2022-2023_b44_03_05 ФК и БЖ 191_091_991 гр__plx_Педагогика и психология физической культуры_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Педагогика и психология физической культуры
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 5
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
72
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
18 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
72
72
72
72
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н, доцент, Ахметов А.М. _________________
 
 
Педагогика и психология физической культуры
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Денисенко Юрий Прокофьевич 

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель: освоение фундаментальными знаниями, которые при изучении материала будут способствовать формированию у обучающихся способностей в обучении, воспитании и управлении педагогическим процессом в условиях физкультурно-спортивной деятельности
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование комплекса знаний, умений и навыков в области психологии и педагогики физической культуры и спорта;
1.4
приобретение умений и навыков научно-методической деятельности;
1.5
освоение технологии профессиональной деятельности педагога физической культуры и формирование у него педагогического мышления.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.2
Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
2.1.3
Психолого-педагогический практикум
2.1.4
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
2.1.5
Теория и технология обучения
2.1.6
Учебная ознакомительная практика
2.1.7
Обеспечение безопасности жизнедеятельности  в образовательной организации
2.1.8
Общая и социальная психология
2.1.9
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.1.10
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
2.1.11
Теория и технология  воспитания   
2.1.12
История (история России, всеобщая история)
2.1.13
Концепции современного естествознания
2.1.14
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.15
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
2.1.16
Физиология человека
2.1.17
Анатомия человека
2.1.18
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
2.1.19
Философия  
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по теории и методике физической культуры
2.2.2
Методика обучения  безопасности жизнедеятельности
2.2.3
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.2.4
Опасные ситуации социального характера и защита от них
2.2.5
Производственная летняя педагогическая  практика
2.2.6
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.2.7
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них
2.2.8
Производственная педагогическая практика
2.2.9
Курсовая по безопасности жизнедеятельности
2.2.10
Организация внеучебной деятельности
2.2.11
Основы национальной безопасности и оборона государства
2.2.12
Охрана труда на производстве и ОО
2.2.13
Пожарная безопасность
2.2.14
Система гражданской защиты населения
2.2.15
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные единоборства
2.2.16
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.17
Обеспечение безопасности на транспорте
2.2.18
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
2.2.19
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Демонстрирует знания психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.2: Демонстрирует умения дифференцированного отбора психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, с целью эффективного осуществления профессиональной деятельности
 
ОПК-6.3: Применяет психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Основы охраны жизни  и здоровья обучающихся (с учетом специфики дисциплины)
3.1.2
Критерии оценивания здоровья обучающихся
3.1.3
Основы проектирования системы жизнеобеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся
3.1.4
профессионально важные качества будущей профессии, основы мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
3.1.5
основы оценки профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности с учетом принципов профессиональной этики
3.1.6
методику оценивания
3.1.7
профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности, с учетом принципов профессиональной этики
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Использовать базовые знания для обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся
3.2.2
Оценивать здоровье обучающихся по заданным критериям
3.2.3
Отбирать здоровьесберегающие технологии для обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся
3.2.4
определять характеристики профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
3.2.5
оценивать профессионально важные качества будущей профессии, определять иерархию мотивов к осуществлению профессиональной деятельности  с учетом принципов профессиональной этики
3.2.6
отбирать профессионально важные качества будущей профессии и мотивы к осуществлению профессиональной деятельности с учетом принципов профессиональной этики
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Навыками анализа здоровьесберегающих технологий
3.3.2
Навыками оценивания здоровья обучающихся по заданным критериям
3.3.3
Навыками разработки Программ здоровьесбережения
3.3.4
навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности
3.3.5
навыком определения профессионально важных качеств будущей профессии и  ведущих мотивов осуществления профессиональной деятельности с учетом принципов профессиональной этики
3.3.6
опытом рефлексии профессионально важных качеств будущей профессии и  ведущих мотивов осуществления профессиональной деятельности с учетом принципов профессиональной этики
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. 

 
стр. 5
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
1.1
Педагогические аспекты деятельности специалистов по физической культуре и спорту. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

18
ОПК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
1.2
Педагогические процессы в сфере физической культуры и спорта. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

18
ОПК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
1.3
Средства и методы педагогического процесса. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

72
ОПК-8.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
1.4
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

36
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

Раздел "Педагогика физической культуры и спорта"

1. Предмет исследования и задачи педагогики физической культуры и спорта. Связь с другими науками.

2. Особенности физкультурно-спортивной деятельности,ее влияние на развитие личности. Воспитательный потенциал занятий физической культурой.

3. Особенности педагогической деятельности специалиста по физической культуре и спорту. Социальный статус и престиж работы

преподавателя физической культуры и спорта, тренера в

современных условиях.

4. Профессионально-педагогическая компетентность специалиста по физической культуре и спорту. Педагогические умения и

способности.

5. Личностно-профессиональная готовность к работе с детьми.

