Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Цыганова Е.Б.
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
игр по области применения, по характеру педагогического процесса, по игровой технологии, по предметной области.Дидактические игры. Деловые игры. Ролевые игры.
Классификация форм урока. Классификация методов обучения.Демонстрация фрагмента урока.Технологии личностно-ориентированного обучения.Подготовка фрагмента урока. /Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Контрольные вопросы и задания для подготовки к зачету
1.Как развивались интерактивные методы обучения? Понятие "Современные образовательные технологии".
2.Как классифицируются методы обучения?
3.Что такое пассивный метод обучения?Активный метод обучения? Их особенности.
4.Что такое интерактивные методы обучения? Определение, классификация, особенности,
5.Что такое групповое обучение?
6.Технология работы в парах. Технология работы в малых группах.В чем заключаются преимущества этих технологий?
7.В чем заключается особенности проведения таких технологий как: круглый стол, дискуссия, дебаты?
8.Что такое технология «Броуновское движение»?
9.Что такое игровые технологии? В чем заключается особенности их проведения?
10.В чем заключаются отличительные особенности дидактических игр?
11.В чем заключаются отличительные особенности деловых игр?
12.В чем заключаются отличительные особенности ролевых игр?
13.Что такое метод кооперативного обучения? Особенности.
14.В чем заключаются особенности кооперативного обучения:Numbered Heads Togethеr.Timed Pair Share (временная кооперация парами;
15.В чем заключаются особенности кооперативного обучения:Rally Robin (круглый стол);Pairs Compare (сравнения парами); Kinesthetic Symbols (кинетические символы)?
16.В чем заключается потребность использования современных образовательных технологий в образовательном пространстве?
17.В чем заключаются образовательные возможности игры, применяемой в процессе обучения?
18.В чем заключается концепция и технологии интерактивного обучения?
19.Какие есть этапы использования интерактивных технологий?
20.В чем заключаются особенности использования интерактивных технологий для обучающихся ступени НОО?
21.В чем заключаются особенности использования интерактивных технологий для обучающихся ступени ООО?
22.Какие интерактивные технологии являются на Ваш взгляд наиболее эффективными для развития дискуссионных навыков?
23.Какие интерактивные технологии являются на Ваш взгляд наиболее эффективными для развития навыков письма?
24.В чем заключаются особенности использования технологий для развития критического мышления?
25. В чем заключаются особенности использования ИКТ в образовательном процессе?
26. Что такое кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы?В чем заключаются преимущества этих технологий?
Задания к зачету ( 8 семестр)
1. Выпишите из справочной литературы значения основных понятий изучаемой дисциплины.Составьте словарь.Предоставьте словарь на зачете.
2. Выберите технологии, которые бы Вы использовали в учебном процессе на ступени НОО. Выделите преимущества выбранной технологии.Обоснуйте свой ответ. Укажите виды деятельности, в которых может быть применена выбранная технология.Составьте фрагмент урока с использованием выбранной технологии. Устно проанализируйте проведенный фрагмент.
3. Выберите технологии, которые бы Вы использовали в учебном процессе на ступени ООО. Обоснуйте свой ответ.Выделите преимущества выбранной технологии. Укажите виды деятельности, в которых может быть применена выбранная технология.Составьте фрагмент урока с использованием выбранной технологии. Устно проанализируйте проведенный фрагмент.
4. Побеседуйте с одногруппником о целесообразности применения игровых технологий на ступени НОО.
5. Примите участие в дискуссии о ключевых моментах использования интерактивных технологий.
6. Примите участие в дискуссии о выборе оптимальных интерактивных технологий для обчающихся ООО для разития навыков критического мышления.
7. Примите участие в дискуссии о выборе оптимальных интерактивных технологий для обчающихся НОО для разития коммуникативных навыков .
8. Побеседуйте с одногруппником о выборе оптимальных интерактивных технологий для обчающихся НОО для разития навыков письма.
