(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Цыганова Евгения Борисовна
ции
Вводно-коррективный фонетичекий курс.Цели, задачи дисциплины. Звуковой строй языка.Работа органов речи. Артикуляция английских звуков.
/Лаб/
Э1 Э2 Э3 Э4
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Транскрибирование отрезков звучащей речи.Чтение блендов.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Транскрибирование отрезков звучащей речи.
Дыхательные упражнения на развитие фонационного дыхания. Транскрибирование отрезков звучащей речи. /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
/Лаб/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
/Лаб/
Э1 Э2 Э3 Э4
Упражнения на отработку ударения в простых, производных и сложных словах.
Подготовка устного высказывания с учетом изменения ударения в сложных словах.
Упражнение на транскрибирование редуцированных сокращенных грамматических форм.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
5.1.1 Вопросы для подготовки к зачету (1 семестр)
1. Как образуются звуки речи?
2. Как характеризуются гласные звуки: по долготе/краткости?
3. Что такое дифтонги, трифтонги, полугласные?
4. Как характеризуются согласные звуки по твердости, звонкости/глухости?
5. Что такое аспирация?
6. Какие звуки аспирируются?В каких буквосочетаниях аспирация отсутсвует?
7. Что такое редукция? Какие слова, звуки редуцируются в английском языке?
10. Что такое интонация?
11. Назовите компоненты интонации.
12. Какие виды предшкал характерны английской мелодике?
13. Назовите основные правила чтения ударных гласных.
14. Назовите основные правила чтения ударных гласных в 1,2 типе слога.
15. Назовите основные правила чтения ударных гласных в 3,4 типе слога.
16. Что такое смысловая группа?
17. Что такое ядерные тона?
18. Обясните применение нисходящего ядерного тона.
16. Обясните применение восходящего ядерного тона
17. Обясните примененение нисходяще-восходящиго тона в разичных коммуникативыных типах предложения?
18. В чем заключаются особенности использование сокращенных грамматических форм?
19. В чем заключаются особенности использования редуцированных форм ряда вспомогательных и модальных глаголов?
20. В чем заключаются особенности использования редуцированных форм местоимений?
21. В чем заключаются особенности использования редуцированных форм союзов?
22. В чем заключаются особенности использования редуцированных форм предлогов?
23. В чем заключаются особенности использования редуцированныхр форм артиклей?
24. Что такое диграф?
25. Назовите группы диграфов.
26. В чем заключаются особенности произношения диграфов и блэндов?
5.1.1 Задания для подготовки к зачету.
1. Выберите сказку/притчу на английском языке. Подготовьте к декламации.Поделите предложения на синтагмы. Проставьте ударения. Протранскрибируйте текст.Выучите текст наизусть, используя фонетические и вербальные средства.
2. Из книги по индивидуальному чтению выберите примеры слов на изученные правила чтения.
5.1.3 Вопросы для подготовки к зачету (2 семестр)
1. Что такое слог (слогоделение)?
2. Что такое словесное ударение?
3. Назовите основные правила постановки словесного ударения/главного,второстепенного.
4. Назовите основные правила постановки фразового ударения.
5. Каковы правила слогоотделения в английском языке?
6. Что такое акцентуация словесное и фразовое ударение,главное и второстепенное ударение?)
7. Каковы основные правила постановки ударения в простых, производных и сложных словах?
8. Что такое ритм?
9. В чем заключаются характерные особенности английского ритма?
10. Что такое фразовое ударение?
11. Назовите основные правила фразового ударения в английском языке.
12. Каковы основные тенденции словесного ударения?
13 В чем заключаются особенности модификации английских гласных звуков?
14. В чем заключаются особенности модификации английских согласных звуков?
15. Понятие "логическое ударение ".
16. Виды логического ударения.
17. Особенности постановки логического ударения.
18. Назовите основные интонационные стили.
19. Назовите характерные особенности интонационных стилей.
20. В чем заключается фонетическая особенность декламационного стиля?
21. В чем заключается фонетическая особенность разговорного стиля?
22. В чем заключается роль фонетической зарядки?
23. В чем заключается роль фонетической зарядки для обучающихся 2, 3. классов?
5.1.4 Задания для подготовки к зачету ( 2 семестр)
1.Составьте список фонетических звуков, представляющих на Ваш взгляд фонетические трудности для обучающихся Вашей национальности.Подберите ряд скороговорок, лимериков для коррекции звуков.
3.Подберите оптимальные упражнения для органов речи для фонетической зарядки.
5.1.5 Вопросы для подготовки к зачету ( 3 сесемтр)
1. В чем зкалючаются фонетические особенности английской разговорной речи?
2. Особенности информативного интонационного стиля.
3. Фонетические средства для успешной презентации устной речи.
