2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Общая экология_Биология и География
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Общая экология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
 
экзамен 5
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
119
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
119
119
119
119
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.биол.наук, доцент, Зарипова Р.С. _________________
 
 
Общая экология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Зарипова Р.С.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:
1.2
формирование систематизированных знаний в области экологии,  способствовать формированию экологической культуры студентов
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
освоение ключевых  понятий;
1.5
изучение экологических факторов, закономерностей их взаимодействия ;
1.6
раскрыть  важность  экологического    равновесия;
1.7
изучить биологическое разнообразие живых организмов и механизмов  её   подержания.
1.8
дать представление об основах экологически обоснованного природопользования
1.9
способствовать развитию экологической культуры студентов.
1.10
сформировать эколого-экономические принципы рационального природопользования и подходов к охране окружающей среды; 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия и морфология растений
2.1.2
Введение в профессию
2.1.3
Геология
2.1.4
Зоология беспозвоночных
2.1.5
Картография с основами топографии
2.1.6
Систематика растений и грибов
2.1.7
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.8
Биогеография
2.1.9
Методика обучения биологии
2.1.10
МИкробиология с основами вирусологии
2.1.11
Теория и методика обучения географии
2.1.12
Физиология человка и животных
2.1.13
Ландшафтоведение
2.1.14
Общее землеведение
2.1.15
Физическая география материков и океанов
2.1.16
Зоология позвоночных
2.1.17
Учебная практика по ботанике и зоологии
2.1.18
Физиология растений
2.1.19
Анатомия и морфология растений
2.1.20
Формирование функциональной грамотности при обучении биологии
2.1.21
Философия  
2.1.22
Цитология
2.1.23
Биотехнологии
2.1.24
Методы географических исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методы биометрии
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
География населения
2.2.5
Методы биологических исследований
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
стр. 4
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
УК-1.1: Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
предмет и задачи
3.1.2
экологии, структуру
3.1.3
общей  и прикладной
3.1.4
экологии;
3.1.5
место и роль экологии в системе
3.1.6
естественных и
3.1.7
технических наук;
3.1.8
экологические факторы, их классификацию;
3.1.9
взаимосвязи, существующие между  организмами, а также  окружающей средой;
3.1.10
закономерности действия факторов среды на  растения  и животных;
3.1.11
приспособительные черты организмов к среде обитания;
3.1.12
основные редкие и охраняемые виды растений и животных региона;
3.1.13
меры рационального природопользования
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
раскрывать значения различных экологических понятий;
3.2.2
работать с методическими пособиями и периодической литературой по актуальным  экологической тематике;
3.2.3
анализировать и описывать особенности растений и  животных,
3.2.4
выделять  приспособительные особенности организмов;
3.2.5
проводить наблюдения за природными объектами и правильно  фиксировать их результаты;
3.2.6
применять полученные знания в жизни и работе;  
3.2.7
аргументировать свою точку зрения по ходу решения проблем, относящихся к области экологии
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
различными способами поиска и представления биоэкологической информации:
3.3.2
навыками природоохранной деятельности
3.3.3
навыками применения  элементарных экологических знаний на практике
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в экологию животных. Предмет и задачи. 

 
1.1
Объект и предмет изучения экологии. Основные направления и задачи экологии

История экологии.  /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
1.2
Дифференциация и интеграция экологии с другими научными дисциплинами Экологические    науки /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
стр. 5
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
1.3
Современные отечественные и зарубежные программы и разработки в области экологии. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

12
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
 
Раздел 2. Среда обитания и взаимоотношения организма и среды

 
2.1
Понятие среды обитания.Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
2.2
Взаимоотношения организмов и среды. Ваимовыгодные отношения (симбиоз).  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
2.3
Иллюстрация отношений с помощью примеров. Анализ УМК по биологии (уроки с  материалами экологического содержания) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э4

4
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
2.4
Гидросфера и почва как среда обитания организмов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

6
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
2.5
Адаптивные типы, жизненные формы организмов. Экологические группы растений и животных по отношению к составу воды и литосферы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

8
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
2.6
Причины многообразия видов в воде и почве. Пути приспособления растений и животных к термическому, химическому  и газовому режиму.Влияние периодических и непериодических колебаний уровня воды на животное население речных долин, побережий морей, озер, водохранилищ. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

8
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
 
Раздел 3. Экология популяций

 
3.1
Понятие “популяция”. Общие свойства популяции как биологической системы. Половая и возрастная структура популяций. Роль динамики возрастной структуры популяций. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
3.2
Типы разделения особей в пространстве. Классификация способов пространственного структурирования в популяциях. Оседлые виды. Пространственная структура.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

9
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
3.3
Иерархия и доминирование.Взаимоотношения особей животных в стаях и стадах.  Эффект группы и эффект массы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

10
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
 
Раздел 4. Экология сообществ

 
4.1
Биогеоценоз как биологическая система. Биоценоз и его пространственная структура.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

