2022-2023_b44_03_05 М и И 121_021_ 921 гр__plx_Основания геометрии и неевклидова геометрия_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основания геометрии и неевклидова геометрия
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
15
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
44
44
44
44
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Матвеев С.Н. _________________
 
 
Основания геометрии и неевклидова геометрия
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании систематизированных знаний и умений в области геометрии, а также формирование навыков решения геометрических задач и применения системного подхода  для решения поставленных задач
1.2
Задачи освоения дисциплины :формирование у студентов геометрических понятий, представлений и умений в области теории геометрических преобразований на неевклидовой плоскости; подготовка к изучению ряда смежных дисциплин; изучение инвариантов группы аффинных преобразований и ее подгрупп; формирование умений пользоваться математическим аппаратом, для реализации исследовательского процесса и педагогической деятельности на основе специальных научных знаний (геометрии).
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.2
Математическая логика и теория алгоритмов
2.1.3
Дискретная математика
2.1.4
Числовые системы
2.1.5
Аналитическая геометрия
2.1.6
Основы математического анализа
2.1.7
Теория преобразований плоскости
2.1.8
Теория чисел
2.1.9
Элементарная математика
2.1.10
Вводный курс математики
2.1.11
Базы данных
2.1.12
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.1.13
История математики
2.1.14
Курсовая работа по математике
2.1.15
Методика обучения предмету "Информатика"
2.1.16
Методика обучения предмету "Математика"
2.1.17
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)  Организация математических турниров и олимпиад
2.1.18
Технологии программирования
2.1.19
Учебная практика. Практикум по решению  задач повышенной сложности
2.1.20
Высокоуровневые методы программирования
2.1.21
Вычислительная математика
2.1.22
Компьютерные сети и интернет-технологии
2.1.23
Численные методы
2.1.24
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.25
Объектно-ориентированное программирование
2.1.26
Операционные системы, среды и оболочки
2.1.27
Программирование Python
2.1.28
Разработка WEВ-приложений
2.1.29
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями
2.1.30
Архитектура компьютера
2.1.31
Компьютерное моделирование
2.1.32
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.33
Основы компьютерной графики
2.1.34
Теория рядов
2.1.35
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.36
Психолого-педагогический практикум
2.1.37
Учебная практика. Практика по программированию
2.1.38
Начала алгебры
2.1.39
Общая и социальная психология
 
стр. 4
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
2.1.40
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.1.41
Теоретические основы информатики
2.1.42
История (история России, всеобщая история)
2.1.43
Основы алгоритмизации и программирования
2.1.44
Основы мехатроники
2.1.45
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.46
Робототехника
2.1.47
Учебная практика. Практикум по решению математических задач
2.1.48
Алгоритмы и структуры данных
2.1.49
Концепции современного естествознания
2.1.50
Философия  
2.1.51
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.52
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.1.53
Учебная практика  по решению  задач повышенной сложности
2.1.54
Вычислительная математика
2.1.55
Разработка WEВ-приложений
2.1.56
Основы компьютерной графики
2.1.57
Учебная практика по программированию
2.1.58
Основы мехатроники
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Дифференциальная геометрия
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
2.2.5
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.6
Производственная преддипломная практика
2.2.7
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Выбирает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.3: Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.4: Выявляет степень доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.5: Определяет рациональные идеи для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
классические модели неевклидовых геометрий,
3.1.2
основные понятия, факты геометрии Лобачевского и сферической геометрии,
3.1.3
основы использования возможностей образовательной среды геометрии для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предметапредмета,
3.1.4
современные методики и технологии организации и реализации исследовательского процесса в области математического образования.
 
 
стр. 5
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
3.2
Уметь:
3.2.1
находить взаимосвязи между теоремами геометрий Евклида, Лобачевского и Римана,
3.2.2
применять математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве,
3.2.3
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета,
3.2.4
на основе выявленной проблемы сформулировать исследовательскую задачу.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами решения задач на построение в моделях Пуанкаре и Кэли- Клейна гиперболической и эллиптической геометрии,
3.3.2
дифференциально-геометрическими методами изучения поверхностей постоянной кривизны в евклидовом и псевдоевклидовом пространствах,
3.3.3
навыками применения  математических знаний для ориентирования в современном информационном пространстве,
3.3.4
педагогическими действиями, связанными с использованием ресурсов дисциплины (геометрии) и образовательной среды (работа с учебником, занятия предметного кружка,  использование ресурсов ЭОР, и т. д.),
3.3.5
навыками постановки и решения исследовательских задач в области математического образования.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Аксиоматическое построение геометрии. История возникновения геометрии Лобачевского. 

