2022-2023_z44_03_01 Б 2162 гр__plx_Экология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Экология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
128
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
128
128
128
128
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.биол.наук, доцент, Зарипова Р.С. _________________
 
 
Экология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Зарипова Р.С.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:
1.2
формирование систематизированных знаний в области экологии,  способствовать формированию экологической культуры студентов
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
освоение ключевых  понятий;
1.5
изучение экологических факторов, закономерностей их взаимодействия ;
1.6
раскрыть  важность  экологического    равновесия;
1.7
изучить биологическое разнообразие живых организмов и механизмов  её   подержания.
1.8
дать представление об основах экологически обоснованного природопользования
1.9
способствовать развитию экологической культуры студентов.
1.10
сформировать эколого-экономические принципы рационального природопользования и подходов к охране окружающей среды; 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Ботаника
2.1.2
История (история России, всеобщая история)
2.1.3
Концепции современного естествознания
2.1.4
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.5
Учебная практика. Практика  по ботанике
2.1.6
Философия  
2.1.7
Цитология
2.1.8
Учебная практика по ботанике
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.2
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.3
Основы экологической культуры
2.2.4
Производственная практика. Педагогическая практика
2.2.5
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.2.6
Учебная практика. Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.7
Физиология человека
2.2.8
Генетика
2.2.9
Гистология
2.2.10
Курсовая работа по  биологии
2.2.11
Микробиология
2.2.12
Теория эволюции
2.2.13
Физиология растений
2.2.14
Производственная  практика. Преддипломная практика
2.2.15
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.16
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.17
Производственная педагогическая практика
2.2.18
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.19
Гистология
2.2.20
Производственная  преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
стр. 4
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
УК-1.1: Выбирает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.3: Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
ОПК-8.2: Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
экологические факторы, их классификацию;
3.1.2
взаимосвязи, существующие между  организмами, а также  окружающей средой;
3.1.3
закономерности действия факторов средына  растения  и животных
3.1.4
приспособительные черты организмов к среде обитания;
3.1.5
значение растений и животных в природных сообществах;
3.1.6
основные редкие и охраняемые виды растений и животных региона
3.1.7
меры рационального природопользования; 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
раскрывать значения различных экологических понятий;
3.2.2
работать с методическими пособиями и периодической литературой по актуальным  экологической тематике;
3.2.3
анализировать и описывать особенности растений и  животных,
3.2.4
выделять  приспособительные особенности организмов;
3.2.5
проводить наблюдения за природными объектами и правильно  фиксировать их результаты;
3.2.6
применять полученные знания в жизни и работе;  
3.2.7
аргументировать свою точку зрения по ходу решения проблем, относящихся к области экологии
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
различными способами поиска и представления биоэкологической информации:
3.3.2
навыками природоохранной деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в экологию животных. Предмет и задачи. 

 
1.1
Объект и предмет изучения экологии. Основные направления и задачи экологии

История экологии.  /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
1.2
Дифференциация и интеграция экологии с другими научными дисциплинами Экологические    науки /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2
2
0
 
1.3
Современные отечественные и зарубежные программы и разработки в области экологии. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

12
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2
2
0
 
 
Раздел 2. Среда обитания и взаимоотношения организма и среды

 
2.1
Понятие среды обитания.Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
2.2
Взаимоотношения организмов и среды. Ваимовыгодные отношения (симбиоз).  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2
2
0
 
2.3
Иллюстрация отношений с помощью примеров. Анализ УМК по биологии (уроки с  материалами экологического содержания) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2
2
0
 
2.4
Гидросфера и почва как среда обитания организмов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
2.5
Адаптивные типы, жизненные формы организмов. Экологические группы растений и животных по отношению к составу воды и литосферы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2
2
0
 
2.6
Причины многообразия видов в воде и почве. Пути приспособления растений и животных к термическому, химическому  и газовому режиму.Влияние периодических и непериодических колебаний уровня воды на животное население речных долин, побережий морей, озер, водохранилищ. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2
2
0
 
 
Раздел 3. Экология популяций

 
3.1
Понятие “популяция”. Общие свойства популяции как биологической системы. Половая и возрастная структура популяций. Роль динамики возрастной структуры популяций. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
3.2
Типы разделения особей в пространстве. Классификация способов пространственного структурирования в популяциях. Оседлые виды. Пространственная структура.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2
2
0
 
3.3
Иерархия и доминирование.Взаимоотношения особей животных в стаях и стадах.  Эффект группы и эффект массы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

10
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2
2
0
 
 
Раздел 4. Экология сообществ

 
4.1
Биогеоценоз как биологическая система. Биоценоз и его пространственная структура.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
4.2
Типы взаимоотношений между популяциями видов в биоценозе (трофические, топические и др.).Роль основных функционально-биологических групп животных в биологическом круговороте различных экосистем: листогрызущие, травоядные, корнееды, сапрофаги, хищники. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

