Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Зарипова Р.С.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
биологии /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы к зачету:
1.Внеурочная деятельность как элемент ФГОС. Ее значение для образовательного процесса.
2.Виды внеурочной деятельности. Особенности организации внеурочной работы учащихся (проведение наблюдений, самонаблюдений, опытов, сбор сведений из научно- популярной литературы, домашняя работа).
3.Виды домашних работ.
4.Внеклассная работа по биологии. Виды внеклассных занятий (индивидуальные, групповые, массовые).
5.План работы кружка по биологии. Признаки экскурсии и этапы ее проведения.
6.Особенности организации внеурочной деятельности по биологии.
7.Цели внеурочной деятельности по биологии. Ее задачи и основные направления.
8.Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные занятия по биологии).
9.Работа с учащимися, проявляющими интерес к биологии.
10.Привлечение молодежи к проблемам биологии.
11.Систематические и эпизодические формы внеурочной деятельности по биологии: экскурсия, домашняя работа, факультативные занятия, мероприятия внеклассной работы (кружки, студии, олимпиады, конкурсы и др.).
12.Понятие экскурсии, характеристика, особенности проведения. Виды экскурсий.
13.Характеристика кружковой работы. Виды кружков по биологии.
14.Массовая форма внеурочной работы по биологии, Олимпиада как форма деятельности. Подготовка к олимпиаде.
15.Организация конкурсов, участие в конкурсах по биологии.
16.Интеграция урочной и внеурочной деятельности по биологии.
17.Теоретические аспекты интеграции. Цель интеграции этих видов деятельности.
18.Организация системы урочновнеурочной работы. Управление данной системой.
19.Взаимодействие урочных и внеурочных занятий.Интеграция различных форм урочных и внеурочных занятий.
20.Совместная деятельность школы, семьи и внешкольных учреждений в системе урочно-внеурочных занятий.
21.Организация внеурочной деятельности учителя и учащихся. Составление списка планируемых результатов обучения.
22.Планирование тематических результатов обучения.
23.Планирование текущих результатов обучения.
24.Структура рабочей программы по внеурочной деятельности. Методические рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности по биологии.
25.Отличие от рабочей программы учебного предмета.
26.Типы образовательных программ внеурочной деятельности. Общие правила разработки программ внеурочной деятельности.
27.Содержание программы. Ресурсное обеспечение программы. Алгоритм проектирования программ внеурочной деятельности.
28.Понятие, структура и содержание календарно-тематического планирования.
29.Обучение родителей безопасности жизнедеятельности. Порядок проведения родительских собраний с приглашением специалистов в области биологии.
30.«Уроки» повышения знаний для родителей. Организация лекций, семинаров для родителей по темам, изучаемым учащимися в различных классах.
Примерная тема рефератов:
1.Роль внеклассной работы в образовательном процессе.
2.Методика проведения внеклассных мероприятий.
3.Взаимодействие семьи и школы во внеурочной деятельности.
4.Развитие творческих способностей учащихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.
5.Нетрадиционные формы интеграции урочной и внеурочной деятельности учащихся.
6.Методика проведения занятий во внеурочное время.
7.Формирование у школьников интереса к занятиям по биологии.
8.Преимущества и недостатки вовлечения родителей в урочную и внеурочную деятельность по биологии
9.Помощь родителей педагогам школ при организации массовых мероприятий, экскурсий, выездов.
10.Работа с родителями по вопросам безопасного поведения детей в быту.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
В ходе подготовки к семинарским занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинарском занятии. Готовясь к докладу или реферативному сообщению с презентацией, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.
С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа студентов включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата с презентацией, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение тестовых заданий.
Рекомендации по подготовке к зачету
Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет
При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.