6. Направления и формы самообразования и самовоспитания. Работа над педагогической техникой и имиджем преподавателя по физической культуре.

7. Специфика педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта. Виды педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, их характеристика.

8. Содержание и структура учебно-тренировочного процесса. Этапы овладения двигательным действием в процессе обучения. Этапы учебно-тренировочного процесса.

9. Общедидактические принципы в педагогике физической культуры и спорта. Примеры их реализации в учебно- тренировочном процессе.

10.Особенности воспитательного процесса в сфере физической культуры и спорта. Принципы воспитания. Примеры их реализации в педагогическом процессе физической культуры и спорта.

11.Содержание образования в области физической культуры и спорта.

Структурные единицы содержания образования.

12.Образовательные программы и федеральные государственные образовательные стандарты. Учебный план. Учебные программы.

13.Понятие о методах и приемах педагогического процесса. Методы обучения в педагогическом процессе физической культуры и спорта. Классификация методов обучения.

14.Методы воспитания, их классификация. Специфика воспитательного воздействия в работе с работе с занимающимися физической культурой и спортом.

15. Педагогический контроль в учебном процессе физической культуры и спорта, его структура. Функции контроля. Виды и методы контроля. Педагогические требования к контролю и оценке.

16.Инновации в организации педагогического контроля.

17.Понятие о формах организации педагогического процесса. Формы организации учебного процесса в сфере физической культуры и спорта, их характеристика.

18.Планирование учебно-тренировочного процесса. План-конспект учебно-тренировочного занятия (урока физической культуры).

19.Понятие о педагогических инновациях и технологиях в сфере физической культуры и спорта.

20.Характеристика одной из технологий обучения, применяемых на занятиях по физической культуре.

21.Учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, их виды, задачи. Особенности организации педагогического процесса в детско-юношеской спортивной школе.

22.Управление спортивной школой. Организационная структура управления. Функции управления. Методическая работа и

повышение квалификации специалистов в спортивных школах.

23.Цели и задачи воспитания в сфере физической культуры и спорта. Краткая характеристика направлений содержания воспитания.

24.Воспитательные возможности коллектива. Особенности спортивного детско-юношеского коллектива. Технология и 

 
стр. 6
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
принципы работы с коллективом.

25.Педагогическая диагностика детско-юношеского коллектива.

26.Целеполагание, планирование, организация и анализ воспитательной работы в детско-юношеском коллективе. Структура перспективного плана воспитательной работы.

27.Взаимодействие спортивной школы (клуба, секции) и родителей занимающихся. Принципы, направления, формы взаимодействия.

28. Общение в спортивно-педагогическом взаимодействии, его задачи, принципы.

29.Причины и содержание педагогических конфликтов с занимающимися разного возраста. Разрешение конфликтной ситуации.

30.Актуальные проблемы воспитания и состояние воспитания в сфере физической культуры и спорта.

Радел "Психология физической культуры и спорта"

1.Психика и тело спортсмена.

2. Психические напряжения и перенапряжения в учебно-тренировочном процессе, его признаки.

3. Психологическая классификация видов спорта.

4. Психологическая подготовка к соревнованию.

5. Психологическая структура деятельности учителя физической культуры. Психологическая характеристика личности учителя физической культуры и индивидуальный стиль деятельности.

6. Психологическая характеристика физического воспитания и спорта как специфических видов человеческой деятельности

7. Психологические основы диагностики и отбора в спорте.

8. Психологические основы обучения двигательным действиям.

9. Психологические основы самовоспитания.

10. Психологические основы тактической подготовки.

11. Психологические основы физической подготовки.

12. Психологические основы формирования волевой сферы личности при занятиях физической культурой и спортом.

13. Психологические основы формирования мотивации занятий физической культурой и спортом.

14. Психологические основы формирования характера при занятиях физической культурой и спортом.

15. Психологические особенности деятельности и личности учителя физической культуры и тренера по спорту.

16. Психологические особенности спортивного коллектива.

17. Психологические особенности спортивного соревнования.

18. Психологические особенности тренировочной деятельности

19. Психологическое обеспечение завершения спортивной карьеры.

20. Психологическое обеспечение спортивной деятельности.

21. Психология общения в спорте.

22. Психология спортивного отбора и спортивной ориентации.

23. Равномерный и повторно-интервальные методы (содержание, применение в практике физического воспитания).

24. Развитие физических качеств спортсменов в связи с их спецификой в различных видах спорта.

25. Роль ощущений, восприятий, представлений и мышления в управлении движениями. Развитие психических процессов и двигательных качеств. Основные закономерности в развитии психомоторных, перцептивных и интеллектуальных процессов.

26. Самовоспитание воли спортсмена.

27. Самооценка спортсмена и еѐ влияние на успешность в спорте.

28. Свойства внимания, определяющие успешность в вашем виде спорта.

29. Свойства мышления, определяющие успешность в вашем виде спорта.

30. Свойства нервной системы и темперамент спортсмена.

