2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Теория эволюции_Биология и География
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория эволюции
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
 
экзамен 6
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
121
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
6
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
2
2
4
4
6
6
Практические
4
4
4
4
8
8
Итого ауд.
6
6
8
8
14
14
Кoнтактная рабoта
6
6
8
8
14
14
Сам. работа
66
66
55
55
121
121
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.биол.наук, доцент, Зарипова Р.С. _________________
 
 
Теория эволюции
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Зарипова Р.С.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:
1.2
изучение основ эволюционистики с естественнонаучной точки зрения, исторически сложившейся в российских вузах, ориентировать студента в курсе проблем, стоящих перед современным эволюционным учением, помочь ему в формировании собственной позиции на причины и ход эволюции.
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
определить общие причины и движущие силы эволюции организмов;
1.5
вскрыть механизмы развития приспособлений (адаптации) организмов к условиям их обитания и изменениям этих условий;
1.6
обосновать возможность возникновения поразительного разнообразия жизненных форм, а также причины сходств и различий разных видов и групп;
1.7
выявить факторы, ведущие к эволюционному прогрессу – нарастающему усложнению и совершенствованию организации живых существ в ходе эволюции – при одновременном сохранении более примитивных и просто устроенных видов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биогеография
2.1.2
Методика обучения биологии
2.1.3
Микробиология с основами вирусологии
2.1.4
Образовательные технологии в процессе обучения биологии
2.1.5
Производственная педагогическая практика
2.1.6
Физиология человека и животных
2.1.7
Анатомия и морфология человека
2.1.8
Ландшафтоведение
2.1.9
Методы исследовательской и проектной деятельности
2.1.10
Методы математической обработки данных
2.1.11
Общее землеведение
2.1.12
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.13
Физическая география материков и океанов
2.1.14
Географические информационные системы
2.1.15
Гистология с основами эмбриологии
2.1.16
Зоология позвоночных
2.1.17
Учебная практика по ботанике и зоологии
2.1.18
Физиология растений
2.1.19
Формирование функциональной грамотности при обучении биологии
2.1.20
Анатомия и морфология растений
2.1.21
Введение в профессию
2.1.22
Геология
2.1.23
Зоология беспозвоночных
2.1.24
Картография с основами топографии
2.1.25
Систематика растений и грибов
2.1.26
Цитология
2.1.27
Биотехнологии
2.1.28
Методы географических исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная преддипломная практика
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 4
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
сущность эволюционистики и ее отличия от антиэволюционных концепций;
3.1.2
основные этапы развития эволюционных взглядов;
3.1.3
историю развития и формирования отдельных представлений в области теории эволюции;
3.1.4
особенности, приблизительное время и возможные причины основных макроэволюционных событий на Земле
3.1.5
сущность эволюционной теории Ч. Дарвина;
3.1.6
основные положения современных эволюционных теорий;
3.1.7
общие причины и движущие силы биологической эволюции;
3.1.8
естественнонаучные и гносеологические проблемы современной эволюционистики.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
самостоятельно анализировать элементарные эволюционные процессы;
3.2.2
непредвзято оценивать различные взгляды на происхождение жизни, развитие органического мира и проблемы антропосоциогенеза;
3.2.3
аргументировать возникновение адаптаций на единичных примерах;
3.2.4
прогнозировать последствия воздействия человека на окружающего его природу с точки зрения эволюционистики.
3.2.5
ориентироваться в истории развития жизни на Земле,   анализировать видеофильмы, научно-популярные статьи по теории эволюции
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами поиска   информации, связанной с проблемами эволюционистики;
3.3.2
способностью анализировать информацию по эволюции живой природы;
3.3.3
навыками научной дискуссии по всем разделам эволюционного учения и критического анализа основных проблем современной теоретической биологии.
3.3.4
способностью применять информацию по эволюции органического мира  в педагогической деятельности
3.3.5
3.3.6
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы эволюции

 
1.1
Введение.Многообразие и классификации эволюционных теорий.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э5

2
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
1.2
Формирование представлений о биологическом виде. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э5

4
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
1.3
Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

Элементарные эволюционные факторы.

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э5

2
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
стр. 5
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
1.4
Естественный отбор.

Биологический вид. Видообразование.

