технологии обучения биологии: технология деятельностного подхода

12.Современные технологии обучения биологии: технология проектов.

13.Современные технологии обучения биологии: Попперовские дебаты.

14.Учебник как средство обучения биологии. Дидактические требования к учебнику, его основные функции

15.Классификация средств обучения  по биологии. Методика использования натуральной и изобразительной наглядности.

16.Подготовка учителя к уроку. Требования к подготовке урока биологии. Отбор и переработка содержания.

17.Урок, как основная форма обучения биологии. Современные требования к уроку биологии. Типология уроков биологии, их характеристика

18.Структура комбинированного урока. Урок-лекция, урок-семинар, урок-зачет, урок-конференция.

19.Разработка урока биологии в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока.

20.Домашняя работа по биологии, ее задачи, содержание, организация. Виды домашних работ: работа с учебником, работа с дополнительной литературой, домашние наблюдения и опыты по биологии.

21.Внеурочные формы организации обучения биологии: учебные экскурсии.

22.Формы и  приемы контроля знаний на уроках биологии.

23.Анализ и самоанализ урока биологии

24.Методика изучения общей биологии в 10-11 классах.

25.Внеклассная работа по биологии: основные направления и формы организации.

26.Учебно-исследовательская деятельность на уроках биологии.

27.Кабинет биологии. Требования к организации и оформлению кабинета. Лабораторное оборудование и наглядные пособия в кабинете.

28.Учебно-опытный участок. Назначение участка. Планирование участка. Характеристика отделов участка.

29.Учебно-опытный участок. Виды работ на участке: коллекционирование, опытничество, наблюдения. Формы организации работы на участке: уроки, экскурсии, внеурочная и внеклассная работа.

30.Уголок живой природы. Требования к организации. Техника безопасности. Подбор растений и животных для содержания. Основные виды работ в уголке живой

Задания

1. Раскрыть предметные, метапредметные, личностные результаты на примере одной темы школьной биологии

2. Разработать фрагмент урока с использованием приема сравнения.

3. Разработать возможные варианты подведения школьников к осознанию цели обучения.

4. Разработать фрагмент урока с использованием приема планирования.

5. Разработать фрагмент урока с использованием приема моделирования

6. Разработать фрагмент урока с использованием приема классификации.

7. Разработать фрагмент урока с использованием ИКТ.

8. Разработать фрагмент урока с использованием групповой формы работы.

28. Разработать фрагмент урока с использованием индивидуальной работы.

29. Разработать фрагмент урока с использованием технологии модульного обучения..

30. Разработать фрагмент урока с использованием технологии критического мышления..

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1.Проектировочная деятельность учителя биологии.

2.Диагностико-коррекционная деятельность учителябиологии.

3.Педагогический эксперимент как метод педагогического исследования в образовательном процессе по биологии.

4.Наблюдение как метод педагогического исследования и его использование учителем биологии.

5.Изучение передового опыта учителей биологии РТ.

6.Опыт преподавания биологии в средних образовательных учреждениях нового типа.

7.Учебно-методический журнал «Биология в школе» (газета «Биология», приложение к газете «Первое сентября») как средство изучения передового педагогического опыта.

8.Биологическое образование за рубежом: особенности содержания и структуры учебного предмета.

9.Педагогические идеи К.Д.Ушинского и их влияние на обучение биологии в современной школе.

10.Значение работ Б.Е.Райкова для отечественной методики обучения биологии.

11.Формирование и развитие у учащихся научного мировоззрения в процессе изучения биологии.

12.Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения биологии.

13.Экологическое образование учащихся в процессе обучения биологии.

14.Эстетическое воспитание учащихся в процессе обучения биологии..

15.Гигиеническое воспитание учащихся в процессе обучения биологии.

16.Развитие мышления у школьников на материале учебного предмета «Биология».

17.Реализация краеведческого принципа обучения в школьном курсе биологии.

18.Сопоставительный анализ государственного стандарта биологического образования и образовательных программ по предмету для средних образовательныхучреждений.

19.Сравнительный анализ образовательных программ и параллельных учебников по конкретным разделам школьного курса биологии.

20.Содержание и структура биологического образования в школьном предмете «Биология» (раздел по выбору).

21.Методика формирования и развития общебиологического понятия в процессе обучения биологии (по выбору).

 
стр. 11
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
22.Организация познавательной деятельности учащихся при формировании систематических понятий школьного курса биологии.

23.Межпредметные связи при изучении раздела школьного курса биологии (по выбору).

24.Развитие универсальных учебных действий  учащихся на уроках биологии.

25.Формирование специальных умений учащихся в процессе обучения биологии.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении РПД "Методика обучения географии"
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Арбузова, Е.Н.
Методика обучения биологии: : учебное пособие для вузов / Е. Н. Арбузова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 274 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06015-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454988
Москва : Издательство Юрайт, , 2020
 
Л1.2
Никишов, А.И.
Методика обучения биологии в школе : учебное пособие для вузов / А. И. Никишов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 193 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11011-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456319 (
Москва: Издательство Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Арбузова, ЕН.
Теория и методика обучения биологии. Практикум. Схемы и таблицы :: учебное пособие для вузов / Е. Н. Арбузова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 210 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10869-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455847
Москва,: Издательство Юрайт, 2020
 
Л2.2
Зарипова, Р.С.
Методика обучения биологии: учебное пособие для студентов учреждений высшего педагогического образования / Р. С. Зарипова, А. Р. Хасанова, С. Е. Балаян. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015. — 94 c. — ISBN 978-5-98452-122-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/49922.html 
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет,, 2015
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Перелович, Н.В.
Методика обучения биологии. Часть 1. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники ::  учебно-методическое пособие / Н. В. Перелович, С. К. Пятунина, А. В Теремов [и др.]. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2018. — 52 c. — ISBN 978-5-4263-0587-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/79048.html 
Москва : Московский педагогический государственный университет, , 2018
 
Л3.2
Теремов, А.В.
Методика обучения биологии. Ч.3. Человек и его здоровье : учебно-методическое пособие / Н. А. Богданов, А. В. Теремов, С. К. Пятунина [и др.] ; под редакцией А. В. Теремова. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2019. — 92 c. — ISBN 978-5-4263-0791-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/94653.html 
Москва : Московский педагогический государственный университет, 2019., 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL:http://минобрнауки.рф/
 
стр. 12
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
Э2
Российское образование. - URL: http://www.edu.ru
 
Э3
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - URL: https://festival.1september.ru/mathematics/
 
Э4
Образовательный интернет-проект в России «Инфоурок». - URL: https://infourok.ru/
 
Э5
Сообщество взаимопомощи учителей . - URL: http://pedsovet.su/
 
Э6
Всероссийский педагогический портал . - URL: http://методкабинет.рф/
 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э8
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-108 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: стационарные компьютеры, наушники, WEB-камера, учебное оборудование, очки дополненной реальности полупрофессиональные учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Приступая к освоению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности 

 
стр. 13
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие.

В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу педагогических ситуаций и формированием навыков работы с научной и методической литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, на умение будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимися новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

- составление плана текста,

- графическое изображение структуры текста,

- конспектирование текста, выписки из текста,

- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

- учебно-исследовательская работа,

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу,

- решение вариативных задач,

- решение ситуационных (профессиональных) задач.

Завершающим этапом освоения дисциплины является зачет и экзамен

Методические указания к зачету.

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует 

 
стр. 14
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств.

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания.

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.