6
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
4.2
Типы взаимоотношений между популяциями видов в биоценозе (трофические, топические и др.).Роль основных функционально-биологических групп животных в биологическом круговороте различных экосистем: листогрызущие, травоядные, корнееды, сапрофаги, хищники. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

10
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
4.3
Биоценоз и биогеоценоз.Экосистемы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

10
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
 
Раздел 5. Экологические проблемы и принципы рационального природопользования

 
5.1
Изменение численности и ареалов растений и животных под влиянием различных форм хозяйственной деятельности человека.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
5.2
Синантропные животные. Контроль за численностью животных. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э5 Э6

4
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
5.3
Глобальные экологические проблемы и  современные пути решения проблем.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э4 Э5

8
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
5.4
Парниковый эффект и глобальные изменения климата. Причины возникновения «озоновых дыр», последствия их образования и способы устранения. Кислотные осадки, их причины и последствия. Проблемы отходов и истощения природных ресурсов. Энергетическая проблема и альтернативные источники энергии. Деградация наземных экосистем и проблема нехватки пищевых ресурсов. Загрязнение Мирового океана.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э5

4
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
5.5
Оценка и сохранение биологического разнообразия как глобальная проблема. Современные методы оценки биоразнообразия. Сохранение биоразнообразия на видовом и экосистемном уровнях. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э6 Э7

8
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
5.6
Охрана редких и исчезающих видов. Региональные, государственные и международные «Красные книги» и Программы по «Биоразнообразию». Географические принципы размещения охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные природные парки. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э5 Э7

8
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
5.7
Российское законодательство   и экология. Н Источники экологического права. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.    Правовые   основы   системы   всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования населения в РФ.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э7

8
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
5.8
Подготовка к промежуточной аттестации /Экзамен/

9
5
0
 
стр. 7
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы для  подготовки к промежуточной аттестации

1.Предмет экологии.    Задачи  теоретической и  прикладной экологии.

2.Три этапа  развития экологии. Значение экологического образования. Роль отечественных ученых в развитии экологии как науки.

3.Экосистемы:   микроэкосистема,   мезоэкосистема,    макроэкосистема, глобальная экосистема.

4.Биосфера и человек. Экология человека.     

5.Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные.

6.Глобальные современные   проблемы   окружающей   среды.      

7.Исчерпаемые     и неисчерпаемые  природные ресурсы.

8.Рациональное    использование      природных    ресурсов    и    охрана природы.   

9.Принципы рационального использования недр.

10.Рациональное использование водных ресурсов.

11.Рациональное использование   почвенных ресурсов.

12.Рациональное использование    животных ресурсов.

13.Организации, занимающиеся вопросами охраны ОС.

14.Экологические фонды. Экологическое страхование.

15.Нормы предельно допустимой концентрации вредных веществ.  

16.Меры по сохранению растительного и животного  мира.

17.Защита от отходов производства и потребления.

18.Экологический мониторинг.

19.Экологический контроль и общественные движения.

20.Влияние состояния ОС на здоровье человека.

 
5.2. Темы письменных работ
Тесты для текущего контроля (образец)

1. Закон совокупного действия факторов сформулировал…

1)Е. Митчерлихт

2)В. Шелфорд

3)Г. Гаузе

4)Н. Вавилов

2. Характерными особенностями биосферы являются…

1)эволюционные процессы

2)высокая температура

3)низкая влажность

4)лабильный газовый состав

5)населенность жизнью

3. Согласно правилу В.И. Вернадского о константности живого вещества: «Количество живого вещества в биосфере постоянно в течение…»

1)каждого геологического периода

2)биотического этапа

3)каждого исторического периода

4)добиотического этапа

4.  Круговорот воды бывает…

1)внешний

2)средний

3)частный

4)большой

5)малый

5.  Основным источником энергии для агроэкосистем является…

1)солнечная энергия

2)торф

3)минеральные удобрения

4)органические удобрения  

6. Антропогенная сукцессия может возникнуть вследствие ____ и ____.

1)выпаса животных

2)зарастания водоема

3)заселения скал

4)вырубки леса

5)извержения вулкана

7. Выберите из списка цветковых растений группу гетеротрофов…

1)хвощ, плаун, кукушкин лен, банан

2)заразиха, повилика, петров крест, раффлезия

3)хлорелла, земляника, акация, секвойя

4)эвглена, ламинария, вельвичия, фикус

 
стр. 8
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 

8. Основными условиями процесса фотосинтеза у растений являются…

1)кислород, вода, свет

2)кислород, углекислый газ

3)температурный режим, вода

4)свет, вода, углекислый газ

9. Самоорганизация популяции осуществляется за счет ____ и ____».