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э5

2
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
1.5
История развития эволюционных идей. Античная натурфилософия, взгляды на природу в Средневековье. Карл Линней и его систематика.Естественнонаучные предпосылки возникновения дарвинизма. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. Основные положения классического ламаркизма. Движущие силы эволюции по Ламарку. Организмоцентризм. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э5

14
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
 
Раздел 2. Макроэволюция 

 
2.1
Пути и направления макроэволюции. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э5

2
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
2.2
Принципы и типы функциональной эволюции. Филогенез таксонов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э5

14
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
2.3
Эволюция признаков фенотипа, не подвергающихся отбору. Принципы и типы функциональной эволюции. Необратимость эволюции /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э5

8
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
2.4
Эволюция онтогенеза.

Механизмы макроэволюции. Причины вымирания.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э5

10
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
2.5
Специфика индивидуальности и онтогенеза существ разных царств.Механизмы и результаты эволюции онтогенеза. Роль корреляции и координаций.Эмбрионизация и автономизация онтогенеза. Соотношение онто- и филогенеза. Учения

филэмбриогенеза и рекапитуляции. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э5

14
УК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
 
Раздел 3. Антропогенез

 
3.1
Основные этапы эволюции человека. Основные этапы дивергенции приматов. Роль полового отбора в происхождении человека. Отбор родичей. Семья как биосоциальная ячейка общества. Родоплеменная организация общества как система популяций.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-1.1 ОПК-8.1
6
0
 
3.2
Факторы и прародина эволюции Человека разумного. Гипотеза широкого моноцентризма. Особенности ранней эволюции Человека разумного  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 ОПК-8.1
6
0
 
3.3
Основные черты развития Человека разумного: уникальное психическое развитие, неолитическая революция и научно-техническая революция.Антропосоциогенез – происхождение человека и общества.Биологические предпосылки антропосоциогенеза. Климатические факторы эволюции приматов.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

16
УК-1.1 ОПК-8.1
6
0
 
3.4
Значение эволюционного учения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э5

20
УК-1.1 ОПК-8.1
6
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
3.5
Разработка фрагмента урока по теме "Происхождение жизни на Земле" /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 ОПК-8.1
6
0
 
3.6
Анатомо-морфологические, палеонтологические,

эмбриологические, физиолого-биохимические

доказательства объективности эволюционного

процесса /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

19
УК-1.1 ОПК-8.1
6
0
 
3.7
Подготовка к промежуточной аттестации /Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

9
УК-1.1 ОПК-8.1
6
0
 
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы для  подготовки к промежуточной аттестации

1.Логическая структура дарвинизма.

2.Борьба за существование.

3.Классификация форм изменчивости по Дарвину.

4.Синтетическая теория эволюции (СТЭ). Краткая история создания СТЭ. Основные положения СТЭ.

5.Мутационный процесс как элементарный эволюционный фактор. Давление мутаций. Рекомбинации.

6.Дрейф генов (генетико-автоматические, или стохастические процессы).  

7.Основные формы естественного отбора. Движущий отбор. Элементарное эволюционное явление. Транзитивный полиморфизм.

8.Стабилизирующий отбор. Устойчивый полиморфизм. Канализирующий отбор.

9.Дизруптивный отбор. Последствия дизруптивного отбора. Роль дизруптивного отбора в видообразовании.  

10.Половой отбор, его специфика.

11.Родственный отбор. Действие родственного отбора у человека и у общественных насекомых.

12.Частотно-зависимый отбор.

13.Типологическая концепция вида.

14.Эволюционно-биологическая концепция вида. Концепции одномерного (безмерного) и многомерного вида.

15.Критерии вида.

16.Видообразование – качественный этап эволюционного процесса. Популяционно-генетические аспекты видообразования.  

17.Арогенез. Ароморфозы. Морфофизиологический прогресс. Эпиморфоз.

18.Аллогенез. Алломорфозы. Теломорфозы. Гиперморфозы.

19.Катагенез. Катаморфозы. Гипоморфозы; фетализация, педоморфозы; неотения.

20.Происхождение жизни. Концепция абиогенеза и концепция биогенеза. Их сравнительная характеристика.

21.Антропосоциогенез. Основные этапы эволюции человека.  

22.Додарвиновские взгляды на живую природу. Значение работ К. Линнея для подготовки эволюционной теории.

23.Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.  

24.Естественно-научные предпосылки дарвинизма.    

25.Ч. Дарвин. Краткие сведения по биографии Ч. Дарвина. История создания эволюционного учения Дарвина. Основные работы Ч. Дарвина.