 
1.1
Общие вопросы аксиоматики. Математическая структура. Интерпретация систем аксиом. Изоморфизм структур.Общие требования: непротворечивость, независимость и полнота, категоричность системы аксиом. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-8.1
9
0
 
1.2
Общие вопросы аксиоматики. Математическая структура. Интерпретация систем аксиом. Изоморфизм структур. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э5

1
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.5 ОПК-8.1
9
0
 
1.3
Общие вопросы аксиоматики. Математическая структура. Интерпретация систем аксиом. Изоморфизм структур. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э6

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
9
0
 
1.4
Общие требования: непротворечивость, независимость и полнота, категоричность системы аксиом. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э6

1
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.5
9
0
 
1.5
Общие требования: непротворечивость, независимость и полнота, категоричность системы аксиом. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5

3
УК-1.1 УК-1.3
9
0
 
1.6
Система аксиом Вейля. Обоснование евклидовой геометрии по Вейлю. Система аксиом Гильберта. Эквивалентность систем аксиом Вейля и Гильберта. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.5
9
0
 
1.7
Система аксиом Вейля. Обоснование евклидовой геометрии по Вейлю. Система аксиом Гильберта. Эквивалентность систем аксиом Вейля и Гильберта. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э6

1
УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ОПК-8.1
9
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
1.8
Система аксиом Вейля. Обоснование евклидовой геометрии по Вейлю. Система аксиом Гильберта. Эквивалентность систем аксиом Вейля и Гильберта. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э6 Э7

8
УК-1.1 УК-1.3
9
0
 
1.9
Система аксиом Евклида и ее роль в геометрии. Предложения абсолютной геометрии. Предложения эквивалентные  v постулату Евклида. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
9
0
 
1.10
Система аксиом Евклида и ее роль в геометрии. Предложения абсолютной геометрии. Предложения эквивалентные  v постулату Евклида. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5 Э7

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4 ОПК-8.1
9
0
 
1.11
Система аксиом Евклида и ее роль в геометрии. Предложения абсолютной геометрии. Предложения эквивалентные  v постулату Евклида. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

8
УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1
9
0
 
 
Раздел 2. Основные факты плоскости Лобачевского

 
2.1
Аксиома Лобачевского. Простейшие следствия аксиомы Лобачевского. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.3 УК-1.5 ОПК-8.1
9
0
 
2.2
Аксиома Лобачевского. Простейшие следствия аксиомы Лобачевского.Модель  Кэли-Клейна плоскости Лобачевского. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4
9
0
 
2.3
Аксиома Лобачевского. Простейшие следствия аксиомы Лобачевского. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

5
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.5
9
0
 
2.4
Модель  Кэли-Клейна плоскости Лобачевского. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3
9
0
 
2.5
Модель  Кэли-Клейна плоскости Лобачевского. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э6 Э7

5
УК-1.3
9
0
 
2.6
Параллельность прямых, свойства параллельных прямых. Угол параллельности.Расходящиеся прямые и их свойства. Окружность, эквидистанта и орицикл, их свойства. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-1.1 УК-1.3
9
0
 
2.7
Параллельность прямых, свойства параллельных прямых. Угол параллельности. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.5
9
0
 
2.8
Параллельность прямых, свойства параллельных прямых. Угол параллельности. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3
9
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
2.9
Расходящиеся прямые и их свойства. Окружность, эквидистанта и орицикл, их свойства. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3
9
0
 
2.10
Расходящиеся прямые и их свойства. Окружность, эквидистанта и орицикл, их свойства. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-8.1
9
0
 
2.11
Модель Пуанкаре.Основные факты пространства Лобачевского. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3
9
0
 
2.12
Модель Пуанкаре. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э5

2
УК-1.1 УК-1.3
9
0
 
2.13
Модель Пуанкаре. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5 Э7

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5
9
0
 
2.14
Основные факты пространства Лобачевского. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5
9
0
 
2.15
Основные факты пространства Лобачевского. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6

4
УК-1.1 УК-1.3 УК-1.4 ОПК-8.1
9
0
 
2.16
Зачет /Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э5

0
УК-1.1 УК-1.3
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Математическая структура. Интерпретация систем аксиом.

2. Изоморфизм структур

3. Непротиворечивость, независимость и полнота, категоричность системы аксиом

4. Система аксиом Вейля. Обоснование евклидовой геометрии по Вейлю.

