2022-2023_44_03_05 РЯиЛ 132 гр__plx_Производственная преддипломная практика_Русский язык и Литература
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Набережночелнинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «НГПУ»)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
_______________ А.М. Гайфутдинов
 
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Производственная преддипломная практика
рабочая программа практики
 
Закреплена за кафедрой
Русской и татарской филологии
Учебный план
44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Русский язык и Литература

Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет с оценкой
Вид практики
Производственная
Тип практики
преддипломная
Форма проведения
дискретно 
Объём практики
9
Продолжительность в часах/неделях
324/6 0
Способ проведения практики
 
 
Распределение часов практики
Семестр (<Курс>.<Семестр на курсе>)

10(5.2)

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
В том числе в форме практ. подготовки
9
9
9
9
Контактная работа
9
9
9
9
Сам. работа
315
315
315
315
Итого
324
324
324
324
 
Рабочую программу составил(и):
 
   Потанина Александра Викторовна _________________
 
 
Производственная преддипломная практика
Рабочая программа практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6 .
 
Протокол от __ __________ 1 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна 

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
ЦЕЛИ ПРАКТИКИ
Целью производственной преддипломной практики является совершенствование профессионально-значимых компетенций будущего учителя для работы в области преподавания русского языка и литературы в различных типах школ и реализация исследовательских задач в рамках выпускной квалификационной работы; совершенствование умений использовать теоретические знания для решения конкретных педагогических задач.
Задачами производственной преддипломной практики, в соответствии с трудовыми функциями определенными профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н, являются:
развивать методическое мышление обучающихся на основе практического применения полученных в процессе профессиональной подготовки знаний, навыков и умений;
развивать у обучающихся систему социально-значимых личностных качеств, умений и навыков взаимодействия с участниками педагогического процесса в общеобразовательных учреждениях различного типа;
развивать умения проектировать, осуществлять текущее и перспективное планирование во всех видах учебной работы,  конструировать, прогнозировать, организовывать и анализировать профессиональную педагогическую деятельность;
развивать умения проектировать образовательные программы по русскому языку и литературе;
формировать индивидуальный опыт обучения русскому языку и литературе, а также организационно-методической и учебно-исследовательской работы;
развивать умения осуществлять дифференцированное и индивидуальное обучение русскому языку и литературе;
научить разрабатывать учебные и дидактические материалы по русскому языку и литературе на компетентностной основе;
научить разрабатывать контрольные задания для диагностики качества усвоения учебного материала по русскому языку и литературе;
развивать умения осуществлять профессиональное самообразование, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
 
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.3: Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
 
 
УК-1.4: Выявляет степень доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
 
 
УК-1.5: Определяет рациональные идеи для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.2: Соблюдает требования уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия на основе знаний основных этапов развития России в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
 
 
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов
 
ПК-1.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Русский  язык"
 
 
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета " Русский  язык"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
 
 
ПК-1.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
 
 
ПК-2: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-2.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Литература"
 
 
 
ПК-2.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета  "Литература"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
 
 
ПК-2.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
 
 
Знать:
В результате прохождения практики обучающийся должен
способы поиска и обработки информации, адекватной поставленным задачам и соответствующей научному мировоззрению

историческое наследие и культурные традиции различных национальных и социальных групп

содержание предметной области "Русский язык"

содержание предметной области "Литература"

Уметь:
рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения

соблюдать требования уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия на основе знаний основных этапов развития России в социально-историческом, этическом и философском контекстах

осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "Русский язык" в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования

осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "Литература"   в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования

Владеть:
умением определять рациональные идеи для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения

навыками межкультурного взаимодействия на основе знаний основных этапов развития России в социально-историческом, этическом и философском контекстах

навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий по русскому языку

навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий по литературе

 
МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б2.В
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Документационное обеспечение образовательного процесса учителя русского языка и литературы
1
 
Контроль и оценка образовательных результатов по предметам "Русский язык" и "Литература"
2
 
Методика выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе
3
 
Организация внеурочной деятельности по литературе
4
 
Проблемы изучения русского языка как неродного
5
 
Литературное краеведение
6
 
Производственная педагогическая практика
7
 
Функциональная грамматика русского языка
8
 
Литература русского зарубежья
9
 
Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика
10
 
Производственная культурно-просветительская практика
11
 
Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы
12
 
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
13
 
Основы ораторского мастерства
14
 
Учебная практика по получению первичных навыков ведения образовательной деятельности по предметам: "Русский язык" и "Литература"
15
 
