2022-2023_z44_03_01 Б 2162 гр__plx_Внеучебная деятельность по биологии
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Внеучебная деятельность по биологии
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
120
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
120
120
120
120
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н, доцент, Зарипова Р.С. _________________
 
 
Внеучебная деятельность по биологии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Зарипова Р.С.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся, систематизированных научно–теоретических знаний и практических навыков в области методики проведения внеклассных мероприятий по биологии
1.2
дать обучающимся представление о формах и видах внеклассной работы по биологии;
1.3
познакомить обучающихся с методикой организации и проведения мероприятий по биологии;
1.4
формировать умения планировать, разрабатывать дополнительные образовательные программы с использованием информационно-коммуникационных технологий, для проведения внеклассных мероприятий, направленных на воспитание у учащихся экологической культуры и культуры здорового образа жизни.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.2
Методика обучения биологии
2.1.3
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.4
Экономика
2.1.5
Общая и социальная психология
2.1.6
Производственная практика. Практика  по воспитательной работе
2.1.7
Психолого-педагогический практикум
2.1.8
Иностранный язык
2.1.9
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.10
Русский язык и культура речи
2.1.11
Производственная практика  по воспитательной работе
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
 
ОПК-4.2: Осуществляет отбор диагностических средств для определения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей
 
ОПК-4.3: Применяет способы формирования воспитательных результатов на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях в различных видах учебной и внеучебной деятельности
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.2: Осуществляет разработку программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-2.5: Демонстрирует умение разрабатывать программы воспитания, в том числе адаптивные совместно с соответствующими специалистами
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
научные основы содержания школьного образования по биологии, ориентируется в проблематике и достижениях современной науки;
3.1.2
назначение и особенности использования различных форм и методов досуговой деятельности по повышению культуры в области биологии
3.1.3
основы дидактики, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных образовательных технологий при разработке дополнительных образовательных программ.
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 4
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
3.2.1
проектировать образовательный процесс в соответствии требованиями образовательных стандартов направленных на формирование у учащихся экологической культуры и культуры здорового образа жизни в рамках внеучебной деятельности;
3.2.2
выбирать и реализовывать оптимальные методы, формы, педагогические технологии.
3.2.3
разрабатывать дополнительные образовательные программы по внеучебной деятельности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками разработки дополнительных образовательных программ, с использованием активных форм, методов и технологий, обеспечивающих развитие у обучающихся творческих способностей, готовности к сотрудничеству, активности, инициативности и самостоятельности, а также формированию личности безопасного типа поведения;
3.3.2
опытом осуществления образовательной деятельности по профилю "Биология" в форме внеурочной деятельности с использованием инновационных информационно-коммуникационных технологий;
3.3.3
навыками пропаганды культуры здорового образа жизни среди населения.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Внеурочная деятельность как элемент ФГОС

 
1.1
Направления внеурочной деятельности по биологии в школе. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
1.2
Понятие и виды внеурочной деятельности /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
1.3
Основные формы внеурочной деятельности по биологии в школе. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
1.4
Интегрирующий аспект внеурочной деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
1.5
Педагогический опыт проведения внеклассных мероприятий по биологии /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
 
Раздел 2. Организация внеурочной деятельности

 
2.1
Проектирование внеурочной деятельности по биологии /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
2.2
Составление программы внеурочной деятельности по биологии /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
2.3
Тематическое планирование внеурочной деятельности по биологии /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
2.4
Анализ учебных программ /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
 
Раздел 3. Методика организации внеклассных мероприятий по биологии

 
3.1
Туристско-краеведческий аспект внеурочной деятельности по биологии /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
3.2
Формы организации внеурочной и внеклассной работы по биологии /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
3.3
Организация и методика проведения занятий по теме «Условия формирования экологической культуры» /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
3.4
Вовлечение родителей учащихся во внеурочную деятельность по биологии /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
3.5
Работа с родителями по вопросам воспитания безопасного поведения детей и подростков в быту, в общении со сверстниками. Обучение биологии в системе непрерывного образования. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
3.6
Организация и методика проведения занятий по теме «Экологические привычки в повседневной жизни» /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
3.7
Организация и методика проведения занятий по теме «Волонтерская деятельность» /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
3.8
Организация и методика проведения занятий по теме "Проведение экскурсии" /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
3.9
Разработать тематический план работы туристического кружка с уклоном в

биологии /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
3.10
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2.2 ОПК-2.5
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1.Внеурочная деятельность как элемент ФГОС. Ее значение для образовательного процесса.

