2022-2023_ab44_03_05 МиИ п823_ 821 гр__plx_Татарский язык в математической терминологии_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Татарский язык в математической терминологии
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 2
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
19 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н., доц., Галиуллин Р.Р.; _________________
 
 
Татарский язык в математической терминологии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой к.филол.наук, доц. Окишева К.А. 

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать навыки работать в коллективе, толерантно воспринимать культурные  различия, профессионально вести профессиональную деятельность, сформировать у обучающихся знаний и навыков в области татарского языка.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучать этапы развития и закономерности формирования татарского языка;
1.4
развить коммуникативные умения в трех основных видах речевой деятельности (говорении, чтении, письме);
1.5
изучение взаимосвязи языка и общества;
1.6
сформировать навыки владения математической терминологией на татарском языке;
1.7
развивать логическое мышление обучающихся.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.2.2
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.2.3
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.4
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.5
Профессиональная этика
2.2.6
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.7
Производственная преддипломная практика
2.2.8
Технология организации вожатской работы в оздоровительных лагерях
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-5:      владением основами профессиональной этики и речевой культуры 
 
Знать:
 
основы профессиональной этики и речевой культуры

 
основные критерии оценки профессиональной этики и речевой культуры

 
методологические основания профессиональной этики и речевой культуры

 
 
Уметь:
 
выделять основные характеристики  профессиональной этики и речевой культуры

 
выделять критерии для оценки профессиональной этики и речевой культуры в конкретной профессиональной ситуации

 
систематизировать основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры

 
 
Владеть:
 
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры

 
навыками оценивания профессиональной этики и речевой культуры конкретной профессиональной ситуации

 
навыками применения методологических оснований профессиональной этики и речевой культуры

 
 
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

 
стр. 4
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности

 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды

 
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

 
 
Владеть:
 
формулировать цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности

 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся

 
разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
культуру своего и других народов;
3.1.2
связь языка и культуры;
3.1.3
нормы культуры общения;
3.1.4
особенности татарского и русского языков;
3.1.5
нормы общечеловеческой этики;
3.1.6
социальные нормы;
3.1.7
свои профессиональные обязанности.
3.1.8
терминолошию на татарском языке
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
грамотно разговаривать и писать по-татарски;
3.2.2
использовать в речи лексику различных тематических групп с учетом сферы и целей общения;
3.2.3
осознавать характер связи между особенностями жизни, истории и культуры языкового коллектива и его языком;
3.2.4
реализовывать на практике полученные знания и навыки;
3.2.5
уметь социально адаптироватся;
3.2.6
сотрудничать в социальной и профессиональной сферах;
3.2.7
использовать язык в различных сферах деятельности.
3.2.8
владеть терминами на татарском языке
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
толерантного восприятия социальных и культурных различий, уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям;
3.3.2
адекватного использования лексических ресурсов родного и русского языков;
3.3.3
организации культурно-просветительской деятельности;
3.3.4
работы с учебной, научной и справочной литературой;
3.3.5
культуры мышления;
3.3.6
взаимодействия и сотрудничества в обществе;
3.3.7
обобщения, анализа, восприятия информации.
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение

 
1.1
Литературный язык - основа культуры речи /Лек/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-5 ПК-3
2
0
 
1.2
Функциональные стили литературного языка /Пр/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-5 ПК-3
2
0
 
1.3
Виды языковых норм /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-5 ПК-3
2
0
 
 
Раздел 2. Научный стиль

 
2.1
Научный стиль (сфера употребления, жанры, языковые особенности) /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-5 ПК-3
2
0
 
2.2
Особенности научного стиля речи /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-5 ПК-3
2
0
 
2.3
Виды научно-исследовательских работ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-5 ПК-3
2
0
 
 
Раздел 3. Математическая лексика

 
3.1
Математическая лексика на татарском языке /Лек/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-5 ПК-3
2
0
 
3.2
Использование математической лексики на татарском языке /Пр/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-5 ПК-3
2
0
 
3.3
Выполнение заданий  /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-5 ПК-3
2
0
 
3.4
Виды профессиональной терминологии  /Лек/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-5 ПК-3
2
0
 
3.5
Перевод профессиональной терминологии /Пр/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-5 ПК-3
2
0
 
