Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Зарипова Р.С.
ции
Э4 Э7 Э8
Э5 Э7 Э8
Э4 Э7 Э8
система знаний о мире, способы деятельности (умения и навыки), опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
/Ср/
Э4 Э7 Э8
Э3 Э4 Э7 Э8
Э3 Э7 Э8
Э3 Э4 Э7 Э8
Э3 Э4 Э7 Э8
Э3 Э4 Э7 Э8
Э3 Э7 Э8
Э3 Э4 Э7 Э8
печатной основе
Методика применения электронных наглядных
пособий и образовательных ресурсов /Ср/
Э3 Э4 Э7 Э8
Э3 Э4 Э7 Э8
/Ср/
Э4 Э7 Э8
учащихся. /Ср/
Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
графической наглядности. Технология конструирования и
применения опорных логических конспектов (ЛОК) в
системе уроков биологии.
/Ср/
Э3 Э4 Э7 Э8
/Ср/
Э3 Э4 Э7 Э8
/Ср/
Э3 Э4 Э7 Э8
Э3 Э4 Э7 Э8
Э3 Э4 Э7 Э8
Э3 Э4 Э7 Э8
Э3 Э7 Э8
Э2 Э3 Э7 Э8
Э2 Э3 Э7 Э8
Э7 Э8
Методика формирования и развития анатомических понятий
Методика уроков с физиологическим содержанием на
примере тем «Лист», «Побег», «Семя». Техника постановки и правила демонстрации опытов
/Пр/
Э7 Э8
примере темы «Покрытосеменные растения». Формирование
и развитие систематических понятий.
/Ср/
Э7 Э8
Цель и учебно-воспитательные задачи, содержание и исовременное построение структуры, анализ методического обеспечения раздела
/Лек/
Э7 Э8
строения; проведения лабораторных работ с натуральным
раздаточным материалом; обобщающих уроков на примере
тем «Тип Черви», «Тип Членистоногие».
/Пр/
Э7 Э8
Э7 Э8
Э7 Э8
Э7 Э8
«Кровеносная система». Воспитательная направленность уроков биологии в разделе "Человек". Методические особенности уроков с гигиеническим и валеологическим содержанием.
/Ср/
Э7 Э8
Э3 Э4 Э5 Э6
Э3 Э4 Э5 Э6
/Ср/
Э7 Э8
1. Роль и место методики обучения биологии в профессионально-педагогическом образовании будущего учителя.
2. Содержание профессионально-педагогической деятельности учителя биологии.
Культурно-просветительская деятельность учителя биологии.
3. Объект, предмет, задачи и методы исследования методики обучения биологии.
4. Связь методики обучения биологии с другими науками.
5. Основные этапы и направления развития отечественной методики обучения биологии.
6. Роль прогрессивных педагогов, методистов-биологов в развитие методики обучения биологии.
7. Современные проблемы методики обучения биологии.
8. Методическая система обучения биологии.
9. Закономерности и принципы методики обучения биологии.
10. Цель и задачи школьного биологического образования.
11. Содержание и структура учебного предмета «Биология» в средних образовательных учреждениях. Типы структурирования содержания.
12. Компоненты содержания школьного биологического образования.
13. Государственный стандарт биологического образования, его структура и функции
14. Образовательная программа как основной научно-методический документ, раскрывающий содержание образовательного стандарта. Типы программ и их структур.
15. Понятие как основная дидактическая единица знаний в школьном предмете «Биология». Классификация биологических понятий.
16. Этапы формирования понятий индуктивным и дедуктивными способами.
17. Методика формирования и развития понятий в процессе обучения биологии.
18. Способы деятельности, представленные в образовательной программе школьного курса биологии. Этапы и методика их формирования в процессе обучения биологии.
19. Внутрипредметные и межпредметные связи и их реализация при обучении биологии.
20. Система средств обучения. Роль наглядности в обучении, воспитании, развитии учащихся.
21. Учебник как основное средство обучения. Методические приемы использования учебника на уроках биологии.
22. Комплексное использование средств обучения в процессе обучения биологии.
23. Методики демонстрации живых объектов, опытов, изобразительных и аудиовизуальных средств обучения.
24.Универсальные учебные действия.
25. Формы организации обучения. Урок как основная форма организации процесса обучения. Типы уроков по биологии и их структура. Современные требования, предъявляемые к уроку биологии.
26. Подготовка учителя к уроку и планированию системы уроков темы. Технология целеполагания уроков биологии.
27. Понятие «технология обучения биологии». Современные обучающие технологии (программированное, информационное, проблемное, модульное, проектное обучение и др.) при изучении школьного курса биологии.
28. Домашняя работа учащихся по биологии. Функции, виды домашних заданий. Требования к их организации и объему.
Вопросы и задания для экзамена
1.Биология как наука и как учебный предмет. Цели школьного биологического образования. Ожидаемые предметные результаты.
2.Основные компоненты содержания школьного биологического образования:знания, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
3.Межпредметные и внутрипредметные связи в курсе биологии, их значение. Формирование научного мировоззрения в процессе обучения биологии.
4.Теория развития биологических понятий и классификация понятий. Этапы формирования биологических понятий.