2.Виды внеурочной деятельности. Особенности организации внеурочной работы учащихся (проведение наблюдений, самонаблюдений, опытов, сбор сведений из научно- популярной литературы, домашняя работа).

3.Виды домашних работ.

4.Внеклассная работа по биологии. Виды внеклассных занятий (индивидуальные, групповые, массовые).

5.План работы кружка по биологии. Признаки экскурсии и этапы ее проведения.

6.Особенности организации внеурочной деятельности по биологии.

7.Цели внеурочной деятельности по биологии. Ее задачи и основные направления.

8.Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные занятия по биологии).

9.Работа с учащимися, проявляющими интерес к биологии.

10.Привлечение молодежи к проблемам биологии.

11.Систематические и эпизодические формы внеурочной деятельности по биологии: экскурсия, домашняя работа, факультативные занятия, мероприятия внеклассной работы (кружки, студии, олимпиады, конкурсы и др.).

12.Понятие экскурсии, характеристика, особенности проведения. Виды экскурсий.

13.Характеристика кружковой работы. Виды кружков по биологии.

14.Массовая форма внеурочной работы по биологии, Олимпиада как форма деятельности. Подготовка к олимпиаде.

15.Организация конкурсов, участие в конкурсах по биологии.

16.Интеграция урочной и внеурочной деятельности по биологии.

17.Теоретические аспекты интеграции. Цель интеграции этих видов деятельности.

18.Организация системы урочновнеурочной работы. Управление данной системой.

19.Взаимодействие урочных и внеурочных занятий.Интеграция различных форм урочных и внеурочных занятий.

20.Совместная деятельность школы, семьи и внешкольных учреждений в системе урочно-внеурочных занятий.

21.Организация внеурочной деятельности учителя и учащихся. Составление списка планируемых результатов обучения.

22.Планирование тематических результатов обучения.

23.Планирование текущих результатов обучения.

24.Структура рабочей программы по внеурочной деятельности. Методические рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности по биологии.

25.Отличие от рабочей программы учебного предмета.

26.Типы образовательных программ внеурочной деятельности. Общие правила разработки программ внеурочной деятельности.

27.Содержание программы. Ресурсное обеспечение программы. Алгоритм проектирования программ внеурочной деятельности.

28.Понятие, структура и содержание календарно-тематического планирования.

29.Обучение родителей безопасности жизнедеятельности. Порядок проведения родительских собраний с приглашением специалистов в области биологии.

30.«Уроки» повышения знаний для родителей. Организация лекций, семинаров для родителей по темам, изучаемым учащимися в различных классах. 

 
стр. 6
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тема рефератов:

1.Роль внеклассной работы в образовательном процессе.

2.Методика проведения внеклассных мероприятий.

3.Взаимодействие семьи и школы во внеурочной деятельности.

4.Развитие творческих способностей учащихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

5.Нетрадиционные формы интеграции урочной и внеурочной деятельности учащихся.

6.Методика проведения занятий во внеурочное время.

7.Формирование у школьников интереса к занятиям по биологии.

8.Преимущества и недостатки вовлечения родителей в урочную и внеурочную деятельность по биологии

9.Помощь родителей педагогам школ при организации массовых мероприятий, экскурсий, выездов.

10.Работа с родителями по вопросам безопасного поведения детей в быту. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении РПД 
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Зарипова Р.С.
Методика обучения биологии:  учебное пособие для студентов учреждений высшего педагогического образования / Р. С. Зарипова, А. Р. Хасанова, С. Е. Балаян. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015. — 94 c. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/49922
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Зиангирова, Л. Ф. 
Организация проектной деятельности учащихся: научно-практические рекомендации для учителей, методистов и студентов педвузов / Л. Ф. Зиангирова. — Уфа : Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, 2007. — 53 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/31943.html
Уфа : Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, 2007
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности - URL:   http://www.obzh.ru/
 
Э2
Студенческая библиотека онлайн https://studbooks.net/70718/bzhd/obschie_polozheniya_bezopasnosti_zhiznedeyatelnosti
 
Э3
Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций http://0bj.ru/
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 7
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-411 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-105 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, учебное оборудование, лабораторные наборы, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

      В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

      В ходе подготовки к семинарским занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинарском занятии. Готовясь к докладу или реферативному сообщению с презентацией, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

      В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю.

     Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа студентов включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-  чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

-  ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата с презентацией, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

 
стр. 8
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение тестовых заданий.        

  Рекомендации по подготовке к зачету

     Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

     Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

     Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.