«Набережночелнинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «НГПУ»)
44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ)
Русский язык и Литература
Срок действия программы: уч.г.
Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна
содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности;
основные правовые документы, регламентирующие педагогическую деятельность обучающегося на практике;
психологические приемы изучения личности обучающихся, классного коллектива, анализа учебной и внеучебной деятельности;
способы построения межличностных отношений в группах различного возраста;
методы психологической и педагогической диагностики;
нормативно-правовые документы в сфере образования;
правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования.
требования Федерального Государственного стандарта основного общего образования, предъявляемые к обязательному минимуму содержания и к уровню подготовки выпускников
содержание предметов «Русский язык» и «Литература»
современные методы и технологии обучения и диагностики
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
задачи, критерии и закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
способы организации взаимодействия с обучающимися
самостоятельно определять цели и задачи самоорганизации и самообразования для выполнения профессиональной деятельности;
организовать свою педагогическую деятельность на практике с учетом требований правовых документов;
бесконфликтно общаться с различными участниками образовательного процесса;
учитывать в педагогическом взаимодействии возрастные, психологические, индивидуальные особенности обучающихся;
осуществлять воспитательную работу в коллективе, максимально используя развивающий потенциал предметов «Русский язык» и «Литература»;
создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;
организовывать учебную, внеучебную деятельность обучающихся в соответствии с образовательной программой по предметам «Русский язык» и «Литература»;
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;
анализировать задачи, критерии и закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
профессионально взаимодействовать с участниками образовательного процесса.
навыками установления коммуникативного взаимодействия в устной и письменной форме на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности;
навыками анализа законов и других нормативных правовых актов в различных сферах деятельности;
навыками работы с нормативными актами и их применения в практических целях профессиональной деятельности;
навыками осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;
навыками постановки учебно-воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных и социально-психологических особенностей ученического коллектива;
навыками использования методов и приемов воспитания средствами предметов «Русский язык» и «Литература»;
навыками работы с нормативно-правовыми документами в сфере образования;
навыками проектирования уроков русского языка и литературы в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся;
навыками формулировки целей и задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся;
навыками взаимодействия и сотрудничества участниками образовательного процесса в предметных областях «Русский язык» и «Литература».
Знакомство с администрацией, внутренним распорядком учреждения. Проведение инструктажа по технике безопасности с обучающимися. Знакомство с оснащением кабинетов русского языка и литературы, с имеющейся учебной и другой профессионально-ориентированной литературой, библиотекой. Распределение обучающихся по классам, закрепление за учителями русского языка и литературы и классными руководителями.
/Ср/
изучение методической и научно-методической литературы;
разработка плана зачетных учебных занятий; выполнение заданий.
Разработка следующих материалов:
-8 конспектов просмотренных уроков по русскому языку и литературе
-анализ 8 просмотренных уроков по русскому языку и литературе
-технологические карты 4 зачетных уроков по русскому языку и литературе
-самоанализы зачетных уроков
-наглядно-дидактические материалы к зачетным урокам
-конспект/сценарий внеурочного мероприятия
-самоанализ внеурочного мероприятия
-доклад на тему «Диагностика метапредметных образовательных результатов на этапе ООО»
-психолого-педагогический портрет класс.
/Ср/
Знакомство с администрацией, внутренним распорядком учреждения. Проведение инструктажа по технике безопасности с обучающимися. Знакомство с оснащением кабинетов русского языка и литературы, с имеющейся учебной и другой профессионально-ориентированной литературой, библиотекой. Распределение обучающихся по классам, закрепление за учителями русского языка и литературы и классными руководителями.
/Ср/
изучение методической и научно-методической литературы;
разработка плана зачетных учебных занятий; выполнение заданий.
Разработка следующих материалов:
-6 конспектов просмотренных уроков по русскому языку и литературе
-анализ 6 просмотренных уроков по русскому языку и литературе
-технологические карты 6 зачетных уроков
-самоанализы 6 зачетных уроков
-конспект/сценарий внеурочного мероприятия
-самоанализ внеурочного мероприятия
-доклад на тему «Типология уроков по ФГОС»
-контрольная работа
-письменный анализ результатов контрольной работы.
/Ср/
Организация и проведение итоговой конференции. Проверка отчетной документации.
/РукПр/
По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру (руководителю практики от университета) отчет по практике.
Структура отчета по прохождению практики:
1.Титульный лист.
2.Рабочий график (план) проведения практики.
3.Дневник практики.
Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.
4.Индивидуальное задание.
Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых компетенций.
5.Материалы выполненных индивидуальных заданий.
(в зависимости от вида и типа практики например – план-конспекты уроков, характеристика, самоанализ урока, разработки и др.).
6. Письменный отчет обучающегося о прохождении практики.
Письменный отчет обучающегося о прохождении практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать анализ своей деятельности в период практики, обобщаются результаты проделанной работы.
Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.
Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.
Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.
Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.
По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:
5 (отлично) - зачтено;
4 (хорошо) - зачтено;
3 (удовлетворительно) - зачтено;
2 (неудовлетворительно) – не зачтено.
(этапы)
Знакомство с администрацией, внутренним распорядком учреждения. Проведение инструктажа по технике безопасности с обучающимися. Знакомство с оснащением кабинетов русского языка и литературы, с имеющейся учебной и другой профессионально-ориентированной литературой, библиотекой. Распределение обучающихся по классам, закрепление за учителями русского языка и литературы и классными руководителями.
Организация и проведение установочной конференции. Ознакомление с содержанием РП по данному типу практики, с целью, задачами практики, с пакетом отчетной документации, требованиями к оформлению документации, критериями оценивания производственной практики на промежуточной аттестации. Проведение инструктажа по правилам противопожарной безопасности и охраны труда, техники безопасности и санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.
текущий контроль успеваемости
изучение методической и научно-методической литературы;
разработка плана зачетных учебных занятий; выполнение заданий.
Разработка следующих материалов:
-8 конспектов просмотренных уроков по русскому языку и литературе
-анализ 8 просмотренных уроков по русскому языку и литературе
-технологические карты 4 зачетных уроков по русскому языку и литературе
-самоанализы зачетных уроков
-наглядно-дидактические материалы к зачетным урокам
-конспект/сценарий внеурочного мероприятия
-самоанализ внеурочного мероприятия
-доклад на тему «Диагностика метапредметных образовательных результатов на этапе ООО»
-психолого-педагогический портрет класс.
Проверка технологических карт зачетных уроков и сценария внеурочного мероприятия. Посещение зачетных уроков и внеурочного мероприятия. Проверка анализов уроков и внеурочного мероприятия. Консультации по выполнению иных работ, предусмотренных индивидуальным заданием.
текущий контроль успеваемости
Обобщение материалов практики.Организация и проведение итоговой конференции. Проверка отчетной документации.
текущий контроль успеваемости
Знакомство с администрацией, внутренним распорядком учреждения. Проведение инструктажа по технике безопасности с обучающимися. Знакомство с оснащением кабинетов русского языка и литературы, с имеющейся учебной и другой профессионально-ориентированной литературой, библиотекой. Распределение обучающихся по классам, закрепление за учителями русского языка и литературы и классными руководителями.
Организация и проведение установочной конференции. Ознакомление с содержанием РП по данному типу практики, с целью, задачами практики, с пакетом отчетной документации, требованиями к оформлению документации, критериями оценивания производственной практики на промежуточной аттестации. Проведение инструктажа по правилам противопожарной безопасности и охраны труда, техники безопасности и санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.
текущий контроль успеваемости
изучение методической и научно-методической литературы;
разработка плана зачетных учебных занятий; выполнение заданий.
Разработка следующих материалов:
-6 конспектов просмотренных уроков по русскому языку и литературе
-анализ 6 просмотренных уроков по русскому языку и литературе
-технологические карты 6 зачетных уроков
-самоанализы 6 зачетных уроков
-конспект/сценарий внеурочного мероприятия
-самоанализ внеурочного мероприятия
-доклад на тему «Типология уроков по ФГОС»
-контрольная работа
-письменный анализ результатов контрольной работы.
Проверка технологических карт зачетных уроков и сценария внеурочного мероприятия. Посещение зачетных уроков и внеурочного мероприятия. Проверка анализов уроков и внеурочного мероприятия. Консультации по выполнению иных работ, предусмотренных индивидуальным заданием.
текущий контроль успеваемости
Обобщение материалов практики.
Организация и проведение итоговой конференции. Проверка отчетной документации.
промежуточная аттестация
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
В случае прохождения практики в профильной организации обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключённым между профильной организацией и Университетом. В случае направления для прохождения практики в структурное подразделение Университета договор не требуется.
Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации. Для руководства практической подготовкой при проведении практики, проводимой в структурном подразделении Университета, назначается руководитель по практике от Университета из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета.
Обучающийся, проходящий практику, должен:
На организационном этапе:
присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы учебной/производственной практики;
прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;
получить индивидуальное задание.
В период прохождения практики:
ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);
активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;
выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;
ежедневно вести дневник практики;
соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;
нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;
осуществлять взаимодействие с руководителем от профильной организации.
На заключительном этапе:
представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.
Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:
- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;
- ответы обучающегося на вопросы по отчету;
При оценке учитываются:
содержание отчета и доклада обучающегося;
качество ответов на вопросы;
корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.
в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.
Обучающийся имеет право:
на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;
пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;
на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;
на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.
Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.
Практика бакалавров по педагогическим направлениям проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким
- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;
- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения
При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.
Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.