(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Денисенко Юрий Прокофьевич
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы к экзамену:
Раздел "Педагогика физической культуры и спорта"
1. Предмет исследования и задачи педагогики физической культуры и спорта. Связь с другими науками.
2. Особенности физкультурно-спортивной деятельности,ее влияние на развитие личности. Воспитательный потенциал занятий физической культурой.
3. Особенности педагогической деятельности специалиста по физической культуре и спорту. Социальный статус и престиж работы
преподавателя физической культуры и спорта, тренера в
современных условиях.
4. Профессионально-педагогическая компетентность специалиста по физической культуре и спорту. Педагогические умения и
способности.
5. Личностно-профессиональная готовность к работе с детьми.
6. Направления и формы самообразования и самовоспитания. Работа над педагогической техникой и имиджем преподавателя по физической культуре.
7. Специфика педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта. Виды педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, их характеристика.
8. Содержание и структура учебно-тренировочного процесса. Этапы овладения двигательным действием в процессе обучения. Этапы учебно-тренировочного процесса.
9. Общедидактические принципы в педагогике физической культуры и спорта. Примеры их реализации в учебно- тренировочном процессе.
10.Особенности воспитательного процесса в сфере физической культуры и спорта. Принципы воспитания. Примеры их реализации в педагогическом процессе физической культуры и спорта.
11.Содержание образования в области физической культуры и спорта.
Структурные единицы содержания образования.
12.Образовательные программы и федеральные государственные образовательные стандарты. Учебный план. Учебные программы.
13.Понятие о методах и приемах педагогического процесса. Методы обучения в педагогическом процессе физической культуры и спорта. Классификация методов обучения.
14.Методы воспитания, их классификация. Специфика воспитательного воздействия в работе с работе с занимающимися физической культурой и спортом.
15. Педагогический контроль в учебном процессе физической культуры и спорта, его структура. Функции контроля. Виды и методы контроля. Педагогические требования к контролю и оценке.
16.Инновации в организации педагогического контроля.
17.Понятие о формах организации педагогического процесса. Формы организации учебного процесса в сфере физической культуры и спорта, их характеристика.
18.Планирование учебно-тренировочного процесса. План-конспект учебно-тренировочного занятия (урока физической культуры).
19.Понятие о педагогических инновациях и технологиях в сфере физической культуры и спорта.
20.Характеристика одной из технологий обучения, применяемых на занятиях по физической культуре.
21.Учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, их виды, задачи. Особенности организации педагогического процесса в детско-юношеской спортивной школе.
22.Управление спортивной школой. Организационная структура управления. Функции управления. Методическая работа и
повышение квалификации специалистов в спортивных школах.
23.Цели и задачи воспитания в сфере физической культуры и спорта. Краткая характеристика направлений содержания воспитания.
24.Воспитательные возможности коллектива. Особенности спортивного детско-юношеского коллектива. Технология и
25.Педагогическая диагностика детско-юношеского коллектива.
26.Целеполагание, планирование, организация и анализ воспитательной работы в детско-юношеском коллективе. Структура перспективного плана воспитательной работы.
27.Взаимодействие спортивной школы (клуба, секции) и родителей занимающихся. Принципы, направления, формы взаимодействия.
28. Общение в спортивно-педагогическом взаимодействии, его задачи, принципы.
29.Причины и содержание педагогических конфликтов с занимающимися разного возраста. Разрешение конфликтной ситуации.
30.Актуальные проблемы воспитания и состояние воспитания в сфере физической культуры и спорта.
Радел "Психология физической культуры и спорта"
1.Психика и тело спортсмена.
2. Психические напряжения и перенапряжения в учебно-тренировочном процессе, его признаки.
3. Психологическая классификация видов спорта.
4. Психологическая подготовка к соревнованию.
5. Психологическая структура деятельности учителя физической культуры. Психологическая характеристика личности учителя физической культуры и индивидуальный стиль деятельности.
6. Психологическая характеристика физического воспитания и спорта как специфических видов человеческой деятельности
7. Психологические основы диагностики и отбора в спорте.
8. Психологические основы обучения двигательным действиям.
9. Психологические основы самовоспитания.
10. Психологические основы тактической подготовки.
11. Психологические основы физической подготовки.
12. Психологические основы формирования волевой сферы личности при занятиях физической культурой и спортом.
13. Психологические основы формирования мотивации занятий физической культурой и спортом.
14. Психологические основы формирования характера при занятиях физической культурой и спортом.
15. Психологические особенности деятельности и личности учителя физической культуры и тренера по спорту.
16. Психологические особенности спортивного коллектива.
17. Психологические особенности спортивного соревнования.
18. Психологические особенности тренировочной деятельности
19. Психологическое обеспечение завершения спортивной карьеры.