История русского литературного языка
16
 
История (история России, всеобщая история)
17
 
Правовые основы противодействия коррупции 
18
 
Технологии и средства цифрового обучения
19
 
Учебная ознакомительная практика по профилю
20
 
Филологический анализ текста
21
 
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
22
 
Концепции современного естествознания
23
 
Философия  
24
 
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по русскому языку и литературе
25
 
Коммуникативный практикум на уроках русского языка
26
 
Организация внеурочной деятельности по русскому языку
27
 
Проблемы изучения русского языка как иностранного
28
 
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
29
 
Творчество писателей Закамского региона
30
 
Возвращенная литература
31
 
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
32
 
Педагогическая риторика
33
 
Литературоведческий анализ текста
34
 
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
35
 
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем/вид занятия
Семестр
Часов
Компетенции
Литература
Интракт.
Форма контроля
Эл. ресурсы
Пр. подгот.
 
Раздел 1. Подготовительный
 
1.1
Заполнение рабочего графика практики. Получение индивидуального задания на практику. Знакомство с содержанием рабочей программы по данному типу практики, с целью, задачами практики, с пакетом отчетной документации, требованиями к оформлению документации, критериями оценивания производственной  практики на промежуточной аттестации.

Вводный  инструктаж инструктаж правил противопожарной безопасности и охраны труда, техники безопасности и санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

/Ср/

10
6
УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-5.2,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л1.4,Л1.5,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
1.2
Организация и проведение установочной конференции. Ознакомление с содержанием РП по данному типу практики, с целью, задачами практики, с пакетом отчетной документации, требованиями к оформлению документации, критериями оценивания производственной практики на промежуточной аттестации. Проведение инструктажа по правилам противопожарной безопасности и охраны труда, техники безопасности и санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов. /РукПр/
10
1
УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-5.2,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л1.4,Л1.5,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
1
 
Раздел 2. Ознакомитель

ный

 
2.1
Знакомство с администрацией, внутренним распорядком учреждения. Проведение инструктажа по технике безопасности с обучающимися. Знакомство с оснащением кабинетов русского языка и литературы, с имеющейся учебной и другой профессионально-ориентированной литературой, библиотекой.  /Ср/
10
6
УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-5.2,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л1.4,Л1.5,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
2.2
Распределение обучающихся по классам, закрепление за учителями русского языка и литературы и классными руководителями /РукПр/
10
2
УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-5.2,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л1.4,Л1.5,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
2
 
Раздел 3. Основной
 
3.1
Наблюдение, анализ уроков русского языка и литературы в прикрепленном классе; изучение методической и научно-методической литературы; разработка, проведение и анализ уроков русского языка и литературы, сбор материала и написание 1, 2 главы ВКР; составление списка использованных источников литературы по теме исследования /Ср/
10
291
УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-5.2,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л1.4,Л1.5,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
3.2
Проверка технологических карт зачетных уроков и сценария внеурочного мероприятия. Посещение зачетных уроков и внеурочного мероприятия. Проверка анализов уроков и внеурочного мероприятия. Консультации по выполнению иных  работ, предусмотренных индивидуальным заданием. /РукПр/
10
2
УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-5.2,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л1.4,Л1.5,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
2
 
Раздел 4. Аналитический
 
4.1
Обобщение материалов практики. Подготовка группового отчета по итогам практики. Подготовка индивидуального отчета по итогам практики /Ср/
10
6
УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-5.2,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л1.4,Л1.5,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
4.2
Обобщение материалов практики.  /РукПр/
10
2
УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-5.2,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л1.4,Л1.5,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
2
 
Раздел 5. Заключительный 
 
5.1
Участие в итоговой конференции. Защита отчета по практике. Сдача отчетной документации по  практике.

/Ср/

10
6
УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-5.2,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л1.4,Л1.5,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
5.2
Организация и проведение итоговой конференции. Проверка отчетной документации. /РукПр/
10
2
УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-5.2,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л1.4,Л1.5,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
промежуточная аттестация
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
2
 
ФОРМЫ ОТЧЁТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Основной итог практики– это выполнение календарного графика ее прохождения и составление отчета.