10
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2
2
0
 
4.3
Биоценоз и биогеоценоз.Экосистемы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

10
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2
2
0
 
 
Раздел 5. Экологические проблемы и принципы рационального природопользования

 
стр. 6
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
5.1
Изменение численности и ареалов растений и животных под влиянием различных форм хозяйственной деятельности человека.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
5.2
Синантропные животные. Контроль за численностью животных. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э5 Э6

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2
2
0
 
5.3
Глобальные экологические проблемы и  современные пути решения проблем.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э4 Э5

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2
2
0
 
5.4
Парниковый эффект и глобальные изменения климата. Причины возникновения «озоновых дыр», последствия их образования и способы устранения. Кислотные осадки, их причины и последствия. Проблемы отходов и истощения природных ресурсов. Энергетическая проблема и альтернативные источники энергии. Деградация наземных экосистем и проблема нехватки пищевых ресурсов. Загрязнение Мирового океана.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э5

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2
2
0
 
5.5
Оценка и сохранение биологического разнообразия как глобальная проблема. Современные методы оценки биоразнообразия. Сохранение биоразнообразия на видовом и экосистемном уровнях. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э6 Э7

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
2
0
 
5.6
Охрана редких и исчезающих видов. Региональные, государственные и международные «Красные книги» и Программы по «Биоразнообразию». Географические принципы размещения охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные природные парки. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э5 Э7

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2
2
0
 
5.7
Российское законодательство   и экология. Н Источники экологического права. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.    Правовые   основы   системы   всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования населения в РФ.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э7

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2
2
0
 
5.8
Подготовка к промежуточной аттестации /Зачёт/

4
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы для  подготовки к промежуточной аттестации

1.Предмет экологии.    Задачи  теоретической и  прикладной экологии.

2.Три этапа  развития экологии. Значение экологического образования. Роль отечественных ученых в развитии экологии как науки.

3.Экосистемы:   микроэкосистема,   мезоэкосистема,    макроэкосистема, глобальная экосистема.

4.Биосфера и человек. Экология человека.     

5.Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные.

6.Глобальные современные   проблемы   окружающей   среды.      

7.Исчерпаемые     и неисчерпаемые  природные ресурсы.

8.Рациональное    использование      природных    ресурсов    и    охрана природы.   

9.Принципы рационального использования недр.

10.Рациональное использование водных ресурсов.

11.Рациональное использование   почвенных ресурсов.

12.Рациональное использование    животных ресурсов.

 
стр. 7
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
13.Организации, занимающиеся вопросами охраны ОС.

14.Экологические фонды. Экологическое страхование.

15.Нормы предельно допустимой концентрации вредных веществ.  

16.Меры по сохранению растительного и животного  мира.

17.Защита от отходов производства и потребления.

18.Экологический мониторинг.

19.Экологический контроль и общественные движения.

20.Влияние состояния ОС на здоровье человека.

 
5.2. Темы письменных работ
Тесты для текущего контроля (образец)

1. Закон совокупного действия факторов сформулировал…

1)Е. Митчерлихт

2)В. Шелфорд

3)Г. Гаузе

4)Н. Вавилов

2. Характерными особенностями биосферы являются…

1)эволюционные процессы

2)высокая температура

3)низкая влажность

4)лабильный газовый состав

5)населенность жизнью

3. Согласно правилу В.И. Вернадского о константности живого вещества: «Количество живого вещества в биосфере постоянно в течение…»

1)каждого геологического периода

2)биотического этапа

3)каждого исторического периода

4)добиотического этапа

4.  Круговорот воды бывает…

1)внешний

2)средний

3)частный

4)большой

5)малый

5.  Основным источником энергии для агроэкосистем является…

1)солнечная энергия

2)торф

3)минеральные удобрения

4)органические удобрения  

6. Антропогенная сукцессия может возникнуть вследствие ____ и ____.

1)выпаса животных

2)зарастания водоема

3)заселения скал

4)вырубки леса

5)извержения вулкана

7. Выберите из списка цветковых растений группу гетеротрофов…

1)хвощ, плаун, кукушкин лен, банан

2)заразиха, повилика, петров крест, раффлезия

3)хлорелла, земляника, акация, секвойя

4)эвглена, ламинария, вельвичия, фикус

8. Основными условиями процесса фотосинтеза у растений являются…

1)кислород, вода, свет

2)кислород, углекислый газ

3)температурный режим, вода

4)свет, вода, углекислый газ

9. Самоорганизация популяции осуществляется за счет ____ и ____».