26.Концепция генетического нейтрализма. Современные концепции «недарвиновской» эволюции.

27.Концепции естественного отбора. Естественный отбор как движущая сила эволюции.

28.Механизмы межвидовой изоляции.

29.Биологическое разнообразие. Уровни внутривидового биоразнообразия  

30.Проблемы сохранения полиморфизма видов на различных этапах видообразования.

31.Биологический прогресс и его критерии. Биологическая стабилизация. Биологический регресс и его причины.

32.Эволюция онтогенеза. Определение онтогенеза. Основные типы онтогенеза. Типы метаморфоза. Сравнительная характеристика онтогенеза и филогенеза.

33.Эмбриональные и эмбрионально-личиночные адаптации. Палингенезы и ценогенезы.

34.Общие закономерности эволюционного процесса.

35.Макроэволюция как эволюция организации. Макроэволюция как эволюция надвидовых таксонов.  

36.Антропосоциогенез – происхождение человека и общества. Биологические предпосылки антропосоциогенеза.  

37.Роль труда в происхождении человека. Периодизация эволюции человека с технологической точки зрения. Технологии и культуры каменного века.

38.Теории происхождения рас. Научная несостоятельность расистских, евгенических и социал-дарвинистских теорий.

39.Роль социально-биологических факторов в эволюции человека. Специфика борьбы за существование и действия естественного отбора в человеческом обществе.  

43.Теория эволюции как фундамент современной биологии. Практическое значение теории эволюции.

44.История борьбы эволюционных и антиэволюционных взглядов на происхождение и развитие органического мира 

 
стр. 7
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
Земли.
 
5.2. Темы письменных работ
Темы рефератов

Теория эволюции как теоретический фундамент современной биологии

Описательный период в биологии

Формирование основных эволюционных понятий

Адаптации и их классификация

Концепция естественного отбора

Концепция генетического нейтрализма и «недарвиновские» теории эволюции

Основные формы естественного отбора

Высшие формы естественного отбора

Современные проблемы теории отбора

Доказательства эволюции органического мира

Макроэволюция. Связь макроэволюции с микроэволюцией

Общие закономерности эволюции

Аллогенез и его формы

Кладогенез. Дивергентная эволюция

Анагенез и стасигенез. Конвергенция. Параллелизм 

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Северцов, А. С.  
Теории эволюции : учебник для вузов / А. С. Северцов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 384 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07288-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/451443 
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Иорданский, Н. Н.  
Эволюция жизни :: учебное пособие для вузов / Н. Н. Иорданский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 396 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09633-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/454261 (
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
Л2.2
Еськов, Е.К
Биологическая история Земли [Электронный ресурс] : : учебное пособие / Е.К. Еськов. — Электрон. текстовые данные. — М. : Вузовское образование, 2012. — 462 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9639.html
М. : Вузовское образование, , 2012
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Кузнецова, Н.А.
Проверочные задания по теории эволюции : учебно-методическое пособие по дисциплинам «Теория эволюции», «Эволюция органического мира», «История биологии» / Н. А. Кузнецова, С. П. Шаталова. — Москва : Прометей, 2016. — 154 c. — ISBN 978-5-9907123-6-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/58183.html
Москва : Прометей, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Государственный Дарвиновский музей.-  http://www.darwinmuseum.ru/ 
 
Э2
«Антропогенез».-   https://postnauka.ru/courses/17393 4. 
 
Э3
Сайт «Проблемы эволюции».-  http://www.evolbiol.ru/
 
Э4
Сайт «Антропогенез.ру».-  http://antropogenez.ru/ 
 
стр. 8
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
Э5
Сайт по проблемам эволюции [Электронный ресурс]. – http://macroevolution.narod.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-108 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекционным занятиям.

Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями.

Методические указания  к практическим занятиям.

В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар.

В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов    семинара, практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Методические указания  для    организации самостоятельной работы

Организационные мероприятия, обеспечивающие    самостоятельную  работу студента, должны основываться на 

 
стр. 9
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
следующих предпосылках:

•самостоятельная работа должна быть конкретной но своей предметной направленности;

•самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.

Цель самостоятельной работу студентов организация систематического изучения студентами учебного материала, закрепление и углубление полученных знаний и навыков, формирование готовности студентов к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач.

Рекомендации по подготовке к экзамену.

Завершающим этапом изучения дисциплины является промежуточная аттестация.

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины   осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.