1)искусственного отбора

2)взаимодействия видов

3)взаимодействия особей

4)естественного отбора

10. Установите соответствие между типом взаимоотношения видов и его примером:

1)мутуализм

2)комменсализм

3)паразитизм

а)дуб и дрозд

б)дуб и трутовик

в)дуб и сыроежка

11. Установите соответствие между типом взаимоотношения видов и его примером:

1)мутуализм

2)паразитизм

3)конкуренция

а)сосна кедровая и ель сибирская

б)сосна кедровая и сосновая губка

в)сосна кедровая и кедровка

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Степановских, А. С. 
Общая экология : учебник для вузов / А. С. Степановских. — 2-е изд. —  Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 687 c. — ISBN 5-238-00854-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/71031.html
Юрайт, 2019
 
Л1.2
Третьякова, Н. А.  
Основы экологии: учебное пособие для вузов / Н. А. Третьякова ; под научной редакцией М. Г. Шишова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 111 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09560-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454884 
М.: Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Пьядичев, Э. В
Охрана окружающей среды и основы природопользования  : учебное пособие / Э. В. Пьядичев. —  Санкт-Петербург : Проспект Науки, 2015. — 224 c. — ISBN 978-5-906109-20-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/80095.html  
Юрайт, 2019
 
Л2.2
Данилов-Данильян, В. И
Экология: учебник и практикум для вузов 
М.: Издательство Юрайт, 2023
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт, посвященный вопросам экологии  - http://www.ecologylife.ru
 
Э2
Сайт,  посвященный проблемам экологического образования школьников-http://ecosystema.ru/
 
Э3
Научно-популярный журнал  "Экология и жизнь" - http://www.ecolife.ru/
 
стр. 9
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
Э4
Вестник экологического образования в России -  http://www.mnepu.ru/science/1129/1136/
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э7
Федеральные законы по экологии и природопользованию: «Об особо охраняемых природных территориях № 33-ФЗ»  - http://www.ecoleader.ru/zakony_ecologiya.htm
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-411 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: стационарные компьютеры, наушники, WEB-камера, учебное оборудование, очки дополненной реальности полупрофессиональные учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

На лекционных занятиях рекомендуется активно слушать, конспектировать лекции, делать пометки на полях, задавать вопросы и активно отвечать на поставленные вопросы. При подготовке к лекции необходимо освежить в памяти содержание предыдущих лекций, подготовить вопросы. После лекции также следует прочитать свой конспект, если возникают вопросы, то можно с ними обратиться к преподавателю и/или ознакомиться с вариантами изложения данной темы в учебниках и учебных пособиях, научной литературе по курсу.

При подготовке к практическим занятиям рекомендуется внимательно ознакомиться с планом занятия, ответить на заданные вопросы. Ответ должен быть полным и аргументированным. Рекомендуется прочитать лекцию по теме, ознакомиться с изложением материала в учебнике и научной литературе, сделать для себя необходимые выписки.

 
стр. 10
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
Встречающуюся терминологию необходимо истолковать с опорой на словари и справочники, учебную и научную литературу. Приветствуется использование Интернет-ресурсов.

Необходимо указывать источник цитирования, автора. Для Интернет-ресурсов – адрес (URL). при подготовке развернутого ответа рекомендуется составить план, включить цитаты, основные мысли, свои собственные наблюдения, оценки, интерпретацию. При работе с текстом, рекомендованным для анализа, необходимо его прочитать 2–3 раза и понять его содержание.

При выполнении творческих работ с предлагаемым текстом – необходимо его проанализировать, найти своеобразие, определить параметры исправлений. Редактировать текст следует так, чтобы максимально сохранить авторский стиль, проблематику. При трансформации текста, напротив, следует проявить собственную индивидуальность.

При работе с Интернет-ресурсами следует обращать внимание на источник: оригинальный авторский материал, реферативное сообщение по материалам других  публикаций, учебная работа (реферат, курсовая, дипломная и др.). Оригинальные авторские материалы, как правило, публикуются на специализированных тематических сайтах или в библиотеках, у них указывается автор, его данные. Выполнены такие работы последовательно в научном или научно-популярном стиле. Это могут быть статьи, тезисы, учебники, монографии, диссертации, тексты лекций и т.д. На основе таких работ на некоторых сайтах размещаются рефераты или обзоры. Обычно они не имеют автора, редко указываются источники реферирования. Сами сайты посвящены разнообразной тематике. К таким работам стоит

относиться критически, как и к сайтам, где размещаются учебные работы. Качество этих работ зачастую не выдерживает критики, поэтому сначала следует оценить ресурс, а уже потом его

использовать. В остальном, с Интернет-источниками, можно работать как с обычной печатной литературой. Интернет – это еще и огромная библиотека, где можно найти много текстов, посвященных рассмотрению разнообразных вопросов. В Интернете огромное количество словарей и энциклопедий, использование которых приветствуется.

В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов    семинара, практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

При подготовке к форме промежуточного контроля необходимо рационально использовать время. Сначала следует ознакомиться с материалами курса в целом, поскольку только исходя из целого, можно понять его части. При подготовке ответа на вопрос сначала необходимо составить план. Ответ обучающегося – это текст, который должен быть построен с учетом всех требований, предъявляемых к научному тексту. Не следует всѐ учить наизусть – это невозможно. Важно понять суть, изложить ее собственными словами. Целесообразно иллюстрировать теоретические положения собственными наблюдениями.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины   осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.