4. Особенности устной профессиональной коммуникации на иностранном языке.
5. Фонетические средсвта устной речи учителя инотранного языка.
6. Особенности формирования фонетических навыков для обучающихся НОО.
7. Особенности формирования фонетических навыков для обучающихся ООО.
8. Что такое ритм?
9. В чем заключаются характерные особенности английского ритма?
10. Что такое фразовое ударение?
11. Назовите основные правила фразового ударения в английском языке.
12. Каковы основные тенденции словесного ударения?
13 В чем заключаются особенности модификации английских гласных звуков?
14. В чем заключаются особенности модификации английских согласных звуков?
15. Понятие "логическое ударение ".
16. Виды логического ударения.
17. Особенности постановки логического ударения.
18. Назовите основные интонационные стили.
19. Назовите характерные особенности интонационных стилей.
20. В чем заключается фонетическая особенность декламационного стиля?
21. В чем заключается фонетическая особенность разговорного стиля?
22. В чем заключается роль фонетической зарядки?
23. В чем заключается роль фонетической зарядки для обучающихся 2, 3. классов?
24. В чем заключаются особенности постановки главного и второстепенного ударения?
5.1.6Задания для подготовки к зачету ( 3 семестр)
Для подготовки к зачету прослушайте текст « Good morning everyone and a s the Head Teacher …….» (СD, track 222, приложение к Е.Б.Карнеевская, Практическая фонетика английского языка для продвинутого уровня обучения : учеб. пособие / Е.БКарнеевская, Е.А.Мисуно, Л.Д.Раковская — 4-е изд., испр. и доп.— М.:Эксмо,2009.- 416 с.).Разделите прослушанный текст на интонационные группы, расставьте ударения и ядерные тона. Прочитайте текст по разметке.Протранскрибируйте подчеркнутые предложения.
5.1.7 Вопросы для подготовки к зачету с оценкой ( 4 семестр)
1. Как образуются звуки речи?
2. Как характеризуются гласные звуки: по долготе/краткости?
3. Что такое дифтонги, трифтонги, полугласные?
4. Как характеризуются согласные звуки по твердости, звонкости/глухости?
5. Что такое аспирация?
6. Какие звуки аспирируются?В каких буквосочетаниях аспирация отсутсвует?
7. Что такое редукция? Какие слова, звуки редуцируются в английском языке?
10. Что такое интонация?
11. Назовите компоненты интонации.
12. Какие виды предшкал характерны английской мелодике?
13. Назовите основные правила чтения ударных гласных.
14. Назовите основные правила чтения ударных гласных в 1,2 типе слога.
15. Назовите основные правила чтения ударных гласных в 3,4 типе слога.
16. Что такое смысловая группа?
17. Что такое ядерные тона?
18. Обясните применение нисходящего ядерного тона.
16. Обясните применение восходящего ядерного тона
17. Обясните примененение нисходяще-восходящиго тона в разичных коммуникативыных типах предложения?
18. В чем заключаются особенности использование сокращенных грамматических форм?
19. В чем заключаются особенности использования редуцированных форм ряда вспомогательных и модальных глаголов?
20. В чем заключаются особенности использования редуцированных форм местоимений?
21. В чем заключаются особенности использования редуцированных форм союзов?
22. В чем заключаются особенности использования редуцированных форм предлогов?
23 .В чем заключаются особенности использования редуцированныхр форм артиклей?
24. Что такое диграф?
25. Назовите группы диграфов.
26. В чем заключаются особенности произношения диграфов и блэндов?
27. Что такое словесное ударение?
28. Назовите основные правила постановки словесного ударения/главного,второстепенного.
29. Назовите основные правила постановки фразового ударения.
30. Каковы правила слогоотделения в английском языке?
31. Что такое акцентуация словесное и фразовое ударение,главное и второстепенное ударение?)
32. Каковы основные правила постановки ударения в простых, производных и сложных словах?
33. Что такое ритм?
34. В чем заключаются характерные особенности английского ритма?
35. Что такое фразовое ударение?
36. Назовите основные правила фразового ударения в английском языке.
37. Каковы основные тенденции словесного ударения?
38. В чем заключаются особенности модификации английских гласных звуков?
39. В чем заключаются особенности модификации английских согласных звуков?
40. Понятие "логическое ударение ".
41. Виды логического ударения.
42. Особенности постановки логического ударения.
43. Назовите основные интонационные стили.
44. Назовите характерные особенности интонационных стилей.
45. В чем заключается фонетическая особенность декламационного стиля?
46. В чем заключается фонетическая особенность разговорного стиля?
47. В чем заключается роль фонетической зарядки?
48. В чем заключается роль фонетической зарядки для обучающихся 2, 3. классов?