5.Универсальные учебные действия на уроках биологии.
6.Классификация методов обучения биологии по характеру познавательной деятельности школьников.
7.Наблюдение. Его роль в изучении естествознания и развитии личности школьника.
8.Словесные методы, особенности их применения в процессе обучения биологии, их роль в развитии мышления учащихся.
9.Наглядные методы, особенности их применения в процессе обучения биологии, их роль в развитии мышления учащихся.
11.Современные технологии обучения биологии: технология деятельностного подхода
12.Современные технологии обучения биологии: технология проектов.
13.Современные технологии обучения биологии: Попперовские дебаты.
14.Учебник как средство обучения биологии. Дидактические требования к учебнику, его основные функции
15.Классификация средств обучения по биологии. Методика использования натуральной и изобразительной наглядности.
16.Подготовка учителя к уроку. Требования к подготовке урока биологии. Отбор и переработка содержания.
17.Урок, как основная форма обучения биологии. Современные требования к уроку биологии. Типология уроков биологии, их характеристика
18.Структура комбинированного урока. Урок-лекция, урок-семинар, урок-зачет, урок-конференция.
19.Разработка урока биологии в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока.
20.Домашняя работа по биологии, ее задачи, содержание, организация. Виды домашних работ: работа с учебником, работа с дополнительной литературой, домашние наблюдения и опыты по биологии.
21.Внеурочные формы организации обучения биологии: учебные экскурсии.
22.Формы и приемы контроля знаний на уроках биологии.
23.Анализ и самоанализ урока биологии
24.Методика изучения общей биологии в 10-11 классах.
25.Внеклассная работа по биологии: основные направления и формы организации.
26.Учебно-исследовательская деятельность на уроках биологии.
27.Кабинет биологии. Требования к организации и оформлению кабинета. Лабораторное оборудование и наглядные пособия в кабинете.
28.Учебно-опытный участок. Назначение участка. Планирование участка. Характеристика отделов участка.
29.Учебно-опытный участок. Виды работ на участке: коллекционирование, опытничество, наблюдения. Формы организации работы на участке: уроки, экскурсии, внеурочная и внеклассная работа.
30.Уголок живой природы. Требования к организации. Техника безопасности. Подбор растений и животных для содержания. Основные виды работ в уголке живой
Задания
1. Раскрыть предметные, метапредметные, личностные результаты на примере одной темы школьной биологии
2. Разработать фрагмент урока с использованием приема сравнения.
3. Разработать возможные варианты подведения школьников к осознанию цели обучения.
4. Разработать фрагмент урока с использованием приема планирования.
5. Разработать фрагмент урока с использованием приема моделирования
6. Разработать фрагмент урока с использованием приема классификации.
7. Разработать фрагмент урока с использованием ИКТ.
8. Разработать фрагмент урока с использованием групповой формы работы.
28. Разработать фрагмент урока с использованием индивидуальной работы.
29. Разработать фрагмент урока с использованием технологии модульного обучения..
30. Разработать фрагмент урока с использованием технологии критического мышления..
Темы рефератов
1.Проектировочная деятельность учителя биологии.
2.Диагностико-коррекционная деятельность учителябиологии.
3.Педагогический эксперимент как метод педагогического исследования в образовательном процессе по биологии.
4.Наблюдение как метод педагогического исследования и его использование учителем биологии.
5.Изучение передового опыта учителей биологии РТ.
6.Опыт преподавания биологии в средних образовательных учреждениях нового типа.
7.Учебно-методический журнал «Биология в школе» (газета «Биология», приложение к газете «Первое сентября») как средство изучения передового педагогического опыта.
8.Биологическое образование за рубежом: особенности содержания и структуры учебного предмета.
9.Педагогические идеи К.Д.Ушинского и их влияние на обучение биологии в современной школе.
10.Значение работ Б.Е.Райкова для отечественной методики обучения биологии.
11.Формирование и развитие у учащихся научного мировоззрения в процессе изучения биологии.
12.Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения биологии.
13.Экологическое образование учащихся в процессе обучения биологии.
14.Эстетическое воспитание учащихся в процессе обучения биологии..
15.Гигиеническое воспитание учащихся в процессе обучения биологии.
16.Развитие мышления у школьников на материале учебного предмета «Биология».
17.Реализация краеведческого принципа обучения в школьном курсе биологии.
18.Сопоставительный анализ государственного стандарта биологического образования и образовательных программ по предмету для средних образовательныхучреждений.
19.Сравнительный анализ образовательных программ и параллельных учебников по конкретным разделам школьного курса биологии.
20.Содержание и структура биологического образования в школьном предмете «Биология» (раздел по выбору).
21.Методика формирования и развития общебиологического понятия в процессе обучения биологии (по выбору).
23.Межпредметные связи при изучении раздела школьного курса биологии (по выбору).
24.Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии.
25.Формирование специальных умений учащихся в процессе обучения биологии.
Приступая к освоению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие.
В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу педагогических ситуаций и формированием навыков работы с научной и методической литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, на умение будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимися новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач.
Завершающим этапом освоения дисциплины является зачет и экзамен
Методические указания к зачету.
При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств.
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания.
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.