20. Психологическое обеспечение спортивной деятельности.
21. Психология общения в спорте.
22. Психология спортивного отбора и спортивной ориентации.
23. Равномерный и повторно-интервальные методы (содержание, применение в практике физического воспитания).
24. Развитие физических качеств спортсменов в связи с их спецификой в различных видах спорта.
25. Роль ощущений, восприятий, представлений и мышления в управлении движениями. Развитие психических процессов и двигательных качеств. Основные закономерности в развитии психомоторных, перцептивных и интеллектуальных процессов.
26. Самовоспитание воли спортсмена.
27. Самооценка спортсмена и еѐ влияние на успешность в спорте.
28. Свойства внимания, определяющие успешность в вашем виде спорта.
29. Свойства мышления, определяющие успешность в вашем виде спорта.
30. Свойства нервной системы и темперамент спортсмена.
31. Свойства памяти, определяющие успешность в вашем виде спорта.
32. Сила как физическое качество человека (определение понятия, режимы проявления силы, виды силовых способностей; задачи, средства воспитания силовых способностей и способы оценки уровня их развития). Методика воспитания силовых способностей.
33. Система психологического отбора и спортивной ориентации спортсменов.
34. Темперамент и спортивная деятельность.
35. Техника физических упражнений (определение, общее понятие: основа, определяющее звено, детали техники).
36. Традиции в классе, их учет в процессе занятий физической культурой в школе.
37. Формирование личности спортсмена в процессе спортивного совершенствования.
38. Характеристика основных объективных трудностей, возникающих на уроках физической культуры.
39. Характеристика типичных субъективных трудностей на уроках физической культуры.
40. Характеристики двигательных действий: пространственные, динамические, временные и пространственно-временные (содержание, практические примеры).
41. Эмоции и спортивная деятельность.
Тематика письменных докладов
1. «Физическая культура» как исходное понятие теории физической культуры (определение понятия; характеристика ее как рода деятельности, как совокупности предметных ценностей, как результата деятельности).
2. Антиципация, ее сущность и значение в выполнении спортивных действий.
3. Быстрота как физическое качество человека (определение понятия,формы проявления быстроты; задачи, средства воспитания скоростных способностей; факторы определяющие появление скоростных способностей и способы оценки).
5. Волевая подготовка в спорте.
6. Волевые качества спортсменов.
7. Воспитание выносливости (определение понятия, формы проявления выносливости, задачи, средства, методы, дозирование параметров нагрузки).
8. Воспитание гибкости (определение понятия, виды проявления, факторы определяющие их проявления, средства и методы воспитания гибкости, критерии оценки развития уровня гибкости).
9. Воспитание двигательно-координационных способностей (виды проявления координационных способностей, задачи, средства и отличительные черты методики развития двигательно-координационных способностей).
10. Двигательная память и двигательное воображение как компоненты психомоторики.
11. Игровой и соревновательные методы (содержание, характерные черты, решаемые задачи).
12. Индивидуально-психологические особенности спортивных лидеров.
13. Качества личности, определяющие успешность в вашем виде спорта.
14. Классификация типов лидерства.
15. Комбинированные методы упражнения (характеристика, применение,конкретные примеры).
16. Компоненты и формы физической культуры, используемые в обществе (содержание, направленность). Общие и специфические функции физической культуры.
17. Круговая тренировка как организационно-методическая форма занятий комплексного использования физических упражнений (содержание, применение в практике физического воспитания).
18. Лидерство и коллектив.
19. Методы использования слова и средств наглядного воздействия в процессе физического воспитания (группы, виды, методика их применения в практике физического воспитания).
20. Методы непрерывного и переменного интервального упражнения (содержание, применение в практике физического воспитания).
21. Методы психологии физической культуры.
22. Методы расчленено-конструктивного и избирательного воздействия (содержание, применение в практике физического воспитания).
23. Методы совершенствования тактического мышления.
24. Методы целостно-конструктивного и сопряженного воздействия (содержание, применение в практике физического воспитания).
25. Моделирование спортивной деятельности как метод организационной подготовки к соревнованиям.
26. Мотивация, способы выполнения, результаты спортивной деятельности.
27. Нагрузка в процессе физического воспитания (определение понятия, «внешняя» стороны нагрузки, критерии нагрузки, виды нагрузок). Отдых как компонент нагрузки в физическом воспитании (виды отдыха по характеру и продолжительности, их характеристика, функции отдыха).
28. Направленность личности спортсмена.
29. Неадекватные мотивационные установки, нереалистичное самоотношение, комуникативная депривация как источник психических перегрузок.
30. Общая и специальная психологическая подготовка к соревнованию.
Методические указания к лекциям.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были,по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.
Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении
полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для лиц с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.