2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Ландшафтоведение_Биология и География
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Ландшафтоведение
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
92
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
92
92
92
92
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доц., Гайфутдинова Т.В. _________________
 
 
Ландшафтоведение
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна 

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формировать систему теоретических знаний о ландшафтной оболочке, умений и навыков комплексного исследования природных территориальных комплексов и антропогенных ландшафтов с учетом содержательной специфики предмета «География» в общеобразовательной школе.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать знания о факторах дифференциации ландшафтов;
1.4
рассмотреть морфологическую структуру ландшафта, классификации природных и природно-антропогенных ландшафтов;
1.5
формирвать представление об основных методах изучения ландшафтов, возможностях средств преподаваемого учебного предмета «География» для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения географии и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
1.6
формировать знания о методике организации исследовательской деятельности обучающихся с учётом их возрастных особенностей, уровня мотивации и образования по географии на примере ландшафтных исследований.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Географические информационные системы
2.1.2
Гистология с основами эмбриологии
2.1.3
Зоология позвоночных
2.1.4
Психология
2.1.5
Учебная практика по ботанике и зоологии
2.1.6
Учебная технологическая практика
2.1.7
Физиология растений
2.1.8
Формирование функциональной грамотности при обучении биологии
2.1.9
Анатомия и морфология растений
2.1.10
Геология
2.1.11
Зоология беспозвоночных
2.1.12
Картография с основами топографии
2.1.13
Систематика растений и грибов
2.1.14
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.15
Цитология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Биогеография
2.2.2
Методический практикум
2.2.3
Микробиология с основами вирусологии
2.2.4
Образовательные технологии в процессе обучения биологии
2.2.5
Общая экономическая и социальная география
2.2.6
Производственная педагогическая  практика
2.2.7
Производственная педагогическая практика
2.2.8
Учебная практика по физической, экономической и социальной географии
2.2.9
Физическая география России
2.2.10
Экономическая и социальная география России
2.2.11
Генетика
2.2.12
Геоэкология
2.2.13
Курсовая работа по методике обучения биологии
2.2.14
Общая экология
2.2.15
Основы экологической культуры
2.2.16
Производственная педагогическая практика
2.2.17
Решение профессиональных задач учителя биологии
2.2.18
Теория эволюции
2.2.19
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
 
стр. 4
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
2.2.20
Технология организации краеведческой работы в школе
2.2.21
Экономическая и социальная география мира
2.2.22
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.23
Методы биометрии
2.2.24
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.25
Этногеография и география религий
2.2.26
Биотехнологии
2.2.27
География РТ
2.2.28
Основы здорового образа жизни
2.2.29
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
2.2.30
Туризм в школе
2.2.31
География населения
2.2.32
Методы биологических исследований
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
общие теоретические вопросы учения о ландшафтах, основы системного подхода в географии;
3.1.2
региональные особенности формирования природных и геохимических ландшафтов;
3.1.3
возможности средств преподаваемого учебного предмета «География» для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения географии и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
3.1.4
формы и методы организации исследовательской деятельности обучающихся, некоторые особенности научной специфики предметной области.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
характеризовать особенности строения и функционирования отдельных типов ландшафтов Земли;
3.2.2
определять место ландшафта в различных классификационных системах;
3.2.3
осуществлять поиск, критический анализ и синтез географической информации;
3.2.4
работать со средствами преподаваемого учебного предмета «География»;
3.2.5
определять перспективное направление и обосновывать отбор содержания исследовательской деятельности обучающихся.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами составления характеристики компонентов природы и их пространственные изменения в пределах природных территориальных комплексов;
3.3.2
умениями выделять элементарные природные комплексы;
3.3.3
приемами педагогической деятельности на основе специальных научных знаний;
3.3.4
приемами использования средств преподаваемого учебного предмета «География» для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
3.3.5
методами организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в курс «ландшафтоведение». Природные территориальные комплексы, их структура и свойства

 
стр. 5
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
1.1
Ландшафтоведение – наука о природных и природно-антропогенных территориальных (аквальных) комплексах – геосистемах /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-3.1
3
0
 
1.2
Предпосылки развития ландшафтоведения. Место ландшафтоведения в системе географических наук  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-1.1 ПК-3.1
3
0
 
1.3
Докучаевская научная школа и обоснование общих представлений о географическом ландшафте  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

32
ПК-1.1 ПК-3.1
3
0
 
 
Раздел 2. Основы теории и методологии ландшафтоведения

 
2.1
Геосистемная концепция – методологическая основа современного ландшафтоведения. Природные компоненты. Природная  геосистема как совокупность взаимосвязанных компонентов /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-3.1
3
0
 
2.2
Трактовки понятия «ландшафт», морфологические единицы ландшафта. Систематика ландшафтов. Функционирование ландшафтов /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-3.1
3
0
 
2.3
Общее и региональное понимание термина "ландшафт",  их критическая оценка  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

34
ПК-1.1 ПК-3.1
3
0
 
 
Раздел 3. Учение о природно- антропогенных ландшафтах

 
3.1
Понятие "природно-антропогенный ландшафт". Учение об "антропогенных ландшафтах". Концепция  природно- хозяйственной геосистемы. Факторы, механизм, история формирования природно-антропогенных ландшафтов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-1.1 ПК-3.1
3
0
 
3.2
Факторы, механизм, история формирования природно- антропогенных ландшафтов /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-3.1
3
0
 
3.3
Система "природа – общество", ее геоэкологическая сущность. Антропогенная регуляция ПТК /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-3.1
3
0
 
 
Раздел 4. Культурный ландшафт

 
4.1
Определение культурного ландшафта /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-3.1
3
0
 
4.2
Основные типы современных ландшафтов  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-3.1
3
0
 
4.3
Роль управления в функционировании и динамике культурного ландшафта  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

16
ПК-1.1 ПК-3.1
3
0
 
4.4
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-1.1 ПК-3.1
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация.

Вопросы и задания к зачету.

1. Задание: Осветите основные положения проблемы единства природы в истории естествознания.

2.Ландшафтная оболочка, ее характерные свойства в сравнении с другими земными сферами.

3.Понятия "природный территориальный комплекс" и "природная геосистема".

4.Этимология термина "ландшафт".

5.Общенаучные представления о системах; геосистемная концепция в ландшафтоведении.

 
стр. 6
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
6.Природные компоненты ландшафта и их связи.

7.Вертикальная структура природной геосистемы.

8.Иерархическое устройство ландшафтной оболочки.

9.Геосистемы планетарной, региональной и локальной размерности. Задание: Опишите их пространственно-временные параметры и соотношения.

10.Фация – элементарная природная геосистема.

11.Урочища и географические местности – морфологические "блоки" ландшафта.

12.Ландшафт – региональная геосистема.

13. Задание: Опишите морфологическую структуру ландшафта и ее характерные свойства.

14.Ландшафтно-географические поля и причины их образования.

15.Ландшафтные катены; их функциональные звенья.

16.Виды классификационных моделей в ландшафтной географии.

17.Понятия "классификация" и "систематика" в естественных науках и в ландшафтоведении, в частности.

18.Принципы структурно-генетической классификации ландшафтов.

19.Факторы ландшафтогенеза и структурные свойства природных геосистем как основания деления классификационных таксонов.

20.Позиционный фактор в регионально-типологической классификации ландшафтов.

21.Иерархия типологических таксонов структурно-генетической классификации ландшафтов и основания их деления.

22.Как соотносятся понятия "антропогенный ландшафт" и "культурный ландшафт"?

23.Основные геоэкологические требования, предъявляемые к культурному ландшафту.

24.Культурный ландшафт – регулируемая природно-хозяйственная геосистема. "Мягкое" и "жесткое" управление.

25.Принцип природно-хозяйственной адаптивности в ландшафтном планировании.

26.Геоэкологическая интерпретация закона необходимого разнообразия.