49. В чем заключаются особенности постановки главного и второстепенного ударения?
5.1.8.Задания для подготовки к зачету с оценкой(4 семестр)
1. Примите участие в дискуссии об особенностях делового этикета в разных странах: России, Великобритании, США, Германии, Франции.
2. Проведите интервью в ссотвестивии с заданной ситуацией.Задайте вопросы. Ответьте на поставленные вопросы.
Задания для развития фонетических навыков. Режим доступа - www. esl-lab.com/
Задания для развития фонетических навыков. Режим доступа - www. englishmedialab.com/
Лабораторные занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса по дисциплине "Практическая фонетика первого иностранного языка".
На лабораторных занятиях производится:
1. Тренировка произносительных навыков: артикуляционная, дыхательная гимнастика, выполнение упражнений в учебнике (подготовка для контроля фонетического чтения); чтение транскрипционных упражнений (подготовка для контроля фонетического чтения); чтение интонированных текстов; транскрибирование упражнений, стихотворений. Воспроизведение наизусть скороговорок, рифмовок, диалогов.Контроль выполнения упражнений осуществляется на
2. Тренировка интонационных навыков: выполнение тренировочных упражнений в учебнике (подготовка для контроля фонетического чтения); интонирование отдельных упражнений (подготовка для контроля фонетического чтения); чтений интонированных стихотворений (подготовка для контроля фонетического чтения для последующей декламации наизусть). Контроль выполнения упражнений осуществляется на занятии.
Подготовка к лабораторным занятиям заключается в следующем:
- студенты выписывают тренировочные упражнения в тетрадь, транскрибируют, производят анализ фонетических явлений, правил чтения;
- студенты читают (не менее 10 раз) заданный вид упражнения, принимая во внимание виды ударения, особенности произношения английских звуков, редуцированные формы, интонацию, ритм. На лабораторном занятии выполняются тренировочные упражнения, контроль чтения тренировочных упражнений.
2. Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на лабораторных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа обучающихся без участия преподавателей состоит из следующих видов заданий:
-изучение, анализ источников информации, рекомендованииых преподавателем;
-артикуляционные упражнения;
-упражнения на развитие правильного фонетического дыхания;
-фонетические упражнения по коррекции произношения, скорости, темпа, тембра речи;
-имитация и воспроизведение пословиц, скороговорок, рифмовок, стихов, текстов диалогического и монологического плана и других аутентичных материалов;
- выразительное чтение текста;
-интонирование текста (монолога или диалога);
-фонетический анализ предложений, текстов.
Обучающимуся рекомендуется начинать выполнение перечисленных заданий с артикуляционной, дыхательной гимнастики. Артикуляционная гимнастика включает в себя немые двигательные упражнения на выработку активной энергичной артикуляции, корректирующие артикуляционные упражнения для губ, языка, мягкого неба. Дыхательная гимнастика состоит из упражнений на развитие фонационного дыхания. На отработку скорости, темпа, тембра речи полезно включать в артикуляционную гимнастику воспроизведение наизусть скороговорок.
Аудирование, имитация и воспроизведение стихов, текстов диалогического и монологического плана и других аутентичных материалов выполняется студентами регулярно, с использованием аудиоматериалов с целью наиболее точной имитации материала при его воспроизведение.
Фонетические упражнения по коррекции произношения и скорости речи выполняются регулярно, ежедневно, имитируя образцы аутентичной записи. Предполагается многократное прослушивание аудитивного материала (минимально-пятикратное) с последующим делением на интонационные группы, разметкой ударных и безударных слов, обозначением ядерных тонов.
Выразительное чтение текста выполняется при регулярном повторении данного упражнения с использованием аутентичных материалов для максимально точной имитации произношения, интонации, темпа и ритма.
Необходимо уделять большое внимание темпу речи и максимально стараться учесть и воспроизвести все детали интонационных оттенков аудиозаписи.
Интонирование текста (монолога или диалога) выполняется как тренировочное упражнение с целью более точной имитации интонации аутентичной записи с последующим воспроизведением по ролям (диалог) и имитацией и импровизацией в собственных диалогах и монологах.
Фонетический анализ предложений и текстов выполняется по заданной схеме анализа с включением транскрипции.
При самостоятельной работе необходимо внимательно изучить тему каждого урока, самостоятельно выполнить упражнения на прослушивание аутентичного материала и воспроизвести его, имитируя английское произношение и интонацию, затем необходимо записать себя и прослушать, сравнивая с оригиналом. Попытаться определить ошибки в произношении и интонации, проанализировать и исправить их. Следует записать диалоги в тетрадь и дома отработать их фонетическое чтение, выучить наизусть для последующей декламации на аудиторных занятиях.