3.6
Выполнение упражнений /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-5 ПК-3
2
0
 
3.7
Компьютерная терминология /Лек/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-5 ПК-3
2
0
 
3.8
Использование компьютерной терминологии /Пр/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-5 ПК-3
2
0
 
3.9
Выполнение заданий  /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-5 ПК-3
2
0
 
 
Раздел 4. Математическая терминология в профессиональной деятельности

 
4.1
Использование математической терминологии в профессиональной деятельности /Лек/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-5 ПК-3
2
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
4.2
Умножение, деление /Пр/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-5 ПК-3
2
0
 
4.3
Выполнение упражнений /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

8
ОПК-5 ПК-3
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1.Татарский язык в современном мире.

2.Литературный язык - основа культуры речи.

3.Функциональные стили литературного языка.

4.Виды языковых норм.

5.Условия функционирования книжной и разговорной речи.

6.Особенности научного стиля речи.

7.Основные единицы речевого общения.

8.Эффективность речевой коммуникации.

9.Доказательность и убедительность речи.

10.Точность речи.

11.Каковы особенности устного публичного выступления как вида речевой коммуникации?

12.Какие требования предъявляются к личности и поведению оратора?

13.Каковы взаимоотношения оратора и аудитории?

14.Из каких этапов состоит подготовка к речи?

15.Какова структура речи?

16.Татарский язык в профессиональной деятельности.

17.Лингвистические термины.

18.Официально-деловой стиль (сфера употребления, жанры, языковые особенности).

19.Языковые и стилистические особенности официально-деловых документов.

20.Научный стиль (сфера употребления, жанры, языковые особенности).

21.Виды научно-исследовательских работ.

22.Публицистический стиль (сфера употребления, жанры, языковые особенности).

23.Разговорный стиль (сфера употребления, жанры, языковые особенности).

24.Художественный стиль (сфера употребления, языковые особенности).

25.Математическая лексика на татарском языке.

26.Категория числа имени существительного.

27.Количественные числительные.

28.Порядковые числительные.

29.Умножение.

30.Деление.

31.Компьютерная терминология на уроках математики.

32.Перевод профессиональной терминологии.

33.Использование математической терминологии в профессиональной деятельности.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерные темы рефератов

1.Татарский язык в современном мире.

2.Литературный язык - основа культуры речи.

3.Математическая лексика на татарском языке.

4.Компьютерная терминология на уроках математики.

5.Перевод профессиональной терминологии.

6.Использование математической терминологии в профессиональной деятельности.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Миргалимова З.Ф., Сәләхетдинова З.Ф.
Татар теле: Фонетика / З.Ф. Миргалимова, З.Ф. Сәләхетдинова .— Казан : РИЦ, 2011 .— 80 б. — ISBN 978-5-4378-0004-1
Казан: РИЦ, 2011
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Вьюгина С.В. 
Вьюгина С.В. Татарский язык в сфере профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Вьюгина С.В., Тимерханов А.А.— Электрон. текстовые данные.— Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2008.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/63471.html.— ЭБС «IPRbooks»
Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2008
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Абдуллина Р.С.
Хәзерге татар теленең орфографиясе һәм орфоэпиясе : югары һәм урта махсус уку йортлары студентлары өчен уку әсбабы / Р.С. Абдуллина .— К. : Мәгариф, .— 239 б. — ISBN 978-5-7761-1820-3.
К.: Мәгариф, 2009
 
Л2.2
Миргалимова З.Ф., Сәләхетдинова З.Ф., Юматова М.К.
Татар теле практикумы : Югары һәм урта уку йортлары студ. өчен дәреслек / З.Ф. Миргалимова, З.Ф. Сәләхетдинова, М.К. Юматова .— Казан : РИЦ "Школа", 2008 .— 268 с. : ил .— ISBN .
Казан: РИЦ "Школа", 2008
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Хәйдәрова Р.З.
Федераль дәүләт белем бирү стандартларына күчү шартларында татар теле һәм әдәбияты укытуда яңа технологияләр / төз. Р.З. Хәйдәрова, Р.М. Исхакова .— Яр Чаллы : ДДЦ "Ислам нуры", 2013 .— 70 б. 
Яр Чаллы: НИСПТР, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-218 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является 

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.