По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру руководителю практики от университета отчет по практике.

Структура отчета по практике должна содержать необходимый перечень следующих документов:

1. Титульный лист.

2. Рабочий график (план) проведения практики.

3. Индивидуальное задание обучающегося.

Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации или руководителем практики от структурного подразделения и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых индикаторов компетенций.

4. Результаты выполненного индивидуального задания:

4.1 Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.

4.2 Материалы выполненных индивидуальных заданий.

4.3 Письменный отчет обучающегося по итогам практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать его деятельность в период практики, обобщаются результаты проделанной работы. Структура письменного отчёта определяются выпускающей кафедрой.

Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.

Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.

Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.

Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.  

По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:

5 (отлично) - зачтено;

4 (хорошо) - зачтено;

3 (удовлетворительно) - зачтено;

2 (неудовлетворительно) – не зачтено.

 
Фонд оценочных средств представлен отдельным документом в приложениии.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ
 
Перечень компетенций и этапы их формирования в процессе проведения практики
Разделы

(этапы)

Наименование раздела (этапа) практики
Код формируемого индикатора/компетенции
Вид занятий, работы
Форма контроля
 
1
Подготовительный
УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5, УК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
Заполнение рабочего графика практики. Получение индивидуального задания на практику. Знакомство с содержанием рабочей программы по данному типу практики, с целью, задачами практики, с пакетом отчетной документации, требованиями к оформлению документации, критериями оценивания производственной  практики на промежуточной аттестации.

Вводный  инструктаж инструктаж правил противопожарной безопасности и охраны труда, техники безопасности и санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

Организация и проведение установочной конференции. Ознакомление с содержанием РП по данному типу практики, с целью, задачами практики, с пакетом отчетной документации, требованиями к оформлению документации, критериями оценивания производственной практики на промежуточной аттестации. Проведение инструктажа по правилам противопожарной безопасности и охраны труда, техники безопасности и санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

текущий контроль успеваемости   

текущий контроль успеваемости   

 
2
Ознакомитель

ный

УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5, УК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
Знакомство с администрацией, внутренним распорядком учреждения. Проведение инструктажа по технике безопасности с обучающимися. Знакомство с оснащением кабинетов русского языка и литературы, с имеющейся учебной и другой профессионально-ориентированной литературой, библиотекой.

Распределение обучающихся по классам, закрепление за учителями русского языка и литературы и классными руководителями

текущий контроль успеваемости   

текущий контроль успеваемости   

 
3
Основной
УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5, УК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
Наблюдение, анализ уроков русского языка и литературы в прикрепленном классе; изучение методической и научно-методической литературы; разработка, проведение и анализ уроков русского языка и литературы, сбор материала и написание 1, 2 главы ВКР; составление списка использованных источников литературы по теме исследования

Проверка технологических карт зачетных уроков и сценария внеурочного мероприятия. Посещение зачетных уроков и внеурочного мероприятия. Проверка анализов уроков и внеурочного мероприятия. Консультации по выполнению иных  работ, предусмотренных индивидуальным заданием.

текущий контроль успеваемости   

текущий контроль успеваемости   

 
4
Аналитический
УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5, УК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
Обобщение материалов практики. Подготовка группового отчета по итогам практики. Подготовка индивидуального отчета по итогам практики

Обобщение материалов практики. 

текущий контроль успеваемости   

текущий контроль успеваемости   

 
5
Заключительный 
УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5, УК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
Участие в итоговой конференции. Защита отчета по практике. Сдача отчетной документации по  практике.

Организация и проведение итоговой конференции. Проверка отчетной документации.

текущий контроль успеваемости   

промежуточная аттестация

 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Основная литература
 
Ядровская, Е.Р.  Методика преподавания литературы: уроки в основной школе  [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов / Е. Р. Ядровская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 236 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-06184-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/411263  . - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 236 с. – Режим доступа: URL: https://biblio-online.ru/bcode/411263 
Л1.1
 
Ланин, Б. А.  Методика преподавания литературы  [Электронный ресурс]:учебная хрестоматия : учебное пособие / Б. А. Ланин. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 339 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-05383-8. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/409404. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 339 с.  – Режим доступа: URL: https://biblio-online.ru/bcode/409404 
Л1.2
 
