2022-2023_z44_03_01 Б 2162 гр__plx_Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
126
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
126
126
126
126
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.биол.наук, доцент, Зарипова Р.С.; _________________
 
 
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Зарипова Р.С.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование знаний и представлений об организации и содержании исследовательской деятельности обучающихся в предметной области "Биология",способности руководить проектной исследовательской деятельностью обучающихся.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомить с основными формами исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
1.4
ознакомить со спецификой проектно-исследовательской деятельности учащихся;
1.5
сформировать представление о технологии реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе;
1.6
сформировать практические навыки организации и проведения проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся;
1.7
сформировать способность осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний;
1.8
овладеть основами поиска необходимой информации для достижения задач проекта;
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия и морфология человека
2.1.2
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.3
Зоология
2.1.4
Методы биологических  исследований
2.1.5
Образовательное право   
2.1.6
Общая и социальная психология
2.1.7
Психолого-педагогический практикум
2.1.8
Учебная практика. Практика  по зоологии
2.1.9
Экология
2.1.10
Ботаника
2.1.11
История (история России, всеобщая история)
2.1.12
Концепции современного естествознания
2.1.13
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.14
Учебная практика. Практика  по ботанике
2.1.15
Философия  
2.1.16
Цитология
2.1.17
2.1.18
Учебная практика  по зоологии
2.1.19
Учебная практика по ботанике
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Генетика
2.2.2
Курсовая работа по  биологии
2.2.3
Микробиология
2.2.4
Теория эволюции
2.2.5
Физиология растений
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.7
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-8.4: Владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области
 
ОПК-8.5: Владеет методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
 
 
стр. 4
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.1: Проводит декомпозицию поставленной цели проекта в задачах
 
УК-2.2: Демонстрирует знание правовых норм достижения поставленной цели в сфере реализации проекта
 
УК-2.3: Демонстрирует умение определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта
 
УК-2.4: Осуществляет поиск необходимой информации для достижения задач проекта
 
УК-2.5: Выявляет и анализирует различные способы решения задач в рамках цели проекта и аргументирует их выбор
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы организации проектной деятельности в основной общей школе
3.1.2
основы организации исследований в сфере образования;
3.1.3
особенности проектной и исследовательской деятельности в школе.
3.1.4
основы  поиска, выбора, анализа информации, технологий выбора ресурсов и способов достижения целей и задач в проектной деятельности 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять  поиск, выбор, анализ информации, технологий выбора ресурсов и способов достижения целей и задач в проектной деятельности
3.2.2
использовать различные методы  научно-педагогического исследования в соответствии профилями подготовки бакалавров определять цель, задачи, предмет и объект исследования;
3.2.3
вести обработку фактического материала;
3.2.4
организовывать урочную и внеурочную деятельность обучающихся.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами реализации проектной и учебно- исследовательской деятельности в области образования;
3.3.2
навыками поддержки активности, инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
3.3.3
навыками анализа педагогической ситуации на основе профессиональной рефлексии, в рамках осуществления  урочной и внеурочной  деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Метод проектов как современная образовательнвая технология

 
1.1
Концептуальные основы метода проенктов  /Лек/
Л1.1Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
3
0
 
1.2
Технологии организации проектной и учебно-исследовательской работы Методическая система организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся   /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
3
0
 
1.3
Современные методики и технологии организации проектной и учебно- исследовательской деятельности обучающихся в системе основного общего образования  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

16
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
3
0
 
 
Раздел 2. Проектирование учебно- исследовательской деятельности обучающихся

 
2.1
Типология проектов. Индивидуальный проект, как особая форма организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект)  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4
3
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
2.2
Проектная документация.Составление программы исследования  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
2.3
Основные характеристики составляющих проекта /Ср/
Л3.1 Л3.2

12
3
0
 
2.4
Организация исследовательской деятельности с учетом  возможностей виртуального пространства /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.4 УК-2.5
3
0
 
2.5
Этапы формирования проектно-исследовательских умений учащихся  /Ср/
Л1.1Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э5

16
ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.5
3
0
 
2.6
Оформление и представление результатов исследовательской работы. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОПК-8.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
3
0
 
 
Раздел 3. Составные элементы учебного проекта

 
3.1
Отличие проектной работы от научного исследования /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.2

Э1 Э2 Э5

6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4
3
0
 
3.2
Критерии оценки проектной работы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.2 УК-2.3
3
0
 
3.3
Составление паспорта проекта  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
ОПК-8.3 ОПК-8.5 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
3
0
 
3.4
Разработка мини-проектов по биологии /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
3
0
 
3.5
Подготовка к промежуточной аттестации /Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1.Понятие исследовательской деятельности учащихся. Место исследовательской деятельности учащихся в ФГОС общего образования.