В период подготовки к лекционным занятиям обучающиеся развивают свои творческие способности. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
2. Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются дискуссионные или проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой, применением полученных знаний на практике. Целью лабораторных занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов,в рамках предложенных практических заданий.Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения/презентации на заданную тему и демонстрацию фрагмента урока. После этого обучающиеся принимают участие в обсуждении проблем и в групповом устном анализе просмотренного урока. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия.
3. Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной и учебно-методической литературы, сбор и анализ практического материала из различных источников, ведение словаря терминов, подготовка устных докладов и компьютерных презентаций по данным темам, выполнение тренировочных заданий, проектирование фрагментов уроков.
Основным способом контроля и оценивания самостоятельной работы обучающегося является его работа на практических занятиях. Формы организации обучения на практических занятиях включают коллективные формы обсуждения просмотренных фрагментов урока английского языка, анализ опыта педагогов-практиков, а также личного профессионального опыта обучающихся, полученного во время производственной практики, работу по микрогруппам, ролевые игры «учитель-ученик», позволяющие моделировать реализацию профессионального языка в заданных услових
Приложение 1
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В МАЛЫХ ГРУППАХ
«Составление головоломки» («ажурная пила»)
Эта методика может быть использована для работы с определениями понятий. Она построена на взаимозависимости на основании материалов и заданий. Здесь не описывается, но подразумевается распределение ролей в учебных группах, индивидуальный контроль (и зависимость от общей награды).
Модификация этой методики предполагает, что обучающиеся знакомятся со всем текстом (или всеми определениями), но становятся экспертами по одной из частей текста (или по некоторым определениям). Встреча экспертных групп сохраняется, на ней обучающиеся могут изучить дополнительный материал.
1. Педагог подготавливает материал для изучения, который можно разделить на несколько частей. Обратите внимание, материал делится на смысловые куски, а не разрезается случайным образом.
2. Формируется несколько учебных групп. В каждой группе столько человек, на сколько частей разделен материал.
3. Куски материала распределяются между членами группы. Каждому достается только один кусок. Из всех кусков группы можно сложить полный текст. Каждый член «учебной группы» становится экспертом по одной из частей текста.
4. Преподаватель ставит задание.
5. Учащиеся самостоятельно изучают предложенные куски текста.
6. По сигналу преподавателя обучающиеся, у которых одинаковые тексты, объединяются в экспертные группы. В них они обсуждают текст, размышляют над возникающими и предложенными преподавателем вопросами, выделяют главное для объяснения товарищам по учебным группам.
7. Снова сигнал педагога, и обучающиеся объединяются в старые учебные группы. Каждый из экспертов знакомит остальных с содержанием своего куска текста.
8. Все вместе обучающиеся обдумывают полученные знания и анализируют.
9. Ораторы докладывают о результатах работы своих групп.
10. Педагог может попросить любого обучающегося учебной группы ответить на вопросы по всему материалу.
«Проблемы по кругу»
1. Преподаватель выбирает несколько проблем, относящихся к изучаемой теме. Каждая проблема записывается на отдельном листе бумаги.
2. Класс делится на несколько групп. Число проблем должно быть равно числу групп.
3. Каждая группа получает лист с одной из проблем. В группе проходит ее обсуждение, и возможные решения записываются на другом листе.
4. По сигналу педагога листы с проблемами передаются по кругу следующим группам.
5. Группы ищут решения для вновь полученных проблем. Решения записываются на чистых листах.
6. Второй сигнал – листы с проблемами и их возможными решениями (два листа от двух групп) передаются третьим группам. Они знакомятся с вариантами решений и выбирают два самых, с их точки зрения, удачных.
7. Ораторы групп кратко докладывают о результатах работы и обосновывают свой выбор.
"Подводим итоги»
Эту форму работы можно использовать в конце пары или в конце изучаемой темы.
1. Незадолго до конца пары преподаватель просит ребят кратко записать себе в тетрадь ответы на два вопроса:
• Чему я научился сегодня? (Что новое я узнал?)
• Какие вопросы у меня остались? (Что осталось непонятным и поэтому беспокоит меня?)