27.Экологический каркас культурного ландшафта.

28.Функциональное зонирование и функциональная поляризация культурного ландшафта.

29.Культурный ландшафт как исторический и духовный феномен.

30. Задание: Кратко опишите свою позицию, как вы понимаете выражение «Культурный ландшафт – "эстафета" поколении»

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости.

Темы реферата:

1. Исторические аспекты развития учения о ландшафтах. Организация исследовательской деятельности по изучению ландшафтов  во внеклассной работе по географии  в школе.

2. Проблемы изменения ландшафтов человеком. Антропогенные ландшафты и методы их изучения в школе.

3. Селитебные ландшафты: сельские и городские. Методы их изучения в школе.

4. Промышленные ландшафты. Методы их изучения в школе.

5. Культурный ландшафт, принципы его создания. Методы их изучения в школе.

6. Широтная зональность, азональность и секторность в дифференциации ландшафтов.

7. Высотная ландшафтная дифференциация горных территорий и равнин.

8. Изменение структуры и функционирования геосистем в результате техногенного воздействия. Методы их изучения в школе.

9. Изменчивость ландшафтов во времени.

10. Устойчивость геосистем к техногенным воздействиям.

11. Морфология ландшафтов.

12. Развитие ландшафтов.

13. Функционирование и оптимизация ландшафтов.

14. Применение геохимии ландшафтов в различных сферах человеческой деятельности.

15. Виды миграции химических элементов в ландшафтах.

16. Ландшафтная карта как основа для оценки природных ресурсов.

17. Ландшафтно-географическое прогнозирование.

18. Основные направления прикладного ландшафтоведения.

19. Инвентаризационные карты и кадастр ландшафтов.

20. Основные направления и принципы охраны ландшафтов.

21. Экологическая оценка ландшафтов.

22. Техногенез и трансформация ландшафтов.

23. Ландшафтно-экологические основы организации особо охраняемых природных территорий

24. Особенности использования межгорно-котловинных ландшафтов

25. Ландшафты Республики Татарстан

27. Ландшафтные районы Республики Татарстан. Методы их изучения в школе.

28. Организация полевых исследований по изучению ландшафтов в школе.

29. Ландшафты в содержании школьных курсов География России и География Республики Татарстан

30. Организация внеклассных мероприятий по географии в школе по темам: «Природные зоны», «Ландшафты Республики Татарстан». 

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
стр. 7
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Колбовский, Е. Ю.
Ландшафтоведение:  учебное пособие для вузов / Е. Ю. Колбовский. – М. : Академия, 2006. – 480 с.
Академия, 2006
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Т. А. Смагина, В. С. Кутилин
Ландшафтоведение : Ландшафтоведение : учебное пособие / Т. А. Смагина, В. С. Кутилин ; под редакцией Ю. А. Федоров. — Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2011. — 134 c. — ISBN 978-5-9275-0812-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/46991.html 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Гайфутдинова, Т.В.
Основы ландшафтоведения (методические указания к комплексной ландшафтной практике): [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / сост. Т. В. Гайфутдинова, А. М. Гайфутдинов .— Набережные Челны : НГПУ, 2019 .— 51 с  - URL: http://bibl:81/books/Эл.Библ/Основы ландшафтоведения_Гайфутдиновы.pdf
НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-412 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 8
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Приступая к освоению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические рекомендации к практическим занятиям.

В ходе подготовки к к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с методическими рекомендациями по выполнению заданий. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Практическая работа - это средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий. В ходе практического занятия внимательно выполнять все задания. При необходимости задавать уточняющие вопросы преподавателю. Подготовить выступление по основным результатам практической работы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимися новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

- составление плана текста,

- графическое изображение структуры текста,

- конспектирование текста, выписки из текста,

- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

- учебно-исследовательская работа,

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу,

- решение вариативных задач,

- решение ситуационных (профессиональных) задач

Рекомендации по подготовке к зачету

 
стр. 9
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.