31. Свойства памяти, определяющие успешность в вашем виде спорта.

32. Сила как физическое качество человека (определение понятия, режимы проявления силы, виды силовых способностей; задачи, средства воспитания силовых способностей и способы оценки уровня их развития). Методика воспитания силовых способностей.

33. Система психологического отбора и спортивной ориентации спортсменов.

34. Темперамент и спортивная деятельность.

35. Техника физических упражнений (определение, общее понятие: основа, определяющее звено, детали техники).

36. Традиции в классе, их учет в процессе занятий физической культурой в школе.

37. Формирование личности спортсмена в процессе спортивного совершенствования.

38. Характеристика основных объективных трудностей, возникающих на уроках физической культуры.

39. Характеристика типичных субъективных трудностей на уроках физической культуры.

40. Характеристики двигательных действий: пространственные, динамические, временные и пространственно-временные (содержание, практические примеры).

41. Эмоции и спортивная деятельность.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости:

Тематика письменных докладов

1. «Физическая культура» как исходное понятие теории физической культуры (определение понятия; характеристика ее как рода деятельности, как совокупности предметных ценностей, как результата деятельности).

2. Антиципация, ее сущность и значение в выполнении спортивных действий.

3. Быстрота как физическое качество человека (определение понятия,формы проявления быстроты; задачи, средства воспитания скоростных способностей; факторы определяющие появление скоростных способностей и способы оценки).

 
стр. 7
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
4. Влияние характера на спортивную деятельность.

5. Волевая подготовка в спорте.

6. Волевые качества спортсменов.

7. Воспитание выносливости (определение понятия, формы проявления выносливости, задачи, средства, методы, дозирование параметров нагрузки).

8. Воспитание гибкости (определение понятия, виды проявления, факторы определяющие их проявления, средства и методы воспитания гибкости, критерии оценки развития уровня гибкости).

9. Воспитание двигательно-координационных способностей (виды проявления координационных способностей, задачи, средства и отличительные черты методики развития двигательно-координационных способностей).

10. Двигательная память и двигательное воображение как компоненты психомоторики.

11. Игровой и соревновательные методы (содержание, характерные черты, решаемые задачи).

12. Индивидуально-психологические особенности спортивных лидеров.

13. Качества личности, определяющие успешность в вашем виде спорта.

14. Классификация типов лидерства.

15. Комбинированные методы упражнения (характеристика, применение,конкретные примеры).

16. Компоненты и формы физической культуры, используемые в обществе (содержание, направленность). Общие и специфические функции физической культуры.

17. Круговая тренировка как организационно-методическая форма занятий комплексного использования физических упражнений (содержание, применение в практике физического воспитания).

18. Лидерство и коллектив.

19. Методы использования слова и средств наглядного воздействия в процессе физического воспитания (группы, виды, методика их применения в практике физического воспитания).

20. Методы непрерывного и переменного интервального упражнения (содержание, применение в практике физического воспитания).

21. Методы психологии физической культуры.

22. Методы расчленено-конструктивного и избирательного воздействия (содержание, применение в практике физического воспитания).

23. Методы совершенствования тактического мышления.

24. Методы целостно-конструктивного и сопряженного воздействия (содержание, применение в практике физического воспитания).

25. Моделирование спортивной деятельности как метод организационной подготовки к соревнованиям.

26. Мотивация, способы выполнения, результаты спортивной деятельности.

27. Нагрузка в процессе физического воспитания (определение понятия, «внешняя» стороны нагрузки, критерии нагрузки, виды нагрузок). Отдых как компонент нагрузки в физическом воспитании (виды отдыха по характеру и продолжительности, их характеристика, функции отдыха).

28. Направленность личности спортсмена.

29. Неадекватные мотивационные установки, нереалистичное самоотношение, комуникативная депривация как источник психических перегрузок.

30. Общая и специальная психологическая подготовка к соревнованию.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение к РПД Фонд оценочных средств по учебной дисциплине.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
А. Е. Ловягина
Психология физической культуры и спорта: учебник и практикум для вузов / А. Е. Ловягина [и др.] ; под редакцией А. Е. Ловягиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 531 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01035-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450632 
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
Л1.2
Ямалетдинова Г.А.
Педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие для вузов / Г. А. Ямалетдинова ; под научной редакцией И. В. Еркомайшвили. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 244 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05600-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493684
Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Серова, Л. К.
Спортивная психология: профессиональный отбор в спорте: учебное пособие для вузов / Л. К. Серова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 147 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06393-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453606 
Москва : Издательство Юрайт,, 2020
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту http://lib.sportedu.ru/
 
Э2
Интернет-библиотека образовательных изданий http://www.igHb.ru
 
Э3
Научная электронная библиотека журналов http://www.elibrary.ru
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-316 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-202 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания и материалы по видам занятий

Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были,по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием 

 
стр. 9
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

 
стр. 10
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении

полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления 

 
стр. 11
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для лиц с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся  процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.