2. Обучающиеся объединяются в группы по четыре человека, просматривают все записи и выбирают один или два лучших вопроса.
3. Ораторы групп задают вопросы всему классу.
4. Вопросы обсуждаются или идут как домашнее задание.
«Слушаем и обсуждаем»
Можно использовать на любой стадии изучения, повторения или закрепления материала.
Подготовка до занятия: Педагог заранее продумывает проблемные темы для обсуждения в малых группах, готовит соответствующие тексты, ссылки в интернете и т.д. Необходимо подготовить и таблицы для индивидуального/группового заполнения.
Действия аудитории на занятии:
1. Педагог делит класс на группы, которые получают задание = подготовить доклад (можно с презентацией) на тему А. Каждая группа получает заранее приготовленные педагогом таблицы для заполнения по всем темам докладов.
2. Каждая группа изучает свою тему и готовит доклад.
3. Заслушиваются темы. Когда 1 группа представляет свой доклад, другие слушают и заполняют таблицу.
Действия преподавателя:
1. Контроль работы малых групп (по возможности не вмешивается).
2. В конце пары организует самоконтроль: педагог просит сначала каждую группу проверить свою таблицу, затем все группы обмениваются ими и проверяют друг у друга работы, далее можно устно обсудить результаты или педагог собирает таблицы и проверяет сам.
3. Можно пропустить пункт 2 (оставив только самопроверку внутри группы) и провести письменный опрос по заслушанному материалу.
Методика проведения диспута
Учащиеся делятся на 2 группы оппонентов и 1 группу редколлегии. Ведущим может быть учитель или хорошо подготовленный ученик. Например, данная форма работы может быть предложена как итоговый урок в 9 классе по теме
Обучающимся даётся 15 минут для подготовки к участию в диспуте “Спорт: за или против” . 1 группа просматривает и выбирает позитивные утверждения, связанные со спортом, а 2 группа – негативные. Обе группы вспоминают жизненные примеры из своего опыта или опыта других людей (спортсменов, медиков…).
3 группа (самая малочисленная 2-3 человека) готовит плакат с названием темы, значок для ведущего, вывешивает табличку с фразами на английском языке, например: Согласен/ не согласен, Я другого мнения, Я думаю, вы ошибаетесь и др.
Роль ведущего не только начать и завершить работу диспута или представить стороны оппозиции, но и быть связующим звеном, задавать вопросы, уметь направлять ту или иную группу в нужное русло, подводить итог.
Методика проведения урока “Пресс-конференция”
Все обучающиеся делятся на 3 группы по принципу лотереи.
1 группа – гости (из США, Великобритании…)
2 группа – представители прессы (газет, журналов), участники конференции
3 группа – редколлегия. Выбирается ведущий (учитель или наиболее подготовленный ученик). Даётся 15-20 минут на подготовку:
• 1 группа просматривает и повторяет материал пройденной темы, выписывает отдельные слова, фразы.
• 2 группа готовит интересные вопросы приглашённым гостям (приветствуются вопросы, заданные с юмором, вопросы личностно–ориентированного характера и вопросы, требующие ответа с опорой на знания обучающихся, выходящие за рамки программного материала учебника).
• 3 группа подготавливает значок для ведущего (с Ф.И.), таблички с данными для гостей, таблички с названиями журналов / газет и приветственный плакат типа “Добро пожаловать в Россию!” или “Приветствуем участников конференции!” и т. д.
Остальные 20 минут длится сама конференция. Ведущий открывает конференцию, называет тему, цели, представляет гостей и названия издательств, представители которых участвуют в работе. Он же закрывает конференцию, благодарит участников за работу и подводит итоги. Еще одной формой группового общения, близкой к подлинному общению, является дискуссионная игра, в ходе которой обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы.
Каждый учащийся выбирает удобную для себя роль и высказывается от имени выбранного им персонажа. Таким образом, снимается психологический барьер страха перед языковой ошибкой, и предоставляется возможность высказать свое мнение.
