Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна
ции
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Вопросы и задания к зачету.
1. Задание: Осветите основные положения проблемы единства природы в истории естествознания.
2.Ландшафтная оболочка, ее характерные свойства в сравнении с другими земными сферами.
3.Понятия "природный территориальный комплекс" и "природная геосистема".
4.Этимология термина "ландшафт".
5.Общенаучные представления о системах; геосистемная концепция в ландшафтоведении.
7.Вертикальная структура природной геосистемы.
8.Иерархическое устройство ландшафтной оболочки.
9.Геосистемы планетарной, региональной и локальной размерности. Задание: Опишите их пространственно-временные параметры и соотношения.
10.Фация – элементарная природная геосистема.
11.Урочища и географические местности – морфологические "блоки" ландшафта.
12.Ландшафт – региональная геосистема.
13. Задание: Опишите морфологическую структуру ландшафта и ее характерные свойства.
14.Ландшафтно-географические поля и причины их образования.
15.Ландшафтные катены; их функциональные звенья.
16.Виды классификационных моделей в ландшафтной географии.
17.Понятия "классификация" и "систематика" в естественных науках и в ландшафтоведении, в частности.
18.Принципы структурно-генетической классификации ландшафтов.
19.Факторы ландшафтогенеза и структурные свойства природных геосистем как основания деления классификационных таксонов.
20.Позиционный фактор в регионально-типологической классификации ландшафтов.
21.Иерархия типологических таксонов структурно-генетической классификации ландшафтов и основания их деления.
22.Как соотносятся понятия "антропогенный ландшафт" и "культурный ландшафт"?
23.Основные геоэкологические требования, предъявляемые к культурному ландшафту.
24.Культурный ландшафт – регулируемая природно-хозяйственная геосистема. "Мягкое" и "жесткое" управление.
25.Принцип природно-хозяйственной адаптивности в ландшафтном планировании.
26.Геоэкологическая интерпретация закона необходимого разнообразия.
27.Экологический каркас культурного ландшафта.
28.Функциональное зонирование и функциональная поляризация культурного ландшафта.
29.Культурный ландшафт как исторический и духовный феномен.
30. Задание: Кратко опишите свою позицию, как вы понимаете выражение «Культурный ландшафт – "эстафета" поколении»
Темы реферата:
1. Исторические аспекты развития учения о ландшафтах. Организация исследовательской деятельности по изучению ландшафтов во внеклассной работе по географии в школе.
2. Проблемы изменения ландшафтов человеком. Антропогенные ландшафты и методы их изучения в школе.
3. Селитебные ландшафты: сельские и городские. Методы их изучения в школе.
4. Промышленные ландшафты. Методы их изучения в школе.
5. Культурный ландшафт, принципы его создания. Методы их изучения в школе.
6. Широтная зональность, азональность и секторность в дифференциации ландшафтов.
7. Высотная ландшафтная дифференциация горных территорий и равнин.
8. Изменение структуры и функционирования геосистем в результате техногенного воздействия. Методы их изучения в школе.
9. Изменчивость ландшафтов во времени.
10. Устойчивость геосистем к техногенным воздействиям.
11. Морфология ландшафтов.
12. Развитие ландшафтов.
13. Функционирование и оптимизация ландшафтов.
14. Применение геохимии ландшафтов в различных сферах человеческой деятельности.
15. Виды миграции химических элементов в ландшафтах.
16. Ландшафтная карта как основа для оценки природных ресурсов.
17. Ландшафтно-географическое прогнозирование.
18. Основные направления прикладного ландшафтоведения.
19. Инвентаризационные карты и кадастр ландшафтов.
20. Основные направления и принципы охраны ландшафтов.
21. Экологическая оценка ландшафтов.
22. Техногенез и трансформация ландшафтов.
23. Ландшафтно-экологические основы организации особо охраняемых природных территорий
24. Особенности использования межгорно-котловинных ландшафтов
25. Ландшафты Республики Татарстан
27. Ландшафтные районы Республики Татарстан. Методы их изучения в школе.
28. Организация полевых исследований по изучению ландшафтов в школе.
29. Ландшафты в содержании школьных курсов География России и География Республики Татарстан
30. Организация внеклассных мероприятий по географии в школе по темам: «Природные зоны», «Ландшафты Республики Татарстан».
Приступая к освоению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические рекомендации к практическим занятиям.
В ходе подготовки к к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с методическими рекомендациями по выполнению заданий. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Практическая работа - это средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий. В ходе практического занятия внимательно выполнять все задания. При необходимости задавать уточняющие вопросы преподавателю. Подготовить выступление по основным результатам практической работы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимися новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к зачету
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.