2.Исследовательская и проектная виды деятельности: общие черты и различия.

3.Технология исследовательской деятельности как основа методики творческого обучения учащихся.

4.Виды проектов.

5.Структура исследовательской деятельности.

6.Этапы организации исследовательской деятельности по биологии.

7.Планирование исследовательских действий и выбор научных методов.

8.Проведение исследования и представление результатов.

9.Рефлексия процесса и результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся.

10.Использование электронных информационно-образовательных ресурсов при выполнении проектов.

11.Условия развития творческой деятельности учащихся на основе выполнения исследовательской деятельности.

12.Методика организации проектно-исследовательской деятельности в основной школе.

 
стр. 6
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
13.Методика организации проектно- исследовательской деятельности средней (полной ) школе.

14.Проекты реферативного характера  как  направление деятельности учащихся при изучении биологии.

15.Планирование проектно-исследовательской работы по биологии во внеурочное время.

16.Групповые и индивидуальные формы проектной деятельности.

17.Разработка плана проектов при изучении школьных курсов биологии.

Задание к зачету:

Придумать тему и Разработать примерный проект  по одному из разделов школьного курса биологии (по выбору преподавателя).

 
5.2. Темы письменных работ
Письменные работы.

1.Определите  возраст обучающихся, вид проектно-исследовательской деятельности по перечисленным темам

2.Составьте план по выполнению  работ по одной из тем:

Живые синоптики

Зачем животным нужен хвост

Защитные приспособления рыб.

Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

Индикация антропогенного загрязнения реки с помощью макрофитов.

Интересные факты о насекомых

Искусные навигаторы.

Факторы, влияющие на изменение окраски листьев деревьев и кустарников.

Фотоопределитель древесно-кустарниковых растений пришкольной территории

Наследственные заболевания. Классификация.

Научные и этические проблемы клонирования.

Окружающая среда, факторы биотической и абиотической природы, влияющие на генотип человека.

Откуда мы? (к проблеме возникновения жизни)

Изучение и расчет биологических ритмов

Интересные факты о свойствах головного мозга

Исследование влияния межполушарной асимметрии головного мозга на способности и творческий потенциал учащихся.

Исследование генетических особенностей наследования групп крови по системе АВО (на примере моей семьи).

Исследование и сравнение зубочелюстной системы собаки и человека.

Вантовые конструкции в природе

Влияние качества контейнеров на развитие выгоночных растений

3.Разработать варианты рейтинговой оценки проекта в зависимости от типа проекта

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Блинов, В. И.
Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся: учебное пособие для вузов / В. И. Блинов, И. С. Сергеев ; под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 133 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09146-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438324 
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Комарова, И.В.
Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС: учебно-методическое пособие / И. В. Комарова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 128 c. — ISBN 978-5-9925-0986-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/61038.html
Санкт-Петербург : КАРО, 2015
 
стр. 7
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Муштавинская, И. В., Кузнецова, Т.С.
Внеурочная деятельность. Содержание и технологии реализации: : методическое пособие / И. В. Муштавинская, Т. С. Кузнецова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2016. — 256 c. — ISBN 978-5-9925-1121-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/68593.html
Санкт-Петербург: КАРО, 2016
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Куклина, Е. Н., . 
Организация самостоятельной работы студента:: учебное пособие для вузов / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 235 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437654
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л3.2
Зиангирова, Л. Ф. 
Организация проектной деятельности учащихся: Научно-практические рекомендации для учителей, методистов и студентов педвузов / Л. Ф. Зиангирова. — Уфа : Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, 2007. — 53 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/31943.html
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, 2007
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт Экосистема: Методические разработки и статьи по исследовательской и проектной деятельности школьников-  http://ecosystema.ru/03programs/irsh/index.htm .
 
Э2
Проектная и исследовательская деятельность. - Режим доступа: http://mpgu.su/obrazovanie/strukturnyie-podrazdeleniya/litsey-gumanitarnyih-tehnologiy-mpgu/proektnaya-i-issledovatelskaya-deyatelnost/.
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э5
Исследовательские работы и проекты по биологии/Обучонок. URL:  https://obuchonok.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-411 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска,  учебно-наглядные пособия.
 
стр. 8
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Приступая к освоению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие.

В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу педагогических ситуаций и формированием навыков работы с научной и методической литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, на умение будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимися новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

- составление плана текста,

- графическое изображение структуры текста,

- конспектирование текста, выписки из текста,

- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

- учебно-исследовательская работа,

 
стр. 9
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата,

составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу,

- решение вариативных задач,

- решение ситуационных (профессиональных) задач.

Завершающим этапом освоения дисциплины является зачет и экзамен

Методические указания к зачету.

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств.

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания.

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины   осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.