5. Векторный способ решения задач

6. Система аксиом Гильберта. Эквивалентность систем аксиом Вейля и Гильберта

7. Предложения абсолютной геометрии.

8. Предложения эквивалентные  v постулату Евклида.

9. Аксиома Лобачевского. Простейшие следствия аксиомы Лобачевского.

10. Модель  Кэли-Клейна плоскости Лобачевского

11. Параллельность прямых, свойства параллельных прямых.

12. Угол параллельности.

13. Расходящиеся прямые и их свойства.

14. Окружность, эквидистанта и орицикл, их свойства

15. Основные элементы модели Пуанкаре верхней полуплоскости.

16. Основные факты пространства Лобачевского

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа

Вариант 1.

1. 1.Пусть в четырехугольнике АВСD углы А иD  прямые. Докажите предложения:

а) если  CD=AB,  то угол В равен углу С,

б) если  CD>AB, то   угол В больше угла С.

2.Доказать теорему: если серединные перпендикуляры двух сторон треугольника расходятся, то серединный 

 
стр. 8
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
перпендикуляр третьей стороны расходится с каждым из них и существует прямая, которая перпендикулярна всем трем серединным перпендикулярам.

3. Доказать теорему: если серединные перпендикуляры двух сторон треугольника парал-лельны, то серединный перпендикуляр третьей стороны параллелен им обоим.

4. Доказать, что на плоскости Лобачевского существует треугольники, удовлетворяющие условиям: серединные перпендикуляры сторон принадлежат пучку: а) пересекающихся прямых; б) параллельных прямых; в) расходящихся прямых.

5. Доказать, что угол, под которым виден диаметр окружности из любой точки этой окружности, не совпадающей с концами диаметра, меньше прямого угла.

Вариант 2.

1.Доказать, что два треугольника с нулевыми углами равны.

2.На модели Кэли-Клейна дан отрезок. Построить угол параллельности, соответствующий этому отрезку.

3.Доказать, что предложение: существует два подобных, но не равных треугольника - предложение, эквивалентное постулату Евклида.

4. На модели Кэли-Клейна дан угол. Отложить данный угол от данного луча.

5. На модели Пуанкаре даны две точки. Построить орицикл, проходящей через данные точки.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Атанасян Л.С., Базылев В.Т.
Геометрия (часть 2): Учебное пособие //Атанасян Л.С., Базылев В.Т.Москва: КНОРУС, 2013.-400с.
М.: КНОРУС, 2013
 
Л1.2
Денисова Н.С, Никифорова А.В.
Дополнительные главы проективной геометрии : Учебное пособие// Денисова Н.С., Никифорова А.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2016.— 82 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58127.html.— ЭБС «IPRbooks»
Юрайт, 2016
 
Л1.3
Денисова Н.С.,Тесля О.Ю
Построение евклидовой геометрии на основе системы аксиом Вейля : учебное пособие// Денисова Н.С., Тесля О.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2016.— 82 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58174.html.— ЭБС «IPRbooks»
Прометей, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Атанасян Л.С., Базылев В.Т.
Геометрия (часть 1): Учебное пособие // Л.С. Атанасян, В.Т. Базылев. — 2-е изд., стер. — Москва: КНОРУС, 2017.— 396 с. 
Москва: КНОРУС, 2013
 
Л2.2
Игнаточкина Л.А.
Топология для бакалавров математики : Учебное пособие// Игнаточкина Л.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2016.— 88 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58207.html.— ЭБС «IPRbooks» 
Прометей, 2016
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Попов Ю.И.
Основания геометрии : лекции/ Попов Ю.И.— Электрон. текстовые данные.— Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2011.— 137 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23896.html.— ЭБС «IPRbooks»  
Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2011
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Библиотека учебной и научной литературы – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio
 
Э2
Естественно-научный образовательный портал – Режим доступа: http://www.en.edu.ru
 
Э3
Единый портал интернет-тестирования – Режим доступа: http://www.i-exam.ru
 
Э4
Интернет-портал ресурсов по математике – Режим доступа: http://www.math.ru
 
Э5
Образовательный математический сайт для студентов, изучающих высшую математику – Режим доступа: http://www.exponenta.ru
 
стр. 9
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.6
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.7
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.8
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.9
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.10
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-100а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-231 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-315 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28).  Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с 

 
стр. 10
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение 

 
стр. 11
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

 
стр. 12
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx