2022-2023_z44_03_05 РЯиЛ 2034 гр__plx_Современный русский язык_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Современный русский язык
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
экзамен 2, 3, 4, 1, 5 зачет 2 зачет с оценкой 5
Виды контроля на курсах:
экзамен зачет
71
самостоятельная работа
1155
аудиторные занятия
142
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
38 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
1368
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
2
3
4
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
8
8
16
16
16
16
8
8
52
52
Практические
4
4
12
12
24
24
28
28
22
22
90
90
Итого ауд.
8
8
20
20
40
40
44
44
30
30
142
142
Кoнтактная рабoта
8
8
20
20
40
40
44
44
30
30
142
142
Сам. работа
91
91
147
147
302
302
334
334
281
281
1155
1155
Часы на контроль
9
9
13
13
18
18
18
18
13
13
71
71
Итого
108
108
180
180
360
360
396
396
324
324
1368
1368
 
 
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Глухова Ольга Петровна;кандидат филологических наук, доцент, Закиров Раиф Амирьянович _________________
 
 
Современный русский язык
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна 

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании способности использования специальных научных знаний для осуществления педагогической деятельности при реализации предмета «Русский  язык»;
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать  целостное представление о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
1.4
1.5
сформировать представление о современном состоянии и тенденциях развития  современного русского языка;
1.6
1.7
сформировать навыки использования предметно-методических подходов при организации учебного занятия по русскому языку;
1.8
1.9
подготовить обучающихся к профессиональной деятельности учителя русского языка, ориентированной на решение основных задач школьного курса русского языка.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Современный русский язык» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов предыдущего уровня образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теоретические основы  специальных научных знаний для осуществления педагогической деятельности при реализации предмета «Русский  язык»;
3.1.2
предметно-методические подходы при организации учебного занятия по русскому языку;
3.1.3
современные образовательные технологии при организации учебного занятия по русскому языку;
3.1.4
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать теоретические основы специальных научных знаний для осуществления педагогической деятельности при реализации предмета «Русский  язык»;
3.2.2
использовать предметно-методические подходы при организации учебного занятия по русскому языку;
3.2.3
использовать  современные образовательные технологии при организации учебного занятия по русскому языку;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования теоретических основ специальных научных знаний для осуществления педагогической деятельности при реализации предмета «Русский  язык»;
3.3.2
навыками использования предметно-методических подходов при организации учебного занятия по русскому языку;
3.3.3
навыками использования  современных образовательных технологий при организации учебного занятия по русскому языку;
3.3.4
3.3.5
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Фонетика

 
стр. 4
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
1.1
Фонетика как раздел «Современного русского  языка».  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
1
0
 
1.2
Артикуляционная характеристика согласных звуков.   Функциональная фонетика. Фонетические позиции. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
1
0
 
1.3
Графика. Орфография, Орфоэпия /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
1
0
 
1.4
Орфоэпические нормы в области гласных. Орфоэпические нормы в области согласных. Орфоэпические нормы заимствованных слов. Нормы ударения. Русское литературное произношение в его историческом развитии /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
1
0
 
1.5
Функциональные стили современного русского языка. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

10
ОПК-8.1
1
0
 
1.6
Фонетическая транскрипция. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

13
ОПК-8.1
1
0
 
1.7
Классификация согласных по месту и способу образования, по соотношению шума и голоса, по отсутствию или наличию палатализации /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

14
ОПК-8.1
1
0
 
1.8
Методы и приемы акустической фонетики. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

14
ОПК-8.1
1
0
 
1.9
Система фонем современного русского языка. Состав гласных и согласных фонем. Система гласных фонем. Система согласных фонем. Вопрос о долгой небной звонкой мягкой фонеме <ж'>. Фонемный статус мягких заднеязычных. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

14
ОПК-8.1
1
0
 
1.10
Синхронические и диахронические фонетические законы. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

14
ОПК-8.1
1
0
 
1.11
История русского литературного произношения и дальнейшие тенденции развития произносительных норм. Современные орфоэпические словари и справочники. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

12
ОПК-8.1
1
0
 
1.12
Экзамен по разделу "Фонетика" /Экзамен/

9
1
0
 
 
Раздел 2. Лексикология

 
2.1
Слово как основная единица языка /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
2
0
 
2.2
Лексическое значение. Типы лексических значений /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
2
0
 
2.3
Полисемия /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

7
ОПК-8.1
2
0
 
2.4
Омонимия и паронимия /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
2
0
 
2.5
Виды омонимов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
ОПК-8.1
2
0
 
стр. 5
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
2.6
Стилистическое использование омонимов и паронимов. Синонимия и антонимия /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
2
0
 
2.7
Виды антонимов /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
2
0
 
2.8
Типы синонимов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
ОПК-8.1
2
0
 
2.9
Языковые и контекстуальные антонимы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
ОПК-8.1
2
0
 
2.10
Стилистическое использование антонимов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
ОПК-8.1
2
0
 
2.11
Лексика с точки зрения ее происхождения.Лексика с точки зрения сферы ее употребления /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
2
0
 
2.12
Исконно русские слова /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
2
0
 
2.13
Старославянизмы в русской лексике /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
ОПК-8.1
2
0
 
2.14
Типы диалектизмов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
ОПК-8.1
2
0
 
2.15
Современный молодежный сленг /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
ОПК-8.1
2
0
 
2.16
Разряды книжной лексики /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
ОПК-8.1
2
0
 
2.17
Эмоционально-экспрессивная окраска слов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
ОПК-8.1
2
0
 
2.18
Активная и пассивная лексика. Основные словари современного русского языка /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
2
0
 
2.19
Архаизмы. Историзмы /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
2
0
 
2.20
Стилистическое использование устаревшей лексики /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

12
ОПК-8.1
2
0
 
2.21
Источники русской фразеологии /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

22
ОПК-8.1
2
0
 
2.22
Стилистическое использование фразеологизмов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

22
ОПК-8.1
2
0
 
2.23
Лексический анализ слов /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
2
0
 
2.24
Стилистическая дифференциация русской лексики /Ср/

12
2
0
 
2.25
Экзамен по разделу "Лексика" /Экзамен/

13
2
0
 
 
Раздел 3. Словообразование

 
3.1
Предмет и задачи словообразования как раздела науки в современном русском языке /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
3
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
3.2
Морфемика как учение о минимальных значимых частях слова - морфемах /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
3
0
 
3.3
Морфемосочетаемость в современном русском языке /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
3
0
 
3.4
Морфонология морфем /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
3
0
 
3.5
Семантика морфем /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-8.1
3
0
 
3.6
Дериватология как процесс словопроизводства /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
3
0
 
3.7
Принципы морфемного анализа слова /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-8.1
3
0
 
3.8
Основные понятия словообразования /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-8.1
3
0
 
3.9
Словообразовательная структура слова /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
3
0
 
3.10
Синхрония и диахрония в словообразовании /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
3
0
 
3.11
Исторические изменения в деривационнной структуре и морфемном составе слова /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
3
0
 
3.12
Основные понятия словообразования /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
3
0
 
3.13
Виды семантических ограничений сочетаемости морфем /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
3
0
 
3.14
Расхождение отношений смысловой и формальной производности /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-8.1
3
0
 
3.15
Принципы словообразовательного анализа слова /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
3
0
 
3.16
Морфонологические явления на стыке морфем /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
3
0
 
3.17
Синхрония и диахрония в словообразовании /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

28
ОПК-8.1
3
0
 
3.18
Регулярность и продуктивность морфем /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

28
ОПК-8.1
3
0
 
3.19
Омонимия и синонимия морфем и слов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

28
ОПК-8.1
3
0
 
3.20
Морфонологические явления на стыке морфем /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

28
ОПК-8.1
3
0
 
3.21
Приемы морфемного анализа слова /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

28
ОПК-8.1
3
0
 
3.22
Расхождение отношений смысловой и формальной производности /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

30
ОПК-8.1
3
0
 
стр. 7
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
3.23
Роль изменений в развитии системы слов, морфем моделей словопроизводства /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

30
ОПК-8.1
3
0
 
3.24
Словообразовательное и семантическое калькирование как особые способы деривации слов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

30
ОПК-8.1
3
0
 
3.25
Словообразовательное гнездо. Потенциальные и окказиональные слова /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

36
ОПК-8.1
3
0
 
3.26
Приемы словообразовательного анализа слова /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

36
ОПК-8.1
3
0
 
3.27
Экзамен по разделам "Морфемика" и "Словообразование" /Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

18
ОПК-8.1
3
0
 
 
Раздел 4. Морфология

 
4.1
Морфология: система частей речи, система морфологических категорий, формообразование, функционирование морфологических форм. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
4
0
 
4.2
Имя существительное в русском языке /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
4
0
 
4.3
Суффикс как показатель рода и суффиксальные вариантные формы рода. Колебания в согласовании по роду. Семантико-стилистические и словообразовательные особенности имен существительных «общего» рода. Родовая вариантность в заимствованных именах существительных. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
4
0
 
4.4
Имя прилагательное в русском языке /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
4
0
 
4.5
Функционирование несклоняемых имен прилагательных в современном русском языке. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
4
0
 
4.6
Имя числительное. Общая характеристика /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
4
0
 
4.7
Категория рода в именах числительных.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
4
0
 
4.8
Местоимение как часть речи /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
4
0
 
4.9
Динамический и синтаксический подход к частям речи в трудах А.А. Потебни. Морфологическая классификация слов в работах Ф.Ф. Фортунатова. Разносторонний подход к характеристике частей речи в учении А.А. Шахматова. Поиск реальной классификации частей речи в очерке Л.В. Щербы. Учение В.В. Виноградова о частях речи. Динамика частей речи. Учение о частях речи в трактовке отечественных лингвистов (19-20вв.). Становление терминологии частей речи в русистике. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

28
ОПК-8.1
4
0
 
стр. 8
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
4.10
Парадигматический и синтагматический подходы к падежному значению. Изменение основы при склонении имен существительных. Исторические колебания окончаний в формах родительного падежа множественного числа. Дефектные числовые парадигмы имен существительных различных лексико-грамматических разрядов. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

28
ОПК-8.1
4
0
 
4.11
Следствия перехода относительных прилагательных в качественные. Переход притяжательных прилагательных в разряд относительных и качественных. Переход притяжательных прилагательных в разряд относительных и качественных. Функциональные омонимы. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

28
ОПК-8.1
4
0
 
4.12
Категория числа в именах числительных. Категория падежа в именах числительных.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

28
ОПК-8.1
5
0
 
4.13
Согласование местоимений по роду. Категория числа в местоимениях. Категория падежа в местоимениях. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

30
ОПК-8.1
4
0
 
4.14
Глагол как часть речи /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
4
0
 
4.15
Словообразующий и формообразующий глагольные ряды. Основные типы суффиксального видообразования. Неморфемное выражение видовых различий. Вид в заимствованных глаголах.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
4
0
 
4.16
Наречие как часть речи. Категория состояния (безлично-предикативные слова). Модальные слова как особая часть речи /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
4
0
 
4.17
Категория состояния в трактовке ученых. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
4
0
 
4.18
Функционирование модальных слов в речи. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-8.1
4
0
 
4.19
Служебные части речи. Предлог. Союз.Частица как служебная часть речи. Междометия и звукоподражательные слова /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
4
0
 
4.20
Разряды междометий. Знаки перпинания при междометиях и звукоподражательных словах. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-8.1
4
0
 
стр. 9
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
4.21
Грамматическое содержание и определение категории времени в русском языке. Грамматическое содержание и определение категории наклонения. Синтаксический характер категории наклонения. Описательные способы выражения побуждения в современном русском языке. Грамматическое содержание форм сослагательного наклонения. Основные значения форм лица. Функции –ся у непереходных глаголов.  Способы глагольного действия в речи. Причины, влияющие на адъективацию всех морфологических типов причастий. Адъективация действительных причастий настоящего времени. Адъективация страдательных причастий. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

22
ОПК-8.1
4
0
 
4.22
Пути образования наречий. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

22
ОПК-8.1
4
0
 
4.23
Вопрос о категории состояния как о части речи в русском языкознании.   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

22
ОПК-8.1
4
0
 
4.24
Разряды модальных слов по значению и функциям. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

22
ОПК-8.1
4
0
 
4.25
Синонимия и антонимия служебных частей речи. Семантика предлога. Предлоги и приставки. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

22
ОПК-8.1
4
0
 
4.26
Синонимия союзов. Союзы и слова других частей речи. Союзные слова.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

22
ОПК-8.1
4
0
 
4.27
Частицы и их функции в речи. Частицы в системе частей речи.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

22
ОПК-8.1
4
0
 
4.28
Функционирование междометий в речи. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

24
ОПК-8.1
4
0
 
4.29
Экзамен по разделу "Морфология" /Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

18
ОПК-8.1
4
0
 
 
Раздел 5. Основные понятия синтаксиса

 
5.1
Система синтаксических единиц /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
4
0
 
5.2
Синтаксические связи и отношения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

14
ОПК-8.1
4
0
 
 
Раздел 6. Синтаксис слова и словосочетания.

 
6.1
Строение словосочетаний. Классификация по грамматическим типам /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
4
0
 
6.2
Классификация словосочетаний по степени спаянности компонентов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

14
ОПК-8.1
4
0
 
 
Раздел 7. Синтаксис простого предложения

 
7.1
Предикативность как основной грамматический признак предложения.

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
4
0
 
стр. 10
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
7.2
Простое двусоставное предложение.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

14
ОПК-8.1
4
0
 
 
Раздел 8. Главные члены предложения

 
8.1
Типы и способы выражения подлежащего. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
4
0
 
8.2
Сказуемое. Семантика сказуемого.  /Пр/

2
4
0
 
 
Раздел 9. Второстепенные члены предложения

 
9.1
Определение, его виды и способы морфологического выражения. Дополнение, его виды и способы морфологического выражения.Приложение. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
5
0
 
9.2
Типы сказуемых и способы их морфологического выражения.

Синтаксическая функция инфинитива /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

10
ОПК-8.1
5
0
 
9.3
Обстоятельство, его виды и способы морфологического выражения.

Синкретизм членов предложения. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

10
ОПК-8.1
5
0
 
 
Раздел 10. Односоставное предложение

 
10.1
Определенно-личные предложения.

Неопределенно-личные предложения.Обобщенно-личные предложения.

Безличные предложения. /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
5
0
 
10.2
Инфинитивные предложения.

Номинативные предложения.    

Нечленимые предложения. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

12
ОПК-8.1
5
0
 
 
Раздел 11. Неполное предложение

 
11.1
Контекстуальные и ситуативные неполные предложения. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

10
ОПК-8.1
5
0
 
11.2
Контекстуальные и ситуативные неполные предложения.  /Ср/

10
5
0
 
 
Раздел 12. Простое осложненное предложение

 
12.1
Понятие осложненного предложения. Предложения с однородными членами

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
5
0
 
12.2
Предложения с обособленными членами.

Обособленные согласованные определения.

Обособленные несогласованные определения.

Обособленные приложения.

Обособленные обстоятельства.

Уточняющие и  пояснительные  члены предложения.Сравнительные обороты. /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
5
0
 
стр. 11
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
12.3
Присоединительные члены предложения.

Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения.Вводные слова и сочетания слов. Значение вводных  конструкций. Вводные предложения.Вставные конструкции

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

25
ОПК-8.1
5
0
 
 
Раздел 13. Синтаксис сложного  предложения

 
13.1
Понятие о сложном предложении.

Сложное предложение как многоаспектная единица.

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-8.1
5
0
 
13.2
Грамматические средства связи частей в сложноподчиненном предложении /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

28
ОПК-8.1
5
0
 
 
Раздел 14. Сложноподчиненные предложения. Нерасчлененные сложноподчиненные предложения.

 
14.1
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительно-объектными. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
5
0
 
14.2
Сложноподчиненные предложения местоименно-соотносительные. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

28
ОПК-8.1
5
0
 
 
Раздел 15. Расчлененные сложноподчиненные предложения

 
15.1
Понятие о расчленённом предложении /Лек/

2
5
0
 
15.2
Сложноподчиненные предложения   с придаточными времени.

Сложноподчиненные предложения   с придаточными  условными, с придаточными  цели, сравнительными, с придаточными  причины, с придаточными  уступительными.

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-8.1
5
0
 
15.3
Сложноподчиненные предложения   с придаточными  следствия.

Сложноподчиненные предложения   с придаточными  присоединительными. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

24
ОПК-8.1
5
0
 
 
Раздел 16. Сложносочиненные предложения

 
16.1
Классификация сложносочиненных предложений.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

14
ОПК-8.1
5
0
 
16.2
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. /Ср/

10
5
0
 
 
Раздел 17. Бессоюзные сложные предложения.

 
17.1
Дифференциальные признаки бессоюзных сложных предложений однородного состава /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-8.1
5
0
 
17.2
Дифференциальные признаки бессоюзных сложных предложений неоднородного состава /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

24
ОПК-8.1
5
0
 
 
Раздел 18. Многочленные сложные предложения

 
стр. 12
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
18.1
Уровни членения многочленного сложного предложения и иерархичность его структуры.

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-8.1
5
0
 
18.2
Многочленное сложносочиненное и многочленное бессоюзное сложное предложение /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

24
ОПК-8.1
5
0
 
 
Раздел 19. Синтаксис текста.

 
19.1
Сложное синтаксическое целое. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1
5
0
 
19.2
Чужая речь. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

24
ОПК-8.1
5
0
 
19.3
Экзамен по разделу "Синтаксис"  /Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

13
ОПК-8.1
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД  

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД  

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД  
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
А. В. Глазков, Е. А. Глазкоа, Т. В. Лапутина, Н. Ю. Муравьева ; под редакцией Н. Ю. Муравьевой.
Современный русский язык : учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, , 2019. 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Князев, С. В. 
Современный русский язык. Фонетика: учебник для бакалавриата и магистратуры 
Москва : Издательство Юрайт,, 2016. 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Глухова О.П.
Практикум по современному русскому языку. Синтаксис [Электронный ресурс] : В 2 частях. Часть 2 
Набережные Челны : НГПУ,, 2019 .
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks.
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ
 
Э3
Электронная библиотечная система «Юрайт» 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
 
стр. 13
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.6
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.7
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.8
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.9
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-100а Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения курсового проектирования, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-303 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                      Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                                                                                       

                                                     Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где 

 
стр. 14
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

                                                      

                                                      Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

 
стр. 15
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                                               

                                                            Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

                                                        

                                                               Методические указания к зачету с оценкой

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые 

 
стр. 16
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

                                                         Методические указания к экзамену

Экзамены, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к экзамену студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к экзамену. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к экзамену и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на экзамен, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня экзамена. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.

За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.