Гац, И. Ю.  Методика преподавания русского языка в задачах и упражнениях  [Электронный ресурс]:2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 260 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-09310-0. –Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. –URL: https://biblio-online.ru/bcode/427612 . - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 260 с.  – Режим доступа: ЭБС Юрайт [сайт]. –URL: https://biblio-online.ru/bcode/427612   
Л1.3
 
Суртаева,. Н. Н.  Педагогические технологии :учебное пособие для вузов / Н. Н. Суртаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10405-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456296. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 
Л1.4
 
Байбородова, Л. В. [и др.] ; под общей редакцией Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской.  Педагогические технологии в 3 ч. Часть 1. Образовательные технологии :учебник и практикум для вузов / Л. В. Байбородова [и др.] ; под общей редакцией Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 258 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06324-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452318. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 
Л1.5
 
 
Дополнительная литература
 
Дрещинский, В. А.   Методология научных исследований :учебник для вузов / В. А. Дрещинский. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 274 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-07187-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453548. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 
Л2.1
 
Бабенко, Н. Г. , Лихина, Н. Е..,Лукьяненко, И. Н. [и др.] ; под редакцией И. Н. Лукьяненко Современный урок русского языка :сборник учебно-методических материалов / Н. Г. Бабенко, Н. Е. Лихина, И. Н. Лукьяненко [и др.] ; под редакцией И. Н. Лукьяненко. – Калининград : Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2008. – 126 c. – ISBN 978-5-88874-964-7. – Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. – URL: http://www.iprbookshop.ru/23882.html. - Калининград : Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2008. - 
Л2.2
 
Азизова, Н. Р.,  Савотина, Н. А.,  Бочаров, М. И., ,Зенкина , С. В.  Формирование профессиональной компетентности педагога. Поликультурная и информационная компетентность :учебное пособие для вузов / Н. Р. Азизова, Н. А. Савотина, М. И. Бочаров, С. В. Зенкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 162 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-06234-2. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/411345 . - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 
Л2.3
 
 
Методические разработки
 
составитель А. В. Потанина  Методические указания по прохождению производственной практики [Электронный ресурс] :направление подготовки 44.03.05 "Педагогическое образование" (с двумя профилями подготовки) профили подготовки "Русский язык" и "Литература" : учебно-методическое пособие / составитель А. В. Потанина .— Набережные Челны : НГПУ, 2020 .— 51 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/МУ по прохождению производ практики_44.03.05 Пед образование_профили Русский язык и Литература_УМП_сост А.В. Потанина_2020_932.pdf>. - Набережные Челны : "НГПУ", 2020. - 
Л3.1
 
 
Перечень ресурсов сети «Интернет»
 
Библиотека по психологии и саморазвитию: сайт. – Москва, 2000 
Э1
 
Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт
Э2
 
Российское образование: федеральный образовательный портал: [сайт]. –  Москва. Обновляется в течение суток. 
Э3
 
Электронная библиотека НГПУ [Электронный ресурс] 
Э4
 
Филологический портал 
Э5
 
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
Э6
 
Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)
 
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022

 
Профессиональные базы данных и информационных справочных систем: 
 
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/

 
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
1-117, Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28)., Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
1
 
 
1-124, Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28)., Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
2
 
 
Организация практик на всех этапах их проведения направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися навыками профессиональной деятельности и выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

В случае прохождения практики в профильной организации обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключённым между профильной организацией и Университетом. В случае 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ
 
направления для прохождения практики в структурное подразделение Университета договор не требуется.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации. Для руководства практической подготовкой при проведении практики, проводимой в структурном подразделении Университета, назначается руководитель по практике от Университета из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета.

Обучающийся, проходящий практику, должен:

На организационном этапе:

присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы учебной/производственной практики;

прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;

получить индивидуальное задание.

В период прохождения практики:

ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);

активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;  

выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

ежедневно вести дневник практики;

соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;

нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;

осуществлять взаимодействие с руководителем от  профильной организации.

На заключительном этапе:

представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.

Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:

- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;

- ответы обучающегося на вопросы по отчету;

При оценке учитываются:

содержание отчета и доклада обучающегося;

качество ответов на вопросы;

корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.

в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.

Обучающийся имеет право:

на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;

пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;

на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;

на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.

Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.

Практика бакалавров по педагогическим направлениям проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;

- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;

- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения

При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.

Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.