1)искусственного отбора

2)взаимодействия видов

3)взаимодействия особей

4)естественного отбора

10. Установите соответствие между типом взаимоотношения видов и его примером:

1)мутуализм

2)комменсализм

3)паразитизм

а)дуб и дрозд

б)дуб и трутовик

 
стр. 8
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
в)дуб и сыроежка

11. Установите соответствие между типом взаимоотношения видов и его примером:

1)мутуализм

2)паразитизм

3)конкуренция

а)сосна кедровая и ель сибирская

б)сосна кедровая и сосновая губка

в)сосна кедровая и кедровка

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Степановских, А. С. 
Общая экология : учебник для вузов / А. С. Степановских. — 2-е изд. —  Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 687 c. — ISBN 5-238-00854-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/71031.html
Юрайт, 2019
 
Л1.2
Третьякова, Н. А.  
Основы экологии: учебное пособие для вузов / Н. А. Третьякова ; под научной редакцией М. Г. Шишова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 111 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09560-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454884 
М.: Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Пьядичев, Э. В
Охрана окружающей среды и основы природопользования  : учебное пособие / Э. В. Пьядичев. —  Санкт-Петербург : Проспект Науки, 2015. — 224 c. — ISBN 978-5-906109-20-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/80095.html  
Юрайт, 2019
 
Л2.2
Данилов-Данильян, В. И
Экология: учебник и практикум для вузов 
М.: Издательство Юрайт, 2023
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт, посвященный вопросам экологии  - http://www.ecologylife.ru
 
Э2
Сайт,  посвященный проблемам экологического образования школьников-http://ecosystema.ru/
 
Э3
Научно-популярный журнал  "Экология и жизнь" - http://www.ecolife.ru/
 
Э4
Вестник экологического образования в России -  http://www.mnepu.ru/science/1129/1136/
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э7
Федеральные законы по экологии и природопользованию: «Об особо охраняемых природных территориях № 33-ФЗ»  - http://www.ecoleader.ru/zakony_ecologiya.htm
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
 
стр. 9
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-411 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

На лекционных занятиях рекомендуется активно слушать, конспектировать лекции, делать пометки на полях, задавать вопросы и активно отвечать на поставленные вопросы. При подготовке к лекции необходимо освежить в памяти содержание предыдущих лекций, подготовить вопросы. После лекции также следует прочитать свой конспект, если возникают вопросы, то можно с ними обратиться к преподавателю и/или ознакомиться с вариантами изложения данной темы в учебниках и учебных пособиях, научной литературе по курсу.

При подготовке к практическим занятиям рекомендуется внимательно ознакомиться с планом занятия, ответить на заданные вопросы. Ответ должен быть полным и аргументированным. Рекомендуется прочитать лекцию по теме, ознакомиться с изложением материала в учебнике и научной литературе, сделать для себя необходимые выписки.

Встречающуюся терминологию необходимо истолковать с опорой на словари и справочники, учебную и научную литературу. Приветствуется использование Интернет-ресурсов.

Необходимо указывать источник цитирования, автора. Для Интернет-ресурсов – адрес (URL). при подготовке развернутого ответа рекомендуется составить план, включить цитаты, основные мысли, свои собственные наблюдения, оценки, интерпретацию. При работе с текстом, рекомендованным для анализа, необходимо его прочитать 2–3 раза и понять его содержание.

При выполнении творческих работ с предлагаемым текстом – необходимо его проанализировать, найти своеобразие, определить параметры исправлений. Редактировать текст следует так, чтобы максимально сохранить авторский стиль, проблематику. При трансформации текста, напротив, следует проявить собственную индивидуальность.

При работе с Интернет-ресурсами следует обращать внимание на источник: оригинальный авторский материал, реферативное сообщение по материалам других  публикаций, учебная работа (реферат, курсовая, дипломная и др.). Оригинальные авторские материалы, как правило, публикуются на специализированных тематических сайтах или в библиотеках, у них указывается автор, его данные. Выполнены такие работы последовательно в научном или научно-популярном стиле. Это могут быть статьи, тезисы, учебники, монографии, диссертации, тексты лекций и т.д. На основе таких работ на некоторых сайтах размещаются рефераты или обзоры. Обычно они не имеют автора, редко указываются источники реферирования. Сами сайты посвящены разнообразной тематике. К таким работам стоит

относиться критически, как и к сайтам, где размещаются учебные работы. Качество этих работ зачастую не выдерживает критики, поэтому сначала следует оценить ресурс, а уже потом его

 
стр. 10
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
использовать. В остальном, с Интернет-источниками, можно работать как с обычной печатной литературой. Интернет – это еще и огромная библиотека, где можно найти много текстов, посвященных рассмотрению разнообразных вопросов. В Интернете огромное количество словарей и энциклопедий, использование которых приветствуется.

В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов    семинара, практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

При подготовке к форме промежуточного контроля необходимо рационально использовать время. Сначала следует ознакомиться с материалами курса в целом, поскольку только исходя из целого, можно понять его части. При подготовке ответа на вопрос сначала необходимо составить план. Ответ обучающегося – это текст, который должен быть построен с учетом всех требований, предъявляемых к научному тексту. Не следует всѐ учить наизусть – это невозможно. Важно понять суть, изложить ее собственными словами. Целесообразно иллюстрировать теоретические положения собственными наблюдениями.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины   осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.