Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Зарипова Р.С.
ции
Э1 Э3 Э5
Э1 Э3 Э5
Элементарные эволюционные факторы.
/Лек/
Э1 Э3 Э5
Биологический вид. Видообразование.
/Пр/
Э3 Э5
Э1 Э3 Э5
Э3 Э5
Э3 Э5
Э3 Э5
Механизмы макроэволюции. Причины вымирания.
/Ср/
Э3 Э5
филэмбриогенеза и рекапитуляции. /Ср/
Э3 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э2 Э3 Э4 Э5
Э3 Э5
Э3 Э4 Э5
эмбриологические, физиолого-биохимические
доказательства объективности эволюционного
процесса /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
1.Логическая структура дарвинизма.
2.Борьба за существование.
3.Классификация форм изменчивости по Дарвину.
4.Синтетическая теория эволюции (СТЭ). Краткая история создания СТЭ. Основные положения СТЭ.
5.Мутационный процесс как элементарный эволюционный фактор. Давление мутаций. Рекомбинации.
6.Дрейф генов (генетико-автоматические, или стохастические процессы).
7.Основные формы естественного отбора. Движущий отбор. Элементарное эволюционное явление. Транзитивный полиморфизм.
8.Стабилизирующий отбор. Устойчивый полиморфизм. Канализирующий отбор.
9.Дизруптивный отбор. Последствия дизруптивного отбора. Роль дизруптивного отбора в видообразовании.
10.Половой отбор, его специфика.
11.Родственный отбор. Действие родственного отбора у человека и у общественных насекомых.
12.Частотно-зависимый отбор.
13.Типологическая концепция вида.
14.Эволюционно-биологическая концепция вида. Концепции одномерного (безмерного) и многомерного вида.
15.Критерии вида.
16.Видообразование – качественный этап эволюционного процесса. Популяционно-генетические аспекты видообразования.
17.Арогенез. Ароморфозы. Морфофизиологический прогресс. Эпиморфоз.
18.Аллогенез. Алломорфозы. Теломорфозы. Гиперморфозы.
19.Катагенез. Катаморфозы. Гипоморфозы; фетализация, педоморфозы; неотения.
20.Происхождение жизни. Концепция абиогенеза и концепция биогенеза. Их сравнительная характеристика.
21.Антропосоциогенез. Основные этапы эволюции человека.
22.Додарвиновские взгляды на живую природу. Значение работ К. Линнея для подготовки эволюционной теории.
23.Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
24.Естественно-научные предпосылки дарвинизма.
25.Ч. Дарвин. Краткие сведения по биографии Ч. Дарвина. История создания эволюционного учения Дарвина. Основные работы Ч. Дарвина.
26.Концепция генетического нейтрализма. Современные концепции «недарвиновской» эволюции.
27.Концепции естественного отбора. Естественный отбор как движущая сила эволюции.
28.Механизмы межвидовой изоляции.
29.Биологическое разнообразие. Уровни внутривидового биоразнообразия
30.Проблемы сохранения полиморфизма видов на различных этапах видообразования.
31.Биологический прогресс и его критерии. Биологическая стабилизация. Биологический регресс и его причины.
32.Эволюция онтогенеза. Определение онтогенеза. Основные типы онтогенеза. Типы метаморфоза. Сравнительная характеристика онтогенеза и филогенеза.
33.Эмбриональные и эмбрионально-личиночные адаптации. Палингенезы и ценогенезы.
34.Общие закономерности эволюционного процесса.
35.Макроэволюция как эволюция организации. Макроэволюция как эволюция надвидовых таксонов.
36.Антропосоциогенез – происхождение человека и общества. Биологические предпосылки антропосоциогенеза.
37.Роль труда в происхождении человека. Периодизация эволюции человека с технологической точки зрения. Технологии и культуры каменного века.
38.Теории происхождения рас. Научная несостоятельность расистских, евгенических и социал-дарвинистских теорий.
39.Роль социально-биологических факторов в эволюции человека. Специфика борьбы за существование и действия естественного отбора в человеческом обществе.
43.Теория эволюции как фундамент современной биологии. Практическое значение теории эволюции.
44.История борьбы эволюционных и антиэволюционных взглядов на происхождение и развитие органического мира
Теория эволюции как теоретический фундамент современной биологии
Описательный период в биологии
Формирование основных эволюционных понятий
Адаптации и их классификация
Концепция естественного отбора
Концепция генетического нейтрализма и «недарвиновские» теории эволюции
Основные формы естественного отбора
Высшие формы естественного отбора
Современные проблемы теории отбора
Доказательства эволюции органического мира
Макроэволюция. Связь макроэволюции с микроэволюцией
Общие закономерности эволюции
Аллогенез и его формы
Кладогенез. Дивергентная эволюция
Анагенез и стасигенез. Конвергенция. Параллелизм
Приступая к изучению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями.
Методические указания к практическим занятиям.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар.
В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Методические указания для организации самостоятельной работы
Организационные мероприятия, обеспечивающие самостоятельную работу студента, должны основываться на
•самостоятельная работа должна быть конкретной но своей предметной направленности;
•самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.
Цель самостоятельной работу студентов организация систематического изучения студентами учебного материала, закрепление и углубление полученных знаний и навыков, формирование готовности студентов к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Самостоятельная работа включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач.
Рекомендации по подготовке к экзамену.
Завершающим этапом изучения дисциплины является промежуточная аттестация.
При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.