Содержанием таких дискуссий обычно служит любая проблема реальной жизни. Например, выбор профессии, планы на будущее, отношения с родителями, защита окружающей среды, роль женщин в обществе и другие.
Дискуссия как форма работы считается сложной и требует проявления многих качеств коммуникантов, от которых требуется владение достаточным уровнем речевой компетентности, т.е. готовности включиться в реальную коммуникацию.
Данные коммуникативные действия можно реализовывать с помощью:
а) реплик согласия/несогласия: Right, I think the same; I’m afraid you are wrong; I think...; Exactly; Absolutely; As for me...; On the contrary; I don’t think so;
б) фраз и вопросов уточняющего характера: What makes you think so? ;
Where have you got this information? ; Do you mean...? ;
What do you mean? ; What’s your idea about this? ; I believe...; Well, I suppose...;
в) эмоциональных реакций: Unbelievable! ; That sounds strange; Incredible! How nice! Great! I can’t believe it;
г) обобщающих суждений: On the whole; In general; Summing up all you’ve just said; Let’s come to a conclusion; The result is...;
Примерные темы групповых дискуссий:
1. Is protection of the environment an important problem today?
2. Should women work outside the home?
3. How should the elderly people be taken care of?
4. Is choosing a profession for secondary school graduates the responsibility of the parents only?
5. Should teenagers work after classes to have their pocket money?
6. An ideal family - fact or fiction?
7. Is mass media a reflection of society?
8. Television is a source of education and pleasure, isn’t it?
9. “He who loves not his country can love nothing.”(Byron)
10. Is education so important for the good of society?
11. Peace on earth is everybody’s concern.
12. The country expects every man to do his duty.
Примеры ролевых ситуаций:
1. You are a new pupil; you talk with your classmates about the timetable.
2. You were absent from school yesterday. Talk with your friends about what they did yesterday. Start the conversation.
3. You invited your friends to the birthday party. Start the conversation at birthday dinner.
4. You have just returned from a trip to Moscow. Start the conversation with your parents.
5. You are the shop assistant suggesting Christmas gifts to a group of schoolchildren.
6. You are a police officer in the street. Three members of a school group from the U.S.A. have become separated from their group. Help them to find the way to the hotel.
7. You are at your grandparent’s house watching television. You don’t like the programme. Try to convince your grandmother and grandfather to change to another one.
8. You are a librarian. Try to convince the boys who are not very much interested in reading to choose some interesting books for their English class.
9. You are customers talking with a waiter at a cafe.
10. You are two passengers talking with a stewardess on a plane.
Пример ролевой игры. Ток – шоу “Sport in Our Life”
1. Разминка.
На основе пройденной темы “Sport in Our Life” проводится беседа с обучающимися о том, какие виды спорта они знают, какую роль спорт играет в их жизни. Учитель приглашает всех на ток-шоу “Sport in Our Life”. Говорит, что на съёмку этой передачи приглашены различные известные люди: братья Кличко, Алина Кабаева, Дэвид Бекхэм, Анна Курникова и т.д. Они расскажут о своих достижениях в спорте и о том, как они себя поддерживают в форме.
2. Объединение обучающихся в группы.
Обучающиеся вместе с учителем составляют общий план и поэтапную программу: обдумывают список приглашённых гостей, решают, кто будет брать интервью, ученики составляют вопросы либо готовят речь согласно своей роли.
3. Работа в группе.
Подборка информации о спорте, которая необходима для дачи интервью звёздам и которая поможет корреспондентам задать необходимые вопросы. Также определяется область обсуждения, т.е. виды спорта, которые распределяются между участниками. Обучающиеся делают наброски оформления, рабочие варианты выступлений, обсуждают вопросы по теме.
Возможные вопросы к участникам шоу:
• What role does sport play in your life?
• Why, according to your opinion, do many people go in for sport?
• How long are you in sport?
• In what worldwide competitions have you ever taken part?
• If you were a child, would you like to change anything in your life?
• What sports can you call: a) the most beautiful, b) the most dangerous, c) the most useful for health, d) the most interesting to watch.
4. Проведение шоу.