Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Зарипова Р.С.
ции
История экологии. /Лек/
Э1
Э1
Э1
/Лек/
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э4
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1
Э1 Э5 Э6
Э1 Э2 Э4 Э5
Э1 Э2 Э5
Э1 Э2 Э6 Э7
Э1 Э2 Э5 Э7
Э1 Э2 Э7
1.Предмет экологии. Задачи теоретической и прикладной экологии.
2.Три этапа развития экологии. Значение экологического образования. Роль отечественных ученых в развитии экологии как науки.
3.Экосистемы: микроэкосистема, мезоэкосистема, макроэкосистема, глобальная экосистема.
4.Биосфера и человек. Экология человека.
5.Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные.
6.Глобальные современные проблемы окружающей среды.
7.Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы.
8.Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы.
9.Принципы рационального использования недр.
10.Рациональное использование водных ресурсов.
11.Рациональное использование почвенных ресурсов.
12.Рациональное использование животных ресурсов.
13.Организации, занимающиеся вопросами охраны ОС.
14.Экологические фонды. Экологическое страхование.
15.Нормы предельно допустимой концентрации вредных веществ.
16.Меры по сохранению растительного и животного мира.
17.Защита от отходов производства и потребления.
18.Экологический мониторинг.
19.Экологический контроль и общественные движения.
20.Влияние состояния ОС на здоровье человека.
1. Закон совокупного действия факторов сформулировал…
1)Е. Митчерлихт
2)В. Шелфорд
3)Г. Гаузе
4)Н. Вавилов
2. Характерными особенностями биосферы являются…
1)эволюционные процессы
2)высокая температура
3)низкая влажность
4)лабильный газовый состав
5)населенность жизнью
3. Согласно правилу В.И. Вернадского о константности живого вещества: «Количество живого вещества в биосфере постоянно в течение…»
1)каждого геологического периода
2)биотического этапа
3)каждого исторического периода
4)добиотического этапа
4. Круговорот воды бывает…
1)внешний
2)средний
3)частный
4)большой
5)малый
5. Основным источником энергии для агроэкосистем является…
1)солнечная энергия
2)торф
3)минеральные удобрения
4)органические удобрения
6. Антропогенная сукцессия может возникнуть вследствие ____ и ____.
1)выпаса животных
2)зарастания водоема
3)заселения скал
4)вырубки леса
5)извержения вулкана
7. Выберите из списка цветковых растений группу гетеротрофов…
1)хвощ, плаун, кукушкин лен, банан
2)заразиха, повилика, петров крест, раффлезия
3)хлорелла, земляника, акация, секвойя
4)эвглена, ламинария, вельвичия, фикус
8. Основными условиями процесса фотосинтеза у растений являются…
1)кислород, вода, свет
2)кислород, углекислый газ
3)температурный режим, вода
4)свет, вода, углекислый газ
9. Самоорганизация популяции осуществляется за счет ____ и ____».
1)искусственного отбора
2)взаимодействия видов
3)взаимодействия особей
4)естественного отбора
10. Установите соответствие между типом взаимоотношения видов и его примером:
1)мутуализм
2)комменсализм
3)паразитизм
а)дуб и дрозд
б)дуб и трутовик
в)дуб и сыроежка
11. Установите соответствие между типом взаимоотношения видов и его примером:
1)мутуализм
2)паразитизм
3)конкуренция
а)сосна кедровая и ель сибирская
б)сосна кедровая и сосновая губка
в)сосна кедровая и кедровка
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями
На лекционных занятиях рекомендуется активно слушать, конспектировать лекции, делать пометки на полях, задавать вопросы и активно отвечать на поставленные вопросы. При подготовке к лекции необходимо освежить в памяти содержание предыдущих лекций, подготовить вопросы. После лекции также следует прочитать свой конспект, если возникают вопросы, то можно с ними обратиться к преподавателю и/или ознакомиться с вариантами изложения данной темы в учебниках и учебных пособиях, научной литературе по курсу.
При подготовке к практическим занятиям рекомендуется внимательно ознакомиться с планом занятия, ответить на заданные вопросы. Ответ должен быть полным и аргументированным. Рекомендуется прочитать лекцию по теме, ознакомиться с изложением материала в учебнике и научной литературе, сделать для себя необходимые выписки.
Необходимо указывать источник цитирования, автора. Для Интернет-ресурсов – адрес (URL). при подготовке развернутого ответа рекомендуется составить план, включить цитаты, основные мысли, свои собственные наблюдения, оценки, интерпретацию. При работе с текстом, рекомендованным для анализа, необходимо его прочитать 2–3 раза и понять его содержание.
При выполнении творческих работ с предлагаемым текстом – необходимо его проанализировать, найти своеобразие, определить параметры исправлений. Редактировать текст следует так, чтобы максимально сохранить авторский стиль, проблематику. При трансформации текста, напротив, следует проявить собственную индивидуальность.
При работе с Интернет-ресурсами следует обращать внимание на источник: оригинальный авторский материал, реферативное сообщение по материалам других публикаций, учебная работа (реферат, курсовая, дипломная и др.). Оригинальные авторские материалы, как правило, публикуются на специализированных тематических сайтах или в библиотеках, у них указывается автор, его данные. Выполнены такие работы последовательно в научном или научно-популярном стиле. Это могут быть статьи, тезисы, учебники, монографии, диссертации, тексты лекций и т.д. На основе таких работ на некоторых сайтах размещаются рефераты или обзоры. Обычно они не имеют автора, редко указываются источники реферирования. Сами сайты посвящены разнообразной тематике. К таким работам стоит
относиться критически, как и к сайтам, где размещаются учебные работы. Качество этих работ зачастую не выдерживает критики, поэтому сначала следует оценить ресурс, а уже потом его
использовать. В остальном, с Интернет-источниками, можно работать как с обычной печатной литературой. Интернет – это еще и огромная библиотека, где можно найти много текстов, посвященных рассмотрению разнообразных вопросов. В Интернете огромное количество словарей и энциклопедий, использование которых приветствуется.
В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
При подготовке к форме промежуточного контроля необходимо рационально использовать время. Сначала следует ознакомиться с материалами курса в целом, поскольку только исходя из целого, можно понять его части. При подготовке ответа на вопрос сначала необходимо составить план. Ответ обучающегося – это текст, который должен быть построен с учетом всех требований, предъявляемых к научному тексту. Не следует всѐ учить наизусть – это невозможно. Важно понять суть, изложить ее собственными словами. Целесообразно иллюстрировать теоретические положения собственными наблюдениями.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.